Глава 8: МИРОВОЙ РЫНОК И РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Глава 8
МИРОВОЙ РЫНОК И РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
/. Понятие мирового рынка и его классификация • 2. Понятие экономической и рыночной конъюнктуры и ее место в маркетинговых исследованиях • 3, Научно-технический прогресс как фактор развития общехозяйственной и рыночной конъ¬юнктуры • 4. Фазы цикла и колебания конъюнктуры мирового рынка • 5. Факто¬ры развития экономической и рыночной конъюнктуры- их классификация и меха¬низм взаимодействия
1- Понятие мирового рынка и его классификация
Многочисленные обследования и опросы руководящего персонала фирм показывают, что изучение рынка, и прежде всего мирового, яв-ляется важным направлением маркетинговых исследований, способ-ствующим обеспечению высокой конкурентной ПОЗИЦИИ компании и ее товаров, в том числе и в международных масштабах. Так, опрос, проведенный на пороге XXI в. среди 276 американских компаний, представляющих основные отрасли промышленности, показал, что 99% опрошенных активно занимаются изучением рынка. Согласно данным другого обследования, проведенного в тот же период в Вели-кобритании, 97% фирм систематически изучают рынки сбыта, причем для крупных ТНК эта цифра равна 100%.
Комплексное исследование рынка, по мнению деловых кругов, является инструментом, помогающим бизнесмену избежать оши¬бок, снизить риск при принятии им рыночных управленческих ре¬шений.
Товарный рынок — система экономических связей, во-первых, между производителями и потребителями данного товара и, во-вторых, внутри групп производителей и потребителей. Основной

I Понятие мирового рынка и его классификация 179
формой связей первого типа является купля-продажа, второго — конкуренция.
Товарные рынки, взаимодействуя через механизм межотраслевой конкуренции, формируют национальный рынок в целом. В ходе исто-рического развития рыночные отношения выходят за рамки нацио-нальных границ и формируются международные, или мировые, товар¬ные рынки, Функционируют они в тесном взаимодействии с соответст-вующими рынками отдельных стран и регионов.
При классификации по территориальному признаку исключитель-но важен с методологической и практической точек зрения вопрос оп-ределения и структуризация понятия «мировой рынок».
Условно первичным элементом этой системы является внутрен-ний рынок, под которым подразумевают сферу товарного обмена, ограниченную государственными границами, совокупность эконо-мических отношений товаропроизводителей и потребителей в кон-тексте реализации товара. Отличие внутреннего рынка от националь-ного заключается в появлении у последнего такого важного элемента функционирования экономического механизма большинства стран, как экспортно-импортные операции. Таким образом, национальный рынок — это сфера осуществления внутриторговых и внешнеторго-вых операций.
Исходя из вышеизложенного, мировой рынок логично опреде-лить как совокупность национальных рынков, включающих как внут-риторговые, так и внешнеторговые операции. Таким образом, ми-ровой рынок — понятие значительно более широкое, чем междуна-родные торговые операции, за счет включения такого важного элемента, как внутренняя торговля. При этом внутренняя торговля обеспечивает преимущественную долю всех торговых операций ми-рового рынка.
Существует огромное разнообразие товарных рынков, в том числе и мировых, с присущими им условиями формирования и факторами развития экономической конъюнктуры. Для каждого товарного рынка и каждого этапа развития его конъюнктуры характерно свое сочетание факторов, определяющих особенности и параметры краткосрочных и долгосрочных тенденций, среднесрочных колебаний и краткосрочных изменений, их относительную значимость, ранжирование во взаимо¬действии друг с другом.
Практическая направленность, конъюнхтурных исследований оп-ределяет специфику подходов и методов классификации мировых то-варных рынков (табл. 8Л).

L80 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктура
Таблица 8 1 Классификация мировых товарных рынков

Классификационный признак Тип рынка
Структура хозяйства страны 1 Рынки стран с экономикой типа натурального хозяйства
2 Рынки стран — экспортеров сырья
3 Рынки развивающихся стран
4 Рынки новых индустриальных стран
5 Рынки промышленно развитых стран
Уровень доходов и харак-тер их распределения 1 Рынки стран с низким уровнем доходов (очень низ¬ким и преимущественно низким)
в стране 2 Рынки стран с очень низким и очень высоким
уровнями доходов
3 Рынки стран с низким, средним и высоким уровня¬ми доходов
4 Рынки стран с преимущественно средним уровнем семейных доходов
Территориальный охват 1 Внутренний рынок
2 Национальный рынок
3 Региональный рынок
4 Мировой рынок
5 Глобальный рынок
Тоиарно-отраслевой с многоуровневой 1 Мировой рынок машин и оборудования
2 Мировой рынок минерального сырья и топлива
детализацией 3 Мировой рынок сельскохозяйственного сырья
4 Мировой рынок продовольственных товаров
5 Мировой рынок лесных товаров
Сфера производства 1 Мировой рынок промышленных товаров (сырье, продовольствие, машины и оборудование)
2 Мировой,рынок продукции интеллектуального творчества (достижения науки, технологии, ноу-хау, произведения искусства, книги и др )
3. Мировой рынок потребительских товаров
Характер конечного использования 1. Мировые рынки товаров производственного назна-чения
2. Мировые рынки пот^бнтельских товаров
Срок использования 1. Мировые рынки товаров долговременного пользования
товаров
1 Z Мировые рынки товаров краткосрочного пользования
3. Мировые рынки товаров одноразового пользования

I Понятие мирового рынка и его классификация '°'
Окончание тйбп 8 I

Классификационный
признак Тин рынка
Организационная струк-тура торговли (различные условия торювли и харак¬тер взаимоотношений между продавцами и покупателями) 1 Мировой рынок
а) открытый
б) закрытый
в) преференциальный
2 Внутренний рынок
а) оптовый
б) розничный
Поясним приведенную классификацию типов товарных рынков. Привлекательность страны в качестве рынка сбыта той или другой продукции определяется прежде всего двумя характеристиками: струк¬турой хозяйства и уровнем и распределением доходов в стране. Струк¬тура хозяйства определяет производственный спрос, т.е. спрос на сырье, материалы, машины и оборудование, инструменты Группе промышленно развитых стран свойственна передовая структура хо¬зяйства" промышленность носит широкодиверсифицированный ха-рактер, значительно развита сфера услуг, доля сельского хозяйства невелика В группе развивающихся стран структура хозяйства пред-ставлена прежде всего сельским хозяйством и горнодобывающей про-мышленностью, имеющими экспортную направленность
Промышленно развитые страны являются основными экспортера¬ми и импортерами промышленных товаров При этом они ориентиру¬ются главным образом на наукоемкие отрасли Большой размах и мно-гообразие производственной деятельности делают промышленно раз-витые страны с их богатыми рынками сбыта, привлекательными для любых товаров. Значительно способствуют этому усиление процессов специализации и кооперирования на основе международного разделе-ния труда, а также научно-технический прогресс,
Новые индустриальные страны уделяют большое внимание разви-тию обрабатывающей промышленности и ее диверсификации. Они все больше полагаются на импорт различного сырья и продукции тя¬желого машиностроения1.
Развивающиеся страны, страны — экспортеры сырья богаты од¬ним или несколькими видами природных ресурсов Большую часть ва-лютных поступлений для нужд развития своей экономики они получа-ют за счет экспорта этих ресурсов. К таким странам относится в на¬стоящее время и Россия, тошшвно-сырьевые ресурсы в экспорте которой составляют около 90%.

182 Глава 8 мировой рынок и рыночная конъюнктура
Уровнем и характером распределения доходов в стране определя-ется прежде всего спрос на потребительские и продовольственные то-вары. Обобщающим показателем уровня доходов является величина валового внутреннего продукта (ВВП) в расчете на душу населения в стране.
Классификация рынков ло товарно-отраслевому признаку с мно-гоуровневой детализацией принята во всех исследовательских учреж-дениях, обслуживающих интересы сферы внешнеэкономической дея-тельности
В группу рынков машин и оборудования входят различные рынки ма-шинно-технических изделий, такие, как, общего машиностроения; электротехнического и приборостроения, транспортного машино¬строения.
В группу рынков минерального сырья и топлива включены рынокто-плива и энергетического сырья (уголь, нефть и нефтепродукты, при¬родный газ, уран), рынки минерального сырья (руды черных и цветных металлов, бокситы, первичные и вторичные металлы); рынки химиче¬ского сырья и сельскохозяйственных удобрений.
В группурынков сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров; рынки промышленного сельскохозяйственного сырья (хлопок, шерсть, натуральный каучук); рынки лесных товаров (дело¬вая древесина, пиломатериалы, целлюлоза и т д.); рынки продовольст¬венного сырья (зерно, сахар, животные и растительные масла, мясо, кофе, фрукты, рыба и рыбопродукты).
Подобная классификация обусловлена тем, что национальная ста-тистика большинства государств и статистика международных органи-заций, и прежде всего ООН, строится по отраслевому признаку
Принципиально важное значение имеет классификация рынков с точки зрения условий торговли и характера взаимоотношений между продавцами и покупателями, поскольку указанные условия являются
важными факторами формирования цен на этих рынках, их уровней и стабильности. Организационная структура рынков складывается в за-висимости от условий торговли на товарных рынках и характера групп продавцов и покупателей. На внутреннем рынке различают два секто¬ра — оптовый и розничный. Оптовая торговля — это посредническое звено между товаропроизводителями и розничной торговлей. Она опе-рирует относительно крупными партиями, осуществляется по опто¬вым ценам, часто иегхользует форму кредита и тд.
Розничная торговля представляет собой форму торговли, посредст-вом которой Товар поставляется конечному потребителю. Она осуще-ствляется по розничным ценам, сопряжена с набором различных ус-луг, оказываемых потребителю.

I Понятие мирового рынка и его классификация 1 S3
В структуре большинства мировых товарных рынков можно разли-чить два основных сектора — закрытый и открытый, которые обладают собственными принципами торговли и ценообразования; эти секторы, в свою очередь, могут быть условно разбиты на сегменты
Закрытый мировой рынок представляет собой товарный рынок, где взаимодействуют продавцы и покупатели, связанные различными фор-мами некоммерческих отношений: юридической зависимостью, систе-мой долевого участия и финансового контроля, соглашениями о специа-лизации и кооперировании, специальными торгово-экономическими, валютно-кредитными, военно-политическими и специфическими дого-ворами, которые не носят сугубо коммерческого характера,
Основные сегменты закрытого мирового рынка — это внутрифир-менные поставки, представляющие товарооборот между филиалами, дочерними и головными предприятиями крупных (преимущественно транснациональных) корпораций; поставки между аффилированными (зависимыми) компаниями, субпоставки товаров, осуществляемые мелкими и средними формально независимыми фирмами, выступаю-щими подрядчиками монополий или олигополии в рамках специализа-ции и кооперирования производства; специальная торговля, представ-ленная поставками товаров в рамках «помощи», по долгосрочным кон-трактам, бартерные и компенсационные сделки, сделки «свич» и т.д.
Важнейшими особенностями, присущими формированию конъ¬юнктуры в закрытом секторе товарного рынка, являются преоблада¬ние различных форм регулирования, ограниченное влияние конъюнк¬турных факторов и свободных механизмов рынка, относительная ус¬тойчивость рыночных цен. Однако эти цены не являются мировыми и не могут служить справочными ценами.
Открытый сектор мирового рынка представляет собой сферу обыч-ной коммерческой деятельности практически неограниченного круга независимых покупателей и продавцов. Отсутствие специфических связей (некоммерческих) между контрагентами предопределяет отно-сительную неустойчивость складывающихся между ними отношений. Для них характерны заключение краткосрочных коммерческих сделок (насрокдо 1—1,5 лет); операции на свободном рынке, представленные главным образом сделками на бирже и ринке спот; частые и резкие ко-лебания цен. Цены открытого мирового рынка являются мировыми и могут служить справочными ценами.
Промежуточное положение на стыке двух основных рыночных сек-торов занимают торговые операции, характеризующиеся специфически¬ми особенностями обоих упомянутых секторов, но вьщеляемые в особую преференциальную зону. Сюда следует отнести торговые сделки по долго¬срочным контрактам, торговлю региональных торгово-экономических

184 Глава 8. Мировой рынок и рыночная конъюнктура
группировок с третьими странами но специальным соглашениям, преду¬сматривающим участникам экономические льготы. Эти цены также не могут определяться как мировые и не могут служить справочными для не¬связанных коммерческих контрактов и соглашений.
Такая классификация товарных рынков позволяет более избира-тельно подходить к анализу особенностей каждого отдельного мирово-го рынка и углубить характер дальнейшего исследования конкретного товарного рынка исходя из специфических особенностей самого това-ра, характера его производства и конечного использования, организа-ционной структуры сбыта и территориальной принадлежности.
2. Понятие экономической и рыночной конъюнктуры и ее место
в маркетинговых исследованиях
Исследование конъюнктуры мировых товарных рынков направле¬но на осуществление обоснованного анализа и прогноза положения, складывающегося на том или ином товарном рынке на определенный момент или за определенный период времени.
Изучение конъюнктуры рынка составляет неотъемлемую часть ра-боты служб маркетинга. В зарубежной литературе, посвященной во¬просам маркетинговых исследований (marketing research), в качестве их основных объектов используются понятия маркетинговой среды (marketing environment, market area) и изучения рынка (market research), что включает в себя прежде всего вопросы исследования экономиче¬ской конъюнктуры, включая общехозяйственную и рыночную.
Понятие «конъюнктура» (лат. — congungo, итал. — congiutura) в широком смысле означает совокупность условий, взятых в их взаим¬ной связи, переходящую ситуацию, обстановку, положение вещей. В отечественной литературе понятие конъюнктуры применяется во всех случаях, когда речь идет о характеристике ситуации, складываю-шейся в международной экономической среде и на мировом рынке в данный момент или за относительно непродолжительный период вре-мени. При этом экономическая конъюнктура подразделяется на обще-хозяйственную и конъюнктуру товарных рынков (рис. 8.1).
Более долгосрочные исследования и прогнозы связаны со страте-гическим анализом и планированием рыночных действий в рамках стратегического международного маркетинга.
Исследование маркетинговой среды и исследование рынка пред-полагают анализ и прогноз различных экономических, демографиче-ских, социальных, притюдньгх, политических и других условий и об-стоятельств. Все они представляют собой конъюнктурообразующие

2. Понятие экономической и рыночной конъюнктуры 185
Экономическая конъюнктура




Общехозяйственная конъюнктура Конъюнктура товарных рынков
Изучение экономической маркетинговой среды

Рис 8,1. Содержание экономической конъюнктуры
факторы. Таким образом, исследование маркетинговой среды и иссле-дование рынка в рамках службы маркетинга тесно связаны с изучени¬ем конъюнктуры рынка.
Начало систематического изучения хозяйственной и рыночной конъюнктуры б капиталистических странах относится к первым деся-тилетиям XX в. Сначала в США, затем в странах Западной Европы ста-ли возникать специальные частные конторы и государственные учреж-дения по изучению конъюнктуры: в США — Гарвардский институт и Комитет экономических исследований, в Англии — Лондонский и Кэмбриджский университеты, во Франции — Статистический ин¬ститут Парижского университета, в Германии — Конъюнктурный институт при Государственном статистическом управлении,
Систематическое изучение конъюнктуры мирового хозяйства и мировых рынков в нашей стране было организовано в 20-х гг., когда в Москве был создан Конъюнктурный институт. Позднее изучение конъюнктуры было продолжено в Институте мирового хозяйства АН СССР и Институте монополии внешней торговли при Министерстве внешней торговли СССР. В настоящее время в России вопросами изу¬чения конъюнктуры мировых товарных рынков занимаются Всерос¬сийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (быв¬ший Всесоюзный научно-исследовательский конъюнктурный инсти¬тут (ВНИКИ) при МВЭС СССР); Институт мировой экономики и международных отношений РАН; Всероссийский научно-исследова¬тельский институт конъюнктуры и спроса.
В современных условиях практически все крупные компании име¬ют собственные конъюнктурные службы, которые следят за развитием конъюнктуры в мировом и национальном масштабах в сфере своей деятельности. Создание собственных конъюнктурных служб обуслов-лено исключительно 'большой, ролью, которую конъюнктурные иссле-дования играют в системе комплексных маркетинговых исследований.

186 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктуря
Согласно данным на конец 90-х гг в подавляющем числе случаев (до 99%) на крупных зарубежных фирмах началу разработок новых то-варов обязательно предшествует исследование потребностей рынка й предпочтений потребителей Если фирмы не в состоянии сами прово-дить маркетишовыс, в том числе конъюнктурные, исследования, они заказывают их фирмам и институтам, специализирующимся в области маркетинговых исследований и прогнозирования экономической и рыночной конъюнктуры
Рыночная конъюнктура — это форма проявления на рынке системы факторов и условий в их постоянном развитии и взаимодействии на данный момент или в течение относительно непродолжительного пе-риода времени, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен
Данное определение включает сущностные черты понятия конъ¬юнктуры
1) в нем выделен предмет исследования — рынок,
2) подчеркивается, что понятие конъюнктура не ограничивается только сферой обмена, а охватывает весь процесс воспроизводства (производство, распределение, обращение, потребление), который рассматривается через призму обмена;
3) конъюнктура рассматривается во времени и пространстве, в ди-намичном развитии;
4) конъюнктура увязывается с конкретно-историческими условия¬ми процесса воспроизводства, ибо для каждого нового этапа развития воспроизводственного процесса характерно свое сочетание факторов и условий развития конъюнктуры;
5) подчеркивается, что основной формой ее проявления является соотношение спроса, предложения и динамики цен. В конечном итоге именно эти факторы, определяющие состояние и динамику рынка, яв¬ляются центральным звеном в рыночных исследованиях,
Прочие факторы оказывают воздействие на развитие конъюнкту¬ры рынка лишь опосредованно, через спрос и предложение.
Итак, в понятии экономической конъюнктуры выделяют две отно-сительно самостоятельные составные части — общехозяйственную конъюнктуру и конъюнкгурутоварных рынков, которые, будучи отно¬сительно самостоятельными, втоже время находятся в тесном взаимо¬действии.
Общехозяйственную конъюнктуру можно рассматривать как систе-му, представляющую собой структурное единство, т.е. некую совокуп-ность конъюнктур товарных рынков с множеством отношений между ними. Свойства общехозяйственной конъюнктуры нельзя считать арифметической суммой свойств составляющих ее товарных конь-

3 НТП как фактор развития общественной и рыночной конъюнктуры 1S7
юнктур Объединение конъюнктур товарных рынков в качестве эле-ментов в общехозяйственную конъюнктуру как нечто целое придает последней новые качества, которых нет у составляющих ее товарных конъюнктур, т.е здесь находит проявление принцип эмерджентности. Конъюнктура товарного рынка как элемент общехозяйственной конъюнктуры характеризуется как специфическими, только ей прису-щими особенностями, так и общими чертами, свойственными обще-хозяйственной конъюнктуре Таким образом, только взаимодействие и взаимосвязь этих черт и особенностей общего и его части определяют характер формирования и развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры Конъюнктура общехозяйственная и товарная имеют ха-рактерные черты.
• непостоянство", изменчивость и частые колебания. Одни колеба¬ния отражают действие сил, кратковременно воздействующих на конъ¬юнктуру, другие — результат факторов, оказывающих среднесрочное или длительное влияние на состояние рыночной конъюнктуры;
• неравномерность, что хорошо видно, когда совпадает направле-ние динамики различных показателей, характеризующих конъюнкту-ру, но не совпадают темпы,
• исключительная противоречивость, которая выражается в том, что различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетель¬ствуют о наличии противоположных тенденций — подъема и спада;
• единство противоположностей, складывающихся в процессе воспроизводства
3. Научно-технический прогресс как фактор развития общественной и рыночной конъюнктуры
При исследовании конъюнктуры мирового рынка необходимо раз-личать условия ее формирования и факторы развития в конкретный период времени. К основным факторам развития конъюнктуры миро-вого рынка относят научно-технический прогресс, цикл воспроизвод-ства, государственное регулирование и др.
При исследовании особенностей движения конъюнктуры мирово¬го рынка в целом следует изучать общее направление развития ее усло-вий и факторов, которые характеризуются значительной инерционно-стью. Они формируют длительные тенденции. Исторически законо-мерно усиление влияния длительных тенденций на конъюнктуру.
Среди важнейших условий развития экономической конъюнктуры основное место принадлежит научно-техническому прогрессу (НТП), который представляет собой не монотонное, а волнообразное, цикли-

188 Глава 8. Мировой рынок и рыночная конъюнктура
ческое движение, связанное с экономическими процессами и характе-ризующееся разрывами. Именно динамичное развитие НТП в различ-ных его формах во многом объясняет адаптивность рыночной эконо-мики, придавая ей характер саморазвивающейся системы. Научные исследования, подкрепленные статистикой качественных и количест-венных макроэкономических показателей (объем ВВП, объем про-мышленной продукции, капиталовооруженность, производитель¬ность труда), позволяют утверждать, что развитие в различных формах НТП определяется не готовностью предпринимателей к инновациям, не преходящими всплесками предпринимательской активности, а са¬мими основами воспроизводственных процессов, присущими рыноч¬ной экономике.
Научно-технический прогресс лежит в основе «длинных волн конъ-юнктуры», или «больших циклов Кондратьева», в основе экономическо¬го промышленного цикла (среднесрочного) и жизненного цикла това¬ров, формирующих новую отраслевую структуру экономики.
Помимо волн Кондратьева, в экономической науке разработаны и другие виды циклов, которые также влияют на развитие рынка и долж-ны быть учтены в маркетинговых исследованиях и рыночном прогно-зировании.
Классификация циклов в рыночной симптоматике
• Циклы Кондратьева; длинноволновые (40—60 лет) — ра-дикальные изменения в технологической области
• Циклы Кузнеца (20 лет) — сдвиги в воспроизводственной структуре производства (называют воспроизводственными или строительными)
• Циклы Джаглера (7—11 лет) — итог взаимодействия много-образных денежно-кредитных факторов
• Циклы Китчина (3—5 лет) — порождаются динамикой отно-сительной величины запасов товарно-материальных ценно-стей на предприятиях
• Частные хозяйственные циклы (1—12 лет), связанные с коле-баниями инвестиционной активности
Исследователи экономики научно-технического прогресса и ры¬ночных трансформаций выработали представление о жизненном цикле товара, развившееся затем в концепцию жизненного цикла больших технологических систем, с помощью которой объясняются наиболее общие закономерности эволюции крупных направлений научно-тех-


3. НТП кпк фактор развития общественной и рыночной конъюнктуры 189
нического прогресса в сфере экономики. Цикл жизни продукта или технологической системы наиболее ярко проявляется в следующих друг за другом поколениях наукоемких видов конечной продукции. Концепция жизненного цикла дополняется классификацией ново-введений, т.е. введенных в производство новых технических решений (изобретений), и представлением о распределении различных классов нововведений по стадиям жизненного цикла.
Заслуга советского экономиста Н. Д. Кондратьева, автора «Больших циклов конъюнктуры», состоит в утверждении, что технический про¬гресс представляет собой колебательное движение и его цикличность связана с экономическими процессами, протекающими в нескольких равновесных состояниях. Эти явления в экономической литературе из¬вестны как «циклы Кондратьева», или «большие циклы конъюнктуры». По мнению Кондратьева, существуют равновесия трех видов:
1) равновесие «первого порядка» — между обычным рыночным спро¬сом и предложением. Отклонения от него рождают краткосрочные коле¬бания длительностью 3—3,5 года, т.е. циклы в товарных запасах;
2) равновесие «второго порядка*, достигаемое в процессе формирова¬ния цен путем межотраслевого перелива капитала, вкладываемого глав¬ным образом в оборудование. Отклонения от этого равновесия и его вос¬становление связаны с циклами средней продолжительности;
3) равновесие «третьего порядка», которое касается «основных капи¬тальных благ». В эту категорию включаются промышленные здания, ин¬фраструктурные сооружения, квалифицированная рабочая сила, обслу¬живающая данный технический способ производства. Запас основных ка¬питальных благ должен находиться в равновесии со всеми факторами, определяющими существующий способ производства, со сложившейся отраслевой структурой производства, сырьевой базой и источниками энергии, ценами, занятостью и общественными институтами, состоянием кредитно-денежной системы и тл. Периодически это равновесие также нарушается, и возникает необходимость создания нового запаса основных капитальных благ, которые соответствовали бы складывающемуся новому техническому способу производства. Согласно теории Кондратьева, такое обновление основных капитальных благ, отражающее движение научно-технического прогресса, происходит не плавно, а толчками и является ма¬териальной основой больших циклов конъюнктуры.
В своей теории Н. Д. Кондратьев раскрыл внутренний механизм как спадов, так и подъемов в развитии экономической конъюнктуры рыноч¬ного хозяйства, создал широкую картину взаимосвязанных процессов, подчеркнув, что каждый длинный цикл протекает в новых конкретно-исторических условиях, на новом уровне развития п роизводительных сил.
В основе современной концепции длинных волн конъюнктуры лежит взаимосвязь двух процессов: колебаний капиталовложений в инфраструк-

190 Глава 8, Мировой рынок и рыночная конъюнктура
туру, ил и производственного цикла, и жизненного цикла крупных техно¬логических систем. Под такими системами понимаются совокупности ос-новныхи смежных отраслей, атакжеобъектоиинфраструктуры, обеспечи¬вающие производство семейства новых товаров. Каждая такая система представляет крупное направление научно-технического прогресса.
В современной экономической литературе принято деление большого цикла конъюнктуры (периодичностью 45—60лет) на четыре фазы с назва¬ниями, повторяющими имена фаз среднесрочного цикла: подъем, кризис, депрессия, оживление. Внешне длинная волна конъюнктуры проявляется в динамике индекса промышленного производства, так же как в средне¬срочном промышленном цикле. Однако в большом цикле фаза спада ха¬рактеризуется снижением среднегодовых темпов прироста производства по сравнению с максимальными показателями, достигаемыми в фазе про¬цветания, а не абсолютным сокращением, наблюдаемым в рамках средне¬срочного цикла. В фазе депрессии большого цикла отмечаются самые низ¬кие темпы прироста, но, в отличие от фазы депрессии среднесрочного цикла, рост не прекращается. Фаза восстановления знаменуется повыше-ниемтемпов прироста по сравнению с депрессией, а самые высокие темпы прироста в рамках большого цикла достигаются в фазе процветания.
Внутренний механизм больших циклев характеризуется такими ка-чественными показателями, как капиталовооруженность, производи¬тельность труда, капиталоотдача, норма прибыли. Главную роль в воз¬никновении длительных колебаний в экономике играют капитальные вложения в радикально новую производственную технику. Концепция длинных волн приближает к пониманию деформации среднесрочного цикла воспроизводства — важного условия формирования экономиче¬ской конъюнктуры. На фазах восстановления и процветания в условиях расширения капиталовложений для возмещения выбывающих фондов и образования новых отраслей глубина и продолжительность кризисов среднесрочного цикла сокращаются, а фазы подъема усиливаются. На фазах спада и депрессии большого цикла конъюнктуры, когда в условиях насыщенности рынка сбыта и низкой загрузки производственных мощ¬ностей капитальные вложения используются для рационализации про¬изводства, кризисы среднесрочного цикла становятся более глубокими и продолжительными.
Концепция длинных волн показывает неизбежность периодиче¬ских, приблизительно раз в 50 лет, длительных структурных кризисов в рыночной экономике и возможность их преодоления путем внедре¬ния новой техники. Концепция длинных волн указывает на необходи¬мость замены одних производственных организационных форм други¬ми в условиях изменившегося технического способа производства (свободная конкуренция, монополия и олигополия, государственно-монополистическое регулирование и ТНК). В целом концепция длин-

4. Фазы цикла и колебания конъюнктуры мирового рынка

191

ных волн объясняет величайшую гибкость рыночной экономической системы и ее способность адаптироваться к меняющимся условиям. Концепция цикличности, длинные кондратьевские волны позво¬ляют осуществлять дол госроч ны й прогноз развития мировых ры нков и разрабатывать адаптивные маркетинговые стратегии.
4. Фазы цикла и колебания конъюнктуры мирового рынка'
Смена фаз периодических циклов воспроизводства (среднесроч-ных) является основной причиной регулярных колебаний конъюнкту¬ры рыночной экономики и мирового рынка.
Подготовка условий в одной фазе цикла для перехода к следующей фазе — закон рыночной экономики развития. Так, кризис вызревает в фазе подъема, депрессия подготавливается кризисом, условия для оживления закладываются депрессией. В свою очередь, на основе раз-вития противоречий в фазе оживления происходит постепенный пере-ход к подъему (рис. 8.2).

Кризис
I

Депрессия

Оживление

Подъем
~т~



Спрос подает
Предложение низкое
Цены: высокие, на прежнем уровне, низкие

Спрос низкий
Предложение низкое
Цены: высокие, на прежнем уровне,
низкие

Спрос растет
Предложение растет
Цены растут

Спрос высокий. Пик
Предложение высокое. Пик
Цены высокие.
Пик

Рис. 8.2. Фазы цикла воспроизводства
Смена фаз цикла, а также процессы, которые приводят к наступле-нию периодических кризисов перепроизводства, и являются основой и первопричиной всех конъюнктурных колебаний. Следовательно, науч-ный анализ конъюнктуры возможен лишь на основе глубокого знания ха¬рактерных признаков каждой фазы цикла и условий перехода из одной фазы в другую, так как основные повороты в движении общехозяйствен¬ной и товарной конъюнктуры происходи именно при смене фаз цикла.
Периодические кризисы перепроизводства связаны с созданием ми-рового рынка. Его образование явилось одновременно результатом и предпосылкой возникновения крупной машинной иняустрии, развитие которой неизбежно протекает скачками через кризисы перепроизводст-

192 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктура
ва Поэтому циклические кризисы, периодически охватывающие про-мышленность, всегда проявляются в мировой торговле» оказывая глубо¬кое влияние на формирование конъюнктуры мировых товарных рынков.
Основа циклического характера воспроизводства, глубинные при-чины, определяющие неизбежность прохождения хозяйства через фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема, остаются в сущности неизменными на протяжении существования рыночных отношений Однако по мере развития рыночной экономики происходят изменения в движении цикла воспроизводства, его модификация, существенно влияющие на экономическую конъюнктуру Анализ своеобразия цик¬лических процессов развития в современных условиях приобретает особенно важное значение, так как их знание позволяет предотвратить возможную ошибку при оценке конъюнктуры и принять правильное решение для проведения маркетинговых мероприятий.
Чтобы уметь объяснить происходящие конъюнктурные измене¬ния, рассмотрим особенности и характерные признаки фаз цикла, а также диалектику перехода из одной фазы в другую.
Кризис. Не «се фазы цикла имеют одинаковое значение Основным элементом цикла можно назвать кризисы, так как именно они прида¬ют развитию экономики и рынка скачкообразный, циклический ха-рактер. Кризис не только завершает один цикл, но и дает начало ново-му. Поэтому первые признаки надвигающегося кризиса следует искать в сфере обращения на стыке между производством и потреблением.
В действительности к концу подъема, когда на рынке начинает по-являться товар, произведенный на новых предприятиях, неожиданно обнаруживается, что производство потребительских товаров начинает опережать текущий уровень массового потребления и спроса. В сфере обращения начинается накопление товаров сверх норм, необходимых для бесперебойной торговли и жизни развитого общества. Кризисы, как правило, обнаруживаются и разражаются не в розничной торговле, которая имеет дело с непосредственным потреблением, а в сфере опто¬вой торговли и банков, которые предоставляют в ее распоряжение де¬нежный капитал общества,
Нарастающее накопление товаров прежде всего обнаруживается в про-изводстве потребительскихтоварбв длительного пользования (холодильни-ки, автомобили, телевизоры, бытовая электронная техника, мебель), позд¬нее — в производстве предметов первой необходимости (продукты питания, предметы одежды).
Вначале промышленность не сокращает производство избыточных товаров, пытаясь имеющимися у нее средствами преодолеть узость рынка сбыта (например, за счет снижения цен), и накопление товарных запасов переходит из оптовой торговли в легкую промышленность. Эти средства,

4 Фазы цикла и колебания конъюнктуры мирового рынка 193
однако, не помогают, товарные запасы достигают таких размеров, что ста¬новится очевидной необходимость сокращения производства.
Толчок к сокращению производства дает кризис товарного кредита, который может бесперебойно функционировать только в том случае, если торговец в состоянии в срок расплатиться за полученный в кредит товар Поскольку запасы товаров не находят сбыта, то система товарного (крат¬косрочного) кредита рушится. Выражением кризиса товарного кредита являются банкротство в розничной и оптовой торговле и денежный голод. Денежный голод создается в результате тою, что производи гели, пытаясь избежать банкротства, бросаются в банк за кредитами. И если в пору рас¬цвета промышленности лозунг предпринимателей- «Только товар день¬ги», то теперь он заменяется другим: «Только деньги товар». Следствием денежного голода являются рост ссудного процента и прекращение креди¬тования наиболее ненадежных, с точки зрения банков, должников. Де¬нежный кризис постепенно перерастает в кредитный.
Сведения о затруднениях в реализации товаров и накоплении запасов доходят и до фондовой биржи. На бирже начинается паника, которая рано или поздно заканчивается биржевым крахом, падением курсов акций и массовыми банкротствами Наряду с кризисом в сфере обращения быст¬рыми темпами развертывается кризис и в сфере производства.
Вначале кризис проявляется в сфере производства потребительских то¬варов, которое ближе стоит к потребителю Но постепенно он захватываети производство товаров производственного назначения, поскольку первые отрасли прекращают выдавать заказы на оборудование. Первоначально со¬кращается производство машин и оборудования для легкой промышленно¬сти и сельского хозяйства, затем катастрофически падает производство обо¬рудования для тяжелой промышленности, растет число неиспользованных мощностей Развитие кризиса в промышленности повышает уровень безра¬ботицы, снижает жизненный уровень населения и его платежеспособный спрос. В связи с этим резко сокращается емкость рынка потребительских товаров, что вызывает дальнейшее падение их производства.
Кризис является не только результатом обострения противоречий производства, сбыта и накопления диспропорций, но 'и единственным средством кратковременного разрешения этих противоречий и дис-пропорций, средством восстановления временного равновесия. По¬этому падение производства, падение цен, курса акций, занятости ра¬бочей силы и т.д. — это не только показатели развивающегося кризиса, но и средства разрешения существующих противоречий и восстанов¬ления временного равновесия,
В ходе кризиса обнаруживается моральное старение основного ка-питала, из процесса всюпроизводства выпадают предприятия с высоки¬ми издержками производства, и цена производства понижается. В об-становке жесткой конкуренции экономически более сильные пред-
7-210

194 Глава Я Мировой рынок и рыночная конъюнктуря
приятия перекладывают убытки на более слабые. Поэтому кризисы являются периодами особо бурного процесса централизации капитала
Ярким примером этого явления служат факты последних лет. Кри-зисные явления, охватившие в конце 90-х гг такие развитые в промыш-ленном отношении страны, как США, Япония, Германия, Франция и др , в значительной степени обострили конкурентную борьбу между компаниями на мировом рынке, что побудило их пойти по пути слия¬ний и поглощений, создания стратегических альянсов и консорциумов
Депрессия Эта фаза цикла следует за кризисом. Основными призна-ками депрессии являются прекращение падения производства и потреб-ления, падения цен Для депрессии характерно резкое сокращение запа-сов, в экономике наступает застой. Установившийся низкий уровень цен обрекает на бездействие ббльшую часть производственного аппарата Функционируют только сильные фирмы с наиболее высоким органиче¬ским строением капитала и сравнительно небольшими издержками про¬изводства, которые могут работать с некоторой прибылью даже при ми¬нимальных ценах. В этих условиях спрос на ссудный капитал отсутствует, он предлагается в избытке, поэтому ссудный процент минимальный
Для того чтобы снова началось расширение производства, общест¬во должно освободиться от морально устаревшего оборудования и за-менить его таким, которое резко повышает производительность труда и позволяет производить товары применительно к сложившемуся уровню цен. Приспособление к этому уровню цен идет по линии об-новления основного капитала, что позволяет повысить конкуренто¬способность выпускаемой продукции. С другой стороны, истощение товарных запасов стимулирует рост производства. Так, в фазе депрес¬сии создаются условия для перехода к оживлению.
Оживление. Ранее всего спрос на оборудование начинают предъяв-лять предприятия, производящие потребительские товары, поскольку они ближе к потребителю, но вскоре на этот путь вступают и предпри-ятия, производящие производственные товары, также нуждающиеся в новом оборудовании. Начавшийся процесс обновления основного капитала ранее всего отражается на портфеле заказов предприятий по¬требительских отраслей.
На этой основе происходит переход от депрессии к оживлению. Чем шире и глубже процесс морального обесценивания капитала во в{>емя кризиса, тем интенсивнее развивается по восходящей линии экономика в фазах оживления и подъема. Как быстро пойдет этот процесс, зависит от капиталовложений. Оживление характеризуется массовым обновлением основного капитала. Из этого вытекает превышение спроса над предло¬жением машин и оборудования, что вызывает рост цен, прибылей, заня-

4 Фазы цикла и колебания конъюнктуры мирового рынка 195
тости, резкое расширение производства средств Отсюда понятно увели-чение ставки ссудного процента, ибо спрос на капитал растет.
Рост платежеспособного спроса вызывает расширение производ¬ства средств потребления, и все сферы экономики приходят в движе¬ние. Проходит определенное время, когда на основе загрузки оборудо¬вания, способного поставить товары по существующим ценам, произ¬водство достигает высшей точки предкризисного периода и вступает в фазу подъема.
Подъем. На этой фазе в недрах процесса производства начинают создаваться диспропорции и более или менее быстро нарастает пере¬производство Всеобщее обновление основного капитала становится причиной резкого расширения производственного аппарата произ¬водства средств производства. Капитальное строительство принимает огромные размеры. Строительство предприятий, производящих това¬ры потребительские и товары производственного назначения, долгое время создает повышенный спрос на рынке, усиливая диспропорцию между спросом и предложением. Недостаток предложения ведет к рос¬ту цен, длительному отрыву цены товара от цены производства.
Рост цен создает объективную возможность для вовлечения в чис¬ло действующих тех предприятий, которые из-за устаревшей техники прекратили производство во время кризиса и депрессии. В связи с этим в период подъема цена производства товаров растет. Наряду с ростом цен на товары производственного назначения с некоторым опозданием и в меньшем объеме начинается рост цен на товары потре¬бительского спроса в связи с тем, что процесс воспроизводства раздви¬гает рамки личного потребления. Темпы воспроизводства ускоряются. Все показатели идут вверх, сокращается только безработица.
Массовое расширение производства в этой фазе опирается на бо¬лее быстрый рост платежеспособного спроса, чем возможность его удовлетворения. Высокие рыночные цены, превышающие цены про¬изводства товаров, обусловливают рост прибылей по сравнению со средней нормой прибыли. Получение дополнительных прибылей сти¬мулирует и производителей максимально расширять производство. Массовая капитализация получаемой прибыли на определенном этапе подъема приводит кГ общему перепроизводству.
Перепроизводство товаров начинает быстро нарастать тогда, когда за-канчивается строительство промышлейных предприятий и они начинают поставлять продукцию на рынок. По мере того как вес большее число вновь построенных предприятий предлагают свою продукцию, усилива¬ются диспропорции сбыта, так как спрос не в состоянии успеть за быстро¬растущим предложением. В результате начинается быстрое накопление
7'

196 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктура
запасов. Следовательно, переход от «рынка продавцов» к «рынку покупа¬телей» происходит по мере завершения нового строительства, принимаю¬щего массовый характер. Таким образом, противоречия между спросом и предложением, те между платежеспособным спросом и производством, а также диспропорции между производством топаров производственного назначения и производством потребительских товаров, складывающиеся на фазе подъема, обязательно предопределяют наступление кризиса, ко¬торый вновь стихийно и кратковременно приведет сложившуюся систему в равновесие на основе очередного обновления основного капитала
В основе периодичности циклического движения воспроизводства лежит обновление основного капитала в виде его активной части — ма¬шин и оборудования Поэтому можно сказать: каждый среднесрочный цикл — это мини-волна технического прогресса.
Большое практическое значение для анализа и особенно прогноза конъюнктуры имеет выбор критериев, позволяющих дать количествен-ную оценку цикла и его отдельных фаз. Такими критериями могут слу-жить: длительность цикла и его отдельных фаз; его эпицентр; масштаб колебаний определенных показателей, прежде всего объема промыш-ленного производства, внешней торговли, цен, частных инвестиций, объема товарных запасов и проч. Однако не следует абсолютизировать значение того или иного показателя, так как для каждого этапа цикли¬ческого развития характерна своя конъюнктурная симптоматика, своя система показателей, где преимущественную роль играет то одна, то другая их группа. Конкретно-исторические условия развития циклов и кризисов делают невозможным их простое повторение. Каждый но¬вый цикл в изменившихся условиях имеет наряду с общими законо¬мерностями свои специфические особенности (табл. 8.2). Историч¬ность циклов и кризисов находит отражение прежде всего в специфи¬ческом развитии экономической конъюнктуры. В чем же заключается модификация современных циклов и кризисов?
Таблица 8.2. Особенности циклов и кризисов в современный период

Признаки современных кризисов Основные факторы их смягчения
Сокращение продолжительности цикла
Сокращение глубины фазы кризиса
Сокращение продолжительности фазы кризиса
Медленное вползание в кризис
Глобализация циклов и кризисов
Повышательная тенденция цен Маркетинговые технологии
Межгосударственное и государственное регулирование
Деятельность ТНК

4 Фазы цикла и колебания конъюнктуры мирового рынка 197
Первая отличительная особенность — тенденция к сокращению про¬должительности циклов на основе ускорения обновления основного капитала в условиях развития научно-технического прогресса. Про¬должительность циклов воспроизводства после Второй мировой вой¬ны составляет 4,3 года против 7,6 года, характерных для циклов перио¬да с начала XX в. до Второй мировой войны, и 10,3 года — для циклов первой половины XIX в.
Второй отличительной чертой является сокращение глубины и продол¬жительности фсзы кризиса по сравнению с кризисами конца XIX—XX вв , Третья характерная особенность — медленное вползание в кризис в результате заблаговременного снижения выпуска продукции и загруз¬ки производственных мощностей, расширения регулирования соотно¬шения спроса и предложения на основе системы маркетинга, в частно¬сти прогнозирования конъюнктуры, а также в связи с государствен¬ным и межгосударственным регулированием.
Четвертая особенность современного цикла и кризисов заключает-ся в их тенденции к глобализации и значительном влиянии на состояние и
развитие хозяйства большинства стран и регионов, что прежде всего связанб с процессами интернационализации и глобализации эконо¬мических и других явлений, делающих страны взаимосвязанными и взаимозависимыми. Данная характеристика обусловлена расширяю¬щейся деятельностью ТНК, международных экономических организа¬ций, международных торговых институтов и т.д.
Пятая специфическая черта современных циклов и кризисов со-стоит в повышательном движении цен. Ранее в периоды кризисов цены на товары, как правило, падали. Адаптация предложения к сузившему-ся платежеспособному спросу в период кризиса происходила за счет снижения цен в первоначальный период, после чего начинало падать производство товаров. На современном этапе в период кризиса цены или остаются неизменными, или, чаще всего, повышаются. Эта тен-денция впервые проявилась в период кризиса 1969—1971 гг. и характе-ризовала последующие кризисы 1973—1975, 1979—1982, 1986—1989, 1992-1995,1997—2001 гг. Влияние ценовой политики ТНК и инфля¬ции, которая является постоянной спутницей развития мировых рын¬ков и экономики подавляющего большинства стран, оказалось силь¬нее циклических факторов, и в результате цены в фазах кризиса росли,
а не падали.
Особенность динамики цен в кризисных фазах циклов 70—90-х гг. состоит также в том, что в начальном периоде кризиса рост цен уско-рялся, ослабление же темпа роста цен отмечалось лишь в дальнейшем, особенно при переходе к стадии оживления. В экономической литера-туре это явление получило название стагфляции (сочетание кризиса с

198 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктура
инфляцией). Данный термин не совсем точен, ибо движение цен в со-временном цикле сочетает в себе как инфляционные, так и другие про-цессы Тем не менее этот термин выражает главное, что отличает со-временный характер кризисов — их сочетание с ростом цен
5. Факторы развития экономической и рыночной конъюнктуры; их классификация и механизм взаимодействия
Экономическая конъюнктура в каждый данный момент или пери¬од есть следствие какого-либо явления и одновременно причина неко-торого нового явления. Изменения экономической и рыночной конъ-юнктуры происходят под влиянием различных причин, что обусловли-вает необходимость их изучения.
В широком смысле различные явления и обстоятельства как при-чины, вызывающие те или иные изменения экономической и рыноч¬ной конъюнктуры, принято называть факторами
Конъюнктурообразующие факторы (КОФ) — это движущие силы, определяющие характер меняющейся конъюнктуры, направление и темпы ее развития, и одновременно одно из условий этого экономиче-ского процесса в конкретных обстоятельствах.
КОФ следует рассматривать как конкретную форму проявления экономических законов и закономерностей или важнейших условий функционирования хозяйства и рынка в страновом или мировом мас¬штабе. К КОФ следует отнести различные элементы государственной политики в области производства (капиталовложения, национализа¬ция или денационализация производственных предприятий, налоги на корпорации, система амортизационных отчислений ит.п.) или в об¬ласти распределения (системы подоходных налогов, заработной пла¬ты, социального обеспечения и т.д.). Таким образом, при определении экономической конъюнктуры (общехозяйственной или отдельного товарного рынка) взаимодействие конкретных факторов рассматрива¬ется в качестве основы, условий конъюнктурных изменений в опреде¬ленный момент или промежуток времени. Экономическая конъюнк¬тура выступает как многофакторное явление, где КОФ являются ее слагаемыми.
По содержанию, длительности и характеру воздействия КОФ не-одинаковы. Для определения количественного, а главное, качествен¬ного воздействия на рыночную конъюнктуру все многообразие факто¬ров необходимо классифицировать. Существуют различные подходы к классификации КОФ. Необходимо руководствоваться главными по-ложениями системного подхода: всякая классификация носит услов-

5 Факторы развития экономической к рыночной конъюнктуры 199
i
ный характер, так как принцип цели исследования определяет выбор классификационного признака. В зависимости от целей конъюнктур-ного исследования все КОФ могут быть разбиты на группы (табл. 8.3)
Таблица 8 3 Классификациякокъюнетурообразующих факторов

Классификационный признак Классификационные группы факторов
Связь с экономическим циклом
Продолжительность действия
Принадлежность к изучаемому объекту
Принадлежность к различным сторо-нам рыночного механизма
Предсказуемость
Управляемость
Направленность воздействия Теснота связи
Сфера происхождения, формирования Циклические, нециклические
Долговременные, среднесрочные, крат¬косрочные
Эндогенные (внутренние), экзогенные
(внешние)
Факторы спроса, предложения, цены
Предсказуемые (прогнозируемые), непредсказуемые (непрогнозируемые)
Управляемые (регулируемые), неуправ¬ляемые (нерегулируемые)
Стимулирующие, сдерживающие
Непосредственно влияющие, косвенно влияющие
Экономические, социальные, политиче¬ские, природные, научно-технические
На разных этапах развития мирового рынка соотношение значи-мости факторов, различных по характеру и длительности воздействия на рыночную конъюнктуру, существенно меняется. В конкретных ис-торических условиях то одни, то другие факторы становятся опреде-ляющими в формировании и развитии общехозяйственной и товарной конъюнктуры. Поэтому изучение признаков и принципов классифи-кации КОФ представляет большой практический интерес с точки зре-ния изучения рыночных изменений. Рассмотрим каждую группу фак-торов.
Связь с экономическим циклам. Понятие «экономическая конъюнк-тура» прежде всего связано с особенностями процесса воспроизводст-ва. Однако на экономическую конъюнктуру оказывают влияние и дру-гие факторы в форме конкретных проявлений государственного регу-лирования экономики, научно-технического прогресса, политические и социальные условия развития и т.д. Именно поэтому все конъюнкту-

200 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктура
рообразующие факторы делятся на две основные группы: циклические (смена фаз цикла) и нециклические (все прочие факторы).
Соотношение значимости воздействия циклических и нецикличе-ских факторов на рыночную конъюнктуру носит динамический харак-тер В отдельные исторические периоды превалирующую роль может играть то одна, то другая группа факторов Примером доминирующего воздействия циклических факторов на конъюнктуру может служить конъюнктура мирового хозяйства прошлого столетия В то же время в период после Второй мировой войны — в 50—60-е гг — определяю-щую роль в развитии конъюнктуры играли нециклические факторы, обусловленные восстановлением разрушенного хозяйства, государст-венным регулированием экономики, различными направлениями на-учно-технической революции, изменением процессов концентрации и централизации производства и торговли, появлением и развитием транснациональных компаний и т д В таких условиях процесс воспро¬изводства деформировался, изменился характер воздействия цикличе¬ских факторов на экономическую и рыночную конъюнктуру, их влия¬ние ослабло
Период 70-80-х гг. явился тем периодом в развитии рыночной конъюнктуры, когда различные по характеру структурные кризисы (энергетический, сырьевой, продовольственный, валютно-фииансо-вый и экологический) стали определяющими, ведущими КОФ Свое¬образие этого периода в том, что в новых условиях цикл воспроизвод¬ства вновь изменился, глубина и продолжительность возросли по срав¬нению с периодом 50—60-х гг., что позволяет говорить об усилении воздействия циклических факторов на развитие общехозяйственной и рыночной конъюнктуры в условиях структурных кризисов.
Это свидетельствует о том, что значимость нециклических факторов формирования и развития конъюнктуры велика, причем их качествен-ный характер и продолжительность воздействия весьма различны.
Продолжительность воздействия Время воздействия того или иного фактора на рыночную конъюнктуру является его важной характеристи¬кой, По этому признаку все КОФ делятся на три группы долговремен¬ные, определяющие развитие длительных тенденций (свыше 8—10 лет), среднесрочные (3—8 лет), кратковременного действия (от нескольких
недель до 1,5—2 лет).
Необходимость изучения длительных тенденций, складывающихся под влиянием ряда факторов, определяется тем, что рыночная конъ¬юнктура рассматривается как форма колебания вокруг длительного периода экономического развития или как отклонение от цикличе¬ской кривой. Длительные тенденции развития характеризуются усред¬ненными величинами (в определенном смысле абстракциями), но

5 Факторы развития экономической и рыночной конъюнктуры 201
имеют огромное практическое значение Знание длительных тенден¬
ций развития хозяйства и рынка, складывающихся под воздействием
ряда факторов, необходимо для правильного понимания конкретной
экономической и рыночной ситуации в заданный момент и особенно в
перспективе Знание длительной конъюнктурной кривой особенно
важно для прогноза, поскольку длительная тенденция может быть рас¬
считана на предстоящие годы '
Среднесрочные колебания экономической конъюнктуры определяются прежде всего циклическими факторами
Кратковременные колебания рыночной конъюнктуры определяются такими КОФ, как погодные условия, сезонность производства и по¬требления отдельных товаров, стихийные бедствия, время отпусков, праздники, военные, политические и социальные конфликты, отдель¬ные мероприятия правительства, мода
Среди краткосрочных КОФ особенно выделяются сезонные фак-торы. Они уникальны по своей периодичности и составляют особую подгруппу Подгруппа сезонных факторов охватывает не только смену сезонов, но и ежегодные национальные и международные праздники, обряды, сезонность моды и т п. Особенно велико воздействие сезон¬ных факторов на конъюнктуру рынков потребительских товаров, включая сельскохозяйственные и промышленные
Так, сезонный характер производства сельскохозяйственной про-дукции резко отражается на динамике спроса и цен на эти товары. На-пример, перед началом сельскохозяйственных работ спрос на сельско-хозяйственную продукцию (растениеводство, овощи, фрукты), как правило, превышает предложение, что вызывает повышение цен на эти товары. Наоборот, после сбора урожая сельскохозяйственной про-дукции предложение на рынке может превышать спрос, что неминуе-мо приведет к понижению цен на нее.
Сезонные колебания воздействуют на конъюнктуру не только сельскохозяйственных, но и многих промышленных товаров, влияя на их предложение и в особенности на сезонность их спроса. Например, как правило, за весенне-летний период, на который приходится время ежегодных отпусков и каникул основной массы населения, реализует¬ся около 2/з годового объема продаж автомобилей личного пользова¬ния. Велико влияние фактора сезонности в лесной промышленности, строительстве, работе всех видов транспорта и в энергетике. Однако чем дальше от очага сезонных колебаний, тем слабее их воздействие на все последующие экономические связи, хотя полностью они не могут
быть устранены и в этих случаях
Велико значение моды, оказывающей влияние на формирование
спроса потребительских товаров. С помощью средств массовой ин-

202 Главой Мировой рынок и рыночная конъюнктура
формации коммерческая реклама воспитывает у потребителя вкусы и взгляды на моду, побуждая его делать новые покупки. Мода, создавае-мая мошной рекламой, придает вещам функцию символов социально¬го статуса, жизненного успеха Существующие общественные условия создают и навязывают стереотип потребительского поведения и стан-дарты потребления, вызывают деформированное развитие потребно-стей. Мода превращается в один из важнейших факторов, пронизы-вающих рыночную сферу и воздействующих на решения, принимае-мые на стороне предложения и спроса В формирование и изменение моды вовлечен большой бизнес, из моды извлекаются высокие прибы¬ли. Снижение прибылей в период, когда данная мода становится мас¬совой, универсальной, ведет к тому, что естественная тенденция к пе¬ременам в моде получает всякий раз новый мощный толчок со стороны производителей.
«Планируемое обесценение» обеспечивает загрузку и развитие не только специфических, так называемых модных, отраслей, но и отрас-лей, производящих товары длительного пользования (автомашины, предметы домашнего оборудования, мебель и т.д.). Если достигается периодическое обесценение накопленного потребительского оборудо¬вания в результате его морального старения, то тем самым открывают¬ся новые возможности для загрузки промышленного производства и расширения сбыта, вызывающие подъем конъюнктуры. Форсирован¬ный моральный износ привел к развитию мирового рынка подержан¬ных товаров длительного пользования, прежде всего мирового рынка подержанных автомобилей.
Принадлежность к изучаемому объекту. Всю совокупность конъ-юнктурообразующих факторов, определяющих формирование и раз-витие конъюнктуры мирового рынка, следует делить на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Внутренние факторы обуслов¬лены закономерностями развития изучаемого объекта (общехозяйст¬венная конъюнктура страны или конъюнктура товарного рынка), т.е. возникают как результат процесса саморазвития этих экономиче¬ских систем,
Внешние факторы определяются взаимодействием элементов изу-чаемого объекта с внешней средой. Если в отдельных случаях внешний (экзогенный) характер КОФ по отношению к изучаемому объекту оче-виден (стихийные бедствия, сезонность, мода и т.д.), то во многих дру-гих случаях провести разграничения КОФ на основе этого критерия не просто. Следует учитывать, что многие экзогенные и эндогенные фак-торы конъюнктуры тесно связаны друг с другом и порождают взаимо-проникающие движущие силы.

5 Факторы развития экономической крыночной конъюнктуры 203
Принадлежность к различным сторонам рыночного механизма
Вследствие особой значимости таких факторов рыночного механизма, как спрос, предложение и цены, они специально будут рассмотрены в следующей главе данного учебника.
Предсказуемость. В теории и практике анализа и прогноза конъ-юнктуры мировых товарных рынков широко применяется деление факторов на предсказуемые (прогнозируемые) и непредсказуемые (не-прогнозируемые), случайные. Если предсказуемые факторы можно предвидеть и учесть на рынке, то случайные не могут быть предвидены и учтены заранее.
К предсказуемым факторам можно отнести формы проявления цикла воспроизводства, методы государственного регулирования эко¬номики, различные аспекты политики ТНК, направления и развития НТР, сезонность.
К непредсказуемым относятся погодные факторы, стихийные бед¬ствия, открытия новых месторождений полезных ископаемых, обост¬рение международной обстановки, военные и политические конфлик¬ты, отдельные мероприятия правительства (девальвация валюты, вве¬дение эмбарго и проч.). Влияние такого рода случайных факторов на макроуровне, т.е. на развитие общехозяйственной и рыночной конъ¬юнктуры в целом, незначительно. Более весомо их воздействие на микроэкономическом уровне, они могут повлиять на положение от¬дельных фирм или оказать краткосрочное влияние на конъюнктуру от¬дельных товарных рынков.
Действие случайных факторов увеличивает неопределенность разви¬тия экономической — общехозяйственной и рыночной — конъюнктуры. Случайность возникает в результате одновременного воздействия ком-плекса сложных причин. Многие случайные явления в развитии рынков порождаются одновременно и внутренними, и внешними для рассматри-ваемого рынка причинами. В случайности реализуется изменчивость структуры и состояния конъюнктуры, способная находить различные проявления. Отдельные совокупности случайных событий проявляются при соответствующем комплексе конъюнктугхюбразукэдих факторов.
В реальной жизни то или иное явление может быть крайне неожи-данным, а причины его появления неизвестными. Именно это делает такое явление непредсказуемым и отражает степень ограниченности нашего знания о предмете, Важность значительного воздействия таких факторов определяется в основном тем, что они прокладывают путь еще не выясненной закономерности. В настоящее время разработаны специальные методики построения прогнозов в ситуациях неопреде¬ленностей и неожиданностей. Кроме того, есть методики планирова¬ния в чрезвычайных, например кризисных, условиях

204 Глава 8. Мировой рынок и рыночная конъюнктура
Управляемость. В практике конъюнктурных исследований особо важное значение имеет возможность воздействовать на факторы, управлять ими, что предопределяет деление КОФ неуправляемые и не-управляемые. Необходимое условие управляемости — предсказуемость изменения того или иного фактора в определенных обстоятельствах. Но это условие является недостаточным, так как не на все предсказуе¬мые факторы можно воздействовать (погода, смена сезонов и другие экзогенные факторы).
К управляемым относятся эндогенные факторы из числа предска-зуемых, на которые может воздействовать субъект управления. Напри-мер, прогноз конъюнктуры товарного рынка определил тенденцию развития (повышательную или понижательную) и примерный уровень цены натовар А. Данные прогноза позволяют экспортеру товара А, при условии знания емкости рынка, управлять факторами предложения, воздействуя на объем производства и экспорта данного товара через объем капитальных вложений, загрузку производственных мощно¬стей, уровень издержек производства, правительственные субсидии и проч. Прогнозные оценки развития рынка товара А будут также ис¬пользованы импортерами. Покупатели могут управлять факторами спроса, воздействуя на объем потребления и импорта данного товара имеющимися в их распоряжении средствами. Таким образом, оба субъекта товарного рынка своими методами воздействуют на различ¬ные факторы спроса и предложения, определяющие конъюнктуру.
Направленность действия. По этому признаку КОФ следует де¬лить на стимулирующие развитие конъюнктуры и сдерживающие, ослабляющие ее. Подобное деление особенно, важно при анализе и прогнозе конъюнктуры отдельных товарных рынков, что позволяет лучше ориентироваться в обстановке на рынке и принять соответст¬вующее решение.
Прочность связи. Факторы, непосредственно и косвенно влияю¬щие на конъюнктуру, — это спрос, предложение, цена, конкуренция, государственное регулирование, качество товара, взаимоотношения между продавцом и покупателем, условия поставок и т.д.
При изучении конъюнктуры мирового товарного рынка большое значение,имеет анализ механизма взаимодействия факторов конъюнк¬туры. Особую роль в исследовании экономической конъюнктуры иг¬рает комплексный подход к изучению КОФ, поскольку определяющая роль факторов, различных по направленности и продолжительности воздействия, постоянно меняется. Очень ярко такая сложная взаимо¬связь длительных тенденций, среднесрочных колебаний и краткосроч¬ных изменений видна при изучении конъюнктуры впервые появляю¬щихся на рынке новых товаров.

5, Факторы развития экономической и рыночной конъюнктуры 205
Опыт изучения конъюнктуры принципиально новых товаров, впервые получающих широкое признание рынка, свидетельствует, что обычно в течение длительного периода первоначального этапа возник¬новения и развития спроса на них не оказывают решающего влияния закономерности циклического сокращения сбыта в условиях кризис¬ных фаз, В это время доминирующая роль в складывающейся конъ¬юнктуре рынка принадлежит длительной тенденции первоначального накопления. Именно этот фактор предопределяет рост производства и сбыта новой продукции в условиях экономического кризиса в резуль¬тате расширения круга потребителей.
Примером может служить развитие рынка автомобилей вСША. Первая четверть XX в. была периодом первоначального развития массового произ¬водства автомобилей. Поэтому во время экономических кризисов в начале века общий объем промышленного производства снижался, а выпуск авто¬мобилей возрастал. В дальнейшем наметившийся в середине 20-х гг. пере¬лом в развитии длительной тенденции конъюнктуры рынка автомобилей США выразился в смене «восходящей линии нисходящей». Это соответст¬вовало качествен ному изменению соотношения спроса и предложения. Для американского рынка автомобилей стало характерно превышение предло¬жения над спросом. В дальнейшем производство автомобилей в годы эко¬номических кризисов в США снижалось в больших масштабах, нежели об¬щий объем промышленного производства, поскольку действие фактора первоначального накопления себя исчерпало.
Таким образом, различные факторы могут влиять на развитие конъюнктуры как в одном и том же направлении, так и в противопо¬ложных. При одинаковом направлении действия факторов развитие конъюнктуры ускоряется и усиливается, при противоположных на¬правлениях — замедляется и даже может принять другое направление.
В каждый анализируемый момент или период конъюнктура пред¬ставляет собой своеобразный результат взаимодействия различных по длительности влияния, силе и направлению воздействия факторов, т.е. конъюнктура есть функция взаимодействующих факторов. Это
можно выразить формулой
К= Т- Ц- С Hi
где К — анализируемая конъюнктура; Т — длительные тенденции (тренды); Ц — циклические факторы; С — сезонные факторы; Н — не¬регулярные (случайные) факторы.
Таким образом, экономическая конъюнктура в каждый данный мо¬мент или период представляет собой комбинацию циклических, трендо-вых, сезонных и случайных процессов. Первые три категории, как пока-

206 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктура
зьшает современная наука и практика, в значительной мере, т.е. с опреде¬ленной вероятностью, прогнозируемы. И чем больше мы в состоянии объяснить теоретически и моделировать математически эти процессы, тем более узкой становится область случайного, неизвестного.
Механизм взаимодействия конъюнктурообразующих факторов наиболее наглядно можно проследить на рис. 8.3, где выделены две группы факторов — факторы спроса и предложения.
Рис. 8.3 позволяет проследить направление воздействия любого из возможных факторов на состояние товарного рынка, поскольку вариация значений любого фактора группы спроса или группы пред¬ложения неизбежно приводит к вполне определенному изменению в соотношении спроса и предложения на рассматриваемый товар. Схе¬ма также позволяет выявить логику последовательного взаимодейст¬вия факторов обеих групп и построить математическую модель товар¬ного рынка.
На рисунке показаны наиболее существенные структурные эле¬менты обеих подсистем — блока спроса и блока предложения, которые имеют наибольшее значение для изучения конъюнктуры рынков сырьевых товаров, в частности рынков минерального сырья.
Под экономическим регулированием понимаются всевозможные формы и направления государственного, частного и межгосударствен-ного регулирования экономики и рынка, оказывающего непосредст¬венное влияние практически на все стороны хозяйственной жизни, Единственным элементом — фактором, не являющимся объектом эко¬номического регулирования в рамках предложенного рисунка, являет¬ся блок «ресурсная база» — фактор сугубо естественного, природного порядка.
Характеристика построенной системы завершается пояснением того, каким образом — через блок «рыночная цена» — происходит уравнивание спроса и предложения на рынке, т.е. дается наглядный ответ на вопрос, каким образом «спрос определяет предложение», а «предложение определяет спрос».
Кратчайшим путем «подтягивания» предложения до уровня воз-росшего спроса является цепочка: спрос — конъюнктура (соотноше¬ние спроса и предложения) — рыночная цена — экономическая эф¬фективность (в данном случае добычи) — добыча — предложение, а наиболее коротким путем «подтягивания» спроса до уровня возрос¬шего предложения — цепочка: предложение — конъюнктура — рыноч¬ная цена — производственные издержки (в данном случае затраты на приобретение сырья) — экономическая эффективность (в данном слу¬чае потребления или переработки) — потребление (или переработка сырья, не используемого в переработанном виде) — спрос.

5. Факторы развития экономической и рыночной конъюнктуры 207



ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ

Д-1

Д-2
т

ВТ

ь-н

П-2

Рис. 8.3, Взаимодействие конъюнктурообразующих факторов (на примере мирового рынка минерального сырья и топлива)
РЦ — рыночная (фактическая контрактная) цена; ЭЭ — экономическая эффективность (производства, потребления, добычи, переработки, геолого-разведочных работ и т.п.); Т — технология, технологическая база, научно-технический прогресс и т.п.; ПИ — про-изводственные издержки (издержки добычи, переработки, затраты на закупку перераба-тываемого сырья ит.п.);3—запасы полезного ископаемого, т.е. раз веданная и извлекае¬мая Часть ресурсной базы (пунктир); Р — ресурсы полезного ископаемого; Д-1 —добыча полезного ископаемого, предназначенного для удовлетворения внутренних потребно¬стей национальной (региональной) экономики; Д-2 — добыча полезного ископаемого, предназначенного на экспорт; Э — экспортные излишки, экспортные возможности и фактический экспорт полезного ископаемого; ОП - общественные потребности в ис¬пользовании полезного ископаемого; П-1 — потребление (переработка) полезного ис-копаемого, получаемого из внешних источников сырьевого обеспечения; И — импорт¬ный дефицит, импортные потребности и фактический импорт; ВТ — внешняя торговля.

208 Глава 8. Мировой рынок и рыночная конъюнктура
Контрольные вопросы
1. Какие виды мировых товарных рынков вам известны? На каких из ник наиболее активны российские бизнесмены?
2. На какие два полвида делится экономическая конъюнктура9 Чем они характеризуются7
3. Каково влияние научно-технического прогресса на развитие экономи¬ческой конъюнктуры?
4. Дайте классификацию и определите специфику циклов в рыночной симптоматике.
5. Назовите основные фазы цикла и дайте характеристику изменения ры¬ночной конъюнктуры на каждой из них.
6. Каковы особенности циклов и кризисов в современный период?
7. Приведите классификацию конъюнктурообразующих факторов и дайте их характеристику и особенности взаимодействия.
'

Комментариев нет:

Отправить комментарий