Глава 26
ТОРГОВЫЕ ДОМА (УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ ФИРМЫ) В МЕЖДУНАРОДНОМ МАРКЕТИНГЕ
/. Три пита сбытовых структур в международном маркетинге • 2 Торговые дома (универсальные торговые фирмы) в международной торговпеиих функции • 3, Особенности универсальных торговых фирм Японии • 4. Особенности торговых компаний Европы, США, Китая и Южной Кореи
1, Три типа сбытовых структур в международном маркетинге
Среди компаний, занимающихся международной торговлей, различают три основных вида (рис. 26.1):
1) международные универсальные компании, которые аккумулируют товары значительного числа фирм-производителей различных хозяйственных сфер и поставляют их оптовикам и розничным торговцам локальных рынков или конечным потребителям. Номенклатура товаров таких торговых фирм довольно широкая и обычно они владеют большими запасами соответствующей продукции;
2) специализированные международные торговые компании, имеющие дело с одним видом (или продуктовой линией) товаров и обеспечивающие их высокоэффективную продажу (например, все виды продукции черной металлургии или химической промышленности);
3) международные торговые компании, представляющие собой ком-ттянии-филиалы, подчиненные фирме-производителю, через которые последняя сбывает свою продукцию.
Универсальные торговые фирмы у или торговые дома, имеют самую широкую номенклатуру товаров, служащих объектами их посреднической деятельности. Они являются своеобразными монстрами международной торговли и осуществляют широкий набор функций не только в сфере торговли, но и в области финансов, производства, консалтинга и т.д. Значительные обороты и глобальный масштаб деятельности дают большую экономию на издержках и высокие доходы этим компаниям.
Специализированные торговые компании, работающие на мировом рынке, обеспечивают свои конкурентные преимущества за счет высокой компетентности и профессионализма в области продажи и покупки товаров соответствующих отраслей.
20-210
610
Глава 26 Торговые лома в международном маркетинг
Международные торговые компании
|
|
Универсальные торговые компании (торговые дома)
Специализированные торговыефирмы
Компании-филиалы фирм-производителей
Рис 26 1 Типы сбытовых структур в международном маркетинге
Торговые фирмы — филиалы промышленных компаний работают, как правило, в наиболее перспективных наукоемких отраслях промышленности, производящих, в частности, высококачественные и высококонкурентные товары, электротехнику и электронику, средства связи,
легковые автомобили, конторское оборудование и точные приборы, наручные часы Промышленным компаниям данных отраслей необходимо налаживание прямых контактов с потребителем для организации послепродажного обслуживания, создания престижного образа торговой марки- и сети торговых агентов-дилеров.
2. Торговые дома (универсальные торговые фирмы) в международной торговле и их функции
Универсальные торговые компании (general trade company), или торговые дома, представляют собой огромную совокупность брокеров и торговцев, связанных с торговыми агентами, производителями и потребителями, составляющими международные рынки Крупные универсальные торговые фирмы являются главными посредниками между отдельными крупными фирмами-продуцентами, группами мелких, формально независимых предприятий и важнейшими банками.
Универсальными крупные торговые фирмы можно назвать вследствие дифференцированности и глобализации их деятельности:
• Универсальность с точки зрения географии юс внешнеэкономи
ческих и международных операций, которые охватывают практически
все страны, причем не только между надионадьными производителя
ми и зарубежными потребителями, но и торговлю между третьими
странами. s
♦ Универсальность с точки зрения объектов, организаций товар**
ной номенклатуры (товары, услуги, капиталы, исследования, произ*-
водство и т.д.) f %-
2 Торговые дома в международной торговле и их функции 61 ]
• Универсальность с точки зрения вида и формы внешнеэконо-миеских и международных операций, включающих традиционные сдел ки купли-продажи (прямой и косвенн ый экспорт и импорт), а также различные формы организации международного производственного сотрудничества (промышленная кооперация и специализация, компенсационные сделки, лицензионное сотрудничество, франчайзинг, лизинг, толлинг и тд)
• Универсальность с точки зрения выполняемых функций, в частности торговые операции, производственные функции, финансирование, консалтинг, информационные услуги и т д
• Универсальность в отношении характера и объема информационной базы данных, которыми располагают универсальные торговые фирмы Эти базы данных включают не только информацию чисто внешнеэкономического характера, но и политического, правового, культурного, религиозного плана как о многочисленных субъектах мирового рынка, так и о самих рынках.
Посреднические функции, которые выполняют торговые универсальные фирмы, довольно обширны и могут быть подразделены на три типа, общие, или основные, специфические и дополнительные
К общим, основным, функциям торговых домов относится внешнеторговая посредническая деятельность, а именно выполнение операций по экспорту и импорту, поиск и разработка новых источников международного спроса, а также организация соответствующего делопроизводства и выполнения таможенных и прочих формальностей по обеспечению внешней торговли и внешних экономических связей, организация валютного обмена, осуществление транспортных услуг и консультирование по вопросам транспортировки и складирования, маршрутов товародвижения и другим вопросам международной логистики, обеспечение страхования и др В целом они выступают в роли интеграторов глобального бизнеса и ядра управленческой и бизнес-компетенции в организации продаж на мировом рынке.
Специфические функции связаны с предоставлением финансовых услуг и кредитованием экспорта и импорта, организацией связей клиентов со специальными торговыми агентами и новыми покупателями и продавцами. Финансовые операции включают операции виностран-ной валюте, создание специальных фондов, проектное финансирование, венчурное инвестирование и лизинг. В последнее время выделяются новые специфические функции универсальных торговых фирм, а именно, инвестирование капиталов за границей, прямые вложения в дистрибьюторские и розничные торговые компании. Универсальные торговые фирмы стали также уделять пристальное внимание вопросам содействия научно-техническим исследованиям и разработкам и организации промышленного производства за рубежом
612 Глава 26. Торговые дома в международном маркетинге
Эти компании располагают колоссальными базами данных по организации маркетинга в мировой торговле, организуют и проводят маркетинговые исследования. Дальнейшее развитие получает продвижение универсальных торговых фирм в информационно-телекоммуникационную сферу.
Кроме того, за последние годы активно развиваются процессы глобализации: в значительной степени возросли операции торговых домов в посреднической торговле между третьими странами, в которой не участвуют в качестве продавцов и покупателей национальные компании и организации, т.е. торговые дома входят в сферу обслуживания мировой торговли независимо от страны базирования и своей «национальности».
Дополнительными функциями, выполняемыми универсальными торговыми фирмами, являются функции, связанные с содействием развитию торговли, в частности, организацией различного рода консультаций и разработкой соответствующих рекомендаций внешним компаниям по контракту относительно рыночной товарной номенклатуры, рыночной стратегии и других направлений международной маркетинговой деятельности и маркетингового менеджмента.
Универсальные торговые фирмы строят свои отношения с клиентами на договорной основе, выполняя те или иные торговые поручения. Однако вто же время торговые дома имеют возможность осуществлять торговые операции за свой страх и риск, выступая в роли самостоятельных принципалов торговых сделок и в этом — сила и мощь этих специфических субъектов международной торговли.
Универсальные торговые фирмы по характеру выполняемыхфунк- k ций и по своей организационной структуре все более превращаются в транснациональные корпорации. Весьма дифференцирована и диверсифицирована товарная номенклатура, по которой они работают. Общее число товарных статей, реализуемых через эти торговые дома, может достигать 20—30 тыс. наименований. Универсализация товарной номенклатуры, возможность оперативно выходить на новые товарные и страновые рынки при осложнении внешнеэкономической деятельности в результате резких конъюнктурных колебаний и валютной неустойчивости позволяет им успешно реализовывать маркетинговую стратегию на мировых рынках, оперативно и гибко переключаться на более прибыльные операции, компенсировать потери на одних рынках за счет роста прибылей на других, получать значительную экономию в результате крупномасштабных операции и торговли крупными партиями;, а также специализации При осуществлении торговых услуг и эффекта скнерпш от задействования различных сфер бизнеса.
Универсальные торговые фирмы создали и развивают широкую сеть дочерних компаний по всему миру, при этом, как правило, ire для
2. Торговые дома в между народной торговле и их функции 613
того, чтобы увеличивать экспорт в страну базирования, а для того, чтобы работать на рынках третьих стран и с целях упрощения механизма принятия управленческих решений и реинвестирования капиталов (ранее более широкое распространение имели не дочерние компании, а так называемые опорные пункты, или центры поддержки организации мирового сбыта).
Универсальные торговые компании имеют тесные связи как с крупнейшими банками страны, и в первую очередь, головными банковскими монополиями, обеспечивающими мобилизацию необходимых финансовых ресурсов, так и с крупнейшими промышленными концернами, посредниками которых в сфере торговли они выступают, обеспечивая им, в частности, сбыт выпускаемой продукции за рубежом и импортируя необходимое сырье и материалы.
Большую поддержку универсальным торговым фирмам, как правило, оказывают правительственные круги, ведущие организации делового мира соответствующих стран; их интересы защищаются экономической дипломатией соответствующих стран.
Важное место в осуществлении торгово-посреднических функций в международной сфере отводится созданию и развитию эффективной сбытовой сети. Так, основная часть зарубежных инвестиций универсальных торговых фирм приходится на вложения в торговлю и сферу услуг, а не в производство и промышленность. Этот факт объясняется тем обстоятельством, что для развития международной и мультина-циональной деятельности компании, в первую очередь готовят соответствующие каналы товародвижения.
Универсальные торговые фирмы могут выступать в роли:
• посредника-агента, который за определенное вознаграждение находит и сводит продавца и покупателя;
• комиссионера, действующего от своего имени, но за счет третьих лиц;
• посредника.-купиа шги посредника по перепродаже, когда операции осуществляются им от своего имени и за свой счет;
• консультанта, который за определенное вознаграждение консультирует по внешнеторговым вопросам клиентов, проводит техническую и торговую экспертизу;
• инвестора, кредитора и т.д.
В то же время, несмотря на международный характер операций и на то, что универсальные торговые фирмы имеют большое количество филиалов и дочерних компаний за границей, нельзя безоговорочно назвать универсальные торговые фирмы транснациональными, поскольку они не располагают достат/очными техническим и технологическим потенциалом (например, такого мнения придерживается американ-
614 Глава 26 Торговые лома q международном маркетинге
ский экономист Р. Барнон), Тем более что в связи с рядом объективных причин зависимость промышленных компаний от универсальных торговых фирм и доля их во внешней торговле стали снижаться.
3. Особенности универсальных торговых фирм Японии
Особенности построения каналов товародвижения и организации международных операций в системе международного и глобального маркетинга проявились в развитии в Японии прежде всего универсальных торговых фирм («согосёся»), или торговых домов, которые играют на всем протяжении исторического развития японской экономики, внешней и внутренней торговли центральную роль. Особое место в организации и осуществлении международной деятельности японских фирм принадлежит 17 универсальным торговым посредническим фирмам «сого се'ся», крупнейшими из которых являются: Mitsubishi bussan, Mitsui bussan, Itochy, Marubeni, Sumitomo, Содзюцу, Kane-matsu. Иа них в среднем приходится около половины японской внешней торговли. «Сого еёся», как правило, берут на себя подготовку и осуществление сбыта новых товаров на новых рынках, что является наиболее трудной маркетинговой стратегией. К тому же через них осуществляется около 20—30% внутренних продаж в стране.
Общая сумма продаж этих фирм по каналам внешней и внутренней торговли соответствует по стоимости примерно '/4 ВВП страны. Только из США эти компании закупают ежегодно товаров и услуг на сумму свыше 15 млрд долл. Объем продаж только двух японских универсальных торговых фирм Mitsui и Mitsubishi превышает 60 млрд долл.
Влияние этих торговых конгломератов предстает в еще более широком масштабе, еслиучесть разветвленную сеть дочерних компаний и „ филиалов, а также сеть подконтрольных предприятий и компаний в различных сферах японской экономики, объединенных системами межкорпоративных связей «кэйрэцу» на базе бывших концернов — «дзайбацу».
Концентрация в руках универсальных торговых фирм значитель-,
ной части внешнеторгового оборота Японии базируется на общей эко
номической мощи ее ведущих финансовых групп, интересы которых 4
они представляют во внешней и внутренней торговле, инвестиционт
ных ^кредитных операциях. Универсальные торговые/фирмы, будучи-
чрезвычайно диверсифицированы, способны оперировать' крупными
партиями товара и ограничиваться низкими границами прибыл ьности г
от осуществляемой деятельности. * ' * L
3. Особенности универсальных торговых фирм Японии 615
Высокая степень эффективности торговых операций, сохранение универсальными торговыми фирмами в течение длительного периода лидирующих позиций в торговле Японии объясняется также и высокой компетенцией и квалификацией торгового аппарата в области международной и внутренней торговой деятельности. Они обладают глубокими знаниями по глобальным мировым товарным рынкам, экономике и рынкам отдельных стран, отличаются большой оперативностью и коммерческой предприимчивостью и способны разрабатывать и реализовывать сложнейшие маркетинговые стратегии на мировых рынках.
Японские универсальные торговые фирмы являются крупнейшими центрами информационных баз данных в области глобального маркетинга и организации международной торговли.
Универсальные торговые фирмы Японии также называют торговыми домами, учитывая историю их образования и специфику выполняемых функций. Японский экономисту К. Одзава определяет торговые домакак существующие только вЯпонии промышленно-торговые организации, опыт которых практически никем не повторен.
В XVII в. европейские купцы, заняв устойчивое положение на колониальных территориях Южной и Юго-Восточной Азии, продвигались дальше на восток и достигли берегов Японии. Имея большой торговый флот и значительный опыт ведения торговли, европейские торговые компании со временем стали господствовать на импортном рынке Японии, навязав ей в определенном смысле кабальные торговые соглашения Затем, стремясь ослабить торговую зависимость от европейских торговых фирм, японское правительство разработало систему мер по стимулированию развития национального купечества и образованию в Японии собственных торговых фирм, которые начинали свою деятельность с организации импортной торговли, получая от правительства своей страны значительные привилегии. Так, были образованы международные торговые компании Mitsui bussan, Mitsubishi bussan, Itoh1. Эти компании развивались в рамках «дзайбацу» — крупных японских концернов — финансово-промышленных групп и обес-
1 Когда Япония впервые открыла двери для международной коммерции, такие компании, как Mitsui и Mitsubishi, при содействии И помощи государства основали торговые дока, чтобы решить задачи развития экспорта н импорта. Прообразом современной организации торговых домов служит фирма типа ссэнсюся», которая занималась импортом товаров преимущественно по прямым заказам правительства и §ыла образована в 1872 г. Каору Йноуэ, возглавлявшим правительство в тот период и являвшимся основным владельцем Mitsui, которая и купила ее. Фирма Mitsui значительно окрепла от такого «вливания», увеличила сеть своих отделений по все# Японии и превратилась в крупнейшую торговую фирму универсального характера Mitsui bussan kaisha, в которой прослеживается тесная связь правительства, бизнеса н системы контроля над каналами импорта.
616 Глава 26 Торговые дома в международном маркетинге
печивали как импортные, так и экспортные поставки. Эти объединения смогли сохранить свои связи, несмотря на принудительный роспуск в 1945 г в рамках реформ, осуществленных оккупационными войсками США Впоследствии они превратились в крупнейшие международные торговые монстры с глобально интегрированными видами деятельности.
И в настоящее время большую поддержку универсальным торговым фирмам, как правило, оказывают японские правительственные круги, ведущие организации делового мира Японии, по-прежнему рассматривающие их в качестве организационных штабов развертывания зарубежной экспансии Японии, способных приращивать стране дополнительные экономические территории
В своей деятельности японские торговые дома особое внимание обращают на создание и развитие международных сбытовых сетей, которым в общей маркетинговой стратегии японских фирм придается наиглавнейшее значение
Особенности экономического развития и управления в Японии определили контроль универсальных торговых компаний над производителями. Торговый капитал стал важнейшей составной частью, базой формирования финансово-промышленных групп «дзайбацу» и Р настоящее время «сого сеся» являются центральными институтами общей международной экономической концепции Японии.
Особый расцвет торговых домов пришелся на послевоенное время и особенно на период 60—80-х гг Благодаря универсальному характеру посреднической деятельности, развитому местному и зарубежному аппарату, гибкой сбытовой стратегии в условиях быстро расширяющегося внешнего и внутреннего спроса универсальные торговые дома в 60-е — середине 70-х гг. обеспечили заметное расширение своих позиций во внешней торговле Японии. Большое место при этом при надлежит созданию филиалов и дочерних фирм, располагающих собственной сетью местных дилеров, торговых центров и складов.
Однако пик объема продаж японскими «сого еёсЯ» был пройден в 1991 г., когда их международные торговые операции составили около 200 млрд долл. Процесс создания зарубежных филиалов и дочерних фирм существенно замедлился, а по некоторым видам торговых операций произошло и заметное снижение роли «сого сеся». Ухудшились финансовые показатели их деятельности в результате падения прибыльности торгово-посреднических операций с товарами топливно-энергетической группы, неблагоприятной структуры инвестиционных фондов.
В настоящее время в связи с развитием форм прямого маркетинга (развитие Интернет-сетей, повышение в международной торговле доли сложной наукоемкой продукции), а также в связи с продолжительными кризисными явлениями в стране и за рубежом, активизацией процессов слияний и поглощений и т.д. доля универсальных торговых фирм в организации международной торговли Японии падает.
3 Особенности униперсальныхторговыхфирм Японии 617
Наряду с причинами объективного порядка — снижением роли посреднических звеньев в некоторых секторах международной торговли, внешнеэкономическими трудностями, активным ростом курса иены, ухудшением общеэкономической конъюнктуры сложности развития коммерческой деятельности торговых компаний объяснялись также и просчетами в организации их управленческой деятельности, недостаточно быстрой перестройкой маркетинговой стратегии в условиях изменений в международном разделении труда под влиянием НТР, недоучетом долгосрочных тенденций развития мирового рынка В частности, переориентация товарной структуры экспортно-импортных операций универсальных торговых фирм отставала от тех интенсивных сдвигов, которые в этот период происходили во внешней торговле Японии, где в экспорте заметно повышалась доля машинотехнической и другой наукоемкой продукции, а в импорте — продукции промежуточного производственного спроса и готовых потребительских изделий.
Сказались также просчеты в инвестиционной политике универсальных торговых фирм, когда весьма значительная доля средств направлялась в крупные капиталоемкие проекты с длительными сроками окупаемости, часть которых оказалась убыточными или вообще была аннулирована.
Расширение крупными японскими торговыми фирмами своего участия в международной торговле сопровождается заметными сдвигами в характере торгово-посреднической деятельности. Наиболее динамичной их частью становятся не двусторонние экспортно-импортные операции, а осуществляемая по каналам этих фирм торговля* между третьими странами, включая И деятельность подконтрольных компаний за рубежом, и осуществление различных видов встречных закупок.
В настоящее время расширение торгового оборота филиалов и дочерних компаний за рубежом дало возможность довести общий объем операций японских универсальных торговых фирм до 5—6% общего оборота мировой торговли.
С целью обеспечения эффективной деятельности в условиях с/груктурных сдвигов в японской экономике, сохранения своих позиций во внешней и внутренней торговле большинством универсальных торговых фирм Японии разрабатываются специальные средне- и долгосрочные программы маркетинговой деятельности, направленные на дальнейшее расширение их основных функций как «международных компаний комплексного типа» и внесение в связи с этим новых ориентиров в их управленческую стратегию.
«Сого сёся> постепенно усиливают ориентацию в сторону новых сфер предпринимательства, в первую очередь отраслей, определяю-
618 Глава 26 Торговые дома в международном маркетинге
щих развитие НИОКР, сферы нематериального производства, сферы
услуг ,
В рамках организационных структур «сого сеся» наряду с торгово-посрелническими появляется и целый ряд новых по своим функциям крупных подразделений, занятых выявлением перспективных направлений научно-технического прогресса с точки зрения стратегических целей деятельности корпораций, проведением научно-исследовательских работ и разработок новых видов продукции, заключением контрактов по проведению НИОКР, налаживанием технических и производственных связей с иностранными фирмами.
Усиление процесса диверсификации «сого сеся» п сторону новых сфер предпринимательства потребовало выделения в рамках компаний также специальных «инвестиционных штабов», определяющих наиболее прибыльные сферы приложения капитала и осуществляющих комплексное финансирование новых технических проектов. Значительно увеличивается и число создаваемых на базе инвестиций специализированных дочерних компаний.
Обострение конкурентной борьбы на мировых рынках, осуществляемая в настоящее время диверсификация деятельности универсальных торговых фирм Японии заметно расширяют спрос на услуги информации и связи в рамках их основных структур. «Сого еёся» постоянно проводят обширные маркетинговые исследования на мировых рынках и у себя в стране, накапливая богатейшую информацию по маркетинговой среде и рыночным условиям различных стран, финансово-экономическому положению фирм-конкурентов и фирм-партнеров, системе ценообразования и т.д. По мере совершенствования технических средств и методов информационного обеспечения расширяется внедрение компьютеризованных систем в экономику и общую жизнь страны, создаются более обширные базы данных, значительно облегчающие проведение и планирование торговых и финансовых операций. Заметное распространение получает создание на основе объединенных линий компьютерной связи,, систем обработки маркетинговой информации и коммерческой документации. В настоящее время они внедрены в Японии и во всех региональных филиалах универсальных торговых фирм.
Японские тортовые дома являются главным узлом ин<}юрмациоя-ной координации и берут на себя основные расходы по формированию и совершенствованию ино^ормационной инфраструктуры.
Около 10% всех своих текущих издержек крупнейшие торговые дома тратят на международные коммуникации. Собирается информация по мировым и локальным рынкам: и л&с конъюнктуре, цо движению цен, положению на фирмах-конкурентах и партнерах, а также о фор-
4 Особенности торговых компаний Европы, США, Китая и Южной Кореи 619
мах и методах сбыта, политических и юридических условиях экономического сотрудничества и внешней торговли и т.д. Американский экономист Ч Макмиллан подчеркивает, что в деле сбора информации «сого еёся» имеют только двух достойных соперников — Пентагон и Ватикан. Универсальные торговые фирмы действуют как беспрецедентные системы информационного оповещения, системы раннего предупреждения своих промышленных групп о новых товарах, технологиях, изменениях конъюнктуры рынков, что делает торговую фирму ключевой фигурой корпоративной стратегии японских концернов.
В отличие от предшествующего периода, когда развитие информационных услуг было преимущественно подчинено обслуживанию торгово-посреднических операций, в настоящее время они все более выделяются в самостоятельную сферу деятельности, которая рассматривается как одна из наиболее перспективных с точки зрения возможностей освоения новых сфер и рынков и максимизации прибыли. «Сого сеся» активно подключаются к усиливающемуся по мере интернационализации и глобализации деятельности японских компаний в различных областях процессу интенсивной разработки и внедрения телекоммуникационого оборудования, спутниковой связи, использования связи по волоконно-оптическим кабелям, многоуровневых объединенных сетей передачи цифровой ино^ормации.
При сохранении ведущей роли торгово-посреднических и связанных с ними операций как основы деятельности универсальных торговых фирм эти функции сами также существенно видоизменяются. Происходит дальнейшая интернационализация и глобализация их сфер деятельности.
Японские универсальные фирмы имеют хорошо налаженный механизм адаптации к меняющимся внутренним и внешним условиям и, несмотря на определенные трудности, наблюдающиеся в последнее десятилетие, продолжают удерживать солидные позиции в сфере международной торговли и международного бизнеса. Часть из них преобразуются в энергетические и коммуникационные компании, постепенно уходя от чисто торгово-посреднических функций в области продаж товаров широкого потребления.
4. Особенности торговых компаний Европы, США,
Китая и Южной Корен
Универсальные торговые фирмы европейских стран значительно сдабее японских, хотя именно они были первыми в развитии межауна-родного торгового дела. Открытие нового морского пути из Европы в
620 Глава 26 Торговые дома в международном маркстише
Индию вокруг мыса Доброй Надежды в 1498 г. открыло новые торговые возможности для европейских купцов, которым европейские монархи сдали в наем по чартеру торговые суда, предоставили эксклюзивное право собственности на оговоренные зарубежные территории, обеспечили защиту на море со стороны своих военно-морских сил и тем самым способствовали развитию международной торговли и международных торговых фирм в своих странах. Взамен от них требовалась уплата значительных экспортных пошлин. В результате в 1607 г. была образована нидерландская Ост-Индская компания, а вскоре были созданы аналогичные компании в Британии и Франции.
Однако развитие универсальные торгозые фирмы получили в Европе и Америке в 70-е гг. XX в. под влиянием значительных успехов японских «сого еёся». Тогда правительства таких стран, как США, Бразилия, Корея, Тайвань, Таиланд, Филиппины и Турция, начали активно развивать свои соэственные системы универсальных торговых фирм, моделью которых послужили японские торговые дома.
В Европе универсальные торговые компании довольно слабы и одной из причин этого является пониженный имидж и невысокие прибыли в сфере торговли по сравнению с производственным бизнесом. Тем не менее в 90-е гг. на них приходилось 25% внешнеторгового оборота Франции, 27% - Германии и 21% — Великобритании.
Первая группа международных торговых компаний Франции — крупнейшие торговые компании европейских стран — имеют оборот свыше 1 млрд долл. и колониальное происхождение. Их только с определенной оговоркой можно назвать универсальными, поскольку они обычно четко специализируются на определенных видах минерального и'сельскохозяйственного сырья.
Вторая группа — так называемые новые компании международной торговли — были созданы по инициативе банков, промышленных групп или оптовиков.
Третья группа — наиболее многочисленная, насчитывающая около 5000 компаний, которые характеризуются большим разнообразием форм и видов деятельности в области организации международной торговли.
Все эти компании досконально знают ситуацию в мировой экономике и мировой торговле, являются промежуточной базой при выходе на внешний рынок многочисленньгх мелких и средних предприятий., кощролируютсделки в рамках новых 4>орм международного экономического сотрудничества и торговли и служат опорой при внедрении предприятий на зарубежные рынки, -
В Германии международные торговые компании также во многом способствовали ее гкетевоенной экспортной экспансии. Например, в
4 Особенности 70рг<тых компании Европы. США. Китая м Южной Кореи 621
конце 80-х гг. положительное сальдо ее торгового баланса превышало 90 млрд марок.
В международной торговле Германии участвуют два типаторговых компаний: международные торговые компании, интегрированные и промышленные группы — концерны, и семейные торговые предприятия средних размеров (рис. 26,2).
1иды торговых компаний
гз |
Международные торгооые компании в рамках концернов
Семейные торговые предприятия средних размеров
Филиалы промышленных кимпанкй
Материнские
компании
финансо»о-
промыниен-
ных групп
Международные торговые компании, входящие в состав холдинга
Рис 26*2. Торговые компании Германии
Международные торговые компании, интегрированные в промыишн-ные группы — концерны, которые напоминают японские «сого есся*. Юридически эти компании самостоятельны, однако в вопросах управления и стратегической линии прослеживается их тесная связь со своей промышленной группой- При этом данные торговые компании не являются только обслуживающими свои концерны — более половины сбываемых товаров они закупают вне своего концерна.
Такие компании могут быть, во-первых, филиалами производственной компании. Например, компания Tissen Handel Union включает в себя шесть сестринских компаний с Ограниченной ответственностью, специализирующихся в различных отраслях (металлургия, железный лом, топливо, инжиниринг, транспортировка, сбыт), или компания Kmpp Handel, которая обеспечивает торговлю, инжиниринг и транспортировку грузов концерна Кгарр,
Во-вторых, они представлены международными торговыми компаниями, являющимися материнской компанией финансово-промышленной группы. Примером такой немецкой торговой компании является компания Klokner und Ко, персонал которой насчитывает около 8000 чел, и которая специализируется на переработке стали и др.
В-третьих, к ним относятся также международные торговые комца-нии^еходящце в состав холдинга и являющиеся сестринской компанией
622 Глана 26 Торговые дома и международном маркетинге
по отношению к производственным компаниям Примером такого варианта могут служить немецкие компании Ferroschtal и GutehoiTnun-gscliutte. Последняя имела в конце 80-х гг. товарооборот 5 млрд марок и реапизовывала более трети объема продаж концерна за счет поставки стали на внутренний рынок и на экспорт и продаж оборудования для цементных и сталелитейных заводов.
При этом производственные компании располагают и другими сбытовыми сетями и могут обращаться к ним в случае необходимости. Это повышает уровень конкуренции в рамках группы и требует роста конкурентоспособности торговых компаний, их адаптации к новым условиям мировой торговли.
Если первоначально интегрированные в концерны международные торговые компании извлекали из этого стартовые преимущества, то в дальнейшем они развивались, опираясь на собственные ресурсы и средства.
Семейные предприятия средних размеров, которых, например, в Гамбурге насчитывается ЗООО, а в Бремене — 600 и на которые падает 15% немецкого экспорта — это второй тип международных торговых компаний в Германии. Они в основном ориентированы на организацию внешней торговли за пределами ЕС — в Европе, Америке и Юго-Восточной Азии, где имеют более чем столетний опыт работы.
Как было уже сказано, универсальные торговые фирмы Америки начали свое развитие с начала 80-х гг. под влиянием успешной внешнеторговой и международной посреднической деятельности японских «сого еёся». Bank of America, Citicorp, General Electric, General Motors, Sears относятся к числу крупных американских фирм, сформировав-. ших экспортные торговые компании, чему в немалой степени способствовало содействие американского правительства Однако результаты оказались не стол ь положительными, как это ожидалось и как это можно наблюдать у японских универсальных торговых фирм. Основной проблемой для американских универсальных торговых компаний является недостаточность опыта и знаний в этой сфере и нежелание идти, как японцы, на незначительный уровень прибылей.
В связи со своей слабостью американские торговые компании при разработке зарубежных рынков довольно часто вынуждены либо заключать соглашения о сотрудничестве с японскими компаниями, либо полностью пользоваться их услугами, доверяя им реадизовывать международные и внешнеэкономические стратегии для американской стороны.
Американские универсальные торговые компании предлагают своим клиентам широкий спектр услуг (помимо организации импорта В страну, складирования, транспортировки и распределения импорт-Ныхтоваров на внутреннем; рынке), а именно: информацию, по резуль*
Контрольные вопросы 623
тэтам маркетинговых исследований зарубежных рынков, консультации, маркеаинговые услуги, страхование, исследование и оформление продукции, подготовку товаросопроводительной документации, помощь в международных юридических вопросах, складские помещения, оптовые площади и т д.
Большое развитие универсальные торговые фирмы получили также в Китае и Южной Корее. Эти компании при определенном содействии правительства обеспечивают крупнейшие объемы внешнеторговых операций и поддерживающих их видов деятельности. В Южной Корее, где можно проследить значительное копирование опыта японских универсальных торговых фирм, международные торговые компании активно работают в рамках финансово-промышленных групп.
Контрольные вопросы
1. Какие виды международных торговых компаний вам известны?
2. Какие компании могут называться универсальными торговыми фирмами9
3. Какие функции выполняют универсальные торговые фирмы?
4. Можно ли считать универсальные торговые фирмы транснациональными компаниями?
5. Почему именно японские универсальные торговые фирмы являются наиболее сильными и конкурентоспособными по сравнению с универсальными торговыми фирмами других стран?
6. В чем особенности организации крупных международных торговых компаний п таких странах, как Франция, Германия, США и других?
7. Есть ли в России универсальные торговые фирмы?
Комментариев нет:
Отправить комментарий