Глава 26: ТОРГОВЫЕ ДОМА (УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ ФИРМЫ) В МЕЖДУНАРОДНОМ МАРКЕТИНГЕ

Глава 26

ТОРГОВЫЕ ДОМА (УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ ФИРМЫ) В МЕЖДУНАРОДНОМ МАРКЕТИНГЕ

/. Три пита сбытовых структур в международном маркетинге • 2 Торговые дома (универсальные торговые фирмы) в международной торговпеиих функции • 3, Осо­бенности универсальных торговых фирм Японии • 4. Особенности торговых компа­ний Европы, США, Китая и Южной Кореи

1, Три типа сбытовых структур в международном маркетинге

Среди компаний, занимающихся международной торговлей, раз­личают три основных вида (рис. 26.1):

1) международные универсальные компании, которые аккумули­руют товары значительного числа фирм-производителей различных хозяйственных сфер и поставляют их оптовикам и розничным торгов­цам локальных рынков или конечным потребителям. Номенклатура товаров таких торговых фирм довольно широкая и обычно они владе­ют большими запасами соответствующей продукции;

2) специализированные международные торговые компании, имею­щие дело с одним видом (или продуктовой линией) товаров и обеспечи­вающие их высокоэффективную продажу (например, все виды продук­ции черной металлургии или химической промышленности);

3) международные торговые компании, представляющие собой ком-ттянии-филиалы, подчиненные фирме-производителю, через которые последняя сбывает свою продукцию.

Универсальные торговые фирмы у или торговые дома, имеют самую ши­рокую номенклатуру товаров, служащих объектами их посреднической деятельности. Они являются своеобразными монстрами международной торговли и осуществляют широкий набор функций не только в сфере торговли, но и в области финансов, производства, консалтинга и т.д. Зна­чительные обороты и глобальный масштаб деятельности дают большую экономию на издержках и высокие доходы этим компаниям.

Специализированные торговые компании, работающие на мировом рынке, обеспечивают свои конкурентные преимущества за счет высо­кой компетентности и профессионализма в области продажи и покуп­ки товаров соответствующих отраслей.

20-210


610


Глава 26 Торговые лома в международном маркетинг


Международные торговые компании






Универсальные торговые компании (торговые дома)


Специализированные торговыефирмы


Компании-филиалы фирм-производителей


Рис 26 1 Типы сбытовых структур в международном маркетинге

Торговые фирмы филиалы промышленных компаний работают, как правило, в наиболее перспективных наукоемких отраслях промыш­ленности, производящих, в частности, высококачественные и высоко­конкурентные товары, электротехнику и электронику, средства связи,

легковые автомобили, конторское оборудование и точные приборы, наручные часы Промышленным компаниям данных отраслей необхо­димо налаживание прямых контактов с потребителем для организации послепродажного обслуживания, создания престижного образа торго­вой марки- и сети торговых агентов-дилеров.

2. Торговые дома (универсальные торговые фирмы) в международной торговле и их функции

Универсальные торговые компании (general trade company), или торговые дома, представляют собой огромную совокупность брокеров и торговцев, связанных с торговыми агентами, производителями и по­требителями, составляющими международные рынки Крупные уни­версальные торговые фирмы являются главными посредниками между отдельными крупными фирмами-продуцентами, группами мелких, формально независимых предприятий и важнейшими банками.

Универсальными крупные торговые фирмы можно назвать вслед­ствие дифференцированности и глобализации их деятельности:

Универсальность с точки зрения географии юс внешнеэкономи­
ческих и международных операций, которые охватывают практически
все страны, причем не только между надионадьными производителя­
ми и зарубежными потребителями, но и торговлю между третьими

странами. s

Универсальность с точки зрения объектов, организаций товар**
ной номенклатуры (товары, услуги, капиталы, исследования, произ*-
водство и т.д.)
f %-


2 Торговые дома в международной торговле и их функции 61 ]

Универсальность с точки зрения вида и формы внешнеэконо-миеских и международных операций, включающих традиционные сдел ки купли-продажи (прямой и косвенн ый экспорт и импорт), а так­же различные формы организации международного производственно­го сотрудничества (промышленная кооперация и специализация, ком­пенсационные сделки, лицензионное сотрудничество, франчайзинг, лизинг, толлинг и тд)

Универсальность с точки зрения выполняемых функций, в част­ности торговые операции, производственные функции, финансирова­ние, консалтинг, информационные услуги и т д

Универсальность в отношении характера и объема информацион­ной базы данных, которыми располагают универсальные торговые фир­мы Эти базы данных включают не только информацию чисто внешне­экономического характера, но и политического, правового, культур­ного, религиозного плана как о многочисленных субъектах мирового рынка, так и о самих рынках.

Посреднические функции, которые выполняют торговые универ­сальные фирмы, довольно обширны и могут быть подразделены на три типа, общие, или основные, специфические и дополнительные

К общим, основным, функциям торговых домов относится внешне­торговая посредническая деятельность, а именно выполнение опера­ций по экспорту и импорту, поиск и разработка новых источников международного спроса, а также организация соответствующего дело­производства и выполнения таможенных и прочих формальностей по обеспечению внешней торговли и внешних экономических связей, ор­ганизация валютного обмена, осуществление транспортных услуг и консультирование по вопросам транспортировки и складирования, маршрутов товародвижения и другим вопросам международной логи­стики, обеспечение страхования и др В целом они выступают в роли интеграторов глобального бизнеса и ядра управленческой и бизнес-компетенции в организации продаж на мировом рынке.

Специфические функции связаны с предоставлением финансовых услуг и кредитованием экспорта и импорта, организацией связей кли­ентов со специальными торговыми агентами и новыми покупателями и продавцами. Финансовые операции включают операции виностран-ной валюте, создание специальных фондов, проектное финансирова­ние, венчурное инвестирование и лизинг. В последнее время выделя­ются новые специфические функции универсальных торговых фирм, а именно, инвестирование капиталов за границей, прямые вложения в дистрибьюторские и розничные торговые компании. Универсальные торговые фирмы стали также уделять пристальное внимание вопросам содействия научно-техническим исследованиям и разработкам и орга­низации промышленного производства за рубежом


612 Глава 26. Торговые дома в международном маркетинге

Эти компании располагают колоссальными базами данных по ор­ганизации маркетинга в мировой торговле, организуют и проводят маркетинговые исследования. Дальнейшее развитие получает продви­жение универсальных торговых фирм в информационно-телекомму­никационную сферу.

Кроме того, за последние годы активно развиваются процессы гло­бализации: в значительной степени возросли операции торговых домов в посреднической торговле между третьими странами, в которой не уча­ствуют в качестве продавцов и покупателей национальные компании и организации, т.е. торговые дома входят в сферу обслуживания мировой торговли независимо от страны базирования и своей «национальности».

Дополнительными функциями, выполняемыми универсальными торговыми фирмами, являются функции, связанные с содействием развитию торговли, в частности, организацией различного рода кон­сультаций и разработкой соответствующих рекомендаций внешним компаниям по контракту относительно рыночной товарной номенк­латуры, рыночной стратегии и других направлений международной маркетинговой деятельности и маркетингового менеджмента.

Универсальные торговые фирмы строят свои отношения с клиен­тами на договорной основе, выполняя те или иные торговые поруче­ния. Однако вто же время торговые дома имеют возможность осущест­влять торговые операции за свой страх и риск, выступая в роли само­стоятельных принципалов торговых сделок и в этом — сила и мощь этих специфических субъектов международной торговли.

Универсальные торговые фирмы по характеру выполняемыхфунк- k ций и по своей организационной структуре все более превращаются в транснациональные корпорации. Весьма дифференцирована и дивер­сифицирована товарная номенклатура, по которой они работают. Об­щее число товарных статей, реализуемых через эти торговые дома, мо­жет достигать 20—30 тыс. наименований. Универсализация товарной номенклатуры, возможность оперативно выходить на новые товарные и страновые рынки при осложнении внешнеэкономической деятель­ности в результате резких конъюнктурных колебаний и валютной не­устойчивости позволяет им успешно реализовывать маркетинговую стратегию на мировых рынках, оперативно и гибко переключаться на более прибыльные операции, компенсировать потери на одних рынках за счет роста прибылей на других, получать значительную экономию в результате крупномасштабных операции и торговли крупными пар­тиями;, а также специализации При осуществлении торговых услуг и эффекта скнерпш от задействования различных сфер бизнеса.

Универсальные торговые фирмы создали и развивают широкую сеть дочерних компаний по всему миру, при этом, как правило, ire для


2. Торговые дома в между народной торговле и их функции 613

того, чтобы увеличивать экспорт в страну базирования, а для того, что­бы работать на рынках третьих стран и с целях упрощения механизма принятия управленческих решений и реинвестирования капиталов (ранее более широкое распространение имели не дочерние компании, а так называемые опорные пункты, или центры поддержки организа­ции мирового сбыта).

Универсальные торговые компании имеют тесные связи как с крупнейшими банками страны, и в первую очередь, головными бан­ковскими монополиями, обеспечивающими мобилизацию необходи­мых финансовых ресурсов, так и с крупнейшими промышленными концернами, посредниками которых в сфере торговли они выступают, обеспечивая им, в частности, сбыт выпускаемой продукции за рубе­жом и импортируя необходимое сырье и материалы.

Большую поддержку универсальным торговым фирмам, как пра­вило, оказывают правительственные круги, ведущие организации де­лового мира соответствующих стран; их интересы защищаются эконо­мической дипломатией соответствующих стран.

Важное место в осуществлении торгово-посреднических функций в международной сфере отводится созданию и развитию эффективной сбытовой сети. Так, основная часть зарубежных инвестиций универ­сальных торговых фирм приходится на вложения в торговлю и сферу услуг, а не в производство и промышленность. Этот факт объясняется тем обстоятельством, что для развития международной и мультина-циональной деятельности компании, в первую очередь готовят соот­ветствующие каналы товародвижения.

Универсальные торговые фирмы могут выступать в роли:

посредника-агента, который за определенное вознаграждение находит и сводит продавца и покупателя;

комиссионера, действующего от своего имени, но за счет треть­их лиц;

посредника.-купиа шги посредника по перепродаже, когда опе­рации осуществляются им от своего имени и за свой счет;

консультанта, который за определенное вознаграждение кон­сультирует по внешнеторговым вопросам клиентов, проводит техни­ческую и торговую экспертизу;

инвестора, кредитора и т.д.

В то же время, несмотря на международный характер операций и на то, что универсальные торговые фирмы имеют большое количество филиалов и дочерних компаний за границей, нельзя безоговорочно на­звать универсальные торговые фирмы транснациональными, посколь­ку они не располагают достат/очными техническим и технологическим потенциалом (например, такого мнения придерживается американ-


614 Глава 26 Торговые лома q международном маркетинге

ский экономист Р. Барнон), Тем более что в связи с рядом объектив­ных причин зависимость промышленных компаний от универсальных торговых фирм и доля их во внешней торговле стали снижаться.

3. Особенности универсальных торговых фирм Японии

Особенности построения каналов товародвижения и организации международных операций в системе международного и глобального маркетинга проявились в развитии в Японии прежде всего универсаль­ных торговых фирм («согосёся»), или торговых домов, которые играют на всем протяжении исторического развития японской экономики, внешней и внутренней торговли центральную роль. Особое место в ор­ганизации и осуществлении международной деятельности японских фирм принадлежит 17 универсальным торговым посредническим фирмам «сого се'ся», крупнейшими из которых являются: Mitsubishi bussan, Mitsui bussan, Itochy, Marubeni, Sumitomo, Содзюцу, Kane-matsu. Иа них в среднем приходится около половины японской внеш­ней торговли. «Сого еёся», как правило, берут на себя подготовку и осуществление сбыта новых товаров на новых рынках, что является наиболее трудной маркетинговой стратегией. К тому же через них осу­ществляется около 20—30% внутренних продаж в стране.

Общая сумма продаж этих фирм по каналам внешней и внутренней торговли соответствует по стоимости примерно '/4 ВВП страны. Толь­ко из США эти компании закупают ежегодно товаров и услуг на сумму свыше 15 млрд долл. Объем продаж только двух японских универсаль­ных торговых фирм Mitsui и Mitsubishi превышает 60 млрд долл.

Влияние этих торговых конгломератов предстает в еще более ши­роком масштабе, еслиучесть разветвленную сеть дочерних компаний и „ филиалов, а также сеть подконтрольных предприятий и компаний в различных сферах японской экономики, объединенных системами межкорпоративных связей «кэйрэцу» на базе бывших концернов — «дзайбацу».

Концентрация в руках универсальных торговых фирм значитель-,
ной части внешнеторгового оборота Японии базируется на общей эко­
номической мощи ее ведущих финансовых групп, интересы которых 4
они представляют во внешней и внутренней торговле, инвестиционт
ных ^кредитных операциях. Универсальные торговые/фирмы, будучи-
чрезвычайно диверсифицированы, способны оперировать' крупными
партиями товара и ограничиваться низкими границами прибыл ьности г
от осуществляемой деятельности.
* ' * L


3. Особенности универсальных торговых фирм Японии 615

Высокая степень эффективности торговых операций, сохранение универсальными торговыми фирмами в течение длительного периода лидирующих позиций в торговле Японии объясняется также и высо­кой компетенцией и квалификацией торгового аппарата в области международной и внутренней торговой деятельности. Они обладают глубокими знаниями по глобальным мировым товарным рынкам, эко­номике и рынкам отдельных стран, отличаются большой оператив­ностью и коммерческой предприимчивостью и способны разрабаты­вать и реализовывать сложнейшие маркетинговые стратегии на миро­вых рынках.

Японские универсальные торговые фирмы являются крупнейши­ми центрами информационных баз данных в области глобального мар­кетинга и организации международной торговли.

Универсальные торговые фирмы Японии также называют торго­выми домами, учитывая историю их образования и специфику выпол­няемых функций. Японский экономисту К. Одзава определяет торго­вые домакак существующие только вЯпонии промышленно-торговые организации, опыт которых практически никем не повторен.

В XVII в. европейские купцы, заняв устойчивое положение на колони­альных территориях Южной и Юго-Восточной Азии, продвигались дальше на восток и достигли берегов Японии. Имея большой торговый флот и зна­чительный опыт ведения торговли, европейские торговые компании со вре­менем стали господствовать на импортном рынке Японии, навязав ей в определенном смысле кабальные торговые соглашения Затем, стремясь ос­лабить торговую зависимость от европейских торговых фирм, японское правительство разработало систему мер по стимулированию развития на­ционального купечества и образованию в Японии собственных торговых фирм, которые начинали свою деятельность с организации импортной тор­говли, получая от правительства своей страны значительные привилегии. Так, были образованы международные торговые компании Mitsui bussan, Mitsubishi bussan, Itoh1. Эти компании развивались в рамках «дзайбацу» — крупных японских концернов — финансово-промышленных групп и обес-

1 Когда Япония впервые открыла двери для международной коммерции, такие компании, как Mitsui и Mitsubishi, при содействии И помощи государства основали тор­говые дока, чтобы решить задачи развития экспорта н импорта. Прообразом современ­ной организации торговых домов служит фирма типа ссэнсюся», которая занималась импортом товаров преимущественно по прямым заказам правительства и §ыла образо­вана в 1872 г. Каору Йноуэ, возглавлявшим правительство в тот период и являвшимся ос­новным владельцем Mitsui, которая и купила ее. Фирма Mitsui значительно окрепла от такого «вливания», увеличила сеть своих отделений по все# Японии и превратилась в крупнейшую торговую фирму универсального характера Mitsui bussan kaisha, в которой прослеживается тесная связь правительства, бизнеса н системы контроля над каналами импорта.


616 Глава 26 Торговые дома в международном маркетинге

печивали как импортные, так и экспортные поставки. Эти объединения смогли сохранить свои связи, несмотря на принудительный роспуск в 1945 г в рамках реформ, осуществленных оккупационными войсками США Впоследствии они превратились в крупнейшие международные тор­говые монстры с глобально интегрированными видами деятельности.

И в настоящее время большую поддержку универсальным торговым фирмам, как правило, оказывают японские правительственные круги, ве­дущие организации делового мира Японии, по-прежнему рассматриваю­щие их в качестве организационных штабов развертывания зарубежной экспансии Японии, способных приращивать стране дополнительные эко­номические территории

В своей деятельности японские торговые дома особое внимание обра­щают на создание и развитие международных сбытовых сетей, которым в общей маркетинговой стратегии японских фирм придается наиглавней­шее значение

Особенности экономического развития и управления в Японии опре­делили контроль универсальных торговых компаний над производителя­ми. Торговый капитал стал важнейшей составной частью, базой формиро­вания финансово-промышленных групп «дзайбацу» и Р настоящее время «сого сеся» являются центральными институтами общей международной экономической концепции Японии.

Особый расцвет торговых домов пришелся на послевоенное время и осо­бенно на период 60—80-х гг Благодаря универсальному характеру посредниче­ской деятельности, развитому местному и зарубежному аппарату, гибкой сбы­товой стратегии в условиях быстро расширяющегося внешнего и внутреннего спроса универсальные торговые дома в 60-е — середине 70-х гг. обеспечили за­метное расширение своих позиций во внешней торговле Японии. Большое ме­сто при этом при надлежит созданию филиалов и дочерних фирм, располагаю­щих собственной сетью местных дилеров, торговых центров и складов.

Однако пик объема продаж японскими «сого еёсЯ» был пройден в 1991 г., когда их международные торговые операции составили около 200 млрд долл. Процесс создания зарубежных филиалов и дочерних фирм существенно замедлился, а по некоторым видам торговых операций про­изошло и заметное снижение роли «сого сеся». Ухудшились финансовые показатели их деятельности в результате падения прибыльности торгово-посреднических операций с товарами топливно-энергетической группы, неблагоприятной структуры инвестиционных фондов.

В настоящее время в связи с развитием форм прямого маркетинга (развитие Интернет-сетей, повышение в международной торговле доли сложной наукоемкой продукции), а также в связи с продолжи­тельными кризисными явлениями в стране и за рубежом, активизаци­ей процессов слияний и поглощений и т.д. доля универсальных торго­вых фирм в организации международной торговли Японии падает.


3 Особенности униперсальныхторговыхфирм Японии 617

Наряду с причинами объективного порядка — снижением роли посреднических звеньев в некоторых секторах международной тор­говли, внешнеэкономическими трудностями, активным ростом кур­са иены, ухудшением общеэкономической конъюнктуры сложности развития коммерческой деятельности торговых компаний объясня­лись также и просчетами в организации их управленческой деятель­ности, недостаточно быстрой перестройкой маркетинговой страте­гии в условиях изменений в международном разделении труда под влиянием НТР, недоучетом долгосрочных тенденций развития миро­вого рынка В частности, переориентация товарной структуры экс­портно-импортных операций универсальных торговых фирм отста­вала от тех интенсивных сдвигов, которые в этот период происходили во внешней торговле Японии, где в экспорте заметно повышалась доля машинотехнической и другой наукоемкой продукции, а в им­порте — продукции промежуточного производственного спроса и го­товых потребительских изделий.

Сказались также просчеты в инвестиционной политике универ­сальных торговых фирм, когда весьма значительная доля средств на­правлялась в крупные капиталоемкие проекты с длительными сроками окупаемости, часть которых оказалась убыточными или вообще была аннулирована.

Расширение крупными японскими торговыми фирмами своего уча­стия в международной торговле сопровождается заметными сдвигами в характере торгово-посреднической деятельности. Наиболее динамичной их частью становятся не двусторонние экспортно-импортные операции, а осуществляемая по каналам этих фирм торговля* между третьими стра­нами, включая И деятельность подконтрольных компаний за рубежом, и осуществление различных видов встречных закупок.

В настоящее время расширение торгового оборота филиалов и до­черних компаний за рубежом дало возможность довести общий объем операций японских универсальных торговых фирм до 5—6% общего оборота мировой торговли.

С целью обеспечения эффективной деятельности в условиях с/груктурных сдвигов в японской экономике, сохранения своих пози­ций во внешней и внутренней торговле большинством универсальных торговых фирм Японии разрабатываются специальные средне- и дол­госрочные программы маркетинговой деятельности, направленные на дальнейшее расширение их основных функций как «международных компаний комплексного типа» и внесение в связи с этим новых ориен­тиров в их управленческую стратегию.

«Сого сёся> постепенно усиливают ориентацию в сторону новых сфер предпринимательства, в первую очередь отраслей, определяю-


618 Глава 26 Торговые дома в международном маркетинге

щих развитие НИОКР, сферы нематериального производства, сферы
услуг ,

В рамках организационных структур «сого сеся» наряду с торгово-посрелническими появляется и целый ряд новых по своим функциям крупных подразделений, занятых выявлением перспективных направ­лений научно-технического прогресса с точки зрения стратегических целей деятельности корпораций, проведением научно-исследователь­ских работ и разработок новых видов продукции, заключением кон­трактов по проведению НИОКР, налаживанием технических и произ­водственных связей с иностранными фирмами.

Усиление процесса диверсификации «сого сеся» п сторону новых сфер предпринимательства потребовало выделения в рамках компа­ний также специальных «инвестиционных штабов», определяющих наиболее прибыльные сферы приложения капитала и осуществляю­щих комплексное финансирование новых технических проектов. Зна­чительно увеличивается и число создаваемых на базе инвестиций спе­циализированных дочерних компаний.

Обострение конкурентной борьбы на мировых рынках, осуществ­ляемая в настоящее время диверсификация деятельности универсаль­ных торговых фирм Японии заметно расширяют спрос на услуги ин­формации и связи в рамках их основных структур. «Сого еёся» посто­янно проводят обширные маркетинговые исследования на мировых рынках и у себя в стране, накапливая богатейшую информацию по маркетинговой среде и рыночным условиям различных стран, финан­сово-экономическому положению фирм-конкурентов и фирм-парт­неров, системе ценообразования и т.д. По мере совершенствования технических средств и методов информационного обеспечения рас­ширяется внедрение компьютеризованных систем в экономику и об­щую жизнь страны, создаются более обширные базы данных, значи­тельно облегчающие проведение и планирование торговых и финансо­вых операций. Заметное распространение получает создание на основе объединенных линий компьютерной связи,, систем обработки марке­тинговой информации и коммерческой документации. В настоящее время они внедрены в Японии и во всех региональных филиалах уни­версальных торговых фирм.

Японские тортовые дома являются главным узлом ин<}юрмациоя-ной координации и берут на себя основные расходы по формированию и совершенствованию ино^ормационной инфраструктуры.

Около 10% всех своих текущих издержек крупнейшие торговые дома тратят на международные коммуникации. Собирается информа­ция по мировым и локальным рынкам: и л&с конъюнктуре, цо движению цен, положению на фирмах-конкурентах и партнерах, а также о фор-


4 Особенности торговых компаний Европы, США, Китая и Южной Кореи 619

мах и методах сбыта, политических и юридических условиях экономи­ческого сотрудничества и внешней торговли и т.д. Американский эко­номист Ч Макмиллан подчеркивает, что в деле сбора информации «сого еёся» имеют только двух достойных соперников — Пентагон и Ватикан. Универсальные торговые фирмы действуют как беспреце­дентные системы информационного оповещения, системы раннего предупреждения своих промышленных групп о новых товарах, техно­логиях, изменениях конъюнктуры рынков, что делает торговую фирму ключевой фигурой корпоративной стратегии японских концернов.

В отличие от предшествующего периода, когда развитие информа­ционных услуг было преимущественно подчинено обслуживанию торгово-посреднических операций, в настоящее время они все более выделяются в самостоятельную сферу деятельности, которая рассмат­ривается как одна из наиболее перспективных с точки зрения возмож­ностей освоения новых сфер и рынков и максимизации прибыли. «Сого сеся» активно подключаются к усиливающемуся по мере интер­национализации и глобализации деятельности японских компаний в различных областях процессу интенсивной разработки и внедрения телекоммуникационого оборудования, спутниковой связи, использо­вания связи по волоконно-оптическим кабелям, многоуровневых объ­единенных сетей передачи цифровой ино^ормации.

При сохранении ведущей роли торгово-посреднических и связан­ных с ними операций как основы деятельности универсальных торго­вых фирм эти функции сами также существенно видоизменяются. Происходит дальнейшая интернационализация и глобализация их сфер деятельности.

Японские универсальные фирмы имеют хорошо налаженный ме­ханизм адаптации к меняющимся внутренним и внешним условиям и, несмотря на определенные трудности, наблюдающиеся в последнее десятилетие, продолжают удерживать солидные позиции в сфере меж­дународной торговли и международного бизнеса. Часть из них преоб­разуются в энергетические и коммуникационные компании, посте­пенно уходя от чисто торгово-посреднических функций в области про­даж товаров широкого потребления.

4. Особенности торговых компаний Европы, США,

Китая и Южной Корен

Универсальные торговые фирмы европейских стран значительно сдабее японских, хотя именно они были первыми в развитии межауна-родного торгового дела. Открытие нового морского пути из Европы в


620 Глава 26 Торговые дома в международном маркстише

Индию вокруг мыса Доброй Надежды в 1498 г. открыло новые торго­вые возможности для европейских купцов, которым европейские мо­нархи сдали в наем по чартеру торговые суда, предоставили эксклю­зивное право собственности на оговоренные зарубежные территории, обеспечили защиту на море со стороны своих военно-морских сил и тем самым способствовали развитию международной торговли и меж­дународных торговых фирм в своих странах. Взамен от них требовалась уплата значительных экспортных пошлин. В результате в 1607 г. была образована нидерландская Ост-Индская компания, а вскоре были соз­даны аналогичные компании в Британии и Франции.

Однако развитие универсальные торгозые фирмы получили в Ев­ропе и Америке в 70-е гг. XX в. под влиянием значительных успехов японских «сого еёся». Тогда правительства таких стран, как США, Бра­зилия, Корея, Тайвань, Таиланд, Филиппины и Турция, начали актив­но развивать свои соэственные системы универсальных торговых фирм, моделью которых послужили японские торговые дома.

В Европе универсальные торговые компании довольно слабы и од­ной из причин этого является пониженный имидж и невысокие при­были в сфере торговли по сравнению с производственным бизнесом. Тем не менее в 90-е гг. на них приходилось 25% внешнеторгового обо­рота Франции, 27% - Германии и 21% — Великобритании.

Первая группа международных торговых компаний Франции — крупнейшие торговые компании европейских стран — имеют оборот свыше 1 млрд долл. и колониальное происхождение. Их только с опре­деленной оговоркой можно назвать универсальными, поскольку они обычно четко специализируются на определенных видах минерально­го и'сельскохозяйственного сырья.

Вторая группа — так называемые новые компании международной торговли — были созданы по инициативе банков, промышленных групп или оптовиков.

Третья группа — наиболее многочисленная, насчитывающая около 5000 компаний, которые характеризуются большим разнообразием форм и видов деятельности в области организации международной торговли.

Все эти компании досконально знают ситуацию в мировой эконо­мике и мировой торговле, являются промежуточной базой при выходе на внешний рынок многочисленньгх мелких и средних предприятий., кощролируютсделки в рамках новых 4>орм международного экономи­ческого сотрудничества и торговли и служат опорой при внедрении предприятий на зарубежные рынки, -

В Германии международные торговые компании также во многом способствовали ее гкетевоенной экспортной экспансии. Например, в


4 Особенности 70рг<тых компании Европы. США. Китая м Южной Кореи 621

конце 80-х гг. положительное сальдо ее торгового баланса превышало 90 млрд марок.

В международной торговле Германии участвуют два типаторговых компаний: международные торговые компании, интегрированные и промышленные группы — концерны, и семейные торговые предпри­ятия средних размеров (рис. 26,2).

1иды торговых компаний















гз


Международные торгооые компании в рамках концернов


Семейные торговые предприятия средних размеров



Филиалы промышлен­ных кимпанкй


Материнские

компании

финансо»о-

промыниен-

ных групп


Международ­ные торговые компании, входящие в состав холдинга


Рис 26*2. Торговые компании Германии

Международные торговые компании, интегрированные в промыишн-ные группы концерны, которые напоминают японские «сого есся*. Юридически эти компании самостоятельны, однако в вопросах управ­ления и стратегической линии прослеживается их тесная связь со сво­ей промышленной группой- При этом данные торговые компании не являются только обслуживающими свои концерны — более половины сбываемых товаров они закупают вне своего концерна.

Такие компании могут быть, во-первых, филиалами производствен­ной компании. Например, компания Tissen Handel Union включает в себя шесть сестринских компаний с Ограниченной ответственностью, специализирующихся в различных отраслях (металлургия, железный лом, топливо, инжиниринг, транспортировка, сбыт), или компания Kmpp Handel, которая обеспечивает торговлю, инжиниринг и транс­портировку грузов концерна Кгарр,

Во-вторых, они представлены международными торговыми компа­ниями, являющимися материнской компанией финансово-промышленной группы. Примером такой немецкой торговой компании является ком­пания Klokner und Ко, персонал которой насчитывает около 8000 чел, и которая специализируется на переработке стали и др.

В-третьих, к ним относятся также международные торговые комца-нии^еходящце в состав холдинга и являющиеся сестринской компанией


622 Глана 26 Торговые дома и международном маркетинге

по отношению к производственным компаниям Примером такого ва­рианта могут служить немецкие компании Ferroschtal и GutehoiTnun-gscliutte. Последняя имела в конце 80-х гг. товарооборот 5 млрд марок и реапизовывала более трети объема продаж концерна за счет поставки стали на внутренний рынок и на экспорт и продаж оборудования для цементных и сталелитейных заводов.

При этом производственные компании располагают и другими сбытовыми сетями и могут обращаться к ним в случае необходимости. Это повышает уровень конкуренции в рамках группы и требует роста конкурентоспособности торговых компаний, их адаптации к новым условиям мировой торговли.

Если первоначально интегрированные в концерны международ­ные торговые компании извлекали из этого стартовые преимущества, то в дальнейшем они развивались, опираясь на собственные ресурсы и средства.

Семейные предприятия средних размеров, которых, например, в Гам­бурге насчитывается ЗООО, а в Бремене — 600 и на которые падает 15% немецкого экспорта — это второй тип международных торговых ком­паний в Германии. Они в основном ориентированы на организацию внешней торговли за пределами ЕС — в Европе, Америке и Юго-Вос­точной Азии, где имеют более чем столетний опыт работы.

Как было уже сказано, универсальные торговые фирмы Америки начали свое развитие с начала 80-х гг. под влиянием успешной внеш­неторговой и международной посреднической деятельности японских «сого еёся». Bank of America, Citicorp, General Electric, General Motors, Sears относятся к числу крупных американских фирм, сформировав-. ших экспортные торговые компании, чему в немалой степени способ­ствовало содействие американского правительства Однако результаты оказались не стол ь положительными, как это ожидалось и как это мож­но наблюдать у японских универсальных торговых фирм. Основной проблемой для американских универсальных торговых компаний яв­ляется недостаточность опыта и знаний в этой сфере и нежелание идти, как японцы, на незначительный уровень прибылей.

В связи со своей слабостью американские торговые компании при разработке зарубежных рынков довольно часто вынуждены либо заклю­чать соглашения о сотрудничестве с японскими компаниями, либо пол­ностью пользоваться их услугами, доверяя им реадизовывать междуна­родные и внешнеэкономические стратегии для американской стороны.

Американские универсальные торговые компании предлагают своим клиентам широкий спектр услуг (помимо организации импорта В страну, складирования, транспортировки и распределения импорт-Ныхтоваров на внутреннем; рынке), а именно: информацию, по резуль*


Контрольные вопросы 623

тэтам маркетинговых исследований зарубежных рынков, консульта­ции, маркеаинговые услуги, страхование, исследование и оформление продукции, подготовку товаросопроводительной документации, по­мощь в международных юридических вопросах, складские помеще­ния, оптовые площади и т д.

Большое развитие универсальные торговые фирмы получили так­же в Китае и Южной Корее. Эти компании при определенном содейст­вии правительства обеспечивают крупнейшие объемы внешнеторго­вых операций и поддерживающих их видов деятельности. В Южной Корее, где можно проследить значительное копирование опыта япон­ских универсальных торговых фирм, международные торговые компа­нии активно работают в рамках финансово-промышленных групп.

Контрольные вопросы

1. Какие виды международных торговых компаний вам известны?

2. Какие компании могут называться универсальными торговыми фир­мами9

3. Какие функции выполняют универсальные торговые фирмы?

4. Можно ли считать универсальные торговые фирмы транснациональны­ми компаниями?

5. Почему именно японские универсальные торговые фирмы являются наиболее сильными и конкурентоспособными по сравнению с универсальны­ми торговыми фирмами других стран?

6. В чем особенности организации крупных международных торговых компаний п таких странах, как Франция, Германия, США и других?

7. Есть ли в России универсальные торговые фирмы?


Комментариев нет:

Отправить комментарий