Глава 11: РЫНОЧНАЯ СИМПТОМАТИКА И ПРОГНОЗ МИРОВОГО РЫНКА

Глава 11
РЫНОЧНАЯ СИМПТОМАТИКА И ПРОГНОЗ МИРОВОГО РЫНКА
/ Рыночная симптоматика и ее основные показатели • 2 Технология прогнозиро-вания мирового рынка краткосрочное и долгосрочное прогнозирование • 3 Про-гнозирование мирового рынка на основе экспертных оценок • 4 Экономико-математическое прогнозирование мирового рынка
1. Рыночная симптоматика и ее основные показатели
Завершающим этапом изучения рынка является симптоматика рынка и составление долгосрочного и краткосрочного прогнозов развития рынка с учетом предполагаемой его реакции на выход нашего товара (если этот выход крупномасштабный и может оказать существенное влияние на развитие рынка и рыночную конъюнктуру) Однако если объем продаваемых товаров не столь значительный, то этим фактором при построении прогноза можно пренебречь.
Развитие и углубление рыночных отношений в стране требуют глу¬бокого изучения динамики конъюнктурных показателей При составле¬нии прогноза рынка необходимо выделить важнейшие факторы, кото¬рые будут действовать на протяжении всего будущего периода Необхо¬димо оценить объективную значимость действия всех этих факторов и выделить те, которые свидетельствуют о постепенном накоплении в не¬драх нынешней фазы цикла сил, способных перевести развитие на сле¬дующую ступень. Иначе говоря, для прогноза конъюнктуры рынка в фазе подъема важно следить за показателями назревающего кризиса, в фазе кризиса — за показателями перехода к депрессии и в фазе депрес¬сии — за показателями перехода к оживлению и т.д.
Отсюда следует, что,
• во-первых, в основу прогноза конъюнктуры рынка необходимо за¬
ложить только те факторы, которые будут иметь место в будущем. Это оз¬
начает, что система показателей для прогноза коренным образом отлича¬
ется от показателей, используемых при анализе конъюнктуры рынка;
* во-вторых, показатели прогноза разных фаз цикла отличаются
друг от друга, и каждый раз нужна особая система показателей, охваты¬
вающих всю совокупность явлений.

1 Рыночная симптоматика и ее основные показатели 291
Конъюнктурная симптоматика рынка охватывает те показатели, динамика которых по фазам цикла несколько опережает динамику промышленного производства.
Показатели конъюнктурной симптоматики рынка
• Уровень и динамика инвестиций
• Уровень поступления заказов и портфель заказов в целом в стране, в ведущих отраслях, в данной отрасли и сопряжен¬ных отраслях
• Изменение портфеля невыполненных заказов в целом в стра¬не, в ведущих отраслях, в данной отрасли и сопряженных от¬раслях
- Контракты и разрешения на строительство (промышленных и торговых зданий, разрешения на строительство частных жилиш)
• Товарные запасы (готовой продукции в промышленности и торговле, сырья в промышленности)
• Запасы сырья
• Эмиссия ценных бумаг
• Ссудный процент
• Курсы акций
• Прибыль корпораций
Уровень и динамика инвестиций. Динамика инвестиций отражает волнообразный процесс обновления и расширения основного капита-ла и тесно связана с периодичностью кризисов. Условия для экономи-ческого кризиса складываются тогда, когда высшая точка очередного массового обновления Прошла и вложения в основной капитал пошли на убыль (рис. 11.1).
Рост капиталовложений является признаком высокой конъюнкту-ры и соответствует фазам оживления и подъема. Сокращение капита-ловложений ведет к ухудшению конъюнктуры, оно наблюдается в преддверии кризиса.
Вложения в основной капитал разделяются на затраты на покупку машин и оборудования (активная часть) и затраты на строительство (пассивная часть). Как правило, большая часть инвестиций вкладыва-ется в машины и оборудование, особенно в последние десятилетия под воздействием научно-технического прогресса, убыстряющего мораль¬ный износ оборудования.
Валовые капитальные вложения разделяются на государственные и частные. Приватизация и разгосударствление имущества и земли ставят
10'

292 Глава 11 Рыночная симптоматика и прогноз мирового рынка

I 1
] I I I
*^ 1 \ 1 1 1
1



Кризис Депрессия Оживление Подъем
Рис 11.1 Динамика частных инвестиций
проблему частных капитальных вложений. Прежде всего, частные капи-тальные вложения чугко реагируют на изменения конъюнктуры, не-сколько опережают ее поворогы. Этот показатель используют для опреде¬ления зрелости подъема (начало, середина или конец), когда монотонная линия роста производства не дает ответа на этот вопрос. Государственные капитальные вложения, их объем и динамика определяются размерами государственного сектора в экономике страны, а также масштабами во¬енных расходов Принимая это во внимание, можно понять, почему об¬щие размеры капитальных вложений иногда слабо реагируют на ухудше¬ние конъюнктуры. Антикризисная политика государства в области инве¬стиций влияет на динамику валовых капитальных вложений, отклоняя ее от динамики производства в ходе никла.
Уровень поступления заказов и портфель заказов. Специфика произ-водства и потребления некоторых товаров, таких, как прокат черных и цветных металлов, машин и оборудования, предопределяет их изготов-ление по заказам потребителей в соответствии с требованиями опреде-ленных технических показателей и с предварительной уплатой аванса. Система заказов связана с тем, что потребителю нужен товар определен-ного вида и качества. Выдавая заказ на изготовление металла или маши-ны, заказчик несет определенную материальную ответственность и по-этому исходит из собственной оценки предстоящей конъюнктуры.
Если перспективы сбыта его пгюдукции ухудшаются, он сокращает
размер заказа, и, наоборот, при благоприятной перспективе, особенно
при росте цен, он увеличивает заказ в расчете не только на собственное
потребление в будущем, но и на создание известного запаса в качестве
гарантии от потерь при дальнейшем росте цен. j % '\

I Рыночная симптоматика и ее основные показатели 293
Для производителя металла и оборудования поступление заказов и портфель заказов (объем заказов, имеющихся у фирмы независимо от времени их поступления) определяет загрузку предприятия на .будущее, Сопоставляя размер портфеля заказов на какую-то дату с размером вы¬пуска продукции за месяц или за год, можно определить вероятную за¬грузку предприятия на несколько месяцев вперед. Поэтому увеличение портфеля заказов свидетельствует о повышении спроса, которое в буду¬щем найдет проявление в расширении производства. И наоборот, умень¬шение портфеля заказов, сокращение поступления заказов — показатели ухудшения конъюнктуры и признак близкого снижения производства.
Динамика поступления заказов опережает производство, в связи с чем этот показатель может быть использован для прогноза, так как па-дение поступления заказов отражается на ходе текущего производства. Сопоставляя поступление заказов с объемом промышленного произ-водства, нетрудно определить, в каком направлении изменяется порт-фель заказов.
Строительные контракты. Важным показателем будущей конъ-юнктуры является динамика разрешений на строительство, а также стоимость заключенных строительных контрактов. Контракты на строительство промышленных, жилых и коммунальных сооружений дают представление как об объеме будущего строительства, так и о за-грузке предприятий, выпускающих строительные материалы. Заклю-чение контрактов на некоторое время опережает начало строительст¬ва, и этот показатель может быть использован для прогноза деятельно¬сти строительных организаций и промышленности, снабжающей их необходимыми материалами.
Следует различать строительные контракты на частное и государ-ственное строительство, ибо их динамика весьма различна. Государст-венное строительство выступает как элемент антикризисной политики правительства. Если сравнивать такие показатели, как заключение контрактов на промышленное и жилищное строительство, то более чутким показателем являются разрешения на промышленное строи¬тельство, которые наиболее точно регистрируют повороты экономиче¬ской конъюнктуры.
Товарные запасы — это необходимый элемент воспроизводства. Их движение является одним из показателей, характеризующих состояние внутреннего рынка. Определенные товарные запасы необходимы для обеспечения непрерывности товарооборота и поддержания нормальной деятельности любого производственного предприятия. Для беспере-бойного обеспечения производства сырьем, а покупателей готовыми из-делиями необходимо сохранять запасы в определенной зависимости как от объема промышленного производства, так и от спроса рынка.

294 Глава 11 Рыночная симптоматика и прогноз мирового рынка
Размеры запасов определяются не только нуждами процесса вос-производства. Отставание платежеспособного спроса от расширения производственных мощностей, ошибки маркетинговых программ, рост противоречий в экономике приводят к увеличению запасов, обу-словленному не потребностями развивающегося производства, а зато¬вариванием. Поэтому наличие крупных запасов, не находящих сбыта, может служить признаком ухудшения конъюнктуры, сигналом начала кризиса перепроизводства.
Общая закономерность движения товарных запасов в ходе цикла такова: они достигают максимума в начале кризиса, когда производст-во уже начинает сокращаться, и снижаются до минимума после того, как производство начинает выходить из стадии депрессия и расши-ряться. Следовательно, движение товарных запасов несколько отстает от динамики цикла (рис. 11.2).

Кризис Депрессия Оживление Подъем
Рис 11.2. Динамика товарных запасов
Запасы сырья. Примерно 40% всех запасов промышленности при-ходится на сырье- Размер запасов сырья определяется объемом произ-водства и зависит от продолжительности доставки товара от произво-дителя к потребителю (чем дольше будет товар в пути, тем больше надо его иметь в запасе на складе, на случай перебоев с доставкой необходи¬мого сырья); от времени, необходимого для подготовки сырья в соот¬ветствии с технологией производства: чем больше период, тем больше запасы (обмолот зерна, сушка леса, обработка корки); динамики цен.
Потребители сырья стараются накапливать его запасы сверх нор-мы в момент, когда цены начинают повышаться, чтобы избежать по-терь при очень высоких ценах. При понижении ден рост запасов сырья прекращается, так как промышленники ограничиваются закупками в

I Рыночная симптоматика и ее основные показатели 295
пределах текущих потребностей производства в надежде, что падение цен будет продолжаться и дальше.
В условиях рыночной экономики трудно предвидеть колебания спроса даже в пределах месяца, поэтому промышленник чаще предпо-читает иметь «на всякий случай* такое количество сырья, которое мо-жет понадобиться ему для максимального увеличения производства, или же иметь надежных поставщиков, способных гибко менять объе¬мы поставок, что более эффективно.
Накопление запасов сырья имеет свои пределы: в сырье заморажи-вается капитал, вложенный в него, и, следовательно, за него надо пла-тить проценты, хранение больших запасов увеличивает накладные расходы сверх обычного уровня. Задачи повышения эффективности внутрифирменного управления требуют снижения уровня необходи-мых запасов. В то же время в целом для обеспечения экономической безопасности государства в ряде случаев запасы по соответствующим товарам имеют тенденцию к увеличению. Это относится в первую оче-редь к стратегически важным видам энергоносителей и сырья. Напри-мер, Правительство США резервирует нефтяные ресурсы и т.д.
Движение запасов готовых изделий. Около '/3 всех Запасов состоит из готовых изделий, которые с точки зрения их динамики в пределах цикла могут быть разделены на две группы: готовые изделия, изготов-ленные на заказ, и готовые изделия, изготовленные не на заказ, для массового спроса. Запасы товаров первой группы увеличиваются и уменьшаются в тесной зависимости от динамики производства (маши-ны и оборудование производственного назначения). Динамика запа-* сов готовых изделий, изготовленных без заказов и рассчитанных на любого потребителя (потребительские товары длительного пользова-ния) развивается в направлении, обратном динамике производства, т.е. запасы этих товаров растут при снижении производства и снижа¬ются в условиях роста производства.
Эмиссия ценных бумаг. Под эмиссией подразумевается выпуск цен-ных бумаг на рынок с целью мобилизации свободных денежных средств для расширения и обновления основного капитала и увеличе-ния оборотных средств. Главными видами ценных бумаг являются ак-ции и облигации ведущих компаний и государственных займов.
Акция — ценная бумага, дающая право ее владельцу получать опре-деленную долю прибыли данной компании. Доход на акцию (диви¬денд) колеблется в зависимости от результатов деятельности фирмы.
Облигация — ценная бумага с постоянным доходом. Это долговое обязательство, которое выдается частной компанией или государст¬вом. Облигации подлежат выкупу через определенный срок.
Эмиссия акций и облигаций сильно подвержена влиянию цикла: в фазе кризиса и депрессии она резко падает, а в фазе подъема растет,

296 Глава II Рыночная симптоматика и прогноз мирового рынка
причем более значительным циклическим колебаниям подвержены акции, меньшим — облигации с постоянным доходом.
Курс акций. Акции продаются и покупаются на фондовой бирже. Сама возможность их купли-продажи вытекает из того, что акция даст право на определенный доход, который, в виде дивиденда выплачивается из прибыли акционерного общества Курс акции, или ее цена, определя¬ется ее доходностью, т е дивидендами, размером ссудного процента
Курсы акции отражают не столько динамику прошлой прибыли, по¬лученной акционерами, сколько вероятный доход в будущем Следова¬тельно, курс акций является предвосхищением будущего дохода Именно поэтому акция становится излюбленным объектом спекуляции, подвер¬гаясь часто воздействию случайных обстоятельств, не имеющих эконо¬мического обоснования, что в значительной степени затрудняет прогно¬зирование движения курса акций и ограничивает возможности использо¬вания этого показателя для прогноза развития конъюнктуры рынка
Повышение курса акций означает, чтс большое количество пред-принимателей оценивает перспективу как повышательную и готово дороже уплатить за акцию. Но как только появляются признаки ухуд¬шения конъюнктуры, большая часть предпринимателей начинает оце¬нивать перспективу как понижательную и предпринимает массовую распродажу акций Этим и объясняется, что повороты кривой курсов акций обычно предшествуют повороту конъюнктуры.
Ссудный процент. Наиболее важным показателем состояния рынка ссудного капитала является уровень ссудного процента, устанавливае¬мого центральным банком страны. Колебания ссудного процента оп¬ределяются соотношением спроса и предложения на рынке ссудного капитала, которое изменяется в ходе циклав зависимости от состояния производства
Динамика учетной ставки ссудного процента, т.е. суммы, удержи-ваемой банком при учете векселей, тесно связана с фазами цикла. В нау¬чал е кризиса вся кредитная система испытывает громадное напряже¬ние и затем терпит KpaLx: перепроизводство резко снижает обратный приток капиталов и уменьшает возможности погашения кредитов в срок. Спрос на новые кредиты для самых неотложных платежей ис¬ключительно велик, поскольку, предоставляя кредит во время кризи¬са, кредитор идет на большой риск. Поэтому начальной фазе кризиса соответствует максимальная ставка ссудного процента.
В дальнейшем при сокращении объема производства ставка ссудного процента падает, и в фазе депрессии ссудный процент достигает миниму¬ма, так как еще нет стимулов для расширения производства и поэтому нет спроса на ссудный (еапитал. В фазах оживления и подъема в связи с рас¬ширением производства и капиталовложений спрос ня ссудный капитал

2 Технология прошозировгшия мирового рынка 297
растет, а это, в свою очередь, приводит к увеличению ставки ссудного процента В конце фазы подъема ставки ссудного процента снижаются в связи с ростом возможностей самофинансирования определенной части предприятий и предоставления коммерческого кредита (рис. 11.3).

Кризис Депрессия Оживление Подъем
Рис 11 з Динамика ссудного процента
На динамик/ ссудного процента, помимо состояния производства, может оказывать влияние и политика правительства, которое посред-ством изменения величины ссудного процента может регулировать развитие экономики.
2. Технология прогнозирования мирового рынка
Прогноз развития рынка во многом напоминает краткосрочный конъюнктурный прогноз, однако в маркетинговом толковании цель ставится более значительная — прогноз должен быть долгосрочным и перспективным, чтобы фирма сумела, основываясь на нем, разрабо¬тать и осуществить комплексную и длительную маркетинговую про¬грамму, включающую рыночную стратегию и систему мер целенаправ¬ленного воздействия на рынок с целью повышения конкурентных по¬зиций компании и ее товаров.
По своему содержанию прогноз рынка аналогичен содержанию и последовательности статей обзора рынка и составляющих рыночного исследования и включает аналогичные показатели, однако имеет свои особенности и отличия, главным из которых является ориентация на будущее и оценка перспектив. Прогноз развития рынка определяет бу-дущие показатели по емкости рынка, спросу, предложению, конку-

298 Глана 11 Рыночная симптоматика и прогноз мирового рынка
рентоспособиости, эластичности спроса, ценам, содержит показатели по производству, внутренней и внешней торговле, кредитно-денежной и финансовой сфере, а также данные по капит&човложениям и зака-зам, фирменной структуре рынка и т.д
Следует также иметь в виду, что качественная работа на внешнем рынке предполагает составление прогноза не только конкретного то-варного рынка (как мирового, так и отдельно по странам), но и обще-хозяйственной конъюнктуры, оценку перспектив развития уровня по-требления, доходов населения, политической и социальной стабиль-ности, совокупной степени риска и тд
Построение долгосрочного прогноза рынкау как и краткосрочного, основано на объективной особенности развития социально-экономи-ческих явлений, а именно на их инерционности. Однако в последнее время это свойство существенно утратило свое значение в связи с тур-булентностью и неопределенностью развития рыночных и экономиче-ских процессов, что в значительной степени затрудняет предвидение и прогнозирование будущих явлений на мировом и страновом рыноч-ном пространстве.
Понятие прогноза, цели прогнозирования. Изучение конъюнктуры народного хозяйства или отдельного товарного рынка необходимо для того, чтобы правильно сделать прогноз, предсказать ее изменения.
ч. Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных со¬
стояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках
их осуществления. ,
В качестве объектов прогнозирования могут выступать процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практиче-ская деятельность человека.
Понятие прогноза следует отличать от понятия прогнозирования Прогнозирование — это процесс формирования вероятностных сужде¬ний о состоянии объекта в будущем.
Возможность прогнозирования опирается на познание объектив-ных законов действительности. Возможности прогнозирования соци-ально-экономических процессов, к которым относятся общехозяйст-венная и товарно-отраслевая конъюнктура, определяются прежде вое-го характером природы причинно-следственных связей. Единичные события не могут быть предметом прогноза. Предсказывать, прогнози-ровать можно только общие свойства и закономерности процессов, от-ражающие устойчивые тфичтшно-следственные связи.
Принципиальная возможность составления экономического про-гноза конъюнктуры определяется наличием прямой преемственности во времени в развитии соотъссссгвуютщ социально-экономических явлений. В общественном явлении всегда есть остатки прошлого, ое-

2 Технология прогнозирования мирового рынка 299
новы настоящего и зачатки будущего. Задача прогнозиста как раз и со-стоит в том, чтобы на фоне настоящего с учетом прошлого найти эле-менты зарождающегося будущего и, исследуя общие тенденции, дать наиболее вероятную картину развития этого явления на перспективу.
Цель, или назначение, прогноза состоит в определении вероятных альтернатив экономического развития и их социально-экономических последствий для принятия наиболее рациональных решений. Необхо-димость решения методологических и теоретических вопросов про-гнозирования конъюнктуры вызвана насущными потребностями практики планирования и управления экономическими процессами Прогнозирование служит одним из эффективных инструментов обще¬го совершенствования планирования и управления как на уровне фир¬мы, так и на уровне государства.
Четкое представление о перспективах развития мирового рынка, его возможностей и потребностей в ряде случаев позволяет определить линию развития и эффективность той или иной отрасли производства в стране, оценить необходимость и возможность радикальных преоб¬разований в научно-производственном аспекте.
Прогноз всегда является предплановой стадией работы, основой маркетинговой программы и плана, так как цель прогноза — дать наи-более вероятные альтернативные пути развития исследуемого события из широкой гаммы возможных состояний при заданном уровне наших знаний и закладываемых в прогноз предпосылках. Принятие решения в этой связи является не чем иным, как обоснованным выбором одного из наиболее вероятных вариантов прогноза.
Вполне очевидно, что не может быть противопоставления плана прогнозу Прогнозирование — неотъемлемый научно-аналитический этап, предшествующий планированию, принятию обоснованного управленческого решения. Отказ от принятия решений на основе раз¬работанных прогнозов тоже есть решение. При этом прогнозирование должно носить не эпизодический, а постоянный характер.
Прогноз товарного рынка — объективное, научно обоснованное, ве-роятностное по своей природе суждение о динамике важнейших ха¬рактеристик товарного рынка и их альтернативных вариантах при условии выполнения сформулированных гипотез с целью выработки маркетинговых рекомендаций для поведения фирмы на рынке.
Прогноз товарного рынка должен отвечать следующим требованиям:
1) надежность, научная обоснованность, системность с учетом факторов, которые могут оказать влияние в перспективе;
2) воспроизводимость и доказательность, т.е получение того же результата при повторной разработке прогноза, в том числе на базе других методов, исключающих субъективность;

300 Глава 11 Рыночная симптоматика и прогноз мирового рынка
3) альтернативы и характер-прогнозасчеткой формулировкой всех гипотез и предпосылок, положенных и его основу;
4) верифинируемость прогноза, т е наличие надежной методики оценки достоверности и точности прогноза для организации его кор-ректировки;
5) ясный и четкий язык формулировок, понятный для лиц, непо¬средственно принимающих решения, не дающий повода для противо¬речивых толкований;
6) плановый и перманентный характер прогноза Прогноз должен быть своевременным и служить целям управления.
Виды прогнозов конъюнктуры. Для целей прогнозирования общехо-зяйственной и товарно-отраслевой конъюнктуры наиболее удобной на практике представляется классификация прогнозов, основанная на сле-дующих признаках: предмет прогнозирования, уровень или масштаб-ность прогнозирования, период или глубина прогнозирования, функ-циональный признак, методы прогнозирования, точность прогноза.
Предмет прогнозирования определяется на первом этапе разработки прогноза в соответствии с целями и задачами прогноза. Прогнозы об-щехозяйственной конъюнктуры классифицируются по отраслям и ре-гионам, прогнозы товарной конъюнктуры — по видам товаров или то-варных групп, а также по типу прогнозных показателей: импорт или экспорт товара, его производство или потребление. Наибольший практический интерес представляет прогноз цены того или иного то-пара. Прогнозы могут различаться по странам, регионам и т.д.
Уровень (масштаб) прогнозирования. По этому признаку прогнозы следует подразделять на прогнозы общих тенденций развития в мас-штабах всего мира и в рамках отдельных стран. В ряде случаев интерес представляет прогнозирование тех или иных показателей на отрасле-вом уровне либо даже на уровне отдельных фирм и предприятий.
Период (диапазон, глубина) прогнозирования яшшется важнейшей ха¬рактеристикой экономического прогноза. В настоящее время обще¬принято деление экономических прогнозов на кратко-, средне- и дол¬госрочные. Временная глубина прогнозов международных товарных рынков в значительной мере предопределяется поставленными целя¬ми и областями прогнозирования, а также тем периодом, на который оказывают влияние решения, принимаемые в настоящее время. Также считается, что период прогноза не может превышать прошлый период,1 по которому у нас имеются достоверные данные.
Краткосрочный прогноз составляется на 1—1,5, максимум 2 года, среднесрочный — на период до 5 лет вперед, долгосрочный — на срок более 5 лет, до 15—20 лет. Однако в настоящее время в силу турбулентности и

I Технология прогнозирования мирового рынка 30!
неопределенности развития социально-экономических явлений диапа-зон прогнозирования и планирования имееттенденцию к сокращению
Задачи краткосрочного и долгосрочного (среднесрочного) прогно-зов принципиально разные. Долгосрочный прогноз (например, на 10 лет) должен с заданной степенью точности определить рассматри-ваемую величину х в момент tt причем к траектории изменения х в ин-тервале до /, не предъявляется никаких определенных требований. Средством прогноза или элементом анализа его результатов может служить траектория, как правило, усредненная прямая линия или по-казательная функция
Прогнозы большой продолжительности воспроизводят лишь ус-редненные за цикл тенденции и не отражают внутрициклических по-воротов конъюнктуры. Долгосрочные прогнозы требуют учета факто-ров, описывающих основополагающие, глубинные, устойчивые про-цессы формирования мирового рынка в целях выявления наиболее вероятных альтернатив его развития и разработки долговременной стратегии компании на данном рынке.
Задача краткосрочного прогноза заключается в том, чтобы найти траекторию, отличающуюся от усредненной, которую можно считать результатом отклонения. Усредненная траектория существует только в нашем воображении как обобщение долговременной тенденции. В от-личие от нее траектория, показывающая развитие конъюнктуры мак-симум на два года вперед, учитывает отклонения от средней, поэтому является более реальной траекторией движения показателей рыноч¬ной экономики. Вследствие этих различий краткосрочный прогноз — это всегда конъюнктурный прогноз, он является руководством в по-вседневной практике; долгосрочный прогноз определяет общие тен-денции развития, является основой для составления экономических программ и важен для определения будущей конъюнктуры. Кратко-срочные прогнозы служат основой для выработки тактических меро-приятий компании на данном рынке.
С точки зрения практической направленности прогнозирования большой интерес представляет разделение прогнозов по функцио¬нальному признаку: исспедователъско-поисковые и нормативные. Исследовательско-поисковые определяют возможные пути развития объекта, новые тенденции в будущем. Результаты такого прогноза за¬ранее не увязываются с конкретными целями их использования (про¬гноз рождаемости, прогноз технического прогресса в отрасли). Норма¬тивные прогнозы направлены на выявление возможных путей дости¬жения целей и последствий принимаемых решений.
Основные методы прогнозирования рынка. В современной науке в настоящее время используется более 100 различных методов и приемов прогнозирования, отличающихся по своему инструментарию, области

302 Глава 11 Рыночная симптоматика и прогноз мирового рынка
применимости и научной обоснованности. Важное место среди них за-нимают метод экспертных оценок, мозговых атак, исторических ана-логий, различные экономико-математические методы с использова¬нием ЭВМ, сценарный метод и др.
Определение наиболее вероятных оценок состояния мирового рынка в будущем может осуществляться также различными способа-ми. При большом многообразии методов прогнозирования наиболее успешно применяется не более 10—15, ббльшая часть других находит-ся в стадии разработки и экспериментальной проверки.
Наиболее представительные методы прогнозирования мирового рынка следующие:
• методы статистической экстраполяции (метод тренда, или про-дления динамических рядов);
• методы логического и математического моделирования, эконо-мико-математического моделирования, построения многофакторных моделей с использованием ЭВМ (например, метод сегментной регрес-сии и главных компонентов, метод многошагового регрессионного анализа и др.);
• методы экспертных оценок (метод Дельфи, метод мозговой ата-ки, графический метод чартов);
• комбинированные методы.
Этапы прогнозирования конъюнктуры. Прогноз конъюнктуры на-чинают с оценки общих тенденций развития конъюнктуры, т.е. выясне¬ния специфики момента. Для этого необходимо учесть все, что отлича¬ет будущую конъюнктуру от современной. Этой цели служит анализ за длительный период.
Вторым шагом является определение фазы цикла и примерного места внутри фазы. Это очень важно, так как следует различать начальный пе¬риод кризиса и его завершение, начало подъема, его зрелость и заверше¬ние (перепроизводство). Этой цели служит анализ на определенную дату,
Важной задачей прогнозирования является определение темпов и момента перехода в следующую фазу развития цикла. Для решения ее необходима вся система конъюнктурной симптоматики, что позволит дать количественную характеристику динамики перехода из одной фазы цикла в другую. Это самая сложная часть прогноза.
Наряду с внутренними факторами развития конъюнктуры специа-листы следят и за воздействием Мировой конъюнктуры на экономику данной страны, которая имеет для некоторых стран в периоды перело-ма конъюнктуры очень важное значение. Это влияниетем больше, чем сильнее внешнеэкономические связи данной страны и ее интегриро-ванность в мировое» хозяйство.
Макроэкономические прогнозы (прогнозы общехозяйственной кояь-г юнктуры) дают представление о наиболее вероятном общем направле-

3 Прогнозирование мирового рынка на основе экспертных оценок 303
няи краткосрочного развития конъюнктуры отдельной страны, группы стран, мира. Но такого макропрогноза недостаточно, чтобы иметь яс-ное, детальное представление о развитии будущей конъюнктуры отдель¬ных товарных рынков.
Товарно-отраслевые прогнозы, являясь частью целого (общехозяй-ственной конъюнктуры), характеризуются как общими чертами, езой-стиенными общехозяйственной конъюнктуре, так и специфическими. Поэтому при прогнозировании конъюнктуры товарных рынков необ-ходимо комплексное системное исследование, включающее выявле¬ние круга специфических для каждого товарного рынка и общих для всех (или группы рынков) факторов формирования; определение их взаимосвязей; учет их взаимозависимости с общехозяйственной конъ-юнктурой страны, группы стран, мира.
Соотношение показателей, характеризующих состояние конъюнк-туры товарного рынка и общехозяйственной конъюнктуры, меняется в зависимости отспецифики и природы рынка, его места и роли в общей системе международных экономических отношений, а также от глуби-ны прогнозирования.
Опыт работы показывает, что при прогнозах рынков машин и обо-рудования на показатели общехозяйственной конъюнктуры приходит-ся до 90%, а рынков минерального сырья — от 50 до 75% общего числа показателей.
Несколько другое соотношение показателей общехозяйственной и товарно-отраслевой конъюнктуры при прогнозировании конъюнкту¬ры рынков сырьевых товаров сельскохозяйственного происхождения. Так, для непродовольственных товаров (лесоматериалы, хлопок, шерсть, натуральный каучук) показатели общехозяйственной конъ-юнктуры весьма близки к тем, которые используются при прогнозах рынков промышленного сырья. Однако число их обычно составляет 40—50% общего количества показателей.
Для рынков продовольственного сырья, например пшеницы, кофе, сахара и т.д.» ведущую роль играют показатели конъюнктуры то-варного рынка — 75% общего числа показателей, а на долю показате-лей общехозяйственной конъюнктуры приходится 25%.
3. Прогнозирование мирового рынка на основе экспертных оценок
Методы экспертной оценки наиболее часто применяются при составлении экономических, в том числе и рыночных, прогнозов, где проявляются сложность и противоречивость анализируемых факторов.

304

Глава 11. Рыночная симптоматика и прогноз мирового рынка

Экспертное прогнозирование мирового товарного рынка предпо-лагает оценку высококвалифицированным специалистом (экспертом или экспертами) на основе своего опыта и знаний возможной динами¬ки и перспектив его развития. Высказанные мнения критически ана-лизируются, суммируются и в итоге вырабатывается общее мнение о наиболее вероятных направлениях развития данного мирового рынка в указанной перспективе (рис. 11.4).

По количеству
экспертов

По использованной
методике

По характеру основного метода



Индивидуальные экспертные оценки
Коллективные экспертные оценки


— Традиционные экспертные оценки
— Усовершенствованные экспертные оценки
'— Комбинированные экспертные оценки


— Метод Дел ьфи
— Метол мозговой атаки
- Графический
метод чяртов

Рис 11.4 Виды экспертных оценок при прогнозировании мирового рынка
Индивидуальные экспертные оценки осуществляются одним экспер¬том и являются «именными». Как правило, они подлежат сопоставле¬нию с прогнозами других специалистов с целью повышения достовер¬ности полученного прогноза.
Коллективные экспертные оценки предполагают экспертную оцен-ку коллектива специалистов.
Традиционные экспертные оценки основываются на использовании
традиционных простейших методов экспертных оценок.
Усовершенствованные экспертные оценки включают новые совре-менные методы осуществления.
Комбинированные экспертные оценки дополняются эконометриче-скими методами, методами экстраполяции временных рядов. Напри¬мер, метод Дельфи используется в сочетании с другими методами и с широким применением ЭВМ.
Метод Дельфи, или дельфийская процедура, предполагает обобщение мнений коллектива экспертов путем их индивидуального письменного анкетирования (опроса) в несколько туров по специально разработан¬ной процедуре (обычно крайние мнения отбрасываются). При этом ис¬ключается проведение прямой дискуссии и непосредственного влияния мнений других экспертов. В процессе обработки полученных индивиду¬альных мнений через соответствующие коэффициенты учитываются

3 Прогнозирование мирового рынка на основе экспертных оценок 305
компетентность и весомость мнения каждого специалиста-эксперта. Это позволяет сиять такие психологические аспекты, как «декламация на публику», «давление авторитета», соображения престижности, тен-денциозность, ведомственные и групповые интересы. Этот метод был впервые разработан и применен американской корпорацией Rand.
Метод мозговой шпаки (мозгового штурма) имеет целью выработать
единое мнение экспертов в процессе прямого обсуждения прогноза t
мирового рынка специалистами соответствующего профиля. Их встреча проводится по специально разработанному сценарию и в соот-ветствии со строгой процедурой. Каждый участник обсуждения полу-чает возможность коротко высказать свое мнение, каким бы неубеди-тельным оно ни было. Основные правила этого метода:
• концентрация внимания экспертов на одной идее, теме;
• обсуждение любой высказанной участниками мысли; . |
• краткость изложения экспертом своей мысли;
• недопущение критических высказываний в адрес идей участни-ков и их самих;
• приоритет выступления тех экспертов, у которых новая идея воз-никла в связи с предыдущим выстуапением.
Метод мозговой атаки, предполагая групповое обсуждение, ока-зывается на 70% эффективнее, чем простая сумма индивидуальных мнений.
Графический метод мартов позволяет выразить прогнозируемые тенденции в количественной, цифровой форме. В этом случае экспер¬ту предлагается продлить на графике, построенном в соответствующем масштабе, указанные кривые на прогнозируемую перспективу. Далее при обработке графические данные согласно масштабу переводятся в цифровое выражение, позволяющее провести их математико-стати-стическую обработку. Этот метод особенно часто используется при прогнозировании биржевых котировок.
Недостатки метода экспертных оценок:
• субъективизм оценки эксперта, связанный с профессиональной ограниченностью, ведомственными интересами, боязнью ответствен-ности, восприимчивостью к распространенному мнению, склон-ностью преувеличивать плохое, преувеличением значения текущей си-туации и т.д.;
• труднодоказуемость;
• нежелание экспертов давать прогнозы в конкретной количест-венной форме (в виде цифр, особенно абсолютных) и желание их огра-ничиться качественной оценкой.
Для преодоления указанных отрицательных моментов повышают иллюстративность материалов, предлагаемых экспертам для проведе-

306 Глара 11 Рыночная симптоматика н прогноз мирового рынка
ния экспертной оценки с использованием «дерева целей», «дерева про-блем», графиков, таблиц-матриц, сценариев и т.д.
Повышение качества метода экспертной оценки при прогнозиро-вании предполагает использование экономико-математического ап-парата и ЭВМ для их обработки
4. Экономико-математическое прогнозирование мирового рынка
Методы экономико-математического моделирования базируются на унифицированном банке данных и широком использовании совре-менных ЭВМ и соответствующего софт-обеспечения.
Эконом и ко-математическое моделирование в отличие от метода экспертных оценок дает теоретико-экономическому анализу строго количественную опенку, а результатам прогнозирования — объектив¬ную степень надежности, научную доказательность. В современной практике экономического прогнозирования наиболее перспективны¬ми являются статисти ко -вероятностные, эконометрические модели, в частности многофакторный пошаговый регрессионный анализ, объе¬диняющий объективный метод экономико-математического модели¬рования (включая элементы научной экстраполяции) и метод индиви¬дуальных и коллективных экспертных оценок.
Использование многофакторных регрессионных моделей с целью прогнозирования мировых товарных рынков требует учета математиче¬ских условий правомерности их применения к анализу статистической информации, чаще всего представленной в виде динамических рядов, а также того, что использование регрессионных моделей в целях прогнози¬рования означает экстраполяцию В1гутренних связей между формирую¬щими данный объект факторами за пределы базового периода. Послед¬нее предполагает тщательное изучение важнейших свойств исследуемого экономического объекта, степени его устойчивости или инерционности и динамичности, атакже основных определяющих их факторов, посколь¬ку увеличение периода (диапазона, глубины) прогнозирования означает рост объективных возможностей необратимого изменения внутренней структуры объекта и основных закономерностей его развития, что неиз¬бежно ведет к уменьшению надежности и точности прогноза.
Специалисты в области прогнозирования мирового товарного рынка учитывают также эффект временнбго запаздывания (временного лага) динамики отдельных показателей относительно мировой цены. Это относится прежде всего к инвестиционной деятельности, загрузке мощностей, товарным запасам. Расчеты свидетельствуют, что перело¬мы в динамике этих показателей, как правило, на несколько кварталов

Контрольные вопросы 307
устойчиво опережают переломы в движении мировых цен и эти пока-затели могут служить важными и надежными индикаторами возмож-ных изменений в конъюнктуре мировых товарных рынков.
При построении экономико-математических моделей учитывают тесную зависимость развития отдельных мировых товарных рынков от динамики мировой рыночной экономики в целом, неотъемлемой ча¬стью которой и являются рынки.
В настоящее время во БНИКИ и других научно-исследовательских организациях России, занимающихся прогнозированием рынков, действуют постоянные автоматизированные системы прогнозирова¬ния. В частности, во ВНИКИ работает система «Мировой рынок», ох¬ватывающая 24 рынка минерального и сельскохозяйственного сырья и включающая пять функциональных подсистем, работающих в режиме прямых и обратных связей:
• информационное обеспечение (банк данных);
• традиционные экспертные методы прогнозирования;
• экономико-математические методы прогнозирования;
• интеграция прогнозов, разработанных разными методами;
• контроль за качеством конечных результатов прогнозирования.
Системы изучения мировых товарных рынков включают разработ¬ку и совершенствование методики прогнозирования, организации прогностической работы, информационного обеспечения, использо¬вания ЭВМ и компьютерных программ. Обеспечение достоверности прогнозов требует единства их методологической и информационной базы.
Контрольные вопросы
1. Что такое рыночная симптоматика и чем она отличается от прогноза мирового товарного рынка?
2. Каковы основные показатели конъюнктурной симптоматики рынка?
3. Каким требованиям должен отвечать прогноз мирового рынка?
4. Какие виды прогноза мирового товарного рынка вы знаете?
5. Какими основными методами прогнозирования мирового рынка поль¬зуются маркетологи?
6. В чем заключается сущность метода экспертных опенок при прогнози¬ровании развития мирового рынка?
Определите особенности экономико-математических методов прогнози¬рования мирового рынка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий