Глава 32: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ И ЯРМАРКИ

Глава 32 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ И ЯРМАРКИ

} Международные ярмарки, выставки и салоны как средство стимулирования международного сбыта • 2. Подготовка компаний к участию в международной выставке (ярмарке) 3, Особенности маркетинговой работы экспонента на международной выставке (ярмарке) 4. Организационные структуры междуна­родных выставок и ярмарок

1. Международные ярмарки, выставки и салоны как средство стимулирования международного сбыта

Участие в международных выставках, ярмарках, салонах является действенным средством коммуникационной политики в междуна­родном маркетинге, стимулирующим продажи товаров и услуг на за­рубежных рынках, эффективным методом в конкурентной борьбе. Международные выставки и ярмарки организуются в различных странах, однако особенно активно они проводятся в таких странах, как Германия, Англия, США, Франция, Италия, надолго которых па­дает около Уз всех проводимых выставок и ярмарок.

При этом наблюдается увеличение числа международных выставок и ярмарок, расширение их выставочных площадей, рост специализа­ции, повышение доли машин и оборудования в номенклатуре экспо­нируемых товаров, рост сумм заключаемых экспортно-импортных сделок.

Международная выставка — это показ и демонстрация товаров пе­ред зарубежными специалистами, потребителями и широкой общест­венностью с целью ознакомления с передовыми достижениями в соот­ветствующих отраслях и результатами научного прогресса.

Выставки могут проводиться в различных географических точках мира, в различное время и иметь различную продолжительность работы.

Международные выставки могут быть всемирными (ЭКСПО), уни­версальными, тематическими, специализированными или отраслевы­ми, Всемирные выставки ЭКСПО не преследуют коммерческих целей и носят преимущественно политический, научно-экономический и пропагандистский характер, в них принимает участие подавляющее большинство стран мира. Организация таких выставок поддерживает­ся государством и дипломатическими каналами.


722


Глава 32 Международные выставки и ярмарки


Универсальные выставки не ограничивают товарную номенклатуру выставляемых образцов и охиатывают все или большинство отраслей народного хозяйства. Представительным примером выставок продук­ции и услуг смежных отраслей являются тематические выставки, на­пример выставки «Охрана здоровья», «Зашита окружающей среды*, «Океан» и т.д.

На специализированных выставках выставляются товары одной или смежных отраслей производства и/или науки.

Наибольшую эффективность с точки зрения маркетинга и увели­чения объемов продаж имеют торгово-промышленные выставки, осо­бенно специализированные отраслевые, посвященные отдельной (часто довольно узкой) отрасли народного хозяйства, прикладной нау­ки и техники. Именно такие выставки получили в последние десятиле­тия особенно большое развитие, и имеется тенденция к росту их спе­циализации. Отмечается рост числа выставок товаров машинно-тех­нической группы. Машины и оборудование эффективно показывают потенциальным покупателям в действии, в рабочем режиме, что по­зволяет наглядно познакомить посетителей выставки с их технологи­ческими свойствами, особенностями конструкции (рис. 32.1).

*)


Всемирные выставки (ЭКСПО)


Универсальные выставки

Тематические выставки


Специализиро-

вшшыешш

отраслевые

выставки



Ш ирокийтоварный ассортимент


Узкий товарный ассортимент


б)


Краткосрочные выставки


Постоянные выставки


Передвижные выставки



I


Торговые

недели


Торговые центры


Рис 32.1. Основные виды международных выставок-а — по содержанию; б — по времени

Краткосрочные выставки ограничены сроком не более трех недель. К ним также может быть отнесен относительно новый вид организа-


1 Международные ярмарки, выставки и салоны ' 723

ции выставок, так называемые торговые недели, которые проводятся в крупных универмагах крупных зарубежных городов с целью показа и продажи товаров широкого потребления.

Постоянные выставки обычно организуются при дипломатических консульствах за границей. Одной из разновидностей выставок такого типа являются также торговые центры, которые организуют специали­зированные выставки товаров соответствующей страны за рубежом. Они бесплатно предоставляют заинтересованным компаниям и орга­низациями своей страны выставочные площади, оказывают помощь в организации выставочного стенда, оплачивают монтаж и демонтаж экспонатов, предоставляют участникам выставок информацию о конъюнктуре и положении на местном товарном рынке.

Передвижные выставки организуются с использованием средств транспорта, например, плавучие выставки, размещенные на пароходе, в салонах самолета, выставки в автофургонах.

Международная ярмарка — это международная экономическая вы­ставка образцов, международный рынок товаров и услуг, организуе­мый в установленные срокивтечение определенного периода времени и в одном и том же месте. Целью их проведения является заключение торговых сделок не только в национальных, но и в международных масштабах.

Основное отличие ярмарки от обычного рынка заключается в том, что в ее рамках запрещена продажа товара с выносом, т.е. торговля осу­ществляется строго по образцам, хотя сам образец по ее окончании мо­жет быть продан.

Наиболее известными международными ярмарками признаны Ганноверская международная ярмарка, международные ярмарки во Франкфурте-на-Майне, в Лейпциге, Париже, Милане, Брюсселе и др.

В ряде случаев международные ярмарки получили название меж­дународных салонов^ например международный авиасалон во Франции, международный авиакосмический салон в России, специализирован­ные международные салоны военной техники и т.д.

В последние десятилетия граница между выставками и ярмарками практически стерлась, поскольку в настоящее время не только на яр­марках, но и на выставках осуществляется торговля по образцам, за­ключаются сделки, ведется маркетинговая, коммерческая и рекламно-пропагандистская работа, включающая также PR-акции.

Выставки-ярмарки позволяют в короткое время с помощью инди­видуальных контактов охватить соответствующей информацией о товаре широкую аудиторию потенциальных потребителей и покупате­лей. Потенциальные потребители, покупатели и технические специа­листы имеют возможность на выставке-ярмарке осмотреть выставлен-


724 Глава 32, Международные выставки и ярмарки

иые товары, в ряде случаев ознакомиться с ними в действии, рекламно-информационную и информационно-техническую литера­туру, сопоставить однотипные товары, их качественные и коммерче- \ ские характеристики, выяснить наиболее передовые с технической точки зрения образцы, выявить перспективные направления научно-технического прогресса, установить контакты с представительными фирмами-экспонентами, провести переговоры, заключить контракты, получить представление о ближайших перспективах торговли, прослу­шать доклады и сообщения на информационно-обучающих семина­рах, симпозиумах и конференциях и т.д.

Выставки и ярмарки проходят в активной, праздничной обстанов­ке, что настраивает посетителей на конструктивный лад. Посетители приходят на них уже с высоким профессиональным интересом и на­строенные на поиск и восприятие нового, с заинтересованностью к знакомству и/или приобретению соответствующего товара. Поэтому международные выставки-ярмарки активно используются фирмами-продуцентами для выведения на мировой рынок новых товаров.

2. Подготовка компании к участию в международной выставке

(ярмарке)

Организация подготовки и проведения международных выставок и ярмарок осуществляется комитетами (управлениями), создаваемыми как рабочие органы и самостоятельные юридические лица местными учреждения ми различных стран или их объединениями. При этом пра­вительства государств, на территории которых проводится выставка или ярмарка, оказывают им поддержку и содействуют в создании мате-ч риальной базы и в установлении различных льгот для компаний и ор­ганизаций-участников и выставочных грузов.

Для обеспечения высокой эффективности участия в международ­ной выставке-ярмарке руководство и соответствующие сотрудники компаний — экспонентов обязаны провести серьезную подготови­тельную работу, которая можстбыть разбита на ряд этапов (рис. 32.2).

Формулировка целей участия в выставке-ярмарке и основных конечных результатов. Например, целями участия в международной выставке-яр­марке могут быть укрепление высокого имиджа фирмы, демонстрация товара-новинки, выявление потенциального спроса на экспонируемый товар, поиск новых торговых посредников в соответствующих странах, поиск новых покупателей и потребителей, установление деловых отно­шений с новыми партнерами, сопоставление товаров фирмы с товарами конкурентов, проведение деловых переговоров, заключение сделок и т.д.


2. Подготовка компании к участию в международной выставке 725

Формулировка дерева целей участия в выставке-ярмарке и конечных результатов

Определение конкретных путей и методов достижения целей
____________________ участия

Выбор выставки-ярмарки для участия и направление заявки для участия

* ~

Составление программы (плана) подготовки к выставке Разработка тематического плана

t Z

Разработка тематико-экспозиционного плана

* ~

Художественное проектирование

I

Подготовка стендистов и переводчиков

+

Транспортировка экспонатов и выставочных материалов к месту проведения выставки-ярмарки

Оформление стенда в месте проведения выставки

Рис. 32.2. Этапы подготовительной работы к участию в международной выставке-ярмарке

Составленные списки целей разбиваются по рангу значимости и состав­ляется дерево целей. При этом предусматривается возможность измене­ния целей в случае изменения соответствующих условий.

Определение конкретных путей и методов достижения целей уча­стия в выставке (ярмарке). Наряду с выдвижением целей в компании определяются конкретные методы и мероприятия по их реализации. Например, цель демонстрации нового станка в рабочем режиме может предполагать такие конкретные меры по ее достижению: организация специальных пресс-конференций на выставке-ярмарке, демонстра­ция станка в действии в первый день выставки-ярмарки, в дальнейшие дни — демонстрация станка в рабочем режиме каждый час по 5 ми­нут и т.д.


726 Глава 32. Международные выставки и ярмарки

Выбор выставки-ярмарки и направление заявки устроителям для уча­стия в ней. Обычными критериями выбора выставки для участия слу­жат тематика, престижность, место проведения, число и состав участ­ников, круг потенциальных посетителей, условия проведения и каче­ство предоставляемых организаторами услуг, тарифы на выставочные площади, потенциальные объемы и сумма контрактов, потенциальная эффективность организуемых в рамках выставки семинаров и конфе­ренций и т.д. Обычно решение об участии в выставке принимается за два-три года до ее проведения.

Составление программы (плана) подготовки к выставке. Данный план, как правило, предусматривает следующие действия:

подача заявки для участия в выставке ее администрации;

подбор посреднических агентств для осуществления рекламных, танспортно-экспедиторских, оформительских и других функций;

уточнение таможенных правил и правил получения въездных виз, учитывая устаноатенные в международном порядке соответст­вующие льготы для компаний-участников;

разработка сметы расходов на участие в выставке, включая арендную плату за выставочные площади, стоимость проекта экспози­ции и изготовления или* аренды конструктивных и оформительских элементов, транспортные и сопутствующие расходы на доставку экс­понатов на выставку и их возвращение, расходы по оформлению слу­жебных помещений, затраты на монтаж и демонтаж экспозиции, опла­та труда стендистов и переводчиков, представительские расходы, рас­ходы на рекламу й паблик рилейшнз, расходы по страхованию имущества, экспонатов и рисков третьих лиц и т.д.;

разработка проекта и изготовление элементов экспозиции;

подготовка выставляемых образцов товара;

подбор и обучение стендистов и подбор и инструктаж перевод­чиков;

разработка и производство рекламных материалов, размещение рекламы в стране проведения выставки и т.д.

Разработка тематического плана, который определяет, что будет демонстрироваться на выставке-ярмарке (составляется список тем и экспонатов, даются их основные характеристики, а также описание форм их показа — натурная форма, макет, видеоролик, фотография на планшете и др.), а затем на основании этого обусловливает такие важ­ные параметры выставочного стенда, как его площадь, высота, электро- и водоснабжение, необходимые условия использования дру­гих ресурсов (например, сжатого воздуха, газа и др.), требования к ис­пользованию открытой выставочной площадки для экспонируемого оборудования и тл,


2. Подготовка компании к участию в международной выставке 727

Разработка тематико-экспозициоиного плана, который представляет собой развитие тематического плана, в котором по каждой теме состав­ляется сценарий показа экспонентов. Тематико-экспозиционный план определяет необходимое художественное оформление стенда, а также дидактические и технические средства активного воздействия на посе­тителей выставки-ярмарки с целью усилить восприятие и впечатление от экспонатов и побудить посетителей к контактам со стендистами.

Тематико-экспозиционный план в разбивке по каждой теме стенда включает полный текст надписей и цитат, цифровые и текстовые дан­ные по всем таблицам, графикам, диаграммам (включая ссылки на ис­точники), тексты прйстендовых табличек (этикеток) на все натурные экспонаты, модели и макеты, все негативы с фотоотпечатками, цвет­ные диапозитивы (слайды) и т.д.

Предъявляются высокие требования к информационной насыщен­ности и коммерческой эффективности текстовых материалов, раскры­вающих содержание экспонатов, фотографий, графических и видеоил­люстраций и особенно прйстендовых табличек к натурному экспонату, которые выполняют роль миниатюрных рекламных объявлений, несу­щих информацию о том, какие социально-технические и социально-экономические проблемы для потребителей позволяет решить выстав­ленный экспонат, а также сообщающих его название, перечень стран-ммпортеров, технико-экономические и социально-экономические ха­рактеристики, сведения о наградах международных выставок и ярма­рок, количество проданных изделий, гарантии патентной чистоты для конкретной страны, сведения о фирме-изготовителе и/или экспортере.

Возможен отказ о? использования прйстендовых табличек и заме­на их рекламными листовками с цветными иллюстрациями, наклеи­ваемыми либо на экспонат, либо на щит, установленный рядом. Расти­ражированная рекламная листовка также распространяется среди по­сетителей стенда.

Художественное проектирование и оформление стенда. На стадии художественного проектирования стенда разрабатывается генеральная композиция или компоновка в виде комплекта чертежей и монтажных листов, где все экспоненты разбиваются по тематическим разделам и подразделам согласно последовательному раскрытию темы показа. В соответствии с художественным проектом (хотя обычное определен­ными коррективами и дополнениями) на месте проведения выставки собирается выставочный стенд и устанавливаются экспонаты. Худож­ник определяеттип показа экспонатов — индивидуальный, групповой или комплексный, который в последние десятилетия получает все большее распространение при показе разнородных предметов. В ряде случаев возможно консультирование художника со специалистами.


728 Глава 32. Международные выставки и ярмарки

Однако за художественное решение по оформлению стенда отвечает только художественный оформитель.

На данном этапе продумывается система защиты ценных экспона­тов, однако специальные барьеры, ограждения и стеклянные перего­родки не должны создавать впечатления недоступности для посетите­лей выставки и экспонаты должны быть максимально приближены к ним. Следует показывнть экспонат посетителям выставки, побуждать их трогать его руками, испытывать в действии и т.д.

Также выделяются специальные выставочные зоны стенда, а именно: зона показа экспонатов, зона коммерческой работы, зона обслуживания. Зона показа экспонатов должна максимально привлекать посетителей; зона коммерческой работы должна быть максимально удобной дтя про-ведения коммерческих переговоров и рассчитанной на четыре—шесть че­ловек; зона обслуживания предназначена для хранения рекламной и тех­нической литературы, сувениров, продуктов; она должна предусматри­вать возможность мытья посуды, приготовления чая, кофе, закуски.

Комплект чертежей и монтажные листы включают все линии элек­тропроводки, освещения, пожарной сигнализации.

Подготовка стендистов и переводников. Для участия в работе вы­ставки компанией отбираются стендисты, способные не только дать подробные объяснения по выставочным образцам, но и вести коммер­ческие переговоры. Подготовку и подбор переводчиков компания, как

правило, доверяет организационному комитету по проведению между­народной выставки-ярмарки.

Оптимальное число стендистов рассчитывается следующим обра­зом: на стенде длиной 2 м рекомендуется иметь двух человек, на каж­дые дополнительные 3 м — еще одного, на каждые общие 12 м— еще одного. Причем если выставка работает более шести часов в день, це­лесообразнее иметь две смены стендистов. Число переводчиков опре­деляется более произвольно и обычно меньше, чем стендистов, по­скольку некоторые из последних в той или иной степени владеют ино­странными языками.

Стендисты и переводчики обычно одеты в соответствующую форму и имеют специальные значки. Стендисты обязаны быть активными и всту­пать в беседу с посетителем обычно не на далекой, а на близкой «социаль­ной дистанции» (2,1—1,2 м), чтобы не выглядеть зазывалами. В то же вре­мя дальнейшая беседа строится на «личной дистанции» (1,2—0,45 м). Стендист не должен ждать вопроса со стороны посетителя выставки, а сам завязывать разговор со слов типа «Как вам нравится наша маши­на?*, «Какую машину в своем производстве используете вы?»

Идеальный случай, когда стендист сам владеет иностранным язы­ком, но обычно требуются услуги переводчика. В курс подготовки


3 Особенности маркетинговой работы окспонента на международной выставке 729

стендистов входит методика деликатного прерывания беседы с назой­ливым посетителем. Стендист в самом начале разговора с посетителем должен выявить его статус и строить беседу в соответствующем ключе в зависимости от того, кто посетитель — бизнесмен, инженер, журна­лист и т.д. При этом предусматривается обмен визитными карточками с обязательной инициативой со стороны посетителя стенда, к ч"ему его должен побудить стендист.

Транспортировка эскпонатов и выставочных материалов к месту про­ведения выставки-ярмарки. На данном этапе решаются сложные вопро­сы, связанные с упаковкой, транспортировкой экспонатов и выставоч­ных материалов к месту проведения выставки-ярмарки, прохождением таможенных и прочих выездных и въездных формальностей, складиро­ванием и т.д. При этом компания пользуется специальными льготами, предоставляемыми участникам международных выставок-ярмарок.

Оформление стенда в месте проведения выставки осуществляется согласно разработанным планам и художественной композиции стен­да. В большинстве случаев при этом по ходу оформительских работ в эти планы вносятся определенные поправки и изменения.

Выставочный стенд должен быть предельно простым и понятным; более эффективен акцент на товаре, а не на названии фирмы, его выпус­кающей; посетителей выставки лучше привлекает реальный товар, чем его фотографии, показ его использования другими фирмами и потреби­телями. Цель участия в выставке — задействовать все пять органов чувств посетителей с целью привлечь их к экспонату и запомнить его.

В ряде случаев, особенно при недостаточном опыте, компании об­ращаются к специализированным агентствам-посредникам, которые на коммерческой основе берут на себя всю работу или оказывают по­мощь в подготовке участия в выставке-ярмарке и оформлении выста­вочного стенда. Однако при этом надо иметь в виду, что основные ре­шения остаются за компанией, которая не только формулирует основ­ные цели участия, но и координирует все мероприятия по их достижению и этапы подготовительной и выставочной работы.

л

ш

V

3. Особенности маркетинговой работы экспонента на международной выставке (ярмарке)

Организационная работа на стенде. Привлечь посетителей — основ­ная задача сотрудников выставки-ярмарки. Работа на стенде ежеднев­но строится следующим образом: *

• до открытия выставки-ярмарки за 15—20 мин руководство стен­да знакомит сотрудников с программой дня, стендисты проверяют со-


730 Глана 32. Меадукародные выставки и ярмарки


F

3 Особенности маркетинговой работы экспонента на международной выставке 731

Паблик рилейшнз. Распространение престижной рекламы на вы­ставке, организация специальных семинаров, симпозиумов и конфе­ренций, специализированных «дней страны», празднование тысячно­го или десятитысячного посетителя и других мероприятий в значи­тельной степени способствуют созданию благоприятного имиджа в отношении компании-экспронента и ее товаров у посетителей выстав­ки, в официальных и деловых кругах, среди широкой общественности, поскольку информация о выставке находит широкое отражение в средствах массовой информации, а в ряде случаев сопровождается за­казными статьями и материалами ее участников

Пресс-конференции не выставках-ярмарках организуют для полу­чения благоприятных откликов в местных средствах массовой инфор­мации, а также в случае выведения на рынок нового товара, по случаю дня фирмы или страны, данного стенда (павильона). При этом сооб­щаемая на пресс-конференции информация должна иметь если не сенсационное, то хотя бы неожиданное, интересное сообщение. Вы­ступление представителя соответствующего стенда (павильона) на вы­ставке-ярмарке тщательно готовится. Им должен быть не руководи­тель компании, а специальный сотрудник, ответственный за PR-рабо­ту. В текст выступления на пресс-конференции включаются цифры и факты, способные заинтергсовать аудиторию; устная презентация со­провождается мультимедийными материалами или слайдами, а также видео-, теле- и кинофильмами.

Подготовка пресс-конференции на выставке-ярмарке предполага­ет определение места и времени ее проведения, рассылку пригласи­тельных билетов, составление текста выступлений, внесение в него до­полнений и поправок, подготовку комплектов рекламных и прочих материалов, составление программы пресс-конференции, составле­ние сметы расходов, подготовку пресс-релиза, проверку подготовлен­ности зала и др.

Коммерческая работа. Международные выставки-ярмарки явля­ются удобным местом для встреч и проведения переговоров продав­цов и покупателей из различных стран для установления и поддержа­ния деловых контактов- На выставках и ярмарках заключаются кон­тракты на значительные суммы, величиной которых в основном и оценивается эффективность участия компании в международной вы­ставке-ярмарке.

Маркетинговая исследовательская, работа. Международные вы­ставки и ярмарки-служат для их участников источником получения ценной информации о конкурентах и их товарах. Фирмы-экспоненты в рамках выставок-ярмарок имеют возможность познакомиться не только с последними новинками продукции, но квыяснить коммерче-


32____ _________ Глав. 32 Международное высгавки и ярмарки_________________

-кие условия заключения сделок, особенности ведения рекламной ра­боты и организации PR-акций-

Посещение выставок и ярмарок научно-техническими и научны­ми работниками, конструкторами и инженерами позволяет выявить кновные направления в развитии научно-технического прогресса; юзнакомиться с научно-техническими достижениями ведущих про-131зодителей соответствующих отраслей.

4, Организационные структуры международных выставок

и ярмарок

Ведущими международными организациями, регулирующими международную выставочную и ярмарочную деятельность и содейст-зующими их развитию, являются Международное бюро выставок, за­дачей которого служит наблюдение за соблюдением Парижской кон­венции 1928 г. о международных выставках, Союз международных яр­марок, Рабочая группа по международным ярмаркам Комиссии по развитию внешней торговли Европейской экономической комиссии ООН, созданная в 1955 г. в целях защиты их прав и расширения круга деятельности и направленная на разработку административных льгот

пля участников.

Международная торгово-промышленная палата одной из своих

функций считает оказание содействия в организации и проведении международных выставок и ярзушрок. Этими оопросами занимаются временно создаваемые международные отраслевые объединения

(рис. 32.3).

На национальном государственном уровне вопросами организа­ции международных выставок и ярмарок занимаются министерства и ведомства, связанные с развитием международного экономического. сотрудничества, в России это в первую очередь Министерство эконо­мического развития и торговли РФ. Определенную помощь оказывают также торгпредства России за рубежом и экономические подразделе­ния российских посольств.

На национальном общественном уровне такие вопросы решаются прежде всеготоргово-промьгахггенными палатами, отраслевыми ассо­циациями экспортеров и импортеров, организациями, содействующи­ми разадггкю связей с зарубежными странами, включая общества дружбы с зарубежными странами и т.д., местными органами власти. П{нг них содаются иостоянные и временные рабочие органы — коми­теты иди управления по организации ярмарок, которые представляют собой еаискггоятельные юридические лица. -


4 Организационные структуры международных выставок и ярмарок 733

На международном уровне

Международ­ное бюро выставок (1931 г)

Союз международ­ных ярмарок (1925 г)

Рабочая группа по международным

ярмаркам Комиссии по развитию

внешней торговли Европейской

экономической комиссии ООН

(1955 г)

Временные объединения международных отраслевых выс­тавок и ярмарок

Международная торгово-промышленная палата

На национальном государственном и общественном уровне (на примере России)

Министерст­во экономи­ческого раз­вития и тор­говли и другие министерства

Всероссийская

торгово-промышлен­ная палата

Ассоциации

промышлен­ников и экс­портеров

(импортеров)

Организации, содействую­щие развитию между­народных связей

Органы местной власти, городс­кие муниципа­литеты

Постоянные и временные рабочие органы комитеты или управления по организации ярмарок и выставок

На национальном частном уровне (на примере России)

Экспоцентр

Центр

международ­ной торговли, Совинцентр

Местные выставочные

агентства — орга низаторы выставок и ярмарок

Посредники но оформ­лению участия компаний

В международных выставках и ярмарках

Рис 32.3. Организации регулирования и содействия развитию международной выставочной и ярмарочной деятельности

На частном уровне организацией и проведением международных выставок и ярмарок занимаются специальные компании или их объе­динения. Также работают различного рода агентства и посреднические организации, которые на коммерческой основе .помогают фирмам оформить, подготовить и организовать участие в международной вы­ставке (рис. 32.4).

В самих компаниях, участвующих в международных выставках ,и

ярмарках, создаются специальные подразделения «Выставки и ярмар­ки» в рамках отдела рекламы и связей с общественностью или в рамках отдела стимулирования сбыта, подчиненные обшей службе междуна­родного маркетинга. В небольших компаниях, редко участвующих в выставках и ярмарках, вопросами участия в них может заниматься спе-


734 Глава 32. Международные выставки и ярмарки

Руководство компании

—| Вице-президент по маркетингу

Подразделение «Международный маркетинг»

Подразделение «Реклама и связи с общественностью» или «Стимулирование сбыта»

-Цг-Ц|—- '

Подразделение «Выставки и ярмарки»

Рис. 32.4. Службы фирмы по организации международной выставочно-ярмарочной

деятельности

циалист-координатор, наделенный по специальному приказу руко­водства соответствующими полномочиями, в помощь которому выде­ляется один-два человека.

Контрольные еопросы

*

1. Есть ли различие между международными выставками и ярмарками?

2. Какие виды международных выставок-ярмарок вы знаете? Дайте их классификацию.

3. Назовите основные этапы подготовительной работы в компании для ее участия в международной выставке-ярмарке.

4. Какую работу проводят компании на международных выставках и яр­марках?

5. Какие задачи в области рекламы и паблик рилейшнз решают компании, участвующие в международных выставках и ярмарках, и какие мероприятия на них проводят?

6. Какие организации на международном, государственном, обществен­ном и частном уровне занимаются международной выставочно-ярмарочной деятельностью? Какие задачи они решают?

7. Как в компании строится служба по организации ее участия в междуна­родных выставках и ярмарках?


Комментариев нет:

Отправить комментарий