Глава 32 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ И ЯРМАРКИ
} Международные ярмарки, выставки и салоны как средство стимулирования международного сбыта • 2. Подготовка компаний к участию в международной выставке (ярмарке) • 3, Особенности маркетинговой работы экспонента на международной выставке (ярмарке) • 4. Организационные структуры международных выставок и ярмарок
1. Международные ярмарки, выставки и салоны как средство стимулирования международного сбыта
Участие в международных выставках, ярмарках, салонах является действенным средством коммуникационной политики в международном маркетинге, стимулирующим продажи товаров и услуг на зарубежных рынках, эффективным методом в конкурентной борьбе. Международные выставки и ярмарки организуются в различных странах, однако особенно активно они проводятся в таких странах, как Германия, Англия, США, Франция, Италия, надолго которых падает около Уз всех проводимых выставок и ярмарок.
При этом наблюдается увеличение числа международных выставок и ярмарок, расширение их выставочных площадей, рост специализации, повышение доли машин и оборудования в номенклатуре экспонируемых товаров, рост сумм заключаемых экспортно-импортных сделок.
Международная выставка — это показ и демонстрация товаров перед зарубежными специалистами, потребителями и широкой общественностью с целью ознакомления с передовыми достижениями в соответствующих отраслях и результатами научного прогресса.
Выставки могут проводиться в различных географических точках мира, в различное время и иметь различную продолжительность работы.
Международные выставки могут быть всемирными (ЭКСПО), универсальными, тематическими, специализированными или отраслевыми, Всемирные выставки ЭКСПО не преследуют коммерческих целей и носят преимущественно политический, научно-экономический и пропагандистский характер, в них принимает участие подавляющее большинство стран мира. Организация таких выставок поддерживается государством и дипломатическими каналами.
722
Глава 32 Международные выставки и ярмарки
Универсальные выставки не ограничивают товарную номенклатуру выставляемых образцов и охиатывают все или большинство отраслей народного хозяйства. Представительным примером выставок продукции и услуг смежных отраслей являются тематические выставки, например выставки «Охрана здоровья», «Зашита окружающей среды*, «Океан» и т.д.
На специализированных выставках выставляются товары одной или смежных отраслей производства и/или науки.
Наибольшую эффективность с точки зрения маркетинга и увеличения объемов продаж имеют торгово-промышленные выставки, особенно специализированные отраслевые, посвященные отдельной (часто довольно узкой) отрасли народного хозяйства, прикладной науки и техники. Именно такие выставки получили в последние десятилетия особенно большое развитие, и имеется тенденция к росту их специализации. Отмечается рост числа выставок товаров машинно-технической группы. Машины и оборудование эффективно показывают потенциальным покупателям в действии, в рабочем режиме, что позволяет наглядно познакомить посетителей выставки с их технологическими свойствами, особенностями конструкции (рис. 32.1).
*)
Всемирные выставки (ЭКСПО)
Универсальные выставки | Тематические выставки |
Специализиро-
вшшыешш
отраслевые
выставки
Ш ирокийтоварный ассортимент
Узкий товарный ассортимент
б)
Краткосрочные выставки
Постоянные выставки
Передвижные выставки
I
Торговые
недели
Торговые центры
Рис 32.1. Основные виды международных выставок-а — по содержанию; б — по времени
Краткосрочные выставки ограничены сроком не более трех недель. К ним также может быть отнесен относительно новый вид организа-
1 Международные ярмарки, выставки и салоны ' 723
ции выставок, так называемые торговые недели, которые проводятся в крупных универмагах крупных зарубежных городов с целью показа и продажи товаров широкого потребления.
Постоянные выставки обычно организуются при дипломатических консульствах за границей. Одной из разновидностей выставок такого типа являются также торговые центры, которые организуют специализированные выставки товаров соответствующей страны за рубежом. Они бесплатно предоставляют заинтересованным компаниям и организациями своей страны выставочные площади, оказывают помощь в организации выставочного стенда, оплачивают монтаж и демонтаж экспонатов, предоставляют участникам выставок информацию о конъюнктуре и положении на местном товарном рынке.
Передвижные выставки организуются с использованием средств транспорта, например, плавучие выставки, размещенные на пароходе, в салонах самолета, выставки в автофургонах.
Международная ярмарка — это международная экономическая выставка образцов, международный рынок товаров и услуг, организуемый в установленные срокивтечение определенного периода времени и в одном и том же месте. Целью их проведения является заключение торговых сделок не только в национальных, но и в международных масштабах.
Основное отличие ярмарки от обычного рынка заключается в том, что в ее рамках запрещена продажа товара с выносом, т.е. торговля осуществляется строго по образцам, хотя сам образец по ее окончании может быть продан.
Наиболее известными международными ярмарками признаны Ганноверская международная ярмарка, международные ярмарки во Франкфурте-на-Майне, в Лейпциге, Париже, Милане, Брюсселе и др.
В ряде случаев международные ярмарки получили название международных салонов^ например международный авиасалон во Франции, международный авиакосмический салон в России, специализированные международные салоны военной техники и т.д.
В последние десятилетия граница между выставками и ярмарками практически стерлась, поскольку в настоящее время не только на ярмарках, но и на выставках осуществляется торговля по образцам, заключаются сделки, ведется маркетинговая, коммерческая и рекламно-пропагандистская работа, включающая также PR-акции.
Выставки-ярмарки позволяют в короткое время с помощью индивидуальных контактов охватить соответствующей информацией о товаре широкую аудиторию потенциальных потребителей и покупателей. Потенциальные потребители, покупатели и технические специалисты имеют возможность на выставке-ярмарке осмотреть выставлен-
724 Глава 32, Международные выставки и ярмарки
иые товары, в ряде случаев ознакомиться с ними в действии, рекламно-информационную и информационно-техническую литературу, сопоставить однотипные товары, их качественные и коммерче- \ ские характеристики, выяснить наиболее передовые с технической точки зрения образцы, выявить перспективные направления научно-технического прогресса, установить контакты с представительными фирмами-экспонентами, провести переговоры, заключить контракты, получить представление о ближайших перспективах торговли, прослушать доклады и сообщения на информационно-обучающих семинарах, симпозиумах и конференциях и т.д.
Выставки и ярмарки проходят в активной, праздничной обстановке, что настраивает посетителей на конструктивный лад. Посетители приходят на них уже с высоким профессиональным интересом и настроенные на поиск и восприятие нового, с заинтересованностью к знакомству и/или приобретению соответствующего товара. Поэтому международные выставки-ярмарки активно используются фирмами-продуцентами для выведения на мировой рынок новых товаров.
2. Подготовка компании к участию в международной выставке
(ярмарке)
Организация подготовки и проведения международных выставок и ярмарок осуществляется комитетами (управлениями), создаваемыми как рабочие органы и самостоятельные юридические лица местными учреждения ми различных стран или их объединениями. При этом правительства государств, на территории которых проводится выставка или ярмарка, оказывают им поддержку и содействуют в создании мате-ч риальной базы и в установлении различных льгот для компаний и организаций-участников и выставочных грузов.
Для обеспечения высокой эффективности участия в международной выставке-ярмарке руководство и соответствующие сотрудники компаний — экспонентов обязаны провести серьезную подготовительную работу, которая можстбыть разбита на ряд этапов (рис. 32.2).
Формулировка целей участия в выставке-ярмарке и основных конечных результатов. Например, целями участия в международной выставке-ярмарке могут быть укрепление высокого имиджа фирмы, демонстрация товара-новинки, выявление потенциального спроса на экспонируемый товар, поиск новых торговых посредников в соответствующих странах, поиск новых покупателей и потребителей, установление деловых отношений с новыми партнерами, сопоставление товаров фирмы с товарами конкурентов, проведение деловых переговоров, заключение сделок и т.д.
2. Подготовка компании к участию в международной выставке 725
Формулировка дерева целей участия в выставке-ярмарке и конечных результатов
Определение конкретных путей и методов достижения целей
____________________ участия
Выбор выставки-ярмарки для участия и направление заявки для участия
* ~
Составление программы (плана) подготовки к выставке Разработка тематического плана
t Z
Разработка тематико-экспозиционного плана
* ~
Художественное проектирование
I
Подготовка стендистов и переводчиков
+
Транспортировка экспонатов и выставочных материалов к месту проведения выставки-ярмарки
Оформление стенда в месте проведения выставки
Рис. 32.2. Этапы подготовительной работы к участию в международной выставке-ярмарке
Составленные списки целей разбиваются по рангу значимости и составляется дерево целей. При этом предусматривается возможность изменения целей в случае изменения соответствующих условий.
Определение конкретных путей и методов достижения целей участия в выставке (ярмарке). Наряду с выдвижением целей в компании определяются конкретные методы и мероприятия по их реализации. Например, цель демонстрации нового станка в рабочем режиме может предполагать такие конкретные меры по ее достижению: организация специальных пресс-конференций на выставке-ярмарке, демонстрация станка в действии в первый день выставки-ярмарки, в дальнейшие дни — демонстрация станка в рабочем режиме каждый час по 5 минут и т.д.
726 Глава 32. Международные выставки и ярмарки
Выбор выставки-ярмарки и направление заявки устроителям для участия в ней. Обычными критериями выбора выставки для участия служат тематика, престижность, место проведения, число и состав участников, круг потенциальных посетителей, условия проведения и качество предоставляемых организаторами услуг, тарифы на выставочные площади, потенциальные объемы и сумма контрактов, потенциальная эффективность организуемых в рамках выставки семинаров и конференций и т.д. Обычно решение об участии в выставке принимается за два-три года до ее проведения.
Составление программы (плана) подготовки к выставке. Данный план, как правило, предусматривает следующие действия:
• подача заявки для участия в выставке ее администрации;
• подбор посреднических агентств для осуществления рекламных, танспортно-экспедиторских, оформительских и других функций;
• уточнение таможенных правил и правил получения въездных виз, учитывая устаноатенные в международном порядке соответствующие льготы для компаний-участников;
• разработка сметы расходов на участие в выставке, включая арендную плату за выставочные площади, стоимость проекта экспозиции и изготовления или* аренды конструктивных и оформительских элементов, транспортные и сопутствующие расходы на доставку экспонатов на выставку и их возвращение, расходы по оформлению служебных помещений, затраты на монтаж и демонтаж экспозиции, оплата труда стендистов и переводчиков, представительские расходы, расходы на рекламу й паблик рилейшнз, расходы по страхованию имущества, экспонатов и рисков третьих лиц и т.д.;
• разработка проекта и изготовление элементов экспозиции;
• подготовка выставляемых образцов товара;
• подбор и обучение стендистов и подбор и инструктаж переводчиков;
• разработка и производство рекламных материалов, размещение рекламы в стране проведения выставки и т.д.
Разработка тематического плана, который определяет, что будет демонстрироваться на выставке-ярмарке (составляется список тем и экспонатов, даются их основные характеристики, а также описание форм их показа — натурная форма, макет, видеоролик, фотография на планшете и др.), а затем на основании этого обусловливает такие важные параметры выставочного стенда, как его площадь, высота, электро- и водоснабжение, необходимые условия использования других ресурсов (например, сжатого воздуха, газа и др.), требования к использованию открытой выставочной площадки для экспонируемого оборудования и тл,
2. Подготовка компании к участию в международной выставке 727
Разработка тематико-экспозициоиного плана, который представляет собой развитие тематического плана, в котором по каждой теме составляется сценарий показа экспонентов. Тематико-экспозиционный план определяет необходимое художественное оформление стенда, а также дидактические и технические средства активного воздействия на посетителей выставки-ярмарки с целью усилить восприятие и впечатление от экспонатов и побудить посетителей к контактам со стендистами.
Тематико-экспозиционный план в разбивке по каждой теме стенда включает полный текст надписей и цитат, цифровые и текстовые данные по всем таблицам, графикам, диаграммам (включая ссылки на источники), тексты прйстендовых табличек (этикеток) на все натурные экспонаты, модели и макеты, все негативы с фотоотпечатками, цветные диапозитивы (слайды) и т.д.
Предъявляются высокие требования к информационной насыщенности и коммерческой эффективности текстовых материалов, раскрывающих содержание экспонатов, фотографий, графических и видеоиллюстраций и особенно прйстендовых табличек к натурному экспонату, которые выполняют роль миниатюрных рекламных объявлений, несущих информацию о том, какие социально-технические и социально-экономические проблемы для потребителей позволяет решить выставленный экспонат, а также сообщающих его название, перечень стран-ммпортеров, технико-экономические и социально-экономические характеристики, сведения о наградах международных выставок и ярмарок, количество проданных изделий, гарантии патентной чистоты для конкретной страны, сведения о фирме-изготовителе и/или экспортере.
Возможен отказ о? использования прйстендовых табличек и замена их рекламными листовками с цветными иллюстрациями, наклеиваемыми либо на экспонат, либо на щит, установленный рядом. Растиражированная рекламная листовка также распространяется среди посетителей стенда.
Художественное проектирование и оформление стенда. На стадии художественного проектирования стенда разрабатывается генеральная композиция или компоновка в виде комплекта чертежей и монтажных листов, где все экспоненты разбиваются по тематическим разделам и подразделам согласно последовательному раскрытию темы показа. В соответствии с художественным проектом (хотя обычное определенными коррективами и дополнениями) на месте проведения выставки собирается выставочный стенд и устанавливаются экспонаты. Художник определяеттип показа экспонатов — индивидуальный, групповой или комплексный, который в последние десятилетия получает все большее распространение при показе разнородных предметов. В ряде случаев возможно консультирование художника со специалистами.
728 Глава 32. Международные выставки и ярмарки
Однако за художественное решение по оформлению стенда отвечает только художественный оформитель.
На данном этапе продумывается система защиты ценных экспонатов, однако специальные барьеры, ограждения и стеклянные перегородки не должны создавать впечатления недоступности для посетителей выставки и экспонаты должны быть максимально приближены к ним. Следует показывнть экспонат посетителям выставки, побуждать их трогать его руками, испытывать в действии и т.д.
Также выделяются специальные выставочные зоны стенда, а именно: зона показа экспонатов, зона коммерческой работы, зона обслуживания. Зона показа экспонатов должна максимально привлекать посетителей; зона коммерческой работы должна быть максимально удобной дтя про-ведения коммерческих переговоров и рассчитанной на четыре—шесть человек; зона обслуживания предназначена для хранения рекламной и технической литературы, сувениров, продуктов; она должна предусматривать возможность мытья посуды, приготовления чая, кофе, закуски.
Комплект чертежей и монтажные листы включают все линии электропроводки, освещения, пожарной сигнализации.
Подготовка стендистов и переводников. Для участия в работе выставки компанией отбираются стендисты, способные не только дать подробные объяснения по выставочным образцам, но и вести коммерческие переговоры. Подготовку и подбор переводчиков компания, как
правило, доверяет организационному комитету по проведению международной выставки-ярмарки.
Оптимальное число стендистов рассчитывается следующим образом: на стенде длиной 2 м рекомендуется иметь двух человек, на каждые дополнительные 3 м — еще одного, на каждые общие 12 м— еще одного. Причем если выставка работает более шести часов в день, целесообразнее иметь две смены стендистов. Число переводчиков определяется более произвольно и обычно меньше, чем стендистов, поскольку некоторые из последних в той или иной степени владеют иностранными языками.
Стендисты и переводчики обычно одеты в соответствующую форму и имеют специальные значки. Стендисты обязаны быть активными и вступать в беседу с посетителем обычно не на далекой, а на близкой «социальной дистанции» (2,1—1,2 м), чтобы не выглядеть зазывалами. В то же время дальнейшая беседа строится на «личной дистанции» (1,2—0,45 м). Стендист не должен ждать вопроса со стороны посетителя выставки, а сам завязывать разговор со слов типа «Как вам нравится наша машина?*, «Какую машину в своем производстве используете вы?»
Идеальный случай, когда стендист сам владеет иностранным языком, но обычно требуются услуги переводчика. В курс подготовки
3 Особенности маркетинговой работы окспонента на международной выставке 729
стендистов входит методика деликатного прерывания беседы с назойливым посетителем. Стендист в самом начале разговора с посетителем должен выявить его статус и строить беседу в соответствующем ключе в зависимости от того, кто посетитель — бизнесмен, инженер, журналист и т.д. При этом предусматривается обмен визитными карточками с обязательной инициативой со стороны посетителя стенда, к ч"ему его должен побудить стендист.
Транспортировка эскпонатов и выставочных материалов к месту проведения выставки-ярмарки. На данном этапе решаются сложные вопросы, связанные с упаковкой, транспортировкой экспонатов и выставочных материалов к месту проведения выставки-ярмарки, прохождением таможенных и прочих выездных и въездных формальностей, складированием и т.д. При этом компания пользуется специальными льготами, предоставляемыми участникам международных выставок-ярмарок.
Оформление стенда в месте проведения выставки осуществляется согласно разработанным планам и художественной композиции стенда. В большинстве случаев при этом по ходу оформительских работ в эти планы вносятся определенные поправки и изменения.
Выставочный стенд должен быть предельно простым и понятным; более эффективен акцент на товаре, а не на названии фирмы, его выпускающей; посетителей выставки лучше привлекает реальный товар, чем его фотографии, показ его использования другими фирмами и потребителями. Цель участия в выставке — задействовать все пять органов чувств посетителей с целью привлечь их к экспонату и запомнить его.
В ряде случаев, особенно при недостаточном опыте, компании обращаются к специализированным агентствам-посредникам, которые на коммерческой основе берут на себя всю работу или оказывают помощь в подготовке участия в выставке-ярмарке и оформлении выставочного стенда. Однако при этом надо иметь в виду, что основные решения остаются за компанией, которая не только формулирует основные цели участия, но и координирует все мероприятия по их достижению и этапы подготовительной и выставочной работы.
л
ш
V
3. Особенности маркетинговой работы экспонента на международной выставке (ярмарке)
Организационная работа на стенде. Привлечь посетителей — основная задача сотрудников выставки-ярмарки. Работа на стенде ежедневно строится следующим образом: *
• до открытия выставки-ярмарки за 15—20 мин руководство стенда знакомит сотрудников с программой дня, стендисты проверяют со-
730 Глана 32. Меадукародные выставки и ярмарки
F
3 Особенности маркетинговой работы экспонента на международной выставке 731
Паблик рилейшнз. Распространение престижной рекламы на выставке, организация специальных семинаров, симпозиумов и конференций, специализированных «дней страны», празднование тысячного или десятитысячного посетителя и других мероприятий в значительной степени способствуют созданию благоприятного имиджа в отношении компании-экспронента и ее товаров у посетителей выставки, в официальных и деловых кругах, среди широкой общественности, поскольку информация о выставке находит широкое отражение в средствах массовой информации, а в ряде случаев сопровождается заказными статьями и материалами ее участников
Пресс-конференции не выставках-ярмарках организуют для получения благоприятных откликов в местных средствах массовой информации, а также в случае выведения на рынок нового товара, по случаю дня фирмы или страны, данного стенда (павильона). При этом сообщаемая на пресс-конференции информация должна иметь если не сенсационное, то хотя бы неожиданное, интересное сообщение. Выступление представителя соответствующего стенда (павильона) на выставке-ярмарке тщательно готовится. Им должен быть не руководитель компании, а специальный сотрудник, ответственный за PR-работу. В текст выступления на пресс-конференции включаются цифры и факты, способные заинтергсовать аудиторию; устная презентация сопровождается мультимедийными материалами или слайдами, а также видео-, теле- и кинофильмами.
Подготовка пресс-конференции на выставке-ярмарке предполагает определение места и времени ее проведения, рассылку пригласительных билетов, составление текста выступлений, внесение в него дополнений и поправок, подготовку комплектов рекламных и прочих материалов, составление программы пресс-конференции, составление сметы расходов, подготовку пресс-релиза, проверку подготовленности зала и др.
Коммерческая работа. Международные выставки-ярмарки являются удобным местом для встреч и проведения переговоров продавцов и покупателей из различных стран для установления и поддержания деловых контактов- На выставках и ярмарках заключаются контракты на значительные суммы, величиной которых в основном и оценивается эффективность участия компании в международной выставке-ярмарке.
Маркетинговая исследовательская, работа. Международные выставки и ярмарки-служат для их участников источником получения ценной информации о конкурентах и их товарах. Фирмы-экспоненты в рамках выставок-ярмарок имеют возможность познакомиться не только с последними новинками продукции, но квыяснить коммерче-
32____ _________ Глав. 32 Международное высгавки и ярмарки_________________
-кие условия заключения сделок, особенности ведения рекламной работы и организации PR-акций-
Посещение выставок и ярмарок научно-техническими и научными работниками, конструкторами и инженерами позволяет выявить кновные направления в развитии научно-технического прогресса; юзнакомиться с научно-техническими достижениями ведущих про-131зодителей соответствующих отраслей.
4, Организационные структуры международных выставок
и ярмарок
Ведущими международными организациями, регулирующими международную выставочную и ярмарочную деятельность и содейст-зующими их развитию, являются Международное бюро выставок, задачей которого служит наблюдение за соблюдением Парижской конвенции 1928 г. о международных выставках, Союз международных ярмарок, Рабочая группа по международным ярмаркам Комиссии по развитию внешней торговли Европейской экономической комиссии ООН, созданная в 1955 г. в целях защиты их прав и расширения круга деятельности и направленная на разработку административных льгот
пля участников.
Международная торгово-промышленная палата одной из своих
функций считает оказание содействия в организации и проведении международных выставок и ярзушрок. Этими оопросами занимаются временно создаваемые международные отраслевые объединения
(рис. 32.3).
На национальном государственном уровне вопросами организации международных выставок и ярмарок занимаются министерства и ведомства, связанные с развитием международного экономического. сотрудничества, в России это в первую очередь Министерство экономического развития и торговли РФ. Определенную помощь оказывают также торгпредства России за рубежом и экономические подразделения российских посольств.
На национальном общественном уровне такие вопросы решаются прежде всеготоргово-промьгахггенными палатами, отраслевыми ассоциациями экспортеров и импортеров, организациями, содействующими разадггкю связей с зарубежными странами, включая общества дружбы с зарубежными странами и т.д., местными органами власти. П{нг них содаются иостоянные и временные рабочие органы — комитеты иди управления по организации ярмарок, которые представляют собой еаискггоятельные юридические лица. -
4 Организационные структуры международных выставок и ярмарок 733
На международном уровне
Международное бюро выставок (1931 г) | Союз международных ярмарок (1925 г) | Рабочая группа по международным ярмаркам Комиссии по развитию внешней торговли Европейской экономической комиссии ООН (1955 г) | Временные объединения международных отраслевых выставок и ярмарок |
Международная торгово-промышленная палата
На национальном государственном и общественном уровне (на примере России)
Министерство экономического развития и торговли и другие министерства | Всероссийская торгово-промышленная палата | Ассоциации промышленников и экспортеров (импортеров) | Организации, содействующие развитию международных связей | Органы местной власти, городские муниципалитеты |
Постоянные и временные рабочие органы комитеты или управления по организации ярмарок и выставок
На национальном частном уровне (на примере России)
Экспоцентр | Центр международной торговли, Совинцентр | Местные выставочные агентства — орга низаторы выставок и ярмарок | Посредники но оформлению участия компаний В международных выставках и ярмарках |
Рис 32.3. Организации регулирования и содействия развитию международной выставочной и ярмарочной деятельности
На частном уровне организацией и проведением международных выставок и ярмарок занимаются специальные компании или их объединения. Также работают различного рода агентства и посреднические организации, которые на коммерческой основе .помогают фирмам оформить, подготовить и организовать участие в международной выставке (рис. 32.4).
В самих компаниях, участвующих в международных выставках ,и
ярмарках, создаются специальные подразделения «Выставки и ярмарки» в рамках отдела рекламы и связей с общественностью или в рамках отдела стимулирования сбыта, подчиненные обшей службе международного маркетинга. В небольших компаниях, редко участвующих в выставках и ярмарках, вопросами участия в них может заниматься спе-
734 Глава 32. Международные выставки и ярмарки
Руководство компании
—| Вице-президент по маркетингу
Подразделение «Международный маркетинг»
Подразделение «Реклама и связи с общественностью» или «Стимулирование сбыта»
-Цг-Ц|—- '
Подразделение «Выставки и ярмарки»
Рис. 32.4. Службы фирмы по организации международной выставочно-ярмарочной
деятельности
циалист-координатор, наделенный по специальному приказу руководства соответствующими полномочиями, в помощь которому выделяется один-два человека.
Контрольные еопросы
*
1. Есть ли различие между международными выставками и ярмарками?
2. Какие виды международных выставок-ярмарок вы знаете? Дайте их классификацию.
3. Назовите основные этапы подготовительной работы в компании для ее участия в международной выставке-ярмарке.
4. Какую работу проводят компании на международных выставках и ярмарках?
5. Какие задачи в области рекламы и паблик рилейшнз решают компании, участвующие в международных выставках и ярмарках, и какие мероприятия на них проводят?
6. Какие организации на международном, государственном, общественном и частном уровне занимаются международной выставочно-ярмарочной деятельностью? Какие задачи они решают?
7. Как в компании строится служба по организации ее участия в международных выставках и ярмарках? •
Комментариев нет:
Отправить комментарий