Глава 4
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СРЕДА
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэконо-мической деятельности • 2. Правовое обеспечение экспортно-импортных опера¬ций * 3, Регулирование экспорта товаров и услуг • 4. Регулирование импортных операций • 5. Регулирование валютных операций и валютный контроль
1, Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности
Регулирование и контроль в сфере внешнеэкономической деятель-ности (ВЭД) на общегосударственном уровне осуществляют федераль-ные органы власти и управления (рис. 4.1). К ним относятся прежде всего Федеральное Собрание страны, Президент РФ и Правительст-во РФ.
Федеральное Собрание разрабатывает и принимает законы, регла-ментирующие внешнеэкономическую деятельность, через соответст-вующие комитеты и комиссии парламента осуществляет руководство ее основными направлениями, контроль за деятельностью исполни-тельных органов.
Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство внешнеэкономической политикой, подписывает международные со-глашения, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов; в случае необхо-димости использует согласительные процедуры для разрешения раз¬ногласий между органами государственной власти Российской Феде-рации в данной области.
Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой внешнеэкономической политики, разрабатывает соответствующие
10Q Глава 4. Организационно-правовая среда внешнеэкономической деятельности и РФ
программы деятельности» принимает решения по основным направле-ниям внешнеторговой политики, а также принимает в пределах своей компетенции решение о проведении переговоров и подписании меж¬дународных договоров Российской Федерации
Непосредственную реализацию задач государственной внешне-экономической политики, атакже разработку и принятие мер в данной области осуществляют общеэкономические и специализированные органы исполнительной власти на федеральном уровне, внешнеэко¬номический аппарат местных органов власти, а ггкже зарубежный тор¬говый аппарат.
Одним из ключевых внешнеэкономических ведомств, осуществ-ляющих регулирование во внешнеэкономической сфере и контроль за соблюдением государственных интересов в данноА сфере, является Ми-нистерство экономического развития и торговли РФ. Оно как ведущий орган федеральной исполнительной власти по разработке и проведению единой социально-экономической политики с участием заинтересован-ных министерств и ведомств осуществляет разработку предложений по определению основных направлений экономической политики в сфере международного сотрудничества, заключению межправительственных договоров в данной области, принимает непосредственное участие в со-гласовании вопросов экономического сотрудничества Российской Фе-дерации с зарубежными странами и торгово-экономическими союзами; разрабатывает вопросы инвестиционной и кредитной политики, пред-ставляет предложения по использованию кредитов; рассматривает ре-сурсные возможности осуществления внешнеэкономических операций по важнейшим группам товаров и услуг (рис 4 2)
Структура и функции Министерства экономического развития и торговли РФ определены Постановлением Правительства РФ № 443 от 27 августа 2004 г. Они чрезвычайно объемны и диверсифицированы, что, несомненно, затрудняет его работу и снижает ее эффективность. Это не может не сказываться отрицательно на развитии внешнеэконо¬мических связей России и на ее экономической политике и результа¬тах экономического развития.
Аппарат уполномоченных Министерства экономического развития и торговли РФ на местах ссуществляет содействие развитию экспортно-го потенциала, государственный контроль и регулирование ВЭС в ре-гионах, обеспечивает необходимые условия для выхода участников внешнеэкономической деятельности на внешний рынок. Однако их ра-бота в настоящее время также отличается низкой эффективностью.
Центральным органом таможенной системы страны является Фе-деральная таможенная служба (ФТС) Минэкономразвития РФ, на ко-торую возложены функции подготовки и выпуска нормативных актов
"Ь" J%^ ^v
Секретариат Министре
МИНИСТР ГРЕФ Герман Осхароанч
Коллегии
Помощник Министра
Заместитель Министра
Заместитель Министра
Дог артаыент
м якриоксто к кческото
г 1 ро гн U3H р<Л1 пня
Департамент страшим COU■ i A.:i .11 О*ЖPHttUн-
ческнх реформ
Департамент
гоеуд л рстаеиного
рег>'лирсванкя
а экономике
Департамент
коргюрлтивиогс!
управления
Департамент управления делами
Департамент
государствен НОЮ
регулирования тарифов
и ннфрйстр>тстурьих
реформ
Департаменг имущественных и эемедшш отноше¬ний, экономики при-РОДИГОН юо ваняя
Департамент
эдономнкн программ
ОборОНЫИ
беэолаетстя
Департамент правового
обеспечения
ФшинсоаиЛ К пл рта ме» rt
Департамент
1Грр)ГГОрИ4ЛЬНОГО
развития
Департамент
инвестиционной
политики
Департамент государственных целе-вых прогрэми м капи-тальных вложений
Департамент
государстве» uto го
ре гул нро ш£ н ия
ннещнегорговой
донтсльностн
А тачоданмотодсла
Департамент
днем HBJXOHO м и ческнх
отношений
Департамент экономического
сэдгрулНЧЧйетВ*
со странами СНГ
Департамент торгоьмх переговоров
1.
Федеральные службы
х федеральные <иснтопмц
квдодяишеся к асленнн
Министерства
Федеральное агентство када¬стр* оолекгоя неданънмвдм {Роо |едв ижнмость)
Федеральное агентсгво по улр4дяеннх> фелердлыпгм имуществом (Рос имуществу
Федеральное агентство
но государственном росраам
(Носрсзсро)
Рис 4 2 Структура Министерства экономического развития и торговли РФ
102 Глава 4 Организационно-правовая среда внешнеэкономической дея гелыюсти в РФ
по таможенным вопросам, обеспечение соблюдения законодательства в данной области, осуществление непосредственного таможенного ре¬гулирования и контроля. В систему ФТС наряду с центральным аппа¬ратом входят региональные и специализированные таможенные управления, таможни и таможенные посты. ФТС формирует и пред¬ставляет в виде своих официальных публикаций данные по внешне¬торговой статистике, подготавливаемые на основе грузовых таможен¬ных деклараций. Наряду с этим ФТС оказывает содействие развитию околотаможенной инфраструктуры, в частности сети таможенных брокеров и таможенных складов.
Министерство иностранных дел РФ отвечает за разработку общего-сударственных направлений развития международных и двусторонних отношений с зарубежными государствами, в том числе и во внешне¬экономической сфере, готовит документы для официальных встреч и визитов, международных конференций и симпозиумов с участием правительственных лиц России, организует работу российской сторо¬ны в различных международных организациях, формирует банки дан¬ных основных изменений в экономической жизни зарубежных стран и их внешнеэкономических интересах.
Важную роль в представлении государственных интересов во внешнеэкономической области и обеспечении их защиты играет зару¬бежный аппарат внешнеэкономического регулирования, представлен¬ный торговыми представительствами России и аппаратом торговых советников при посольствах РФ. Они содействуют проведению эф¬фективной внешнеэкономической политики в странах пребывания, осуществляют контроль в рамках своей компетенции за соблюдением государственных интересов российскими участниками ВЭС и коорди¬нацию их деятельности, обеспечивают защиту в странах пребывания интересов российских предприятий.
Существенную роль в регулировании ВЭД играет Министерство финансов РФ, которое совместно с Центральным банком определяет порядок и рассматривает вопросы финансирования и кредитования ВЭД, издает нормативные акты по этим вопросам, регулирует вопросы налогообложения при осуществлении ВЭД, Минфин России в рамках единой государственной политики готовит предложении по совершен-ствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностран¬ными государствами, увеличению валютных резервов страны и эко¬номному расходованию иностранной валюты. Министерство финан¬сов РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ разрабатывает предложения об объемах и направлениях использования централизованных поступлений и расходов торгового и неторгового характера. По поручению правительства осуществляет
1 Государстве) шыс органы регулирования и содействия развитию ВЭД 103
сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с представителями зтих организаций переговоры и консуль¬тации по вопросам финансовой политики.
В соответствии с законодательством Центральный банк России яв-ляется ключевым звеном валютного регулирования страны, который определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты, из-дает нормативные акты, обязательные к исполнению валютными ре-зидентами и нерезидентами, устанавливает общие правила выдачи ли-цензий банкам и иным кредитным учреждениям Он определяет также единые формы учета и отчетности валютных операций, а также поря-док и сроки их представления; готовит и публикует статистику валют-ных операций РФ по принятым международным стандартам.
Органами валютного контроля в РФ являются; Центральный банк РФ, Правительство РФ в соответствии с законами РФ; Федеральная таможенная служба Минэкономразвития РФ; агенты валютного кон-троля В рамках своей компетенции указанные органы осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валют-ными операциями» за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля, проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.
Функции регулирования научно-технического сотрудничества с зарубежными странами в значительной части возложены на Мини-стерство образования и науки РФ, которое координирует выполнение межгосударственных программ в данной области, принимает участие в пределах своей компетенции в работе межправительственных комис-сий по торговому и научно-техническому сотрудничеству.
Среди организаций, содействующих развитию ВЭД, ведущее ме¬сто принадлежит Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ, которая, являясь негосударственной некоммерческой общественной органи¬зацией, созданной российскими предприятиями, призвана содейст¬вовать всем формам их предпринимательской деятельности в России и за рубежом. Система ТПП РФ включает республиканские и регио¬нальные отделения, при ней работает ряд организаций. «Совин¬центр» и «Внешэкономсервис» (оказание услуг российским и ино¬странным предпринимателям по установлению деловых контактов, предоставление агентских и посреднических услуг); «Экспоцентр» (организация выставок российских товаров за рубежом и иностран¬ных товаров в России» участие в международных выставках); «Союз-патент» (содействие предприятиям в патентовании своих изобрете¬ний за границей); «Союзэкспертиза» (экспертиза экспортных и им-
104 Глава 4. Организационно-правовая среда внешнеэкономической деятельности п РФ
портных товаров) и др. При ТПП РФ действуют Арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия.
• Счетная пала/га России также играет особую роль в развитии внеш-неэкономических связей нашей страны, поскольку осуществляет не-обходимый контроль за добросовестностью заключаемых внешнетор¬говых операций, соблюдением интересов российской стороны и т.д. По мере активизации предпринимательской деятельности россий¬ских предприятий в регионах происходит нормативное правовое упо¬рядочение внешнеэкономической деятельности с разграничением полномочий между федеративными и региональными органами. Адми¬нистрации регионов направляют свою деятельность на расширение де¬ловых контактов с зарубежными организациями и фирмами участни¬ков внешней торговли, расположенных на их территории, развитие экспортной базы и рационализацию импорта, повышение инвестици¬онной привлекательности, в частности, посредством установления га¬рантий со стороны администраций области для иностранных инвести¬ций и кредитов. Они получили возможность вступать в договорные отношения с зарубежными партнерами по внешнеэкономическим сделкам при наличии валютных средств; принимать участие з созда-нии на совместней основе с зарубежными партнерами организаций, связанных с обеспечением социальной и производственных сфер со-временным оборудованием. Местные органы власти непосредственно занимаются организацией и поддержанием приграничной и прибреж-ной торговли.
. 2. Правовое обеспечение экспортно-импортных операций
Проводимые с конца 80-х гг. в России экономические реформы не¬посредственно начались с внешнеэкономической сферы, где осущест¬влялась последовательная либерализация ВЭД. Одним из ее непосред¬ственных результатов явилась ликвидация монополии государства на ведение внешнеэкономических операций, подавляющая часть кото¬рых стала осуществляться негосударственными фирмами и организа¬циями. Стал активно формироваться новый механизм регулирования внешней торговли и всей внешнеэкономической деятельности, отве¬чающий условиям переходного периода. Он основывался преимуще¬ственно на ограниченном использовании нетарифных методов регули¬рования экспорта, применяемых в отношении стратегически важных сырьевых товаров, продукции военного и двойного назначения, обяза¬тельной продаже валютной выручки и использования таможенного та¬рифа для защиты внутреннего рынка от разрушительного воздействия
2. Правовое обеспечение экспортно-импортных операций 105
новых условий в период адаптации к мировым ценам, а также проведе-нии политики ограниченного протекционизма по небольшому числу товарных позиций,
Юридической основой регулирования внешнеэкономической дея-тельности в России является совокупность норм, изложенных в зако¬нах Российской Федерации, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности, либо оказывают на нее непосредственное влияние, а также общепризнанные нормы международного права и международные договоры в области экономических отношений.
Основные направления внешнеэкономического регулирования на первоначальном этапе реформ были сформулированы в Указе Президен-та России от 15 апреля 4991 г. №213 «О либерализации внешнеэкономиче¬ской деятельности на территории РСФСР», которым обеспечивалось пра¬во всем предприятиям вести внешнеэкономическую деятельность без специального разрешения. Данным Указом была ликвидирована госу¬дарственная монополия на внешнюю торговлю. Остающаяся в распоря¬жении у экспортеров доля валютной выручки увеличивалась с 25 до 50%, отменялись налоги на импорт, сокращался перечень товаров, экспорт ко¬торых лицензировался и квотировался. В соответствии с осуществляемой либерализацией цен на все продукты и ресурсы была расширена сфера использования рыночного курса, что в дальнейшем определило много¬кратную девальвацию рубля и переход к единому рыночному курсу, С 26 ноября 2004 г. доля обязательной продажи валютной выручки была снижена до 10%.
В дальнейшем была разработана и принята система законов, опре-деливших основную правовую базу развития внешнеэкономических связей России.
Основные правовые акты регулирования ВЭД в России:
• Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государст-венного регулирования внешнеторговой деятельности*;
• Федеральный закон от 10 ноября 2003 г.-«О валютном регулиро-вании и валютном контроле» (в ред. от 24 июня 2004 г.);
• Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» (в ред. от 22 ав¬густа 2004 г.);
• Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г.
(в ред. от 29 июня 2004 г.);
• Закон РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом ар-битраже»;
• Патентный закон РФ от 2 сентября 1992 г.;
• Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвести-циях в Российской Федерации» (в ред. от 8 декабря 2003 г.)
106 Глава 4. Оргатшшюшю-правовая среда внешнеэкономической деятельности в РФ
Определяемые данными законами общие условия и принципы ве-дения ВЭД получили развитие и конкретизацию в последующих указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, на базе которых были подготовлены различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств,
Усиливался государственный контроль за экспортом стратегиче-ских товаров, занимающих ключевые позиции в российском экспорте. В соответствии с Положением о порядке регистрации предприятий и организаций, имеющих право экспорта стратегически важных сырье-вых товаров, был определен круг организаций и предприятий-экспор-теров (преимущественно государственные внешнеэкономические объединения и крупные отраслевые ассоциации). Институт спецэкс-портеров был ликвидирован в марте 1995 г., когда участие российских экспортеров топливно-сырьевых товаров стало носить более упорядо-ченный характер и заработали механизмы таможенного и валютного контроля. Вместе с тем продолжал действовать ранее установленный порядок обязательной регистрации контрактов данной группы това¬ров уполномоченными МВЭС в регионах.
В1992—1995 гг. в целом была сформирована система государствен-ного регулирования внешнеэкономических связей, использующая ме-тоды и инструменты, присущие странам с рыночной экономикой, од-нако только в 2002 г. вначале США, а затем страны ЕС признали нашу страну как страну с рыночной экономикой, а до этого времени Россия считалась страной с переходной экономикой, что в значительной сте-пени лишало ее не только соответствующего статуса, но и определен-ных льгот в сфере ведения международного бизнеса.
Опыт, накопленный в реализации общегосударственной внешне-экономической политики, обеспечивший переход от административ¬ных в основном к экономическим мерам регулирования, дал возмож¬ность подготовить с использованием мировой практики Федеральный закон от 13 октября 1995 г. «О государствепнрм регулировании внеш-неторговой деятельности» и сменивший его Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внеш¬неторговой деятельности*. В нем изложены основные принципы регу¬лирования внешнеторговой деятельности, проведено разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в данной области, перечислены основные функции федеральных исполнительных и за¬конодательных органов, ответственных за регулирование ВЭД, опре¬делены основы таможенно-та|>»фного и административного регулиро¬вания, экююртао-нмтортаого' валютного контроля, важнейшие фор¬мы содействия развитию внешнеторговой деятельности.
2 Правовое обеспечение экегтортнемгмпортных операций 107
Основные принципы регулирования внешней торговли в России
• Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации
• Единство системы государственного регулирования внешне-торговой деятельности и контроля за ее осущееггвлением
• Единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения на-циональной безопасности
• Единство таможенной территории Российской Федерации
• Приоритет экономических мер государственного регулиро¬вания внешнеторговой деятельности
• Равенство участников внешнеторговой деятельности и ис-ключение возможности их дискриминации
• Зашита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности
• Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом
Расширение числа участников экспортно-имиортных операций с начала 1992 г. существенно обострило проблему валютного регулиро¬вания и контроля, потребовало обеспечения необходимой правовой базы для деятельности государства в данной области. Базисным доку¬ментом, определяющим основные принципы осуществления валют¬ных операций в Российской Федерации, полномочия и функции орга¬нов валютного регулирования и валютного контроля, порядок и сферы применения валютных ценностей российскими предприятиями, орга¬низациями и гражданами, в тот период был Закон РФ от 9 октября 1992 г, «О валютном регулировании и валютном контроле».
Валютное законодательство получило дальнейшее развитие в связи с принятием указов Президента РФ «О реализации гражданам на тер¬ритории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностран¬ную валюту (№ 1306 от 27 октября 1992 г.), «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» (>ft 629 от 14 июня 1992 г.), «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Феде¬рации»^ 1163 от 21 ноября 1995 г.)- В иастояшее время действует Фе¬деральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ Ю валютном регулиро¬вании и валютном контроле*.
В связи с тем что все более важным фактором рыночных отношений в России является привлечение иностранного капитала, большое место
108 Глава4 Организационно-правовая среда внешнеэкономической деятельности в РФ
в системе регулирования внешнеэкономической деятельности стало за-нимать создание законодательных правил по организации и функцио-нированию предприятий с иностранными инвестициями Основопола-гающим актом, регулирующим данную область внешнеэкономической деятельности, стал Закон РФ от 4июля 1991 г «Обиностранных инвестици¬ях в РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями) Он опре-делял основные формы и объекты иностранного инвестирования, орга-низационно-правовые основы создания предприятий с участием ино-странного капитала, виды и условиях их деятельности, правовой режим предоставляемых для иностранных инвесторов гарантий В настоящее время действует Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 8 декабря 2003 г).
Наряду с этим с целью улучшения действующего законодательства был принят Указ Президента РФ от 27сентября 1993 г Ю совершенст¬вовании работы с иностранными инвестициями» В нем, в частности, предусматривается положение, согласно которому издаваемые норма¬тивные акты, регламентирующие условия функционирования на тер¬ритории России иностранных совместных предприятий, в случае если они в какой-то области ухудшают условия действующих предприятий, могут вступать в действие применительно к этим предприятиям только через три года после их опубликования
В связи с тем что значительная часть иностранных инвестиций на-правляется в добывающие отрасли хозяйства Российской Федерации, серьезным фактором, способствующим привлечению иностранных ин-вестиций, стало принятие Федерального закона от 30декабря 1995г Ю со¬глашениях о разделе продукции» (в ред от 29 декабря 2004 г.), на основании которого была начата реализация крупнейших инвестиционных проек¬тов Данный закон обеспечивает правовые основы отношений, возни¬кающих в процессе инвестирования в поиски, разведку и добычу мине¬рального сырья на территории России, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции
3. Регулирование экспорта товаров и услуг
В соответствии с ныне действующим в сфере внешней торговли за¬
конодательством экспорт товаров из России свободен от каких-либо
количественных или тарифных ограничительных мер. Существующие
ограничения распространяются лишь на относительно небольшую
группу товаров, экспорт которых осуществляется с использованием
элементов государственн"ого регулирования. >J
3 Регулирование экспорта товаров и услуг 109
К категориям товаров, экспорт которых требует специального раз-решения, хотя и не подпадает под количественные ограничения, отно-сятся. оружие, товары и технологии двойного назначения, экспорт ко-торых осуществляется особым порядком по соображен иям националь-ной безопасности; специфические товары, экспорт которых может при определенных условиях нанести ущерб национальным интересам Данные категории товаров экспортируются лишь с разрешения мини¬стерств или ведомств, курирующих данную отрасль
Министерство природных ресурсов РФ осуществляет экспортный контроль по вывозу редких животных и растений, а также совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ экспорт сырья растительного и животного происхождения Для экспорта това¬ров двойного назначения требуется разрешение Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю Если на экспортный товар распространяются ограничения, право на вывоз должно под-тверждаться экспортной лицензией Лицензии выдаются компетентны-ми федеральными органами исполнительной власти, уполномоченны¬ми Правительством Российской Федерации, в первую очередь Мини-стерством экономического развития и торговли РФ
Действовавшая в течение определенного времени система квоти-рования экспорта была отменена Указом Президента РФ от 23 мая 1994г.№ 1007, за исключением тех случаев, когда оно необходимо для выполнения международных обязательств России. Это экспорт карба-мида кремния, нитрата аммония, некоторых групп текстильной про-дукции, стального проката, трансформаторной стали, квота на ввоз которых устанавливается ЕС
Выдаваемые по ранее названным группам товаров лицензии или разрешения на осуществление экспортных операций делятся на гене-ральные и разовые Генеральная лицензия выдается на один календар¬ный год для осуществления государственных нужд, причем эти опера¬ции могут осуществляться по одной или нескольким сделкам. Разовые лицензии оформляются по каждой конкретной сделке с максимальным сроком до одного года.
В условиях, когда в большинстве сырьевых отраслей достигнуты предельные значения экспортной квоты, неустойчивости хозяйствен-ной конъюнктуры на мировых рынках при сохраняющейся низкой конкурентоспособности готовой продукции, росте цен основной ак¬цент экономических реформ в стране переносится в сферу структур¬ных преобразований, и все более важной задачей во внешнеэкономи¬ческой области становится поддержка отечественного товаропроизво¬дителя В настоящее время она осуществляется по трем основным направлениям, стимулирование промышленного экспорта, обеспече-
ние благоприятных условий для доступа российских товаров на внеш¬ний рынок, защита внутреннего рынка.
В связи с серьезными ограничениями, накладываемыми на финан-совую поддержку экспортеров в рамках бюджетов, все большее значе¬ние приобретают меры торгово-политического характера, проводимые, в частности, через двусторонние межправительственные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, тортовые представительства России за рубежом. В своей деятельности они ориентированы на про-движение российских товаров на зарубежные рынки и привлечение иностранных инвестиций, атакже на содействие осуществлению регио-нальных программ развития внешнеэкономической деятельности за счет собственных ресурсов регионов и привлекаемых инвестиций.
Одной из необходимых частей складывающейся инфраструктуры поддержки экспорта следует назвать создаваемую на федеральном уровне систему внешнеторговой информации. Одним из приоритетных направлений в данной области становится создание и объединение информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, торговых представительств за рубежом и заинтересованных ор-ганизаций в регионах (прежде всего местных администраций и аппара¬тов уполномоченных).
Наряду с этим одним из составных элементов государственной поддержки экспорта является создание благоприятных условий для дос-тупа российских товаров и услуг на внешние рынки, С этой целью ведется работа по противодействию дискриминации российских экспортеров на внешнем рынке, устранению барьеров на пути российских товаров.
Пример 4.1. Ограничения российского экспорта в зарубежных странах На начало 1998 г. ограничительные меры по отношению к России ис¬пользовали 18 торговых партнеров (ЕС, США, Канада, Турция и др.). По оценке бывшего МВЭС, минимальный прямой ущерб от различных огра¬ничений (а их сейчас более 50) составляет порядка 500 млн долл. В целях обеспечения благоприятных условий для деловой активности за предшест¬вующий период было урегулировано семь торговых споров (без применения ограничительных мер), в 11 случаях ограничения были минимизированы, Подписаны соглашения с США и ЕС, обеспечивающие соблюдение инте-ресов российских производителей по ряду видов металлопродукции, в про-тивовес которым в 2002 г. американской стороной в целях защиты нацио-нального производителя были введены жесткие ограничения в отношении этой группы товаров. Кроме того, США до сих пор используют оговорку Де¬ниса Венига, ограничивающую российский импорт.
На решение задачи защиты российских экспортеров, расширения доступа российских товаров на внешние рынки направлена работа по вступлению Росши во Всемирную торговую организацию (ВТО). Оно
4 Регулирование импортных операций Ml
должно прежде всего обеспечить улучшение условий торговли для оте-чественных товаров и услуг, преодолеть сохраняющиеся элементы дискриминации по отношению к России со стороны западных госу¬дарств, использовать механизмы международной правовой базы для защиты интересов национальных предпринимателей за рубежом.
Вместе с тем в ходе процесса вхождения России в ВТО российской стороне предстоит принять на себя многие обязательства по обеспече-нию доступа на внугренний рынок иностранных товаров, услуг и капи-тала, а также касающиеся дисциплины поведения и разрешения ком-мерческих споров. При этом надо иметь в виду, что отношения между членами ВТО строятся на принципе взаимности и несоблюдение взятых обязательств может повлечь ответные меры. России необходимо до¬биться если не выгодных, то хотя бы приемлемых условий вхождения в эту организацию, отстоять интересы отечественных производителей, а также не допустить дискриминации по условиям вхождения в ВТО.
4. Регулирование импортных операций
Осуществление импортных операций в России участниками ВЭД, так же как и экспортных, полностью либерализовано. Исключением являются отдельные группы товаров, подлежащих лицензированию и квотированию,
Основным инструментом регулирования импорта в Россию явля-ется таможенный тариф. Это систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы при ввозе товаров, т.е. таможенных по-шлин, Современный импортный таможенный тариф действует в Рос-сии с 1993 г., существенно обновлен в 2001—2002 гг., в него вностся из-менения в соответствии с трансформацией внешнеэкономической по-литики России. Импортный тариф имеет три колонки, его средневзвешенная ставка составляет около 14%у максимальная ставка 30%.
В настоящее время в таможенном тарифе применяется несколько видов пошлин, что связано со способом их установления. В первую очередь это адвалорные пошлины, где плата устанавливается в процент¬ном отношении к стоимости товара. Вместе с этим используются и спе¬цифические ставки пошлин, размер которых выражается в виде опреде¬ленной стоимостной величины, взимаемой с объема или количества товара. Применяются также комбинированные ставки, когда одновре¬менно устанавливаются и адвалорная, и специфическая пошлины по отношению к одному товару.
При установлении ставок таможенных пошлин ведущим является режим наиболее благоприятствуемой нации, т.е. наличие в двусторон-
112 Глава 4. Организационно-правовая среда внешнеэкономической деятельности в РФ
них договорах и соглашениях Российской Федераций статьи, где гово-рится, что каждая из сторон предоставляет другой такой же режим в от-ношении тарифов и льгот, как и предоставляемый нации наибольшего благоприятствования, с которой торгует каждая из стран. В россий¬ской правовой практике по отношению к нерезидентам может приме¬няться и национальный режим, например при определении условий иностранных прямых инвестиций, спасении граждан и грузов при ава-риях и др.
В спязи с этим базисные ставки таможенных пошлин, указанные во второй колонке российского таможенного тарифа, — это ставки для товаров, происходящих из стран, с которыми у России заключены со-глашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благопри-ятствования. Первая колонка содержит преференциальные пошлины, предоставляемые ряду развивающихся стран, которые устанавливают¬ся в половинном размере к базисным. В отношении товаров из стран, с которыми у России подобных соглашений нет, в третьей колонке взи-маются пошлины по двойной ставке. С товаров из стран СНГ, а также наименее развитых стран ввозные пошлины не устанавливаются вовсе.
Выступая инструментом торговой политики и государственного ре-гулирования рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвя-зи с мировым рынком, импортный тариф преследует различные цели.
Основные цели таможенного тарифа России
• Рационализация товарной структуры импорта
• Формирование условий для прогрессивных изменений струк-туры национального производства и потребления
• Защита российского рынка от недобросовестной иностран-ной конкуренции
• Создание условий для эффективной интеграции России в ми-ровую экономику, включая присоединение к международным организациям
• Улучшение структуры платежного баланса
Реализации указанных целей в наибольшей степени соответствует трехуровневая структура таможенного тарифа. С учетом международ¬ной практики в качестве базовой выбрана следующая структура им¬портного таможенного тарифа, %:
• Сырье и материалы 0—5
• Полуфабрикаты и комплектующие 5—15
• Готовые изделия 15—30
4. Регулирование импортных операций 113
Таким образом, российский тариф основан на принципах по-строения импортных тарифов, применяемых в большинстве стран. Это, во-первых, эскалация тарифа, т.ч. повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции. Во-вторых, эффективный тариф — установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для разьития собственных производств с высокой долей вновь создан¬ной стоимости. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 190 «О принципах рационализации импортного таможенно¬го тарифа» максимальные ставки ввозных таможенных пошлин были определены в размере 30% таможенной стоимости товаров, а мини¬мально значимые 5%.
Что касается использования механизма тарифного регулирования в целях защиты российских производителей, то в 1996 г. был принят ряд постановлений Правительства РФ о повышении таможенных по¬шлин и введении комбинированных таможенных пошлин на ряд това¬ров, втем числе на мясо птицы, текстильные товары, обувь, контроль¬но-кассовые аппараты и др.
Формирование таможенного тарифа, отвечающего приведенным выше требованиям, возможно на основе развитой потоварной класси-фикации. Для условий России применяется в качестве основы для оп-ределения тарифа Товарная номенклатура внешнеэкономической дея-тельности (ТН ВЭД СНГ)> построенная на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (первые шесть знаков циф-рового кода ТН ВЭД СНГ) и Комбинированной номенклатуры Евро-пейского союза (первые восемь знаков цифрового кода ТН ВЭД СНГ). С 1 января 1997 г. Россия присоединилась к Международной конвен¬ции от 14 июня 1983 г. «О Гармонизированной системе описания и ко-дирования товаров».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 де-кабря 1996 г. № 1560 с 1 января 1997 г. в Российской Федерации введен в действие Таможенный тариф России на базе ТН ВЭД СНГ (более 10 тыс. позиций). Принятие единой ТН ВЭД СНГ явилось крупным ша¬гом по укреплению внешнеэкономической деятельности в рамках СНГ.
Помимо этого, на развитие отечественного таможенного тарифа в
ближайшее время существенное воздействие окажут факторы, связан-ные с процессом присоединения России к ВТО. Важным и ответствен-ным элементом членства в этой организации является соглашение о тарифных уступках на основе сохранения эффективной тарифной за-щиты национальной экономики на среднесрочную перспективу. В рамках этого соглашения значительная часть товарных позиций та-моженного тарифа приобретает статус так называемых связанных по-зиций.
114 Глава 4. Организационно-правовая среда внешнеэкономической деятельное! и в РФ
Необходимо особо отметить, что переговоры по присоединению России ко Всемирной торговой организации (ВТО) ведутся весьма ин-тенсивно В ближайшее время должны завершиться двусторонние та-рифные переговоры и консультации. Присоединение к ВТО будет спо-собствовать ликвидации искусственных и дискриминационных огра-ничений для экспорта России. В свою очередь Россия и впредь будет следовать либерализации своего внешнеторгового режима и приведе-ния национального законодательства в соответствие с положениями и
правилами ВТО.
В регулировании импорта из России все более активно будет ис-пользоваться механизм защитных, антидемпинговых и компенсаци-онных мер. Введение подобных мер будет исходить из результатов объ-ективно проведенных расследований с участием всех заинтересован-ных сторон. Ряд таких расследований уже проведен. Но они не привели к введению каких-либо ограничительных мер в отношении
импорта.
В перспективе эволюция таможенного тарифа будет проходить в сторону снижения общего уровня ставок. В рамках этой эволюции предполагается проведение как минимум двух масштабных корректи-ровок ставок таможенных пошлин как следствия структурных преоб-разований национальной экономики, включающих реформирование отраслей с относительно низкой капиталоемкостью, повышение кон-курентоспособности отраслей нетрадиционного для страны экспорта готовых изделий (предположительно этот период будет равен 4—7 го-дам), создание современной структуры экономики, на основе которой будет определена стратегическая роль России в системе мирохозяйст-венных связей (свыше 10 лет).
Снижение в средне- и/или долгосрочной перспективе общего уровня тарифной защиты российского рынка должно компенсиро¬ваться развитой селективной системой защитных мер в форме количе¬ственных ограничений и особых видов специальных, антидемпинго¬вых и компенсационных пошлин.
В целях повышения стабильности и предсказуемости действующе-го тарифа Правительство Российской Федерации постановлением от 22 октября 1997 г. № 1347 «Вопросы таможенно-тарифной политики* установило, что ставки ввозных таможенных пошлин в России на одни н те же товары впредь могут меняться не чаще, чем один раз в 6 меся-цев, причем изменение импортной пошлины не может превышать 10 пунктов. Кроме того, Правительством будут приниматься решения о повышении таможенных пошлин за 180 дней до их официального вступления в силу.
4 Регулирование импортных оперший U5
Для начисления и уплаты импортной пошлины необходимо опре-делить таможенную стоимость товара, в процентах от которой устанав-ливается сумма платежей. Ныне действующий порядок предусматри-оает шесть методов платежей.
Методы платежей импортных пошлин в России
• По цене сделки с ввозимым товаром
• По цене сделки с идентичными товарами
• По цене сделки с однородными товарами
• Метод вычитания стоимости
• Метод сложения стоимости
• Резервный метод
Основным является первый метод, при котором таможенная стои-мость определяется как цена сделки с дополнительными выплатами расходов, ранее не учтенных в цене (расходы по доставке товара до места ввоза и т.д.). Второй и третий методы предполагают, что тамо-женная стоимость определяется исходя из цены единицы товара, по которой реализуются однородные или идентичные товары при ввозе в Россию Метод вычитания стоимости означает зычитание из таможен-ной стоимости, рассчитанной вторым и третьим методами определе¬ния импортных пошлин, налогов и иных платежей; метод сложения стоимости — путем сложения стоимости издержек производства, обычных затрат на продажу подобных товаров и прибыли экспортера. При резервном методе таможенная стоимость оценивается исходя из мировой практики установления цен на одну и ту же группу товаров.
Импортная пошлина взимается до или в момент оформления тамо¬женной декларации и уплачивается в рублях или в свободно конверти¬руемой валюте по желанию импортера. Иностранная валюта при этом пересчитывается в рубли по курсу, квотируемому Центральным бан¬ком РФ надень принятия к оформлению грузовой таможенной декла¬рации, Для подтверждения производимой оплаты импортер прилагает к таможенной декларации платежный документ с соответствующей пометкой уполномоченного банка.
Наряду с оплатой таможенных пошлин при импорте товаров, как правило, должны уплачиваться налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы (по подакцизным товарам), сбор за таможенное оформление.
Налог на добавленную стоимость уплачивается обычно в тех же размерах, что и по товарам российского производства (в настоящее время 18%). От уплаты НДС освобождаются товары, ввозимые в каче-
116 Глава 4. Организационно-правовая среда внешнеэкономической деятельности а РФ
стве гуманитарной помощи, товары, вносимые в качестве вклада в ус-тавный капитал, и ряд других позиций. Базой для налогообложения при исчислении НДС является величина, включающая таможенную стоимость, таможенную пошлину и сумму акциза, в то время как при исчислении акциза — только таможенная стоимость товара.
Для начала таможенного оформления товара лицо, ввозящее товары, или перевозчик обязаны уведомить таможенные органы о намерении пе¬ревезти их через таможенную границу Российской Федерации, Дата по¬дачи уведомления о намерении считается датой начала оформления. Та¬можня, расположенная в пункте пропуска на границе (таможня отправ¬ления), регистрирует уведомление и определяет, когда и куда товар должен быть доставлен для дальнейшего оформления (таможня назначе¬ния). Перевозчик должен доставить'товар и документы на него в тамож¬ню назначения в установленный срок без изменения состояния товара.
Таможня отправления направляет товар в таможню назначения при условии: составления внутреннего транзитного документа (на базе НТД) и предъявления счета-фактуры и гарантийного обязательства получателя об уплате таможенных пошлин, налогов и сборов в случае непредставления товаров в таможню назначения.
По прибытии товаров в таможню назначения подается краткая декларация. Заявитель в установленные таможней сроки предъявляет следующие основные документы:
■ грузовую таможенную декларацию;
• паспорт сделки для импортного валютного контроля;
• лицензию для лицензируемых товаров^
• разрешение соответствующих государственных органов для то-варов, подлежащих контролю этих государственных органов.
Предъявляя товар для таможенного оформления, импортер также должен представить документы об уплате сбора за таможенное оформ-ление, импортной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза. При определенных условиях таможня может пре-доставлять отсрочку уплаты пошлин и налога на срок не более 60 дней.
Среди представляемых документов следует стметить в первую оче¬
редь важность Грузовой таможенной декларации. Она соответствует об¬
разцам, используемым в международной практике, и состоит из четы¬
рех листов. Первый лист декларации остается в таможне, второй на¬
правляется в ФТС, третий — банку, осуществляющему расчеты по
таможенным платежам, четвертый — государственному статистиче¬
скому органу Российской Федерации. ч S
Пример 4.2. Таможенное оформление грузов ОАО «Востокэлторг> ;& ОАО «Востокэлторг» заключило контракт по импорту японских щ$ деомагнитофонов в количестве 1000 шт. Произведена оплата товара по
4. Регулирование импортных операций 117
контракту с валютного счета импортера, открытого в его банке «Лига». «Востокэлторгом» соблюдены установленные правила о ввозе Товара'на таможенную территорию в течение 180 дней со дня оплаты счета-фактуры иностранного поставщика.
Заблаговременно, до представления импортируемых товаров к тамо¬женному оформлению, компанией подготовлен пакет документов, запол¬нена грузовая таможенная декларация и произведена оплата всей суммы таможенных пошлин (по ставке 20%) и сборов, акцизов и НДС.
Немедленно после извещения о прибытии груза в контейнерах в порт Находку представитель компании-декларанта предъявил таможне порта наряду с ранее полученными транспортными и коммерческими докумен¬тами Грузовую таможенную декларацию. Паспорт сделки для импортного валютного контроля, а также платежные документы, подтверждающие уп¬лату всех таможенных платежей. Таможенные органы проверили соответ¬ствие данных, содержащихся в Паспорте импортной сделки, сведениям, заявленным в ГТД, условиям контракта и информации из других имею¬щихся в распоряжении документов. Поскольку такие расхождения отсут¬ствовали, с таможней были согласованы время и место таможенного до¬смотра, где осуществлены снятие пломб с контейнеров и проверка партии видеомагнитофонов по количеству, торговой марке и основным данным в соответствии со счетом-фактурой. После этого компания получила груз в свое распоряжение для последующей реализации в сети своих магазинов,
В настоящее время в России в соответствии с Законом «О государ¬ственном регулировании внешнеэкономической деятельности» дейст¬вует ряд количественных ограничений с целью зашиты внутреннего рын¬ка. Они распространяются на импорт отдельных видов спирта и алко¬голя, сахара, некоторых текстильных товаров.
Используется система нетарифных ограничений, а именно: сани-тарных, экологических и технических ограничений.
Особый порядок, продиктованный соображениями охраны жизни и здоровья населения, действует в России в отношений импорта лекар¬ственных средств. Ввоз лекарств осуществляется на основе лицензий Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Являясь членом Базельской конвенции о трансграничных перевоз¬ках опасных отходов, Монреальского протокола об озонораэрушающих веществах, Россия соблюдает международные правила о лицензирова¬нии специфическихтоваров: химических средств защиты растений (ли¬цензия Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ), про¬мышленных отходов (лицензия Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ). В рамках Вассенаарских договорен¬ностей, ряда других международных режимов выполняются все необхо¬димые требования и правила в отношении импорта чувствительных то-
118 Глава 4 Организационно-правовая среда внешнеэкономической деятельности в РФ
варов и товаров двойного назначения. Выдаваемые указанными мини-стерствами разрешения являются основанием для последующей выдачи экспортной лицензии.
В связи с тем что ввозимые на территорию России товары должны в обязательной мере соответствовать устанавливаемым для них требова-ниям безопасности, существенное воздействие на состояние импорт¬ной торговли оказывают так называемые технические меры регулиро¬вания (стандарты, санитарные и фитосанитарные, экологические и ветеринарные нормы, требования к сертификации, упаковке и марки¬ровке и т.д.). Одним из ярких примеров санитарных ограничений в российском импорте может служить запрет весной и летом 2002 г. на ввоз куриных окорочков из США в связи с тем, что в них были обнару¬жены повышенное содержание антибиотиков и сальмонелла, а также несоответствие санитарным стандартам России по срокам хране¬ния и т.д.
Общее руководство этим комплексом мер осуществляет Федераль¬
ное агентство по техническому регулированию и метрологии Мини¬
стерства промышленности и энергетики РФ, которое действует на ос¬
нове законов «О сертификации продукции и услуг», «О стандартиза¬
ции», «О защите прав потребителей» и ряда других законодательных и
нормативных актов. '
*.
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» обязатель-ной сертификации подлежат товары и услуги, от качества которых зави-сят здоровье и жизнь человека, состояние окружающей среды. В отно-шении других групп товаров действует система добровольной сертифи-кации на основе соглашений между покупателем и продавцом.
Список товаров, подлежащих обязательной сертификации (т.е. оп¬
ределению их соответствия действующим российским стандартам и * t
регламентам), устанавливает Правительство РФ. Ныне действующий
перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа- ',
1997 г. № 1013. Он действует в абсолютно равной степени как в отно¬
шении российских, так и иностранных товаров. В частности, что касд- **
ется товаров, ввозимых из-за рубежа, то для того чтобы начать проце¬
дуру таможенного оформления, импортер должен получить в Госстан -
дарте РФ или его территориальных органах (центрах стандартизации и
метрологии) сертификат соответствия. \ Js
В зависимости от вида товара такой сертификат выдается:
• для промышленной продукции: на основании проверок, испы*- % тания и контроля качества продукции, выполненных собственно в.^ системе Федерального агентства по техническому регулированию и .?л метрологии или в аккредитованных при нем лабораториях и фирмах; %
5 Регулирование валютных операций и валютный контроль 119
• для пищевкусовых товаров, лекарственных средств и т.п. — на
основании заключений Министерства здравоохранения и социально¬
го развития РФ и Министерства сельского хозяйства РФ.
При ввозе товаров в Россию сертификат должен быть в обязатель-ном порядке предъявлен при следующих таможенных режимах:
• выпуске товаров для свободного обращения, ■ реимпорте,
• переработкие под таможенным контролем,
• переработке вне таможенной территории (при ввозе продуктов
переработки).
При этом наличие сертификата и знака соответствия должно пре-дусматриваться в контракте на поставку данных товаров в Россию.
В настоящее время российская сторона активно работает над про-ведением национальных технических мер регулирования в соответст¬вии с Соглашениями ВТО о технических барьерах в торговле (ТВТ) и о санитарных и фитосанитарных мерах (СПС). Ведется работа по созда-нию при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии информационного центра по распространению информа-ции о принятых и разрабатываемых стандартах и регламентах.
5. Регулирование валютных операций и валютный контроль
В условиях дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности государство сохраняет за собой функцию контроля, регу¬лирования и надзора за важнейшими валютными операциями участ¬ников этой деятельности (рис. 4.3).
Существенное внимание уделяется вопросам совершенствования валютного контроля, основной целью которого является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех ви-дов валютных операций .
Существенное значение с точки зрения валютного регулирования имеет порядок проведения валютных операций во внутреннем обороте и международных расчетах. В Российской Федерации данный порядок определяется положениями, принятыми Центральным банком РФ как главным органом валютного регулирования. Непосредственно опера¬ции с валютой осуществляют уполномоченные банки, т.е. банки и иные кредитные учреждения, имеющие лицензию Центрального банка РФ.
Для определения правового режима деятельности субъектов валют-ного регулирования осушествляется разделение операций с иностран-ной валютой и ценными бумагами на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала, причем осуществление последних требует специального разрешения Центрального банка РФ.
120 Глава 4.*0ргш1изациоино-правовая среда внешнеэкономической деятельности в РФ
Валютная биржа
Поступления за экспорт
Ф, Предприятия-^^ экспортеры
РИС. 4.3. Система государственного валютного регулирования
в Российской Федерации
К. текущим валютным операциям относятся преимущественно пе-реводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расче¬тов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экс-портно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; пе¬реводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов и прочие операции, связанные сдвижением капитала; переводы неторгового ха¬рактера в РФ и из РФ.
К валютным операциям, связанным с движением капитала^ относят-ся прямые и портфельные инвестиции, предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту това¬ров, услуг и работ; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней и все иные валютные операции, не являющиеся текущими.
Субъектами валютных отношений выступают резиденты и нерези-денты. К резидентам относятся юридические лица, другие предприятия и организации, созданные в соответствии с российским законодатель-ством и с местонахождением в России, и их филиалы и представительст-ва за рубежом, физические лица, постоянно проживающие в России.
Валютньхе операции резидентов РФ включают текущие валютные операции, которые осуществляются резидентами без ограничений, и валютные операции, связанные с движением капитала, которые осу-
5. Регулирование валютных операций и валютный контроль 121
щсствляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ. Как резиденты, так и нерезиденты осуществляют на ва-лютном рынке экспортные и импортные операции. Причем если ис-точником спроса на инвалюту является экспорт, то источником ее по-ступления является импорт.
В соответствии с валютным законодательством предприятия и ор-ганизации независимо от форм собственности, в том числе и предпри-ятия с участием иностранного капитала, обязаны осуществлять прода¬жу 10% валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг на внут-реннем валютном рынке РФ через уполномоченные банки на специальных утренних торгах ММВБ. Обязательная продажа произво-дится предприятиями от всей суммы поступлений в иностранной ва-люте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации. По поручению предприятия сделки купли-продажи иностранной валюты проводятся либо между уполномочен¬ными банками, либо уполномоченными банками через валютную бир¬жу. Банки могут осуществлять сделки с иностранной валютой за ко¬миссионное вознаграждение по поручению от юридических лиц и от своего имени и за свой счет. Если предприятие в течение 14 дней не по¬дает поручение на продажу 10% поступившей валютной выручки, то банк как агент валютного контроля продает указанные средства без со¬гласования с клиентом.
В настоящее время предприятию-резиденту открываются одновре-менно два счета: транзитный валютный счет и текущий валютный счет для зачисления поступлений иностранной валюты. Указанные счета ведутся параллельно, т.е. валютная выручка, поступающая за экспорт (работ, услуг), зачисляется сначала в полном объеме на транзитный ва-лютный счет, а после обязательной продажи экспортной выручки ос-таток зачисляется на текущий валютный счет предприятия.
После продажи 10% валютной выручки оставшаяся сумма в ино-странной валюте перечисляется на текущий счет предприятия и может быть использована на любые цели, разрешенные законом. Обязатель-ной продаже не подлежат следующие валютные средства:
• поступающие от резидентов в качестве платежей, производимых с их текущих валютных счетов;
• купленные на внутреннем валютном рынке РФ;
• поступающие от резидентов на транзитные валютные счета по-среднических организаций в оплату стоимости импортируемых по их поручению товаров с текущих валютных счетов;
• поступающие от нерезидентов в качестве вкладов в уставный ка-питал, доходов (дивидендов) от участия в капитале в различных фор¬мах и т.д.
22 Глава4 Оршишационно-прнцоваясрспиинешнеэкоиомнчвскоНлентельносги и РФ
К свободно конвертируемым валютам, подлежащим обязательной i
продаже на внутреннем валютном рынке, прежде всего относятся дол-лары США, евро, швейцарские франки, японские иены.
Каждое предприятие может иметь один расчетный (текущий) счет
дли осуществления операций по основной деятельности в каждой из
применяемых валют. Счета могут быть открыты в одном или несколь- '
ких самостоятельно выбранных банках, но не более одного счета на одно предприятие.
Уполномоченный банк начисляет и выплачивает проценты по ва¬
лютным счетам в тех валютах, по которым имеет доход от размещения
на международном валютном рынке. По текущим валютным счетам
процентная ставка определяется на основе ставок по краткосрочным
депозитам на международном валютном рынке. ■
При переводе экспортной выручки на открываемые резидентами
за рубежом счета в иностранных банках необходимо учитывать, что на¬
личие разрешения ЦБ РФ на открытие данного счета вовсе не означает
автоматического разрешения зачисления на него экспортной валют- ^
ной выручки. Без специального разрешения ЦБ РФ экспортер может использовать полученную экспортную выручку за рубежом исключи-тельно для банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с внешнеэкономической операцией, по которой собствен¬но получена данная выручка.
Основные направления валютного контроля в Российской Федера-ции включают определение соответствия проводимых валютных опе-раций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверку выполнения резидентами обя-зательств в иностранной" валюте перед государством, а также обяза-тельств по продаже инвалюты на внутреннем валютном рынке РФ; проверку обоснованности платежей в инвалюте и ряд других.
Агентами валютного контроля на территории Российской Федерации являются уполномоченные банки и другие кредитные организации, ко¬торые подотчетны ЦБ РФ и получили лицензию на ведение валютных операций. В качестве основных агентов валютного контроля уполномо¬ченные коммерческие банки обязаны осуществлять контроль за прово¬димыми резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соот¬ветствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разре¬шений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля.
Формирование в стране цивилизованного валютного рынка, обес-печение условий для более эффективного использования валютных ресурсов является одним из важнейших направлений деятельности ор¬ганов валютного контроля. В первую очередь значительное внимание
'.
5 Регулирование валютных операций и валютный контроль 123
уделяется прекращению утечки инвалютной выручки от экспорта то-варов и услуг, которая наносит заметный ущерб экономике страны.
Базовым документом для осуществления валютного контроля в сфере экспортных операций является Паспорт сделки (ПС), который составляется экспортером по каждому заключенному ими контракту и подписывается соответствующим уполномоченным банком. Паспорт сделки является документом, включающим реквизиты уполномочен-ного банка, участников ВЭД с российской стороны и иностранных контрагентов, а также основные условия заключенного контракта.
После представления в соответствующий уполномоченный банк ПС вместе с оригиналом контракта банк подписывает Паспорт сделки, после чего экспортер обязан представить в таможенный орган второй экземпляр этого документа. Данные, содержащиеся в ПС, сверяются с данными грузовой таможенной декларации и других представленных документов. По каждой экспортной сделке оформляется учетная кар-точка, содержащая сведения об отгрузке экспортного товара, реквизи-ты уполномоченного банка, указываются сроки поступления экспорт-ной выручки. На основании данных карточки банк устанавливает кон-троль за переводом валюты в РФ, а после завершения платежей отсылает ее в учетный центр ФТС.
Таким образом, по форме и по существу контроль за экспортом на-чинается с момента оформления экспортером и обслуживающим его коммерческим банком ПС. В ряде случаев уполномоченный банк может отказать экспортеру в подписании ПС (например, при несоответствии данных, содержащихся в контракте, сведениям в ПС; при наличии в контракте условий, предусматривающих зачисления валютной выручки по нему на счета других, помимо экспортера, предприятий и лиц).
Введение системы таможенно-банковского контроля за каждой экспортной операцией принесло весьма существенные результаты. Так, по опубликованным данным, невозврат валютной выручки в 1992 г. дос¬тигал от 50 до 70% всей стоимости российского экспорта, в 1993 г. он со¬ставлял уже 30—40%, а 1994 г., когда были приняты нормативные право¬вые документы, невозврат составил только 12%, а в 1995 г. снизился на порядок и составлял всего 4% стоимости российского экспорта.
Пример 4.3. Валютный контроль по экспорту
АО «Сиблес» заключило контракт с южнокорейской фирмой на по-ставку 5000м3 пиловочника. При заключении контракта экспортер офор¬мил Паспорт сделки в двух экземплярах и передал их с оригиналом кон¬тракта в «Лидбанк», где им уже были открыты валютный, транзитный ва¬лютный и расчетный счета. Затем была оформлена Грузовая таможенная декларация (ГТД). Копии ГТД и Паспорта сделки были направлены на та-
124 Глава 4 Орыиизацпошю-праоовая среда внешнеэкономической деятельности о РФ
можню, где в дальнейшем при поступлении го вара Документы были свере¬ны с фактическими данными
Поскольку после контроля таможенными органами расхождений вы-явлено не было, экспортером была получена виза и личная номерная пе-чать таможни на Паспорт сделки и ГТД Контракт на поставку леса был реализован в установленные сроки и на транзитный счет АО переведена выручка в размере 600тыс долл Срок поступления валютой выручки не превысил 60 дней, и АО «Снблсс* подало в банк поручение на разблоки-ровку транзитного счета 10% валютной выручки депонировано для обяза-тельной продажи с последующим зачислением рублевого эквивалента на расчетный счет АО, доставшиеся 90% валютной выручки зачислено па те-кущий валютный счет
Соответствующие шаги по развитию сисгемы валютного контроля сделаны и в отношении импортных сделок Они были направлены, в частности, на предотвращение оттока валютных ресурсов в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей по-ставки товаров и услуг в Россию, других необоснованных платежей в иностранной валюте. С этой целью по каждому заключенному им-портному контракту оформляется Паспорт импортной сделки (ПСи), подписываемый уполномоченным банком, где открыт счет импортера Дубликат ПСи служит основанием для открытия банком импортера досье, в которое он помешает для хранения документы, поступающие в связи сданным ПСи По завершении таможенного оформления то-варов, ввезенных на территорию России, ФТС России на основании Грузовой таможенной декларации составляет учетную карточку им-портируемых товаров (УКи), которая вносится в реестр, выписки из которого постоянно направляются в банк импортера для подтвержде-ния обоснованности платежей и последующего возврата.
После проверки правильности отнесения импортером произве-денных платежей к конкретным отгрузкам, а также сверки фактиче¬ских платежей сданными, указанными импортерами, на основе пред-ставленного импортером варианта УКи и имеющейся в досье грузов таможенной декларации, коммерческой документации банк заполняет соответствующие данные УКи и одновременно не позднее контроль-ного срока направляет их в ФТС. После завершения внешнеторговой операции досье по ПСи закрывается и сдается в архив уполномоченно-го банка, где хранится в течение пяти лет.
Принятые ранее меры по развитию системы валютного контроля не включали товарообменные, т.е. бартерные, операции, в которых в результате устойчивого превышения экспорта над импортом происхо-дила значительная утечка капиталов. В связи с этим был принят Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № ] 209 «О государственном регу-
i р.
Контрольные вопросы 125
лировании внешнеторговых бартерных сделок», предусматривающий, в частности, что российские экспортеры, заключившие бартерные сделки, обязаны в течение 180 дней обеспечить ввоз в страну эквива-лентной по стоимости продукции, а также подтвердить данные опера-ции необходимыми документами.
Валютным законодательством РФ предусмотрен комплекс мер с целью обеспечения ответственности участников внешнеэкономиче¬ской деятельности за несоблюдение или уклонение от действующих норм, включая взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу указанного законодательства сделкам, а так¬же необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате неза¬конных действий.
За отсутствие или неправильное ведение учета валютных опера¬ций, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответствен¬ность в виде штрафов в пределах суммы, которая была не учтена или учтена ненадлежащим образом.
Сложившийся к настоящему времени механизм валютного контро-ля позволяет обеспечивать довольно жесткий контроль со стороны госу-дарства всех сделок с другими государствами и становится реальным ин¬струментом распределения валютных ресурсов Вместе стем существует необходимость повышения эффективности его деятельности с целью дальнейшего ограничения утечки экспортной выручки и необоснован¬ных платежей по импорту, отмыванию незаконных доходов, что требует создания многоуровневой системы управления, учитывающей как осо¬бенности внутренней экономики, интересы участников валютного рынка, так и положение страны в системе мировых хозяйственных свя¬зей. Существенное значение в настоящий период приобретает создание развитой коммуникационной инфраструктуры, наличие устойчивой в реальном режиме времени связи между объектами и субъектами внеш¬неэкономической деятельности и валютного контроля
Контрольные вопросы
U Какие государственные органы в России занимаются вопросами регу-лирования внешнеэкономической деятельности9
2. Какие правовые документы РФ направлены на регулирование внешне-экономической деятельности?
3. Какие основные меры по регулированию экспортных операци й в РФ вы
можете назвать9
126 Глава4 Органнзаиионно-правоваясредавнсшнеэкономичсскоЙлсягслыюстип РФ
4. Какие меры по регулированию импортных операций в РФ вы можете назвать?
5. Какие основные меры по валютному регулированию в Рф вы знаете?
6. Что даст России вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО)? Российским экспортерам9 Российским импортерам? Российским про-изводителям, сбывающим продукцию на внутреннем рынке?
7. Как построен таможенный тариф РФ и какие виды пошлин он преду-сматривает?
8. Что такое Паспортсделки и какое контролирующее значение он имеет?
9 Составьте последовательность (алгоритм) действий экспортера по вы¬
возу товара из России.
10 Составьте последовательность (алгоритм) действий импортера по вво¬
зу товара п Россию.
И. Подготовьте список российских организаций и их подразделений, с которыми вашей фирме необходимо поддерживать контакты дли организации экспорта (импорта) своей продукции.
12. Подготовьте перечень (сборник) законов и других правовых докумен-тов, необходимых для ведения вашей фирмой внешнеэкономической деятель-ности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий