Глава 22 ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
1. Понятие и значение трансфертных цен • 2. Факторы определения уровня трансфертных цен • 3. Механизм трансфертного ценообразования • 4. Проблемы трансфертного ценообразования • 5. Методы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по определению соответствия трансфертных цен рыночным • 6. Особенности контроля в Российской Федерации за ценообразованием при осуществлении внешней торговли
1. Понятие и значение трансфертных цен
Трансфертные цены — это цены на внутрикорпоративные поставки, как правило, в рамках ТНК, т.е. трансфертная цена —это цена, которую один из хозяйственных центров, подразделений устанавливает другому центру, подразделению той же компании (например, компания-производитель устанавливает цену при поставках своей дочерней компании, зарубежному филиалу). Однако их можно трактовать и шире: как иены на поставки товаров между аффилированными (родственными, зависимыми) компаниями или участниками рынка.
Согласно рекомендациям ОЭСР компания признается аффилированной, если она прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или имуществе компании другого государства или если одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле, имуществе компании одного государства и компании другого государства.
Компании часто осуществляют свою деятельность через дочерние предприятия или ассоциированные компании и приобретают доли участия в других компаниях в целях осуществления инвестиций или по коммерческим причинам, что бывает достаточным для того, чтобы инвестирующая компания могла контролировать или оказывать значительное влияние на финансовые и оперативные решения компании, получающей инвестиции.
Связанные стороны могут вступить в сделки, в которые не вступили бы в случае отсутствия между ними подобных взаимоотношений либо вступили бы на совершенно иных условиях. Связанные стороны могут проявлять определенную гибкость в процессе установления цены во взаимных операциях, что не свойственно для операций между независимыми компаниями, действуюпщми только в своих индивиду-
520 Глава 22. Трансфертное ценообразование
альных интересах. С точки зрения транснациональной или аффилированной группы полученная каждым филиалом или участником группы прибыль является частью общего глобального результата. При передаче товара внутри корпорации или между аффилированными компаниями цена устанавливается исходя из целей оптимизации общих результатов фирмы, максимизации се кумулятивной прибыли. Благодаря такому подходу становится возможным манипулировать суммами, полученными в каждой стране для того, чтобы наиболее оптимально использовать благоприятные обстоятельства и обходить возможные трудности и препятствия.
Несмотря на возможность конфликта интересов подразделений фирмы или участвующих в процессе ценообразования аффилированных компаний, доминирующим является интерес корпорации или группы аффилированных компаний в целом. В связи с этим у аффилированных компаний существуют воможности манипулирования ценами внутри группы, т.е. на условиях, отличающихся от действительных рыночных, в результате чего итоговая прибыль может отличаться: от прибыли, котрая была бы ими получена, если бы они были независимыми компаниям. Данная ситуация позволяет зависимым компаниям уходить в рамках группы от налогов и аккумулировать, аплокировать прибыли в странах, имеющих наиболее благоприятный налоговый режим.
Трансфертные цены — это цены, по которым происходит трансферт (передача, продажа) товаров как в материальной, так и нематериальной форме внутри корпорации или между зависимыми аффилированными компаниями. Как правило, трансфертные цены оказывают влияние на величину налогооблагаемой прибыли, а следовательно, возможны искажения величины уплачиваемых налогов. Трансфертные цены не являются мировыми, поскольку искажены по уровню, и не могут служить справочными ценами при подготовке к переговорам по ценам в международной торговле.
Внутрикорпоративная торговля реализует процессы специализации и кооперирования в рамках одной и той же ТНК между ее головной компанией и филиалами, между различными частями и подразделениями, расположенными в различных странах.
В-настоящее время наблюдается относительный и абсолютный
рост внутрифирменной торговли. Развитию внутрифирменной тор
говли способствовало и увеличение в 90-е гт. числа заграничных фи
лиалов, приходящихся на одну компанию, с четырех до семи. Между
ними скяадьшштся самые прочные и долгосрочные производствен
ные связи* хотя дочерние и внучатые компании представляют собой
самостоятельные центры прибыли и несут ответственность за резуль
таты своей деятельности. Х';'Г:°*Ш
I- Понятие и значение трансфертных цен 521
Доля внутрифирменной торговли в экспорте и импорте отдельных стран1 приведена ниже, %:
Страны | Экспорт | - -Импорт |
Франция | 34 | 18 |
Япония | 25 | 14 |
Швеция | 38 | 9 |
США • J | 36 | 43 |
Осуществляя зарубежное инвестирование, фирмы создают дочерние, связанные с материнской компанией по капиталу сбытовые фирмы. Если до V стадии в МЖТЦ в международные контакты по экспорту-импорту вступали Независимые партнеры, проводившие раздельную финансовую политику и политику прибылей, то теперь они оказываются связанными внутрифирменными отношениями и операциями (Intracompany transaction) с применением механизма трансфертных цен, эффективно решающего задачу максимизации прибылей за счет получения и перевода прибылей согласно единой глобальной внутрикорпоративной стратегической цели. В этом случае преследуется задача повышения прибыли не отдельной фирмы или предприятия, а всей ТНК в целом, для чего одни фирмы или предприятия уступают прибыли другим в рамках одной транснациональной корпорации или группы компаний.
Трансфертное ценообразование имеет следующие основные цели: 1 снижение таможенных пошлин для филиалов, расположенных в странах с активным протекционизмом;
• снижение налогов за счет занижения итогов деятельности филиалов, расположенных в странах с высоким уровнем налогообложения;
• возможность репатриации финансов из тех стран, которые запрещают прямой вывоз прибылей либо наказывают за подобную деятельность, применяя механизм контроля-за валютными операциями.
При этом надо иметь в виду, что трансфертное ценообразование может осуществляться не только при внешнеторговых операциях, но в ряде случаев и при внутренних операциях на национальном рынке.
;'1!Т!УЙ**"\ ■. . ■'■■■...*' ■ "' V;'.--Л'-1 ■■■'..'*.■„■■,':=■ '•''■: '. ;. * Данные на середину 90-х гг.
522
Глава 22. Трансфертное ценообразование
2, Факторы определения уровня трансфертных цен
Трансфертные цены формируются с учетом различных факторов.
Основные факторы трансфертного ценообразования
• Различия в уровнях и характере налогообложения
• Ставки таможенных пошлин
• Правила вывоза (перевода) прибылей
• Уровень инфляции
• Позиция таможенных и налоговых служб
• Антидемпинговое законодательство
• Валютный контроль
• Соотношение валютных курсов
• Государственный контроль цен
• Местное регулирование цен
• Ставка ссудного процента
• Экономическая политика государства
• Степень участия филиала в деятельности фирмы
• Степень доверия к руководству филиала
Прежде всего это различия в налоговом законодательстве различных стран. Трансфертные цены позволяют с выгодой воспользоваться преимуществами более низких налогов в одной из стран. ТНК, естественно, стремятся зарабатывать и декларировать свои прибыли в той стране, в которой корпоративные налоги ниже. Целью этого является снижение декларируемой прибыли, заработанной производственной единицей в стране с высокими ставками налогов, и повышение прибыли, заработанной производственной единицей в стране с низкими ставками налогов. Так, для филиала, расположенного в стране с невысоким уровнем налогообложения, на прибыль, цена назначается при экспорте ниже, чем для филиала, расположенного в стране, где налоги больше.
При этом важно знать правила вывоза прибылей в соответствующей стране.. С помощью механизма трасфертяого ценообразования прибыль экспортируется в страны с низкими налогами на прибыль или в страны, где налоги на прибыль вообще не взимаются-
При определении уровня трансфертной цены при- различиях в на
логообложении учитываются соотношение налогов на прибыль, в обе
их странах, правила вывоза прибылей, опасность и уровень индЬляции,
позиции налоговых и таможенных служб- '£■;£-Vj ,:; ••. ■.■ :■-.£;¥-■<$■
2. Факторы определения уровня трансфертных иен 523
Определенное влияние на уровень трансфертных цен могут оказывать различия в уровнях таможенных пошлин. Обычно низкие трансфертные цены назначаются на товары, поставляемые в страны с высокими таможенными пошлинами. В результате компании, ввозяшей в данную страну свей товар на основе заниженных трансфертных цен, удается снизить базу для расчета таможенных пошлин и повысить свои конкурентные позиции относительно местных производителей.
На уровне единого европейского рынка снятие тарифных и нетарифных барьеров значительно облегчает разработку ценовых стратегий в рамках единой Европы и усложняет использование мезанизма трансфертных цен, однако поскольку глубокие различия между европейскими странами в области налогового законодательства сохранятся в течение относительно длительного времени, возможности для трансфертного ценообразования также сохранятся.
Влияние на трасфертные цены имеют:
• различия в антидемпинговом законодательстве различных стран;
• различия в правилах валютного контроля;
• соотношение валютных курсов;
• различия систем государственного регулироваия цен, местных правил в различных странах;
• различия в ставках ссудного процента;
• влияние экономической политики государства.
Степень участия фирмы в деятельности филиала, степень доверия, Если рассматривается ситуация, когда используется форма совместного предприятия или лицензионного соглашения, то фима-экспортер сочтет целесообразным продавать продукцию по высокой трансфертной цене,чтобы не делиться прибылью с партнером. Если же речь идет о полном владении филиала компанией, то она предпочтет установить низкие цены. Поэтому нельзя автоматически полагать, что любая. трансфертная операция имеет-целью только уклонение от налогов и сводится только к минимизации налогообложения (рис. 22.1).
Однако неправильно полагать, что правила трансфертного ценообразования предполагают экспорт только по низким или занижен ным ценам. Трансфертные цены могут быть выше цен конкурентов, несмотря на то Что реальная цена производства равна цене^производст-
ва у конкурентов.
Такое большое разнообразие факторов, оказывающих сложное и порой противоречивое влияние на решение компании о применении системы трансфертного ценообразования, свидетельствует о сложности механизма расчета уровня трансфертных цен.
|
|
|
Налоги на прибыдь Распределение прибылей Инфляционные рис км Степень участия <сл,фи*иал> |
трансфертная ценз при жпюгх
Макс и м х за и и л
суммарной прибыли
Высокая трансфертная иска при высоких налогах
Национальные налоговые органы | &>ру<>ежкыс налог ооые pplAHhl | Зарубежные таможенные органы |
Проткв*т:« им и женит пен | Высокие обяшаемуе ДОХВДМ | Противятся 3№Н)1ЖСНИЮ цен |
Высшие ■-► 0 . . - : 1 ■: л ■ l i ■ ■ ДОХОДЫ | jaituujcHitto иск | Ouyj tuw pae*<eia ПОШЛИН |
P>iw 22 J Оснонкые факторы* лтинннцие ьа *хшсшм по трансфертному ценообразованию (определение трансфертной иены riper экспорте)
3 Механизм трансфертного ценообразования 525
3. Механизм трансфертного ценообразования
Рассмотрим простой пример, свидетельствующий о преимуществах инугрикорпоративной сделки с трансфертным ценообразованием по сравнению со сделкой между независимыми партнерами, используя только один, но наиболее распространенный фактор, связанный с различием уровня налогообложения в разных странах.
Пример 22.1. Сделка заключается между независимыми компаниями Для упрощения примера-предположим, что соотношение валют 1 1,т.с в стране экспортера Айв стране импортера Б имеет хождение одна и та же валюта, допустим доллар Издержки на производство товара в стране А составляют 100 доля , экспортная цена 150 долл , следовательно, прибыль составит 50 долл (150 - 100)
Налог на прибыль юридических лии в стране А равен 40%, а в стране и мпортсра Б — 20% Тогда в стране А компания X долж! ia заплатить со своей прибыли в 50 долл налог в 20 долл , и ее чистая прибыль составит ЗОдолл А в стране импортера компания Y импортирует товар по 150 долл , а продает внутри страны по 180 долл , те се прибыль составит 30 долл (180 — 150) и после выплаты налога (20%) — 24 долл Итого прибыль компании в стране экспортера А и компании в стране импортера Б составит 54 долл (табл 22 1).
Таблица 22 1 Схема сделки между независимыми Компаниями
Страна экспортера А, компания X | ---------------------------------------------------------------------------- Страна импортера Б, компания Y | ||
Налог на юридическое лицо, % | 40 | Налог на юридическое лицо, % | 20 |
Экспортная цена, доля | 150 | Импортная цена, долл | 150 |
Издержки производства, долл | 100 | Цена продажи, долл | 180 |
Прибыль без вычета налога, долл | 50 | Прибыль без вычета налога, долл | 30 |
Налог на юридическое лицо, долл (40%) | 20 | Налог ни юридическое лицо, долл (20%) | 20 |
Прибыль после вычета налога, долл | 30 | Прибыль после вычета налога, долл | 24 |
Суммарная прибыль компаний > | : и Y 54 1 | *олл |
|
Пример 22.2. Сделка заключается между компаниями, связанными отношениями капиталов (механизм трансфертных цен) Предположим, что компания Y является дочерней компанией компании X. Материнская компания X продаст свои товары по ценам ниже, чем в первом случае, на-
526
Глава 22 Трансфертное ценообразование
пример по 120 долл., и получает чистую прибыль в размере только 12долл. Однако дочерняя компания получит в этом случае значительно большую прибыль. 60 долл. (180 - 120), что за вычетом налога равно 48 долл. Таким образом, прибыль двух компаний оказывается равной 60 долл., что превышает чистую прибыль, получаемую в первом случае, на 6 долл. Эта прибыль — результат действия механизма трансфертных цен (табл. 22.2).
Та б л и цй 22.2 Схема сделки между аффилированными компаниями (механизм
трансфертных пен) (занижение цены)
Стлана экспортера А. компания X (головная) | Страна импортера R, компания Y (дочерняя) | ||
Налог на юридическое лицо, % | 40 | Налог на юридическое лицо, % | 20 |
Экспортная аеиа, долл. | 120 | Импортная цена, долл. | 120 |
Издержки производства, долл. | 100 | Цена продажи, долл. | 180 |
Прибыль без вычета налога, долл. | 20 | Прибыль без вычета налога, долл. | 60 |
Налог' на юридическое лицо, долл. (40%) | 8 | Налог на юридическое лицо, долл. (20%) | 12 |
Прибыль за вычетом налога, долл. | 12 | Прибыль за вычетом налога, долл. | 48 |
Суммарная прибыль компаний X | : и у, бо | долл. |
|
1 Налог для компании X составляет 40%, для компании Y — 20% •
Таким образом, хотя прибыль компании X упала, общая прибыль возросла благодаря росту прибыли предприятия Y. Эта общая прибыль направляется в центр управления прибылями, расположенный в стране с низкимуроонсм налогообложения, откуда затем осуществляется реинвестирование компаний согласно стратегическому плану ведения международного бизнеса ТНК в целом.
Итак, во втором случае усложняются отношения соответствующих на
логовых администраторов. В частности, в стране А на 8 долл. (20 — 12) со
кращается сумма налогов, которые должна платить компания X, что снижа
ет поступления в казну государства. Чтобы избежать этого, страна А в дан
ном примере стремится предпринять ряд противодействующих мер, однако
} особо эффективных результатов ей, как правило, достигнуть не удастся.
Пример 22.3. Возможна ситуация, когда общая прибыль увеличивается при завышении цен.
Первый* случал — торговля' между независимыми компаниями (табл. 22.3).
3. Механизм трансфертного ценообразования 52?
Таблица 22 3. Схема сделки между независимыми компаниями
Страна А, компания X | Страна импортера Б, компания Y | ||
Налог на юридическое лицо, %, | 20 | Налог на юридическое лицо, %, | 40 |
Экспортная цена, долл | 150 | Импортная цена, долл. | 150 |
Издержки производства, долл. | 100 | Цена продажи, долл. | 180 |
Прибыль без вычета налога, ДОЛЛ | 50 | Прибыль без вычета налога, долл. | 30 |
Налог на юридическое лицо, долл. (20%) | 10 | Налог на юридическое лицо, долл (40%) | 12 |
Прибыль за вычетом налога, ■ долл. | 60 | Прибыль за вычетом налога, долл | 18 |
Суммарная прибыль компаний X | и Y 78 долл. |
|
Пример 22.4. Теперь рассмотрим ситуацию, когда компании, экспортирующей продукцию, выгоднее завышать цемы с тем, чтобы оставить ббльшую прибыль в своей стране, где более льготные условия налогообложения (табл. 22.4).
Таблица 22.4. Схема сделки между аффилированными компаниями (механизм трансфертных цен) (завышение цены)
Страна А компания X (головная) | Страна импортера Б, компания Y (дочерняя) | ||
Налог на юридическое лицо, % | 20 | Налог на юридическое лицо, % | 40 |
Экспортная цена, долл. | 180 | Импортная цена, долл. | 180 |
Издержки производства, долл. | !О0 | Цена продажи, долл. | 2О0 |
Прибыль без вычета налога, долл. | 80 | Прибыль без вычета налога, долл. | 20 |
Налог на юридическое лицо, долл. (20%) | 16 | Налог на юридическое лицо, долл. (40%) | 8 |
Прибыль за вычетом налога, долл. | 64 | Прибыль за вычетом налога, долл. | 16 |
Суммарная прибыль компаний X и Y 80 j | холл. |
|
Таким образом, справедливо утверждение, что в страну, где уровень налогообложения низкий, аффилированной компании выгоднее продавать товар по заниженной цене, а в страну, где уровень налогообложения высокий, — наоборот, по завышенной цене (рис. 22.2).
528
Глава 22 Трансфертное ценообразование
Худшие условия (высокие налоги)
Заниженные
цены
Лучшие условия (низкие налоги)
Лучшие условия (низкие налоги)
Завышенные
це им
Худшие условия (оыоокие налоги)
Рис 22 2 Основное правило трас»|>сртных цен
Трансфертные цены устанавливаются на любые товары и услуги во внутрикорпоративной торговле,
Уровень трасфертной цены тщательно рассчитывается Трансфертная цена не должна быть слишком низкой, чтобы мотивировать производственное подразделение, которое могло бы реализовать этот товар и на внутреннем рынке, продавая его через традиционную сбытовую сеть. Трансфертная иена не должна быть и слишком высокой, .чтобы подразделение было конкурентоспособным на зарубежных рынках С учетом этих двух условий трансфертная цена устанавливается в интервале от минимально допустимой цены до цены продаж на внутреннем рынке за вычетом валовой прибыли Цена на зарубежном рынке не должна быть ниже внутренней в стране экспортера, в противном случае конкуренты в стране импортера могут обвинить компанию в демпинге.
Кроме того, при расчете трансфертной цены учитываются правовые и административные ограничения в соответствующих странах в отношении уровня отклонения внешнеторговой цены от обычных мировых цен (согласно ст. 40 Налогового кодекса РФ ранее допустимый диапазон отклонения цены контролируемой сделки от рыночной цены был определен в 30%, а затем сокращен до 20%). Но при этом сложно и определение корректной рыночной цены, особенно если внешнеторговая сделка является уникальной и реальная рыночная цена не может быть определна исходя из рыночной ситуации.
Примечателен тот факт, что какая-либо из компаний при реализа
ции механизма трансфертного ценообразования может иметь убытки,
однако не будет разорена, поскольку принимается во внимание общая.
сумма кумулятивных прибылей. ,
Для лучшей оценки результатов деятельности филиала применяются трансфертные цены конечного и промежуточного продукта, учи-тьеванлея счета за предоставленные услуги, расходы на управление, выплаты командировочных, оплата патентов и лицензций, участие в общих расходах и т.д.
4 Проблемы трансфертного ценообразования 529
4. Проблемы трансфертного ценообразования
Трансфертное ценообразование нарушает рыночный механизм ценообразования, искажает уровень мировых цен, и трансфертные цены ни в коей мере не могут служить справочными иенами для внешнеторговых операций. Реальная цена на товар в случае трансфертного ценообразования искажается, и это затрудняет контроль за издержками.
При продаже товаров на рынке с более низкими ставками налогообложения корпорации устанавливают минимальные трансфертные цены, что приводит к недоплате соответствующих налогов, за чем весьма пристально следят налоговые органы во всем мире.
Трансфертные цены позволяют уводить капиталы из страны, а также прибыли компаний от налогообложения При продаже товаров зарубежным дочерним компаниям или иностранным зависимым партнерам, компания может установить минимальную (заниженную) отпускную цену и соответственно сократить таможенные платежи при пересечении границы или установить максимальную (завышенную) цену для минимизации напогов, обхода ограничений на возвращение дивидендов или извлечения наибольшего количества денежных средств от зарубежного зависимого партнера В общем случае фирма заинтересована использовать низкие трансфертные цены в странах, где налоги ниже, чем на внутреннем рынке, и наоборот.
Это наносит серьезный ущерб национальным интересам соответствующих стран и вызывает острую критику со стороны правительственных, и прежде всего налоговых и таможенных, органов. Трансфертный подход к системе ценообразования сокращает налоговую базу в собственной стране и нстречает сопротивление со стороны налоговых служб на внутреннем рынке.
Правительства тех стран, которые оказываются жертвами подобной деятельности, принимают соответствующие контрмеры, требуя обоснования всех издержек, составляющих базу обязательных отчислений В частности, Индия и страны Латинское Америки в целях контроля за трансфертными ценами ТНК кспольз/ют практику международных соглашений. Ответственные лица филиала ТНК, расположенного в этих странах, чаще всего соглашаются с указанными условиями, в особенности если речь идет о местных кадрах.
В то же время таможенная служба в стране экспортера может отказаться принимать аномально низкие трансфертные цены в качестве базы для расчета таможенных сборов, которые будут невыгодны и снизят качество защиты местных производителей.
На межгосударственном и государственном уровне разработана широкая система мер борьбы с трансфертным ценообразованием.
530 Глава 22 Трансфертное ценообразование
Факторами, осложняющими такое ценообразование, служат налоговые законы и международные курсы обмена валют. Плавающие курсы обмена валют способствуют повышению неопределенности трансфертного ценообразования и затрудняют контроль за издержками для ТНК или аффилированных компаний Как правило, зависимые компании имеют второй комплект счетов и бюджетов, которые создают подлинную картину всех реальных затрат
В международном налогообложении имеются трудности при определении части прибыли, подлежащей налогообложению, в той или иной стране Данная проблема имеет сравнительно короткую историю, однако последние 20 лет мировое сообщество успешно ищет пути устранения препятствий правового и налогового свойства на пути развития экономического сотрудничества между странами.
Данная проблема прежде всего связана с трудностями определения суммы доходов и расходов компании, которые должны учитываться при налогообложении в соответствии с местным законодательством. Если степень интеграции компаний достаточно высока, различия вна-логовых законодательствах и административных требованиях разных стран приводят, как правило, к росту операционных издержек ТНК по сравнению с компанией, работающей в рамках законодательной системы одной страны.
5. Методы Организации экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР) по определению соответствия
трансфертных цен рыночным
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в целях устранения препятствий на пути развития международной торговли, в том числе и налогового плана, а также в целях устранения конфликтов между налоговыми властями разных стран определяет ггринитпть! международного налогообложения, позволяющие исключить двойное налогообложение и определить справедливую сумму аллокированной на-догооблатаемой прибыли между странами. Согласно этим принципам каждая отдельно взятая компания в ранках группы компаний (корпорации) рассматривается каКсамс>стоятельный налогоплательщик в отношении полученного дохода. Такой подход признан ОЭСР как наиболее приемлемый с точки зрения минимизация налоговых рисков.
В связи с этим любая операция между зависимыми компаниями в рамках одной группы рассматривается как самостоятельная рыночная опередил и должна сюуодествлятьоя но рыночной цене. Этот принцип сдан как длязашетааахаффнлигкавдан^
5 Методы ОЭСР по контролю трансфертных цен 531
симых компаний и устраняет возможную налоговую дискриминацию последних, позволяя установить одинаковые конкурентные условия на рынке.
Статья 9 Типовой модели налогового соглашения ОЭСР гласит: Если между двумя предприятиями в их коммерческих или финансовых взаимоотношениях создаются или устанавливаются условия, отличные от rex, которые имели бы место между двумя независимыми предприятиями, тогда «любая прибыль, которая могла бы быть определена одному предприятию, но из-за наличия данных условий немоглабыть ему начислена, может быть включена в прибыль этого предприятия и, соответственно, обложена налогом*.
Международный стандарт финансовой отчетности 24 (редакция 1994 г.) также отражает проблему трансфертного ценообразования и обязывает компаний представлять соответствующие данные в финансовой отчетности.
Идеальная трасфертная цена должна соответствовать цене открытого рынка, рыночной цене. Если же трансфертная цена не эквивалентна рыночной и таким образом происходит искажение налогооблагаемой прибыли, прибыль аффилированных компаний подлежит корректировке в соответствии с рыночным принципом. Однако это очень сложная задача, поскольку, с одной стороны, сложно выявить справедливую среднюю рыночную цену, а с другой стороны, расхождение с ней трансфертной цены Особенно часто это наблюдается при операциях с нематериальными активами, например лицензиями.
Тем не менее ОЭСР рекомендует целую систему сопоставительного анализа внешнеторговой цены, с тем чтобы выявить механизм трансфертного ценообразования. Основанием дли расследования могут быть прежде всего явно заниженные или явно завышенные цены.
Основные методы, применяемые для анализа соответствия трансфертных цен рыночным, приведены ниже.
Традиционные методы, основанные на определении трасфертной цены.
Сравнение с неконтролируемой сделкой (comparable uncontrolled price). Данный метод признан как наиболее надежный, поэтому он чаще других используется налоговыми органами. В этом случае различия в уровне цен определяются путем сравнения цен на товары и услуги при трансферте внутри корпорации или между аффилированными компаниями с ценами по аналогичным торговым операциям между независимыми компаниями при сопоставимых обстоятельствах.
При использовании данного метода важно определить группу товаров, пригодную для анализа. Причем, даже если товары являются функционально эквивалентными, они могут принадлежать к двум раз-
532 Глава 22 Трансфертное ценообразование
личным товарным рынкам, в связи с чем не могут участвовать в сопоставлении.
В ряде случаев (например, при анализе товаров производственного
назначения) прибегают к методам полевых исследований путем опроса наиболее типичных покупателей, производителей и экспертов данной области промышленности. Как правило, такой анализ не всегда может быть математически точным. Однако если случайная выборка покупателей свидетельсгвует, что они заменили бы один товар на другой, то можно признать, что данные товары могут быть сопоставлены.
Оценка через цену перепродажи (resale price method) заключается в том, что трансфертная цена находится путем вычитания маржи (торговой прибыли) из цены переуступки, т.е. цены, по которой товар, приобретенный у ассоциированного предприятия, был перепродан независимой компании (предприятию) Величина маржи в этом случае должна быть достаточной для получения нормальной операционной прибыли от осуществляемой деятельности и покрывать использованные активы и риски. Такой результат может рассматриваться как рыночная цена при трансферте между аффилированными компаниями. Этот метод чаще всего используется, когда трудно найти товар-субституг, т е. когда предметом сделки являются не абсольно идентичные товары.
Метод «издержки плюс» (cost plus method) предполагает суммирование издержек поставщика товаров и услуг, понесенных в процессе контролируемой торговой операции, с торговой надбавкой, достаточной для получения соответствующей прибыли, обычной душ осуществляемой деятельности и существующих рыночных условий. Полученный результат может рассматриваться как рыночная цена действительной контролируемой налоговым органом сделки.
При этом учитываются издержки производителя (производственная себестоимость), а именно: расходы на заработную плату, накладные расходы, включая амортизацию производственных фондов, а также расходы на сырье и материалы. Кроме того, принимаются во внимание операционные расходы по продаже товаров (на рекламу, содержание отдела продаж), а также общие административные расходы на менеджмент, маркетинг, финансовое управление и т.д.
Транзакционные профит-методы, основанные на анализе прибыли, которая является результатом торговых операций между аффилированными компаниями. Прибыль, полученная в результате осуществления контролируемой сделки, может служить эффективным индика-тором:того, были ли условия этой операции отличными от тех, которые найяюдакугся в отношениях между независимыми компаниями.
Одним из транзакциощшх профит-методов является профит-сшит метод. Он применяется тогда, когда степень взаимосвязи между торговыми сделками достаточно высока к возникает вероятность того,
5 Методы ОЭСР по контролю трансфертных цен 533
что они не могут быть оценены на отдельной основе. В подобных обстоятельствах независимые предприятия могут организовать партнерство и согласовать методы распределения прибыли. Соответственно профит-сплит метод призван устранить эффект влияния на прибыль специфических условий, созданных или установленных при контролируемой операции, посредством определения доли прибыли, ожидаемой в подобных ситуациях от сделки между независимыми предприятиями.
Согласно этому методу вначале определяется прибыль, полученная в результате контролируемой сделки между аффилированными компаниями. Затем эта прибыль разбивается между ними на основании экономически валидного базиса (economic valed basis) примерно так, как это могло быть при сделке на свободных рыночных принципах. При этом вклад каждой компании (предприятия) оценивается на базе функционального анализа с использованием, насколько это возможно, данных о рыночной среде и показателях прибыльности сопоставимых независимых предприятий.
Для точного описания контролируемой сделки обычно бывает полезным проанализировать данные предшествующих лет в сравнении с текущей информацией. Например, этап жизненного цикла товара может оказать значительный эффект при определении сопоставимости контролируемой и обычной сделки между независимыми компаниями.
Причиной проверки торговой операции со стороны налоговых органов с точки зрения трансфертного ценообразования может быть и факт убыточности аффилированной компании, в то время как корпорация в целом имеет прибыль.
Однако следует принимать во внимание, что вышеуказанные регламентации хотя и вносят существенные ограничения в отношении недобросовестности трансфертного ценообразования, не могут полностью устранить механизмы их применения. Основные проблемы заключаются в следующем.
• трудности отнесения операции к отношениям между аффилиро
ванными компаниями;
• трудности найти адекватную группу товаров (услуг); ■ трудности найти сопоставимые предприятия;
• сложности анализа условий контракта,
• трудности выявления схожих операций на данном рынке;
• сложности определения справедливой рыночной цены;
• сложности выявления расхождения между ценой контролируе
мой сделки и справедливой рыночной ценой.
Кроме того, при организатсии подобной работы следует обеспечить нижеперечисленные факторы сопоставимости:
• идентичность сопоставимых товаров и услуг;
534
Глава 22 Трансфертное ценообразование
• идентичность сопоставимых предприятий,
• идентичность сопоставимых контрактов и признание их действительности,
• идентичность сопоставимых рынков,
• идентичность деловых стратегий сопоставимых предприятий
Желательно оценивать трансфертные операции каждую в отдель
ности, однако на практике часто встречаются ситуации, когда опера
ции тесно связаны друг с другом и сепаративная оценка невозможна.
Примером могут служить долгосрочные и рамочные контракты, ли
цензионные соглашения
Довольно часто оказывается невозможным определить конкретный уровень справедливой рыночной цены, и тогда усганавливается рыночный диапазон справедливой рыночной цены, внутри которого полученные реузльтаты могут оцениваться как корректные Рыночный диапазон цен позволяет учитывать разброс цен, складывающийся между независимыми компаниями (предприятиями) при совершении сделок одного и того же типа и в одних и тех же обстоятельствах, а также различия, возникающие при использовании различных методов оценки контролируемой торговой операции
Если рассматриваемые условия контролируемой налоговыми органами сделки попадают в рыночный диапазон, то соответствующей корректировки не требуется. Если же налоговые власти оценили сделку как не соответствующую рыночному принципу, то компания(пред-приятие)-налогоплательщик либо представляет опровергающие доказательства, либо вносит недостающую часть налога.
Довольно часто компании, имющие филиалы в зарубежных странах, прибегают к так называемым международным взаимозачетам, что позволяет им избежать обвинения в использовании механизма трансфертных цен. Например, одно предприятие передает другому право пользования патентом, получает взамен новую технологию и объявляет, что им не было получено ни прибыли, ни убытка. При подаче налоговой" декларации компания-налогоплательщик может показать несколько подобных операций, чтобы доказать, что они основаны на рыночном принципе и являются справедливыми.
Рыночный принцип применяется таможенными властями для сравнения стримости товаров, импортируемых аффилированными предприятиями, с товарами, импортируемыми независимыми компаниями (лредприятилми). Документация, подготовленная налогодла-тедьцщком для таможенных органов, может также использоваться налоговыми властями при оценке трансфертной цены. Кооперация налоговых и таможенвых органов в этой области становится все более расгпэоетраненной.
6 Особенности контроля в РФ за ценообразованием во внешней торговле 535
6. Особенности контроля в Российской Федерация за ценообразованием при осуществлении внешней торговли
Российская Федерация, становясь равноправным и полноправным членом свободной международной торговли, делает свои первые шаги в разработке закона, регулирующего сложную область международного права, касающуюся вопросов трансфертного ценообразования, системы соответствующего налогообложения и недопущения незаконного вывоза капиталов из страны
Расширение торговых связей России, усиление влияния ТНК в России свидетельствует о повышении актуальности вопроса трансфертного ценообразования Понятие группы лиц и аффилированных лиц в российском законодательстве разъясняется Федеральным законом от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» Кроме того, начиная с 21 декабря 1999 г. российские акционерные общества обязаны вести списки своих аффилированных лиц и представлять эти данные в региональные отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
В части первой Налогового кодекса РФ впервые в России введено понятие рыночной цены и определим случаи, когда налоговые органы вправе потребовать от компании(предприятия)-налогоплательщика подтверждения соответствия реальной цены контракта справедливому рыночному уровню цены Одним из таких случаев, когда налоговые органы вправе осуществлять контроль уровня цены, являются торговые операции между аффилированными лицами
Допустимый диапазон отклонения контролируемой цены от уровня рыночной цены в первоначальном варианте по Налоговому кодексу РФ составлял 30%, позднее была внесена поправка, сокращающая его до 20% (ст. 40).
Налоговый кодекс РФ трактует понятие сопоставимости сделок аналогично методике ОЭСР, т.е. условия признаются сопоставимыми, если различие между ними либо существенно не влияет на цену сделки, либо может быть учтенов результате соответствующих поправок.
При отстуствии на определенном рынке аналогичных товаров, услуг и работ Налоговый кодекс РФ предписывает возможность использования метода цены перепродажи (resale price method) и затратного метода (cost plus method), рекомендованных ОЭСР.
Однако ст. 40 Налогового кодекса РФ пока не работает в полную силу вследствие практической неотработанности механизма выявления трансфертных цен: в налоговых органах нет хороших специалистов по данному вопросу, нет официально рекомендованных справочников для определения справедливой рыночной цены, нет подробных
536 Глава 22 Трансфертное ценообразоиание
инструкций по практическому применению методов ее расчета, особенно если товар уникален.
В настоящее время Министерство по налогам и сборам РФ привлекает представительства совместных торгово-промышленных палат с западными странами, таких как Британско-Российской, Американо-Российской, Финско-Российской, Итало-Российской, для совершенствования налогового законодательства в вопросах трансфертного ценообразования.
Разработка законов, позволяющих создать справедливую и четкую систему налогообложения внешнеторговых операций, привлечет иностранные инвестиции в страну, окажет противодействующий эффект в отношении оттока капитала за рубеж, послужит харошей базой для становления эффективной российской экономики.
Контрольные вопросы
1 Может ли трансфертная цена служить справочной ценой определения уровня мировой цены?
2 Если в стране А налоговая ставка на прибыль больше, чем в стране Б, по какой цене мы предпочтем продавать товары из страны А в страну S: по 350 или по 250 долл ? Дайте обоснование ответу.
3. Если в стране Б налоговая ставка на прибыль больше, чем в стране А, по какой цене м ы предпочтем продавать товары из страны Б в страну А: по 350 или 250 долл.? Дайте обоснование ответу.
4 Если в стране А налоговая ставка на прибыль меньше, чем в стране Б, по какой цене мы предпочтем продавать товары из страны А в страну Б : по 350 долл. или 250 долл.? Дайте обоснование ответу.
5. Подсчитайте общую прибыль компании при использовании трасферт-ной системы ценообразования и сравните с возможными результатами в том случае, если бы она ее не использовала. Условия следующие: компания при издержках в 50 тыс. долл. продает товар посредникам по 60 тыс. долл , а внешнеторговому отделению по 58 тыс. долл., теряя на этом 20% за счет снижения наценки с 10 до 8 тыс. долл. Экспортные издержки внешнеторгового отделения равны 10 тыс. долл., т.е. его общие издержки составляют 68 тыс. долл. Если максимальная приемлемая цена на зарубежном рынке равна 72 тыс. долл., валовая прибыль на изделие составит всего 4тыс. долл., т.е. менее 6% выручки.
6. Если головная и дочерняя компании находятся на территории одной страны, то цены, по которым они торгуют, могут являться трансфертными?
Комментариев нет:
Отправить комментарий