Глава 22: ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Глава 22 ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

1. Понятие и значение трансфертных цен 2. Факторы определения уровня трансфертных цен 3. Механизм трансфертного ценообразования 4. Проблемы трансфертного ценообразования • 5. Методы Организации экономического со­трудничества и развития (ОЭСР) по определению соответствия трансфертных цен рыночным • 6. Особенности контроля в Российской Федерации за ценообразо­ванием при осуществлении внешней торговли

1. Понятие и значение трансфертных цен

Трансфертные цены — это цены на внутрикорпоративные постав­ки, как правило, в рамках ТНК, т.е. трансфертная цена —это цена, ко­торую один из хозяйственных центров, подразделений устанавливает другому центру, подразделению той же компании (например, компа­ния-производитель устанавливает цену при поставках своей дочерней компании, зарубежному филиалу). Однако их можно трактовать и шире: как иены на поставки товаров между аффилированными (родст­венными, зависимыми) компаниями или участниками рынка.

Согласно рекомендациям ОЭСР компания признается аффилиро­ванной, если она прямо или косвенно участвует в управлении, контро­ле или имуществе компании другого государства или если одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле, имуще­стве компании одного государства и компании другого государства.

Компании часто осуществляют свою деятельность через дочерние предприятия или ассоциированные компании и приобретают доли участия в других компаниях в целях осуществления инвестиций или по коммерческим причинам, что бывает достаточным для того, чтобы ин­вестирующая компания могла контролировать или оказывать значи­тельное влияние на финансовые и оперативные решения компании, получающей инвестиции.

Связанные стороны могут вступить в сделки, в которые не вступи­ли бы в случае отсутствия между ними подобных взаимоотношений либо вступили бы на совершенно иных условиях. Связанные стороны могут проявлять определенную гибкость в процессе установления цены во взаимных операциях, что не свойственно для операций между независимыми компаниями, действуюпщми только в своих индивиду-


520 Глава 22. Трансфертное ценообразование

альных интересах. С точки зрения транснациональной или аффилиро­ванной группы полученная каждым филиалом или участником группы прибыль является частью общего глобального результата. При переда­че товара внутри корпорации или между аффилированными компа­ниями цена устанавливается исходя из целей оптимизации общих ре­зультатов фирмы, максимизации се кумулятивной прибыли. Благода­ря такому подходу становится возможным манипулировать суммами, полученными в каждой стране для того, чтобы наиболее оптимально использовать благоприятные обстоятельства и обходить возможные трудности и препятствия.

Несмотря на возможность конфликта интересов подразделений фирмы или участвующих в процессе ценообразования аффилирован­ных компаний, доминирующим является интерес корпорации или группы аффилированных компаний в целом. В связи с этим у аффили­рованных компаний существуют воможности манипулирования цена­ми внутри группы, т.е. на условиях, отличающихся от действительных рыночных, в результате чего итоговая прибыль может отличаться: от прибыли, котрая была бы ими получена, если бы они были независимы­ми компаниям. Данная ситуация позволяет зависимым компаниям ухо­дить в рамках группы от налогов и аккумулировать, аплокировать при­были в странах, имеющих наиболее благоприятный налоговый режим.

Трансфертные цены — это цены, по которым происходит транс­ферт (передача, продажа) товаров как в материальной, так и нематери­альной форме внутри корпорации или между зависимыми аффилиро­ванными компаниями. Как правило, трансфертные цены оказывают влияние на величину налогооблагаемой прибыли, а следовательно, возможны искажения величины уплачиваемых налогов. Трансферт­ные цены не являются мировыми, поскольку искажены по уровню, и не могут служить справочными ценами при подготовке к переговорам по ценам в международной торговле.

Внутрикорпоративная торговля реализует процессы специализа­ции и кооперирования в рамках одной и той же ТНК между ее голов­ной компанией и филиалами, между различными частями и подразде­лениями, расположенными в различных странах.

В-настоящее время наблюдается относительный и абсолютный
рост внутрифирменной торговли. Развитию внутрифирменной тор­
говли способствовало и увеличение в 90-е гт. числа заграничных фи­
лиалов, приходящихся на одну компанию, с четырех до семи. Между
ними скяадьшштся самые прочные и долгосрочные производствен­
ные связи* хотя дочерние и внучатые компании представляют собой
самостоятельные центры прибыли и несут ответственность за резуль­
таты своей деятельности. Х';'Г:°*Ш


I- Понятие и значение трансфертных цен 521

Доля внутрифирменной торговли в экспорте и импорте отдельных стран1 приведена ниже, %:

Страны

Экспорт

- -Импорт

Франция

34

18

Япония

25

14

Швеция

38

9

США J

36

43

Осуществляя зарубежное инвестирование, фирмы создают дочер­ние, связанные с материнской компанией по капиталу сбытовые фир­мы. Если до V стадии в МЖТЦ в международные контакты по экспор­ту-импорту вступали Независимые партнеры, проводившие раздель­ную финансовую политику и политику прибылей, то теперь они оказываются связанными внутрифирменными отношениями и опера­циями (Intracompany transaction) с применением механизма транс­фертных цен, эффективно решающего задачу максимизации прибы­лей за счет получения и перевода прибылей согласно единой глобаль­ной внутрикорпоративной стратегической цели. В этом случае преследуется задача повышения прибыли не отдельной фирмы или предприятия, а всей ТНК в целом, для чего одни фирмы или предпри­ятия уступают прибыли другим в рамках одной транснациональной корпорации или группы компаний.

Трансфертное ценообразование имеет следующие основные цели: 1 снижение таможенных пошлин для филиалов, расположенных в странах с активным протекционизмом;

снижение налогов за счет занижения итогов деятельности фи­лиалов, расположенных в странах с высоким уровнем налогообло­жения;

возможность репатриации финансов из тех стран, которые за­прещают прямой вывоз прибылей либо наказывают за подобную деятельность, применяя механизм контроля-за валютными опера­циями.

При этом надо иметь в виду, что трансфертное ценообразование может осуществляться не только при внешнеторговых операциях, но в ряде случаев и при внутренних операциях на национальном рынке.

;'1!Т!УЙ**"\ ■. . ■'■■■...*' ■ "' V;'.--Л'-1 ■■■'..'*.■„■■,':=■ '•''■: '. ;. * Данные на середину 90-х гг.


522


Глава 22. Трансфертное ценообразование


2, Факторы определения уровня трансфертных цен

Трансфертные цены формируются с учетом различных факторов.

Основные факторы трансфертного ценообразования

Различия в уровнях и характере налогообложения

Ставки таможенных пошлин

Правила вывоза (перевода) прибылей

Уровень инфляции

Позиция таможенных и налоговых служб

Антидемпинговое законодательство

Валютный контроль

Соотношение валютных курсов

Государственный контроль цен

Местное регулирование цен

Ставка ссудного процента

Экономическая политика государства

Степень участия филиала в деятельности фирмы

Степень доверия к руководству филиала

Прежде всего это различия в налоговом законодательстве различных стран. Трансфертные цены позволяют с выгодой воспользоваться пре­имуществами более низких налогов в одной из стран. ТНК, естественно, стремятся зарабатывать и декларировать свои прибыли в той стране, в которой корпоративные налоги ниже. Целью этого является снижение декларируемой прибыли, заработанной производственной единицей в стране с высокими ставками налогов, и повышение прибыли, зарабо­танной производственной единицей в стране с низкими ставками нало­гов. Так, для филиала, расположенного в стране с невысоким уровнем налогообложения, на прибыль, цена назначается при экспорте ниже, чем для филиала, расположенного в стране, где налоги больше.

При этом важно знать правила вывоза прибылей в соответствующей стране.. С помощью механизма трасфертяого ценообразования при­быль экспортируется в страны с низкими налогами на прибыль или в страны, где налоги на прибыль вообще не взимаются-

При определении уровня трансфертной цены при- различиях в на­
логообложении учитываются соотношение налогов на прибыль, в обе­
их странах, правила вывоза прибылей, опасность и уровень индЬляции,
позиции налоговых и таможенных служб- '£■;£-
Vj ,:; ••. ■.■ :■-.£;¥-■<$■


2. Факторы определения уровня трансфертных иен 523

Определенное влияние на уровень трансфертных цен могут ока­зывать различия в уровнях таможенных пошлин. Обычно низкие транс­фертные цены назначаются на товары, поставляемые в страны с вы­сокими таможенными пошлинами. В результате компании, ввозяшей в данную страну свей товар на основе заниженных трансфертных цен, удается снизить базу для расчета таможенных пошлин и повы­сить свои конкурентные позиции относительно местных производи­телей.

На уровне единого европейского рынка снятие тарифных и нета­рифных барьеров значительно облегчает разработку ценовых страте­гий в рамках единой Европы и усложняет использование мезанизма трансфертных цен, однако поскольку глубокие различия между евро­пейскими странами в области налогового законодательства сохранятся в течение относительно длительного времени, возможности для транс­фертного ценообразования также сохранятся.

Влияние на трасфертные цены имеют:

различия в антидемпинговом законодательстве различных стран;

различия в правилах валютного контроля;

соотношение валютных курсов;

различия систем государственного регулироваия цен, местных правил в различных странах;

различия в ставках ссудного процента;

влияние экономической политики государства.

Степень участия фирмы в деятельности филиала, степень доверия, Если рассматривается ситуация, когда используется форма совместно­го предприятия или лицензионного соглашения, то фима-экспортер сочтет целесообразным продавать продукцию по высокой трансферт­ной цене,чтобы не делиться прибылью с партнером. Если же речь идет о полном владении филиала компанией, то она предпочтет установить низкие цены. Поэтому нельзя автоматически полагать, что любая. трансфертная операция имеет-целью только уклонение от налогов и сводится только к минимизации налогообложения (рис. 22.1).

Однако неправильно полагать, что правила трансфертного цено­образования предполагают экспорт только по низким или занижен ным ценам. Трансфертные цены могут быть выше цен конкурентов, несмотря на то Что реальная цена производства равна цене^производст-

ва у конкурентов.

Такое большое разнообразие факторов, оказывающих сложное и порой противоречивое влияние на решение компании о применении системы трансфертного ценообразования, свидетельствует о сложно­сти механизма расчета уровня трансфертных цен.






Налоги на прибыдь

Распределение прибылей

Инфляционные

рис км

Степень участия

<сл,фи*иал>


трансфертная ценз при жпюгх

Макс и м х за и и л

суммарной прибыли

Высокая трансфертная иска при высо­ких налогах


Националь­ные налого­вые органы

&>ру<>ежкыс налог ооые

pplAHhl

Зарубежные

таможенные

органы

Проткв*т:«

им и женит

пен

Высокие

обяшаемуе

ДОХВДМ

Противятся

3№Н)1ЖСНИЮ

цен

Высшие

■-► 0 . . - : 1 ■: лl i ■ ■ ДОХОДЫ

jaituujcHitto иск

Ouyj tuw pae*<eia

ПОШЛИН


P>iw 22 J Оснонкые факторы* лтинннцие ьа *хшсшм по трансфертному ценообразованию (определение трансфертной иены riper экспорте)


3 Механизм трансфертного ценообразования 525

3. Механизм трансфертного ценообразования

Рассмотрим простой пример, свидетельствующий о преимущест­вах инугрикорпоративной сделки с трансфертным ценообразованием по сравнению со сделкой между независимыми партнерами, исполь­зуя только один, но наиболее распространенный фактор, связанный с различием уровня налогообложения в разных странах.

Пример 22.1. Сделка заключается между независимыми компаниями Для упрощения примера-предположим, что соотношение валют 1 1,т.с в стране экспортера Айв стране импортера Б имеет хождение одна и та же валюта, допустим доллар Издержки на производство товара в стране А со­ставляют 100 доля , экспортная цена 150 долл , следовательно, прибыль составит 50 долл (150 - 100)

Налог на прибыль юридических лии в стране А равен 40%, а в стране и мпортсра Б — 20% Тогда в стране А компания X долж! ia заплатить со сво­ей прибыли в 50 долл налог в 20 долл , и ее чистая прибыль составит ЗОдолл А в стране импортера компания Y импортирует товар по 150 долл , а продает внутри страны по 180 долл , те се прибыль составит 30 долл (180 — 150) и после выплаты налога (20%) — 24 долл Итого прибыль ком­пании в стране экспортера А и компании в стране импортера Б составит 54 долл (табл 22 1).

Таблица 22 1 Схема сделки между независимыми Компаниями

Страна экспортера А, компания X

----------------------------------------------------------------------------

Страна импортера Б, компания Y

Налог на юридическое лицо, %

40

Налог на юридическое лицо, %

20

Экспортная цена, доля

150

Импортная цена, долл

150

Издержки производства, долл

100

Цена продажи, долл

180

Прибыль без вычета налога, долл

50

Прибыль без вычета налога, долл

30

Налог на юридическое лицо,

долл (40%)

20

Налог ни юридическое лицо, долл (20%)

20

Прибыль после вычета налога, долл

30

Прибыль после вычета налога,

долл

24

Суммарная прибыль компаний >

: и Y 54 1

*олл


Пример 22.2. Сделка заключается между компаниями, связанными отношениями капиталов (механизм трансфертных цен) Предположим, что компания Y является дочерней компанией компании X. Материнская компания X продаст свои товары по ценам ниже, чем в первом случае, на-


526


Глава 22 Трансфертное ценообразование


пример по 120 долл., и получает чистую прибыль в размере только 12долл. Однако дочерняя компания получит в этом случае значительно большую прибыль. 60 долл. (180 - 120), что за вычетом налога равно 48 долл. Таким образом, прибыль двух компаний оказывается равной 60 долл., что превы­шает чистую прибыль, получаемую в первом случае, на 6 долл. Эта при­быль — результат действия механизма трансфертных цен (табл. 22.2).

Та б л и цй 22.2 Схема сделки между аффилированными компаниями (механизм

трансфертных пен) (занижение цены)

Стлана экспортера А. компания X (головная)

Страна импортера R, компания Y (дочерняя)

Налог на юридическое лицо, %

40

Налог на юридическое лицо, %

20

Экспортная аеиа, долл.

120

Импортная цена, долл.

120

Издержки производства, долл.

100

Цена продажи, долл.

180

Прибыль без вычета налога, долл.

20

Прибыль без вычета налога, долл.

60

Налог' на юридическое лицо, долл. (40%)

8

Налог на юридическое лицо, долл. (20%)

12

Прибыль за вычетом налога, долл.

12

Прибыль за вычетом налога, долл.

48

Суммарная прибыль компаний X

: и у, бо

долл.


1 Налог для компании X составляет 40%, для компании Y — 20% •

Таким образом, хотя прибыль компании X упала, общая прибыль воз­росла благодаря росту прибыли предприятия Y. Эта общая прибыль на­правляется в центр управления прибылями, расположенный в стране с низкимуроонсм налогообложения, откуда затем осуществляется реинве­стирование компаний согласно стратегическому плану ведения междуна­родного бизнеса ТНК в целом.

Итак, во втором случае усложняются отношения соответствующих на­
логовых администраторов. В частности, в стране А на 8 долл. (20 — 12) со­
кращается сумма налогов, которые должна платить компания X, что снижа­
ет поступления в казну государства. Чтобы избежать этого, страна А в дан­
ном примере стремится предпринять ряд противодействующих мер, однако
} особо эффективных результатов ей, как правило, достигнуть не удастся.

Пример 22.3. Возможна ситуация, когда общая прибыль увеличивает­ся при завышении цен.

Первый* случал — торговля' между независимыми компаниями (табл. 22.3).


3. Механизм трансфертного ценообразования 52?

Таблица 22 3. Схема сделки между независимыми компаниями

Страна А, компания X

Страна импортера Б, компания Y

Налог на юридическое лицо, %,

20

Налог на юридическое лицо, %,

40

Экспортная цена, долл

150

Импортная цена, долл.

150

Издержки производства, долл.

100

Цена продажи, долл.

180

Прибыль без вычета налога,

ДОЛЛ

50

Прибыль без вычета налога, долл.

30

Налог на юридическое лицо, долл. (20%)

10

Налог на юридическое лицо, долл (40%)

12

Прибыль за вычетом налога, долл.

60

Прибыль за вычетом налога, долл

18

Суммарная прибыль компаний X

и Y 78 долл.


Пример 22.4. Теперь рассмотрим ситуацию, когда компании, экспор­тирующей продукцию, выгоднее завышать цемы с тем, чтобы оставить ббльшую прибыль в своей стране, где более льготные условия налогообло­жения (табл. 22.4).

Таблица 22.4. Схема сделки между аффилированными компаниями (механизм трансфертных цен) (завышение цены)

Страна А компания X (головная)

Страна импортера Б, компания Y (дочерняя)

Налог на юридическое лицо, %

20

Налог на юридическое лицо, %

40

Экспортная цена, долл.

180

Импортная цена, долл.

180

Издержки производства, долл.

!О0

Цена продажи, долл.

2О0

Прибыль без вычета налога, долл.

80

Прибыль без вычета налога, долл.

20

Налог на юридическое лицо, долл. (20%)

16

Налог на юридическое лицо, долл. (40%)

8

Прибыль за вычетом налога, долл.

64

Прибыль за вычетом налога,

долл.

16

Суммарная прибыль компаний X и Y 80 j

холл.


Таким образом, справедливо утверждение, что в страну, где уро­вень налогообложения низкий, аффилированной компании выгоднее продавать товар по заниженной цене, а в страну, где уровень налогооб­ложения высокий, — наоборот, по завышенной цене (рис. 22.2).


528


Глава 22 Трансфертное ценообразование



Худшие условия (высокие налоги)


Заниженные

цены


Лучшие условия (низкие налоги)



Лучшие условия (низкие налоги)


Завышенные

це им


Худшие условия (оыоокие налоги)


Рис 22 2 Основное правило трас»|>сртных цен

Трансфертные цены устанавливаются на любые товары и услуги во внутрикорпоративной торговле,

Уровень трасфертной цены тщательно рассчитывается Трансферт­ная цена не должна быть слишком низкой, чтобы мотивировать произ­водственное подразделение, которое могло бы реализовать этот товар и на внутреннем рынке, продавая его через традиционную сбытовую сеть. Трансфертная иена не должна быть и слишком высокой, .чтобы подраз­деление было конкурентоспособным на зарубежных рынках С учетом этих двух условий трансфертная цена устанавливается в интервале от минимально допустимой цены до цены продаж на внутреннем рынке за вычетом валовой прибыли Цена на зарубежном рынке не должна быть ниже внутренней в стране экспортера, в противном случае конкуренты в стране импортера могут обвинить компанию в демпинге.

Кроме того, при расчете трансфертной цены учитываются право­вые и административные ограничения в соответствующих странах в отношении уровня отклонения внешнеторговой цены от обычных ми­ровых цен (согласно ст. 40 Налогового кодекса РФ ранее допустимый диапазон отклонения цены контролируемой сделки от рыночной цены был определен в 30%, а затем сокращен до 20%). Но при этом сложно и определение корректной рыночной цены, особенно если внешнетор­говая сделка является уникальной и реальная рыночная цена не может быть определна исходя из рыночной ситуации.

Примечателен тот факт, что какая-либо из компаний при реализа­
ции механизма трансфертного ценообразования может иметь убытки,
однако не будет разорена, поскольку принимается во внимание общая.
сумма кумулятивных прибылей. ,

Для лучшей оценки результатов деятельности филиала применя­ются трансфертные цены конечного и промежуточного продукта, учи-тьеванлея счета за предоставленные услуги, расходы на управление, выплаты командировочных, оплата патентов и лицензций, участие в общих расходах и т.д.


4 Проблемы трансфертного ценообразования 529

4. Проблемы трансфертного ценообразования

Трансфертное ценообразование нарушает рыночный механизм це­нообразования, искажает уровень мировых цен, и трансфертные цены ни в коей мере не могут служить справочными иенами для внешнетор­говых операций. Реальная цена на товар в случае трансфертного цено­образования искажается, и это затрудняет контроль за издержками.

При продаже товаров на рынке с более низкими ставками налого­обложения корпорации устанавливают минимальные трансфертные цены, что приводит к недоплате соответствующих налогов, за чем весьма пристально следят налоговые органы во всем мире.

Трансфертные цены позволяют уводить капиталы из страны, а так­же прибыли компаний от налогообложения При продаже товаров за­рубежным дочерним компаниям или иностранным зависимым парт­нерам, компания может установить минимальную (заниженную) отпу­скную цену и соответственно сократить таможенные платежи при пересечении границы или установить максимальную (завышенную) цену для минимизации напогов, обхода ограничений на возвращение дивидендов или извлечения наибольшего количества денежных средств от зарубежного зависимого партнера В общем случае фирма заинтересована использовать низкие трансфертные цены в странах, где налоги ниже, чем на внутреннем рынке, и наоборот.

Это наносит серьезный ущерб национальным интересам соответ­ствующих стран и вызывает острую критику со стороны правительст­венных, и прежде всего налоговых и таможенных, органов. Трансферт­ный подход к системе ценообразования сокращает налоговую базу в собственной стране и нстречает сопротивление со стороны налоговых служб на внутреннем рынке.

Правительства тех стран, которые оказываются жертвами подоб­ной деятельности, принимают соответствующие контрмеры, требуя обоснования всех издержек, составляющих базу обязательных отчис­лений В частности, Индия и страны Латинское Америки в целях кон­троля за трансфертными ценами ТНК кспольз/ют практику междуна­родных соглашений. Ответственные лица филиала ТНК, расположен­ного в этих странах, чаще всего соглашаются с указанными условиями, в особенности если речь идет о местных кадрах.

В то же время таможенная служба в стране экспортера может отка­заться принимать аномально низкие трансфертные цены в качестве базы для расчета таможенных сборов, которые будут невыгодны и сни­зят качество защиты местных производителей.

На межгосударственном и государственном уровне разработана широкая система мер борьбы с трансфертным ценообразованием.


530 Глава 22 Трансфертное ценообразование

Факторами, осложняющими такое ценообразование, служат налого­вые законы и международные курсы обмена валют. Плавающие курсы обмена валют способствуют повышению неопределенности транс­фертного ценообразования и затрудняют контроль за издержками для ТНК или аффилированных компаний Как правило, зависимые ком­пании имеют второй комплект счетов и бюджетов, которые создают подлинную картину всех реальных затрат

В международном налогообложении имеются трудности при опре­делении части прибыли, подлежащей налогообложению, в той или иной стране Данная проблема имеет сравнительно короткую исто­рию, однако последние 20 лет мировое сообщество успешно ищет пути устранения препятствий правового и налогового свойства на пути раз­вития экономического сотрудничества между странами.

Данная проблема прежде всего связана с трудностями определения суммы доходов и расходов компании, которые должны учитываться при налогообложении в соответствии с местным законодательством. Если степень интеграции компаний достаточно высока, различия вна-логовых законодательствах и административных требованиях разных стран приводят, как правило, к росту операционных издержек ТНК по сравнению с компанией, работающей в рамках законодательной сис­темы одной страны.

5. Методы Организации экономического сотрудничества

и развития (ОЭСР) по определению соответствия

трансфертных цен рыночным

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в целях устранения препятствий на пути развития международной торгов­ли, в том числе и налогового плана, а также в целях устранения конфлик­тов между налоговыми властями разных стран определяет ггринитпть! международного налогообложения, позволяющие исключить двойное налогообложение и определить справедливую сумму аллокированной на-догооблатаемой прибыли между странами. Согласно этим принципам каждая отдельно взятая компания в ранках группы компаний (корпора­ции) рассматривается каКсамс>стоятельный налогоплательщик в отноше­нии полученного дохода. Такой подход признан ОЭСР как наиболее при­емлемый с точки зрения минимизация налоговых рисков.

В связи с этим любая операция между зависимыми компаниями в рамках одной группы рассматривается как самостоятельная рыночная опередил и должна сюуодествлятьоя но рыночной цене. Этот принцип сдан как длязашетааахаффнлигкавдан^


5 Методы ОЭСР по контролю трансфертных цен 531

симых компаний и устраняет возможную налоговую дискриминацию последних, позволяя установить одинаковые конкурентные условия на рынке.

Статья 9 Типовой модели налогового соглашения ОЭСР гласит: Если между двумя предприятиями в их коммерческих или финансовых взаимоотношениях создаются или устанавливаются условия, отлич­ные от rex, которые имели бы место между двумя независимыми пред­приятиями, тогда «любая прибыль, которая могла бы быть определена одному предприятию, но из-за наличия данных условий немоглабыть ему начислена, может быть включена в прибыль этого предприятия и, соот­ветственно, обложена налогом*.

Международный стандарт финансовой отчетности 24 (редакция 1994 г.) также отражает проблему трансфертного ценообразования и обязывает компаний представлять соответствующие данные в финан­совой отчетности.

Идеальная трасфертная цена должна соответствовать цене откры­того рынка, рыночной цене. Если же трансфертная цена не эквива­лентна рыночной и таким образом происходит искажение налогообла­гаемой прибыли, прибыль аффилированных компаний подлежит кор­ректировке в соответствии с рыночным принципом. Однако это очень сложная задача, поскольку, с одной стороны, сложно выявить спра­ведливую среднюю рыночную цену, а с другой стороны, расхождение с ней трансфертной цены Особенно часто это наблюдается при опера­циях с нематериальными активами, например лицензиями.

Тем не менее ОЭСР рекомендует целую систему сопоставительно­го анализа внешнеторговой цены, с тем чтобы выявить механизм тран­сфертного ценообразования. Основанием дли расследования могут быть прежде всего явно заниженные или явно завышенные цены.

Основные методы, применяемые для анализа соответствия транс­фертных цен рыночным, приведены ниже.

Традиционные методы, основанные на определении трасфертной цены.

Сравнение с неконтролируемой сделкой (comparable uncontrolled price). Данный метод признан как наиболее надежный, поэтому он чаще других используется налоговыми органами. В этом случае разли­чия в уровне цен определяются путем сравнения цен на товары и услу­ги при трансферте внутри корпорации или между аффилированными компаниями с ценами по аналогичным торговым операциям между независимыми компаниями при сопоставимых обстоятельствах.

При использовании данного метода важно определить группу то­варов, пригодную для анализа. Причем, даже если товары являются функционально эквивалентными, они могут принадлежать к двум раз-


532 Глава 22 Трансфертное ценообразование

личным товарным рынкам, в связи с чем не могут участвовать в сопос­тавлении.

В ряде случаев (например, при анализе товаров производственного

назначения) прибегают к методам полевых исследований путем опроса наиболее типичных покупателей, производителей и экспертов данной области промышленности. Как правило, такой анализ не всегда может быть математически точным. Однако если случайная выборка покупа­телей свидетельсгвует, что они заменили бы один товар на другой, то можно признать, что данные товары могут быть сопоставлены.

Оценка через цену перепродажи (resale price method) заключается в том, что трансфертная цена находится путем вычитания маржи (торго­вой прибыли) из цены переуступки, т.е. цены, по которой товар, приоб­ретенный у ассоциированного предприятия, был перепродан независи­мой компании (предприятию) Величина маржи в этом случае должна быть достаточной для получения нормальной операционной прибыли от осуществляемой деятельности и покрывать использованные активы и риски. Такой результат может рассматриваться как рыночная цена при трансферте между аффилированными компаниями. Этот метод чаще всего используется, когда трудно найти товар-субституг, т е. когда предметом сделки являются не абсольно идентичные товары.

Метод «издержки плюс» (cost plus method) предполагает суммиро­вание издержек поставщика товаров и услуг, понесенных в процессе контролируемой торговой операции, с торговой надбавкой, достаточ­ной для получения соответствующей прибыли, обычной душ осуществ­ляемой деятельности и существующих рыночных условий. Получен­ный результат может рассматриваться как рыночная цена действитель­ной контролируемой налоговым органом сделки.

При этом учитываются издержки производителя (производствен­ная себестоимость), а именно: расходы на заработную плату, наклад­ные расходы, включая амортизацию производственных фондов, а так­же расходы на сырье и материалы. Кроме того, принимаются во внима­ние операционные расходы по продаже товаров (на рекламу, содержание отдела продаж), а также общие административные расхо­ды на менеджмент, маркетинг, финансовое управление и т.д.

Транзакционные профит-методы, основанные на анализе прибыли, которая является результатом торговых операций между аффилиро­ванными компаниями. Прибыль, полученная в результате осуществ­ления контролируемой сделки, может служить эффективным индика-тором:того, были ли условия этой операции отличными от тех, которые найяюдакугся в отношениях между независимыми компаниями.

Одним из транзакциощшх профит-методов является профит-сшит метод. Он применяется тогда, когда степень взаимосвязи между торговыми сделками достаточно высока к возникает вероятность того,


5 Методы ОЭСР по контролю трансфертных цен 533

что они не могут быть оценены на отдельной основе. В подобных об­стоятельствах независимые предприятия могут организовать партнер­ство и согласовать методы распределения прибыли. Соответственно профит-сплит метод призван устранить эффект влияния на прибыль специфических условий, созданных или установленных при контро­лируемой операции, посредством определения доли прибыли, ожидае­мой в подобных ситуациях от сделки между независимыми предпри­ятиями.

Согласно этому методу вначале определяется прибыль, получен­ная в результате контролируемой сделки между аффилированными компаниями. Затем эта прибыль разбивается между ними на основа­нии экономически валидного базиса (economic valed basis) примерно так, как это могло быть при сделке на свободных рыночных принци­пах. При этом вклад каждой компании (предприятия) оценивается на базе функционального анализа с использованием, насколько это воз­можно, данных о рыночной среде и показателях прибыльности сопос­тавимых независимых предприятий.

Для точного описания контролируемой сделки обычно бывает по­лезным проанализировать данные предшествующих лет в сравнении с текущей информацией. Например, этап жизненного цикла товара мо­жет оказать значительный эффект при определении сопоставимости контролируемой и обычной сделки между независимыми компаниями.

Причиной проверки торговой операции со стороны налоговых ор­ганов с точки зрения трансфертного ценообразования может быть и факт убыточности аффилированной компании, в то время как корпо­рация в целом имеет прибыль.

Однако следует принимать во внимание, что вышеуказанные рег­ламентации хотя и вносят существенные ограничения в отношении недобросовестности трансфертного ценообразования, не могут пол­ностью устранить механизмы их применения. Основные проблемы за­ключаются в следующем.

трудности отнесения операции к отношениям между аффилиро­
ванными компаниями;

трудности найти адекватную группу товаров (услуг); ■ трудности найти сопоставимые предприятия;

сложности анализа условий контракта,

трудности выявления схожих операций на данном рынке;

сложности определения справедливой рыночной цены;

сложности выявления расхождения между ценой контролируе­
мой сделки и справедливой рыночной ценой.

Кроме того, при организатсии подобной работы следует обеспечить нижеперечисленные факторы сопоставимости:

идентичность сопоставимых товаров и услуг;


534


Глава 22 Трансфертное ценообразование


идентичность сопоставимых предприятий,

идентичность сопоставимых контрактов и признание их дейст­вительности,

идентичность сопоставимых рынков,

идентичность деловых стратегий сопоставимых предприятий
Желательно оценивать трансфертные операции каждую в отдель­
ности, однако на практике часто встречаются ситуации, когда опера­
ции тесно связаны друг с другом и сепаративная оценка невозможна.
Примером могут служить долгосрочные и рамочные контракты, ли­
цензионные соглашения

Довольно часто оказывается невозможным определить конкрет­ный уровень справедливой рыночной цены, и тогда усганавливается рыночный диапазон справедливой рыночной цены, внутри которого полученные реузльтаты могут оцениваться как корректные Рыночный диапазон цен позволяет учитывать разброс цен, складывающийся между независимыми компаниями (предприятиями) при совершении сделок одного и того же типа и в одних и тех же обстоятельствах, а так­же различия, возникающие при использовании различных методов оценки контролируемой торговой операции

Если рассматриваемые условия контролируемой налоговыми ор­ганами сделки попадают в рыночный диапазон, то соответствующей корректировки не требуется. Если же налоговые власти оценили сдел­ку как не соответствующую рыночному принципу, то компания(пред-приятие)-налогоплательщик либо представляет опровергающие дока­зательства, либо вносит недостающую часть налога.

Довольно часто компании, имющие филиалы в зарубежных стра­нах, прибегают к так называемым международным взаимозачетам, что позволяет им избежать обвинения в использовании механизма транс­фертных цен. Например, одно предприятие передает другому право пользования патентом, получает взамен новую технологию и объявля­ет, что им не было получено ни прибыли, ни убытка. При подаче нало­говой" декларации компания-налогоплательщик может показать не­сколько подобных операций, чтобы доказать, что они основаны на ры­ночном принципе и являются справедливыми.

Рыночный принцип применяется таможенными властями для сравнения стримости товаров, импортируемых аффилированными предприятиями, с товарами, импортируемыми независимыми компа­ниями (лредприятилми). Документация, подготовленная налогодла-тедьцщком для таможенных органов, может также использоваться на­логовыми властями при оценке трансфертной цены. Кооперация на­логовых и таможенвых органов в этой области становится все более расгпэоетраненной.


6 Особенности контроля в РФ за ценообразованием во внешней торговле 535

6. Особенности контроля в Российской Федерация за ценообразованием при осуществлении внешней торговли

Российская Федерация, становясь равноправным и полноправным членом свободной международной торговли, делает свои первые шаги в разработке закона, регулирующего сложную область международно­го права, касающуюся вопросов трансфертного ценообразования, сис­темы соответствующего налогообложения и недопущения незаконно­го вывоза капиталов из страны

Расширение торговых связей России, усиление влияния ТНК в России свидетельствует о повышении актуальности вопроса транс­фертного ценообразования Понятие группы лиц и аффилированных лиц в российском законодательстве разъясняется Федеральным зако­ном от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополисти­ческой деятельности» Кроме того, начиная с 21 декабря 1999 г. рос­сийские акционерные общества обязаны вести списки своих аффили­рованных лиц и представлять эти данные в региональные отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг

В части первой Налогового кодекса РФ впервые в России введено понятие рыночной цены и определим случаи, когда налоговые органы вправе потребовать от компании(предприятия)-налогоплательщика подтверждения соответствия реальной цены контракта справедливому рыночному уровню цены Одним из таких случаев, когда налоговые органы вправе осуществлять контроль уровня цены, являются торго­вые операции между аффилированными лицами

Допустимый диапазон отклонения контролируемой цены от уров­ня рыночной цены в первоначальном варианте по Налоговому кодексу РФ составлял 30%, позднее была внесена поправка, сокращающая его до 20% (ст. 40).

Налоговый кодекс РФ трактует понятие сопоставимости сделок аналогично методике ОЭСР, т.е. условия признаются сопоставимыми, если различие между ними либо существенно не влияет на цену сдел­ки, либо может быть учтенов результате соответствующих поправок.

При отстуствии на определенном рынке аналогичных товаров, ус­луг и работ Налоговый кодекс РФ предписывает возможность исполь­зования метода цены перепродажи (resale price method) и затратного метода (cost plus method), рекомендованных ОЭСР.

Однако ст. 40 Налогового кодекса РФ пока не работает в полную силу вследствие практической неотработанности механизма выявле­ния трансфертных цен: в налоговых органах нет хороших специали­стов по данному вопросу, нет официально рекомендованных справоч­ников для определения справедливой рыночной цены, нет подробных


536 Глава 22 Трансфертное ценообразоиание

инструкций по практическому применению методов ее расчета, осо­бенно если товар уникален.

В настоящее время Министерство по налогам и сборам РФ привле­кает представительства совместных торгово-промышленных палат с западными странами, таких как Британско-Российской, Американо-Российской, Финско-Российской, Итало-Российской, для совершен­ствования налогового законодательства в вопросах трансфертного це­нообразования.

Разработка законов, позволяющих создать справедливую и четкую систему налогообложения внешнеторговых операций, привлечет ино­странные инвестиции в страну, окажет противодействующий эффект в отношении оттока капитала за рубеж, послужит харошей базой для становления эффективной российской экономики.

Контрольные вопросы

1 Может ли трансфертная цена служить справочной ценой определения уровня мировой цены?

2 Если в стране А налоговая ставка на прибыль больше, чем в стране Б, по какой цене мы предпочтем продавать товары из страны А в страну S: по 350 или по 250 долл ? Дайте обоснование ответу.

3. Если в стране Б налоговая ставка на прибыль больше, чем в стране А, по какой цене м ы предпочтем продавать товары из страны Б в страну А: по 350 или 250 долл.? Дайте обоснование ответу.

4 Если в стране А налоговая ставка на прибыль меньше, чем в стране Б, по какой цене мы предпочтем продавать товары из страны А в страну Б : по 350 долл. или 250 долл.? Дайте обоснование ответу.

5. Подсчитайте общую прибыль компании при использовании трасферт-ной системы ценообразования и сравните с возможными результатами в том случае, если бы она ее не использовала. Условия следующие: компания при из­держках в 50 тыс. долл. продает товар посредникам по 60 тыс. долл , а внешне­торговому отделению по 58 тыс. долл., теряя на этом 20% за счет снижения на­ценки с 10 до 8 тыс. долл. Экспортные издержки внешнеторгового отделения равны 10 тыс. долл., т.е. его общие издержки составляют 68 тыс. долл. Если максимальная приемлемая цена на зарубежном рынке равна 72 тыс. долл., ва­ловая прибыль на изделие составит всего 4тыс. долл., т.е. менее 6% выручки.

6. Если головная и дочерняя компании находятся на территории одной страны, то цены, по которым они торгуют, могут являться трансфертными?


Комментариев нет:

Отправить комментарий