Глава 27
МЕЛКИЕ И СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТОРГОВЫЕ ФИРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ
МАРКЕТИНГЕ
/. Мелкие и средние компании в международном бизнесе факторы роста и проблемы развития • 2. Роль мелких и средних специализированных торговых фирм в организации международной торговли • 3. Международные торговые центры • 4. Международные торговые компании — филиалы промышленных компаний
1. Мелкие и средние компании в международном бизнесе: факторы роста и проблемы развития
Рассмотрим этот вопрос на примере японских специализированных мелких и средних торговых фирм.
Для Японии, как и других стран с развитыми рыночными отношениями, характерна высокая степень организационной концентрации внешнеэкономических связей и международной деятельности. Это относится и к ориентированной на зарубежные рынки сфере производства и в особенности к сфере внешней торговли и международной деловой практике японских фирм, где действует небольшое число так называемых торговых домов. Эти универсальные торговые фирмы, выступая как представители крупнейших финансово-промышленных групп, контролируют большую часть операций, связанных с экспортом, импортом товаров, движением капиталов и трудовых ресурсов.
Вместе с тем заметное воздействие на развитие внешней торговли Японии и инвестирование капиталов за границей оказывает международная деятельность множества мелких и средних предприятий. В этом находит непосредственное отражение то обстоятельство, что, несмотря на усиливающийся процесс концентрации в различных отраслях хозяйства, мелкие и средние предприятия по-прежнему являются важным элементом экономической структуры страны, обеспечивая эффективность и гибкость сбытовой системы Японии, включая систему японского экспорта/импорта и осуществления международных операций.
1 Мелкие и средние компании в международном бизнесе 625
Причины «живучести» мелких и средних фирм в современном бизнесе
• Гибкость и адаптивность крыночным изменениям и запросам потребителей
• Высокая интенсивность труда
• Работа с мелкосерийными партиями товаров
■ Широкая товарная гамма в рамках специализированной товарной группы
• Буфер для крупного бизнеса
• Безболезненность их разорения для экономики страны
Японию отмечает «двойственная структура» субъектов сбытовой системы, когда наряду с крупнейшими торговыми домами — универсальными торговыми фирмами «сого еёся» на японском внутреннем и зарубежных рынках работают мелкие и средние специализированные фирмы, образующие скоординированную, гибкую и эффективную организационную структуру японской сбытовой системы, включая и ее международную составляющую.
Небольшие японские предприятия, традиционно являющиеся субпоставщиками крупных корпораций и в значительной степени от них зависящие, в последние годы начали завоевывать более стабильные и значимые позиции на рынке и обретать'болыную самостоятельность в предпринимательских действиях. По материалам Управления мелких и средних предприятий Министерства экономики, внешней торговли и промышленности Японии (МЕГП), в стране в 2002 г. действовало свыше 6,5 млн подобных компаний. Типичной формой являются предприятия оптовой и розничной торговли с числом занятых 50—100 человек и капиталом менее 10—30 млн иен. В то же время по принятой в Японии классификации к малым и средним предприятиям могут относиться фирмы с числом занятых до 300 человек и капиталом до 100 млн иен.
Укрепление положения мелких и средних предприятий в Японии объясняется устойчивым ростом внутреннего спроса и политикой поддержания низких процентных ставок по кредитам. Данную группу предприятий традиционно отличает высокая чувствительность к особенностям и специфике конкретного рыночного спроса, а также значительная интенсивность труда и его «индивидуальный» и повышенно творческий, гибкий и эластичный характер маркетинговой деятельности. Японские предприятия для обеспечения высокой конкурентоспособности производимых товаров и услуг решают актуальную задачу расширения товарной гаммы и параметрического ряда
626 Глава 27 Мелкие и средние фирмы в международном маркетинге
выпускаемой и сбываемой продукции на основе углубления рыночной сегментации.
Успех реализации новых товаров и услуг все в более значительной мере зависит от степени их соответствия конкретным запросам конечных потребителей и пользователей, что, в свою очередь, содействует дальнейшей индивидуализации T^RapoR и обслуживания клиентов. Потребителей в современный период и в перспективном плане не устраивают массовые товары и услуги усредненного качества, в связи с чем мелкие и средние предприятия Японии получают определенные преимуществ!., так как могут активно реагировать на изменение в характере и структуре спроса и производить небольшие серийные партии товаров по индивидуальной системе заказов, с выгодой используя создавшееся положением возросшиетребования потребителей для своего дальнейшего развития.
Около 62% опрошенных МЕГТ1 мелких и средних предприятий Японии рассматривают быстроменяющийся рынок при все усложняющихся структуре и особенностях спроса как свое важное преимущество и фактор дальнейшего роста, поскольку небольшим фирмам легче действоэать на рынке более оперативно, чем крупным корпорациям.
В ходе реализации такой рыночной стратегии мелкие и средние предприятия могут столкнуться с рядом трудностей, а именно; проблемой найма рабочей силы для расширения операций, развертывания работы по изучению состояния потребительского рынка, сбору и анализу оперативной информации, что требует определенных знаний и навыков, а также существенных финансовых затрат.
Экономический спад 90-х гг. в значительной степени осложнил положение мелких и средних фирм Японии, о чем может свидетельствовать растущее число их банкротств при сокращающемся числе вновь создаваемых компаний'.
1 В международной практике используют два коэффициента (А и £):
А — коэффициент числа вновь создаваемых мелких и средних фирм (%), рассчи-тынаемый по формуле
Число мелких и средних фирм за период
, от предыдущего до настоящего опроса «1 ~
./$ = ———,-------------- —"—'—-------------------- л-------------------------- то,
Число мелких и средних фирм на Число лет между опросами
4 дату предыдущего опроса
Б — коэффициент числа разоряющихся мелких и средних фирм (коэффициент числа вновь создаваемых мелких и средних фирм минус коэффициент увеличения чкела банкротств).
2. Роль мелких и средних спенциализированных торговых фирм 627
Больше всего разорению мелкие и средние фирмы в Японии подвергаются в розничной торговле и обрабатывающей промышленности, где число банкротств значительно превышает число вновь создаваемых компании-Многие японские фирмы небольшого размера стремятся установить более тесные и долгосрочные связи с крупными компаниями. Это должно, по их мнению, способствовать повышению эффективности производства и сбыта, расширению инвестиционной базы, получению более разносторонней и насыщенной маркетинговой информации. В то же время такая стратегия вовлекает их в сферу маркетинговой стратегии крупных фирм или их группировок и в ряде случаев перекладывает последствия неблагоприятных конъюнктурных рыночных изменений на их плечи
2. Роль мелких и средних спенциализированных торговых фирм
в организации международной торговли
i
Мелкие и средние предприятия стали активнее действовать на внешних рынках, приобретая там необходимые комплектующие детали и узлы, а также переводя часть своего производства за рубеж. Расширяется также их деятельность по импорту потребительских товаров. Хотя прямым ввозом товаров в Японию занимается пока только 10% подобных фирм, наблюдается быстрое увеличение общей доли импортных изделий в продажах небольших предприятий оптовой и розничной торговли. Особенно значительно (1987—1990 гг.) возросла реализация ими импортных продуктов питания и напитков — на 44%, особо модных изделий — на 42%, повседневной одежды — на 39%, различных товаров домашнего обихода — на 38%.
Основные виды международной деятельности мелких и средних торговых фирм Япония
• Импорт деталей и узлов, товаров широкого потребления
• Экспорт товаров
• Экспорт капиталов
• Зарубежная производственная деятельность
• Обслуживание внешнеторговых операций
В настоящее время 40% мелких и средних японских предприятий оптовой и розничной торговли осуществляют операции с импортными
товарами, причем 30-40% из них намерены еще более расширить эту Деятельность, учитывая низкий уровень издержек зарубежных компаний и относительно высокий курс иены, что значительно удешевляет стоимость ввозимой продукции и обеспечивает японской стороне существенные прибыли.
Основной проблемой, с которой сталкиваются японские фирмы
при реализации товаров из-за рубежа, является уровень их качества, что решается путем дальнейшего углубления производственного и технического сотрудничества японских фирме иностранными поставщиками, прежде всего из азиатских стран, и оказания им содействия в области производственных технологий и менеджмента.
В условиях продолжающегося обострения конкуренции на внутреннем рынке многие небольшие фирмы стремятся расширять свои зарубежные операции. Определенную роль в качестве посреднического звена во внешнеэкономической деятельности японских фирм занимают специализированные торговые компании («сэммон еёся»), включая мелкие и мельчайшие торговые предприятия («мини еёся»), которые ограничивают свою деятельность специализированными и, как правило,
узконаправленными стратегиями развития. Таких специализированных фирм в Японии насчитывается около 100 тыс., а также около 90 тыс. «мини есся» - мелких и средних фирм с капиталом до 30 млн иен и числом занятых менее 100 человек.
«Сэммон еёся» специализируются на одном товаре, виде услуг, рынке или районе страны. Некоторые из них занимаются продажей только одного семейства товаров, но на большом количестве рынков. Лишь около 10% их числа составляют оптовики первого уровня, непосредственно поддерживающие связи с крупными промышленными корпорациями. Из них 600—700 фирм, т.е. менее 1%, имеют годовой объем продаж более 15 млрд иен. Среди лидирующих фирм можно назвать такие, как Hisaki fudosan (84% товарооборота приходится на различные виды лесоматериалов), Yuasasangyo (лесоматериалы 34%, пищевые продукты 38%), Chori (химические товары 24%, текстильные товары 24%), Nagase sartgyo (химические товары 43%, синтетические смолы 37%), Toyoda tsusho (черные металлы 3%, цветные металлы 9%, машины и оборудование 13%), Shinanen (нефть и нефтепродукты 64%) и др.
Как следует из товарной номенклатуры, данные компании не ограничиваются участием в оптовой торговле только какой-либо одной группы товаров, постепенно расширяют оборот за счет близких групп, что вызывается необходимостью повышения эффективности и диверсификации коммерческих операций в условиях обостряющейся конкурентной борьбы на рынках.
2. Роль мелких и средних спенциализированныхпорговых фирм 629
«Мини сёся» являются, как правило, оптовиками второго уровня либо небольшими местными торговыми компаниями, подконтрольными отделениям и представительствам крупных торговых фирм
(«дайритэн»), оптовым торговым компаниям, занимающимся оптовой торговлей по всей территории Японии или в крупных экономических районах Кроме них в Японии действуют также более мелкие торговые фирмы второго уровня — самостоятельные фирмы местного значения
«токумутэн».
Нередко «мини сеся» являются торговым филиалом либо компанией, отпочковавшейся от универсальной торговой фирмы в связи с разработкой нового сегмента рынка, например фирма по оптовым продажам химической продукции Sumitomo kagaku hanbai, выделившаяся п свое время из универсальной торговой компании данной группы Sumitomo shyoji. Для этих компаний характерна узкая специализация, а их существование в значительной мере объясняется тем, что они занимаются оптовой торговлей в небольших объемах производственных материалов или других товаров, не представляющих заметного интереса с точки зрения прибыльности для крупных торговых фирм.
Подобного рода «двойственная структура» торговых посреднических фирм Японии, предполагающая наличие одновременно с крупными компаниями большого количества средних и мелких компаний, обеспечивает высокую скоординированность сети товарораспределе-ния и товародвижения, в том числе и во внешнеэкономической и международной деятельности.
Между крупными универсальными, средними и мелкими специализированными фирмами существует определенное разделение труда. Например, в химической отрасли Японии, представленной продукцией нескольких тысяч наименований, деятельность универсальных торговых фирм способствовала быстрому развитию подотраслей, связанных с крупным производством химических материалов, поскольку они непосредственно участвовали в создании целого ряда соответствующих предприятий, налаживали поставки им сырьевых товаров и полуфабрикатов, а в последующие годы разрабатывали программы переноса производственных мощностей за рубеж. В то же время сбытовая сеть, занятая реализацией химической продукции более высокой степени обработки, выпускаемой мелкими партиями (органические химикаты, моющие и красильные вещества, жиры и смолы) представлена в основном специализированными фирмами «сэнмон сёся». Готовая продукция, выпускаемая маленькими партиями (косметические товары, фармацевтика) реализуется каналами «мини сёся».
630 Глава 27 Мелкие и средние фирмы в международном маркетинге
3. Международные торговые центры
С целью рационализации оптовой структуры универсальные торговые фирмы «сого есся» организуют новые каналы реализации, вовлекая в группирование торговых систем более мелкие оптовые компа-нии, и создают специальные товарораспределительные центры, где осуществляется (например, по импорту) предпродажная доработка и организация продаж энергетических товаров, металлов, лесоматериалов, текстиля, продовольственных товаров и тд
Так, компания Marubeni для повышения прибыльности своих операций в торговле лесом в условиях крайне динамичного рынка этого товара (35 тыс. оптовых предприятий и 26 тыс лесопильных заводов) создала крупные торговые центры, объединяя для этого несколько десятков оптовых фирм, которые обеспечены крупными складскими помещениями и высокопроизводительной лесопильной техникой. Более десяти торгово-распределительных центров по продукции черной металлургии было создано Sumitomo shyoji, что позволило удовлетворить возрастающие требования к поставщикам этой продукции с точки зрения ассортимента, объемов и сроков поставки.
Международные торговые центры создаются также крупными торговыми компаниями в соответствующих регионах и могут работать в тесном контакте с местными торговыми компаниями. Такие центры, предназначены главным образом для адаптации маркетинговой стратегии к локальным особенностям запросов местных потребителей.
4. Международные торговые компании — филиалы промышленных компаний
В настоящее время все большее число японских промышленных компаний, таких как автомобилестроительная Toyota и электротехническая Matsushita, компания по выпуску дорожно-строительного оборудования Komatsu, производитель оптоволокна Ноуа, создают свои собственные торговые компании, отнимая у компаний «сого еёся» существенную и прибыльную часть их деятельности. Это, в частности, связано с тем, что данные компании перешли к активной зарубежной щю!$воде?гвенной деятельности, выпуская свою продукцию на заводах» расположенных в зарубежных странах, и имеют уже достаточный опыт дли "ведения самостоятельной торговли.
_ В целом в 90-е гг. и в настоятдее время следует отметить существенное уси^еШ1епр<>це<^атрансндщ10налиэаиди японских корпораций, о чем свидетельствуют основные показатели их деятельности. На это
4 Международные торговые компании — филиалы промышленных компаний 631
указывает, прежде всего, быстрый рост масштабов зарубежного производства японских компаний и как следствие повышение доли продаж, реализуемых за пределами Японии За 1992 — 2002 гг. объем производства товаров и услуг за пределами Японии вырос с 79,0 до 140,3 трлн иен. Опережающими темпами росли продажи производственных компаний, которые заданный период выросли с 54до 68 трлн иен, или с 31,6 до 48,6% всего объема продаж, преимущественно за счет продукции машиностроения и базисных материалов. Усиление в стратегии японских ТНК внимания к вопросам реализации продукции аффилированных компаний на внешнем рынке находит отражение в показателе, характеризующем отношение данной продукции к объемам се выпуска внутри Японии, который за 1988—2001 финансовые годы вырос с 4,9 до 18,2%. Расширение объемов продаж непроизводственной сферы происходило преимущественно за счет оптовой и розничной торговли, на которую приходилось около 90% объемов продаж компаний, занятых в данной сфере деятельности.
На заметное повышение роли зарубежных операций указывает и такой основной показатель эффективности функционирования ТНК, как прибыль Несмотря на колебания в отдельные годы, ее абсолютный объем за 1992—2001 финансовые годы вырос в 6,9 раза до 2,27 трлн иен. Продолжается превышение, хотя и не очень значительное, уровня прибыльности зарубежных операций по отношению к внутренний, т.е. в самой Японки. При этом важным моментом является то, что отношение массы прибыли на зарубежных предприятиях к соответствующим показателям в Японии существенно выросло, с 1,2 до 8%, что наиболее заметно проявилось в промышленной сфере (с 2,1 до 10,8%), в особенности в отношении компаний химической промышленности, электротехнического и транспортного машиностроения.
Весьма характерной в этом плане является внешнеэкономическая стратегия компании Komatsu, являющейся вторым после американской компании Caterpillar производителем дорожно-строительного оборудования в мире, а также производящей широкий спектр станочного оборудования. При громадных объемах продаж (около 1 трлн иен в 2002 финансовом году) компания в 90-е гг. перешла к созданию развернутой сети производственно-сбытовых баз в Японии, США, Европе и Юго-Восточной Азии (20 производственных предприятий на конец 2001 г. против 5 в 1989 г, 24 сбытовые компании и 15 отделений) для расширения выпуска продукции в соответствии с изменениями на местном рынке, обеспечения большей гибкости товародвижения и передачи технологии,. стремясь таким образом ослабить уязвимость к колебаниям внешнего спроса и изменениям валютного курса, убыткам по так называемым неосновным (главным образом — финансовым) операциям,
632 Глава 27. Мелкие п средние фирмы в международном маркетинге
вызывающим значительное снижение общей прибыльности. В качестве одной из первоочередных целей рассматривается обеспечение более гибкого баланса между внутренним производством, экспортом и зарубежным производством. В корпорации интенсивно осуществляются внутри- ^межотраслевая диверсификация деятельности. Так, уже в настоящее время помимо строительной техники компания обеспечивает 35% потребностей американского рынка в автопогрузчиках.
Характерно что новые управленческие схемы японских компаний в зарубежной производственной деятельности тесно увязываются с их маркетинговой стратегией, предполагающей выход на рынок с принципиально новыми видами технологически емкой продукции. Так, компания Ноуа, выдвинувшаяся в 80-е гг. из сравнительно небольшой фирмы по производству оптического стекла наместо одного из ведущих производителей новых материалов и оптоэлектроиики с объемом п родаж более 250 млрд иен, в качестве одного из важнейших направлений в своей долгосрочной программе реализовала создание в течение 90-х гг. трех самостоятельных региональных холдингов — Ноуа Yokon Ноуа (Западная Европа), Ноуа Corporation (USA) и Ноуа (Азия и Океания). Региональные центры компании принимают решения по всем ключевым вопросам, включая и кредитно-финансовую и инвестиционную политику, осуществляют контроль и координацию деятельности 58 сбытовых и производственных компаний в данных регионах по всем видам продукции их специализации (общий объем капиталовложений 1240 млрд иен)1.
В Германии также торговые компании, занятые в организации внешней торговли и международной производственной деятельности, могут быть филиалами производственной компании. Например, компания Thyssen Handel Union включает в себя компании с ограниченной ответственностью, специализирующиеся в организации сбыта и транспортировки, а компания Krupp Handel является компанией, обеспечивающей торговлю, инжиниринг и транспортировку грузов концерна Krupp,
Такая форма организации внешней торговли и международной производственной деятельности в последнее десятилетие активно развивается, особенно в области торговли товарами, которые не только эксяортируются, но и производятся за рубежом.
..'■■£.■■.*£■ i . • . . / ■'
Контрольные вопросы
L Кшю преимущества и недостатки имеет такая форма организации международной торговли, как мелкие и средние фирмы?
1 Зарю оонфяпу handbook. 2002. Р. 1039. -«''ft'
Контрольные вопросы 633
2. Составьте схему организации экспорта и/или импорта Японии с включением универсальных торговых фирм «сого сеся», специализированных торговых фирм «сэммон сёся» и мелких и мельчайших торговых организаций «мини ссся» и «токумутэн».
3. В чем основные особенности развития мелких и средних торговых фирм в Японии?
4. Почему активно развивается такая форма организации внешней торговли и международной производственной деятельности, как торговля через филиалы промышленных компаний?
Комментариев нет:
Отправить комментарий