Глава 35
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
/. Сущность контроля международной маркетинговой деятельности и его специфика • -2. Основные виды контроля международной маркетинговой деятельно -сти • 3. Основные этапы глобального маркетингового контроля • 4. Оценка эффективности международной маркетинговой деятельности • 5. Корректировка планов и организации как результат контроля международной маркетинговой
деятельности «
1. Сущность контроля международной маркетинговой деятельности н его специфика
Осуществление контроля предполагает предварительное определение целей, стратегии и политики, которые с теми или иными результатами реализуются и подлежат проверке. Проверяются не только результаты в сопоставлении с целями и затратами, контролируются также форма и методы их достижения. Контроль Не сводится только к выяснению того, эффективно ли в обозначенных компанией целях были использованы выделенные ресурсы: финансовые, материальные, людские, информационные, временньк. Контроль является составной частью процесса планирования в компании и следит за реализацией маркетинговых программ международной направленности.
Контроль международной маркетинговой деятельности должен быть всесторонним, систематическим и периодическим и должен охватывать маркетинговую среду, цели, стратегии, программы, организацию, системы, процедуры и практику в каждой из составляющих маркетинг-микс: товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики, а также стратегии и технологии организации маркетинговых исследований на мировых рынках.
Контроль международной деятельности имеет существенные отличительные особенности по сравнению с контролем деятельности компании, работающей на внутреннем рынке. Контроль международной деятельности затрагивает различные рынки с их особенностями и спецификой. Он касается крупных по размеру и сложных по организации компаний, осуществляющих множество видов объемных операций практически во всем мире. Усложняются уровни контроля вслед-
788 Глава 35. Контроль и оценка эффективности международного маркетинга
ствие многослойности организационной структуры управления международных компаний и т.д.
Контроль международной деятельности сопряжен с рядом проблем, которые структуриров&ч американский ученый Дж. Вайдинг. К ним относятся прежде всего трудности финансового контроля деятельности подразделений за границей, возможные конфликты между центральными службами и филиалами за рубежом или между последними из-за клиентуры или рыночных территорий, развитие международной деятельности по непредвиденному пути, двойная занятость персонала или административных служб в связи с работой на зарубежном рынке и координацией вопросов с национальным рынком основного базирования, недоиспользование возможностей производства или сбыта на зарубежных рынках и т.д.
Эти проблемы в основной своей части обусловлены значительной удаленностью одних рынков от других, их большим разнообразием, необходимостью диверсификации методов производства и сбыта на местах, нарастанием за границей числа неконтролируемых факторов, быстрыми переменами, неточностью информации, культурными отличиями и др.
Специфика международного контроля определяется тем, что международные компании располагают меньшими возможностями контроля за ценами из-за таможенных тарифов и регулирования торговли в зарубежных странах. Кроме того, данные о международных рынках часто являются неполными, ненадежными и несопоставимыми по странам. Эти данные сложно использовать не только для планирования, но и для контроля. Фирмам, имеющим заграничные филиалы, довольно трудно контролировать их из головной конторы в связи с различиями в деловой практике и среде.
Действенный контроль международной маркетинговой деятельности должен соответствовать двум основным характеристикам:
1) он должен быть формальным и систематическим;
2) он должен проводиться периодически (как правило, ежегодно).
Контроль должен проводиться всегда, даже если компания находится в стадии расцвета и роста и не испытывает никаких трудностей. Контроль может осуществляться как специально уполномоченными подразделениями самой компания (на уровне ее центральных служб), так и независимыми внешними специализированными агентствами (компаниями). Наибольший вес имеют Boston Consulting Group, Price-wateriiouseCooper's, McKinsey, Dun & Bteadstreet и многие другие. При этом нельзя категорично заявлять, что вкешккй аудит более объективен, чем внутренний. Если компания заинтересована в объективности
1. Сущность контроля международной маркетинговой деятельности 789
внешнего контроля, менеджеру компании следует специально оговорить это при выдаче соответствующего задания на проверку.
В отличие от финансового контроля международный маркетинговый контроль не осуществляется по инициативе правительственных или общественных органов или по решению суда, а всегда только по инициативе самой компании.
Менеджеры международной компании в целях организации действенного контроля должны прежде всего выбрать уровень централизации и децентрализации контроля, степень его жесткости.
Контроль над операциями зарубежных подразделений с полномочиями стратегического центра, которому предоставлена свобода действий в предпринимательстве при поддержке головного офиса, может быть относительно мягким и носить рутинный характер, в то время как координация потоков ресурсов информации к нему и от него требует интенсивного вмешательства высшего уровня менеджмента.
Мягкий контроль не препятствует инициативе зарубежных филиалов и низовых звеньев и может позволить им отклониться от целей компании. Например, в компании Westjnghouse была предоставлена полная самостоятельность роста подразделений по строительству дешевого сырья на основе правительственных контрактов, и эти подразделения заключали контракты без учета их прибыльности, что привело
к значительным убыткам.
Наоборот, жесткий контроль устанавливается в отношении зарубежных подразделений, выполняющих принятые корпоративным руководством решения. Он осуществляется в виде надзора над операциями с использованием стандартных систем координации действий. Поскольку такие подразделения решают относительно простые задачи, координация использования дефицитных ресурсов с ними может быть
минимальной.
Однако чрезмерно жесткий контроль также опасен. Центральные службы компании General Mills при выявлении сокращения продаж в Parker Brothers и Izod не допустили их инициативного выхода с новым ассортиментом, уволили их менеджеров и попыталась реформировать все в централизованном порядке силами своих менеджеров, которые не знали данный бизнес так же хорошо, как предыдущие. В результате успешный результат не был достигнут.
Контроль должен быть действенным, но не чрезмерным и не попустительским. Поэтому чрезвычайно важным является определение баланса в степени жесткости и уровней контроля в компании в отношении, в том числе, ее международной маркетинговой деятельности. Особенно важен баланс контроля за соблюдением стратегической линии развития компании» финансовыми результатами, расходованием
790 Глава 35- Контроль и оценка эффективности международного маркетинга
и распределением средств, номенклатурой товаров, набором географических и целевых рынков и т.д.
Компанией предпринимаются шаги для создании системы международного контроля. Происходит определение методов и норм контроля, отклонение от которых и будет измеряться в ходе контроля. На данном этапе для каждого зарубежного подразделения идет локализация целей и задач, устанавливается его область ответственности и ком-петенции.
Обеспечение надлежащего контроля предполагает также создание и развитие информационной системы, системы коммуникаций закрытого внутрикорпоративного использования, покрывающей практически весь земной шар. Такая система позволяет не только получать достоверные данные в режиме реального времени о состоянии зарубежных рынков, изменениях в запросах местных потребителей и т.д., но и отслеживать результаты продаж каждого из международных подразделений. Такая система коммуникаций — основа системы контроля за международной маркетинговой деятельностью. Она позволяет регулярно собирать и передавать соответствующие данные для анализа качества работы зарубежных подразделений.
Очень важна разработка методики сопоставимости данных по международным подразделениям, расположенным в различных странах, что позволяет дать реальную оценку их маркетинговой работы. Определяется основной перечень отчетныхданных. Это, прежде всего, объем продаж, измеренный в абсолютных величинах, рыночная доля, уровень цен, формы и методы стимулирования продаж, данные о каналах сбыта, данные по персоналу, осушествляющему маркетинговую политику.
Компания определяет цели, методы контроля, стандарты и уровни ответственности. Она может также отслеживать тенденции изменения объема продаж, издержек и уровня прибылей.
2. Основные виды контроля международной маркетинговой деятельности
Контроль международной маркетинговой деятельности на фирме осуществляется в фюрме разработанных видов отчетности о состоянии и результатах внешнеэкономических операций в разбивке по товарам и странам и в целом по суммарному итогу. Контроль проводится и в разбквке по соответствующим филиалам, отделам и сотрудникам. Контроль международной маркетинговой деятельности включает разные виды (рис. 35.1).
2. Основные виды контроля международной маркетинговой деятельности 791
Стратегический контроль |
| Оперативный контроль |
1 |
Контроль за реали- | Финансовый | Функциональный | Организационный |
зацией маркетинго- | маркетинговый | маркетинговый | маркетинговый |
вых планов | контроль | контроль | контроль |
Рис. 35.1. Основные виды контроля международной маркетинговой деятельности
компании
Контроль может быть стратегическим, проверяющим достижение стратегических результатов в целом по маркетинговой работе на зарубежном рынке, и оперативным> текущего характера. Стратегический контроль оценивает степень следования зарубежных филиалов глобальным целям и стратегиям, разработанным головной компанией. В ряде случаев этот контроль призван определять степень адаптации маркетинговой работы компании к требованиям среды, рынка и запросам потребителей зарубежных стран.
Важен контроль за реализацией маркетинговой части планов внутрифирменного развития компании по срокам и результатам. В этом случае контроль международной маркетинговой деятельности осуществляется путем соотнесения фактических результатов с плановыми. Контроль по срокам означает ежедневное сопоставление с контрольными сроками отчетов должностных лиц об исполнении мер и показателей, намеченных в плане международного маркетинга. Контроль исполнения по результатам означает анализ выполненных мероприятий с позиции достижения общих целей и стратегии развития. Результаты анализа оформляются в виде служебной записки (заключения), в которой находит отражение получение или неполучение предусмотренных планом результатов, указание проблем, препятствий и новых условий, возникших на пути их реализации, перечень дальнейших мероприятий, которые не могут быть из-за- этого выполнены, а также предложения по существу вопроса.
В этой записке указываются результаты анализа причин отклонения от плана, например: недобглсовестные или некомпетентные действия, недостаточные полномочия отдельных служебных лиц, недостаток ресурсов (финансовых, трудовых, административных, технических, временных), новые внешние факторы, обстоятельства непреодолимой силы. В ней также содержатся предложения по устранению причин отклонений от плана, в частности: применение дисциплинарных мер, проведение соответствующих корректировок в плане и работе компании.
92 Глава35. *~«r«- - *"»"«* ;мыье1СГИВНости международного маркетинг
Такой контроль предполагает не только проверку количественных юказателей, но и качественных, т.е. выполнение поставленных в пла-шк качественных целей и задач. Контроль за реализацией планов яв-яется неотъемлемой частью плановой работы компании, обязательны элементом стратегического управления и необходимым условием амого существования системы стратегического планирования.
Контроль реализации стратегического международного маркетин-ового плана осуществляется группой международного маркетингово-о планирования головной компании, а оперативных планов зарубеж-1ых подразделений компании их центральным аппаратом.
В последнее время получает распространение глобальный маркетинговый контроль, который в большей степени призван усилить единую лобальную координацию действий всех подразделений компаний со-ласно ее единой глобальной маркетинговой стратегии и программы, не всестороннюю и полную проверку маркетинговой деятельности за->убежкых подразделений. Это связано с развитием процессов глобали-ации и разработкой рядом ТНК глобальных стандартных программ тркетинговых действий на большинстве рынков зарубежных стран.
Контроль маркетинговых затрат, или финансовый контроль, опре-еляетсуммы израсходованных средств нареализацию маркетинговых 1селедований и мероприятий, их распределение по соответствующим татьям и эффективность использования.
В данном случае осуществляется контроль основных финансовых окументов зарубежных подразделений: отчета о прибылях и убытках, •аланса предприятия, отчета о движении денежных средств и особен-ю в части бюджета по маркетингу как в целом, так и по отдельным его татьям. Контроль идет по соответствующим финансовым коэффици-нтам: рентабельности, деловой активности (оборачиваемости), лик-идности (платежеспособности) и др. В частности, рассчитываются оэффициенты ROS (return on sales) — коэффициент отношения лри-ыли к продажам (прибыль до налогообложения к объему продаж), wOl (return on investment) — коэффициент нормы возврата инвести-кй (прибыль до налогообложения к объему инвестиций), ROE (return n equity) — доход на акционерный капитал (прибыль до налогообло-сения к акционерному капиталу), ROA (return on assets) — доход на ак-ивы (прибыль до налогообложения к активам), AT (asset turnover) — борот ахтвов (объем продаж на активы) и др.
Функциональный контроль, анализирующий одну или несколько
щшш& маркетинга зарубежного подразделения компании, включает
овлрную, иденозую, д»стрк6уокоиную и коммуникационную области.
\ связи с этим весила важен контроль сбыта или контроль за реализацией тола^оя и уедут.
3 Основные этапы глобального маркетингового контроля 793
Проверке подлежит также маркетинговая среда работы компании, ее цели, программы, политика и ресурсы.
Организационный маркетинговый контроль подразумевает проверку организационного построения служб, обеспечивающих международную маркетинговую работу. Этот контроль затрагивает вопросы распределения сотрудников, их должностных обязанностей и т.д.
Различают также контроль, контроллинг и мониторинг. Понятие «контроль» — наиболее общее и собирательное, которое может включать и разовые проверки, и постоянный надзор, и процесс контролирования. Мониторинг предполагает постоянство и непрерывность процесса контроля, контроллинг означает сам процесс контроля в его стадиях и последовательности. Принято считать формами контроля ревизии и мониторинг.
Контроль может проходить в форме неожиданно проводимых для проверяемых бизнес-единиц ревизий или в форме запланированных ревизий. Ревизии могут осуществляться как внешними организациями, так и структурными подразделениями компании.
Мониторинг предполагает регулярное предоставление в четко определенные сроки или в режиме реального времени данных по оговоренным видам деятельности: поступлению заказов, заключению контрактов, поступлению платежей, результатам локальных маркетинговых исследований, рекламных кампаний и т.д. Постоянный контроль, мониторинг, может быть регулярный или непрерывный, в том числе и в режиме реального времени.
Контроль международной маркетинговой деятельности может охватывать как всю компанию в целом по основным стратегическим направлениям, так и отдельные ее зарубежные подразделения или их группы.
3. Основные этапы глобального маркетингового контроля
Процесс контроля международной маркетинговой деятельности может быть разбит на ряд последовательных этапов (рис, 35.2).
Первый этап контроля международной маркетинговой деятельности сопряжен со встречей руководства компании с аудиторами, на которой определяется задание по аудиту международного маркетинга, а именно: цели, объекты, степень контрольного покрытия и/или выборки, глубина, источники информации, формы контроля, формат итогового заключения аудиторской проверки и время проведения контроля.
Второй этап включает в себя составление,подробнейшего плана проведения контроля и расстановку команд аудиторской проверки.
794 Глава 35 Контроль и оценка эффективности международного маркетинга
Разработка задания по контролю
Разработка плана аудита маркетинга Сбор данных для контроля
Анализ собранных данных
I ZZI
Подготовка и презентация итогового заключения
Рис 35 2 Этапы процесса контроля международной маркетишовой деятельности
Третий этап связан со сбором необходимых данных в форме отчетов, интервью, просмотра внутрикорпоративной документации Используются кабинетные и внекабинетные методы исследований для сбора вторичной и первичной информации.
Одним из важнейших документов для маркетингового аудита являются отчеты соответствующих подразделений компании Своевременность предоставления отчетов важна для контроля, так как на базе их данных происходит распределение ресурсов, корректировка планов, оценка труда и вознаграждение работников. Обычно система отчетности зарубежных подразделений ТНК идентична отчетности в стране базирования, поскольку менеджеры головной компании лучше с ней знакомы и единообразие облегчает сопоставление результатов работы Затрудняют получение своевременных и сопоставимых отчетов несовместимость систем обработки данных, используемых в разных странах, и ограничения в отношении потоков информации, пересекающих границы государств.
Полученная информация накапливается и систематизируется При ее сборе важно не попасть под влияние мнений опрашиваемых сотрудников компании. Например, при проверке сбытовой деятельности компании вряд ли уместно опрашивать торговый персонал компании, важнее встретиться с покупателями и потребителями ее товаров. Кроме того, бывает полезным понаблюдать, как руководитель стремится к личному контакту с аудитором. Если аудитора разместилив отдельном кабинете и туда часто заходит руководитель проверяемого подразделения, это может свидетельствовать о серьезных недостатках в работе проверяемой службы.
v
4 Оценка эффективности международной маркетинговой деятельности 795
С расширением международной деятельности Компании в ее системе и структуре управления должны сформироваться средства, обеспечивающие надежную отчетность заграничных филиалов. Чем больше значимость зарубежных подразделений, тем выше уровень в иерархии, перед которым они должны отчитываться
На четвертом этапе процесса контроля международной маркетинговой деятельности собранные данные анализируются и интерпретируются Гордится отчетом по контролю в 100 страниц не стоит, это само по себе еще ни о чем не говорит, главное — компетентный анализ и соответствующие выводы
Пятый этап связан с подготовкой аудиторского заключения и его презентацией Содержание заключения включает цели, объекты и рамки аудита, основные, в том числе и цифровые, данные, полученные в результате контроля, а также выводы, предложения и рекомендации контролирующего органа п отношении путей совершенствования и развития международной маркетинговой деятельности компании. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что аудиторское заключение — не панацея от всех бед Глобальный маркетинговый контроль — это высший уровень контроля в целях победы на мировом рынке глобальной компании.
Процесс контроля неотделим от процесса планирования, процесс контроля входит в процесс планирования и процесс планирования начинается с результатов контроля.
Роль контроля в условиях турбулентности и неопределенности международной маркетинговой среды значительно повышается. Именно контроль позволяет отследить трансформирование внешних условий развития компании и способен обеспечить гибкость и адаптивность стратегии ее развития Чем более компания начинает ориентироваться на стратегию глобализации бизнеса, тем более контроль смешается с уровней зарубежных подразделений в ее центральные службы, значение которых усиливается.
4. Оценка эффективности международной маркетинговой деятельности
Эффективность международной маркетинговой деятельности на уровне фирмы определяется прежде всего тщательным анализом прибыльности внешнеторговых операций путем сопоставления доходов и затрат,'« также плановых заданий с результатами их выполнения. Эффективность международной маркетинговой деятельности определяется также ее рыночной долей, степенью известности торговой марки
796 Глава 35 Контроль и оценка эффективности международного маркетинга
товара и фирмы, увеличения числа ее покупателей и контрагентов и т.д
В международной практике довольно часто в целях упрощения задачи эффективность маркетинговой деятельности подменяется расчетом эффектипности сбытовой деятельности компании в зарубежной стране Хотя это и искажает общую картину развития маркетинга в той или иной стране, однако может в определенной степени свидетельствовать о состоянии дел и быть с определенными оговорками принято в качестве одного из способов оценки эффективности маркетинговой работы зарубежных филиалов и дочерних фирм
В частности, для оценки сбытовой деятельности зарубежных подразделений компаний и ее дочерних фирм могут служить расчеты по следующим вариантам
' 1) ___________ Прибыл^---------------- шо%>
Затраты на международный маркетинг
2) реалыгый объем продаж 1Q^~ Плановый объем продаж
., Объем продаж за данный период
J) —---------------------------------------- шо%,
Объем продаж за предыдущий период
4) --------- ПРибыль------------ • 100%,
" Реальный объем продаж
,, Реальный объем продаж .„„^ Число покупателей
.-. Число полученных заказов ,лл(*
0)--------------------------------------------------- 100%,
Число визитов торговых агентов _. Прямые торговые расходы |ЛЛ„
1) —------------------- ------------------------- • 1UU70,
Реальный объем продаж я\ Чистючасов на встречи с клиентами гпл~
о; —-------- ——■----- ■—■---------------- 100%.
Число рабочих часов
q. Число жалоб и рекламаций м
У) ™ '—"-------------- '---------------------------- IUU/fc,
Число постоянных покупателей
10} Реальный объем продаж _ _ Число визитов торговых агентов
&кяг рад фор^ЗЕД расчета эффективности сбытовой деятельности может быть продолжен.
4 Оценка эффективности международной маркетинговой деятельности 797
Оценивать эффективность работы зарубежных подразделений компании более сложно, чем осуществлять контроль за работой подразделений, расположенных на национальном рынке в стране базирования Дело в том, что разные страны имеют различающиеся условия маркетинговой и предпринимательской среды, различную сложность проникновения на их рынки, различную степень важности для развития и роста компании и т д Поэтому для оценки эффективности международной маркетинговой деятельности фирмы следует обязательно привлекать не только количественные, но и качественныекритерии.
К качественным критериям относятся разработанность технологий международного маркетинга и управления международной деятельностью компании, уровень корпоративного духа, международный престиж компании, основные ценностные ориентиры в управлении и т д Корпоративная культура представляет собой скрытую форму контроля и оценки эффективности контролируемой деятельности компании Правда, она затруднена в ТНК из-за возможного несовпадения ценностных представлений в управлении компанией, однако сближение управленческих и маркетинговых установок менеджеров структурных подразделений компании разных стран способствует формированию общей деловой культуры
На первый взгляд может показаться странным, но как критерий эффективности деятельности соответствующего зарубежного подразделения рассматривается даже желание перевода в это подразделение сотрудников компании
Оценка деятельности зарубежного подразделения отличается от механизма и критериев оценки труда его руководителя, хотя некоторые финансовые и маркетинговые критерии используются в обоих случаях.
Важным в осуществлении контроля и оценки деятельности зарубежных подразделений компании является личный контакт сотрудников центральных служб головной компании с сотрудниками ее филиалов и дочерних компаний Это позволяет обменяться информацией, прочувствовать климат в коллективе, уровень деловой и маркетинговой культуры. Регулярные встречи и собрания с приглашением сотрудников из зарубежных подразделений являются также одной из форм совершенствования международной маркетинговой работы компании в целом, поскольку позволяют получить ценную информацию относительно направлений плана развития компании, организации процесса контроля и о многом другом.
Конечной целью расчетов является совершенствование существующего комплекса международных маркетинговых операций и повышение общей рентабельности производственно-сбытовой деятельности компании
798 Глава 35. Контроль и оценка эффективности международного маркетинга
5. Корректировка планов и организации как результат контроля международной маркетинговой деятельности
Проверив ход и результаты маркетинговой деятельности зарубежных филиалов и оценив их эффективность, компания проводит корректировку не только методов и направлений их работы, но и тактического и, если это необходимо, стратегического курса развития компании, ее организационного построения. Это позволяет гибко реагировать на происходящие в международной маркетинговой среде изменения и обеспечивать ее неуклонный рост в международной предпринимательской сфере.
Корректировка планов осуществляется при непременном условии проведения анализа расхождений плановых и фактических результатов. При этом подразделяют операционные (текущие) и стратегические расхождения. Операционные расхождения не требуют изменений портфеля товаров и рынков компании, и усилия менеджеров направлены в этом случае на повышение эффективности маркетинговой работы и снижение издержек производства и обращения. Стратегические расхождения делают настоятельным освоение новых товаров, экспорт их на новые рынки, т.е. предполагают использование стратегии диверсификации и интернационализации. На рис. 35.3 приведен пример графического анализа расхождений по объему продаж.
Объем продаж
Плановые показатели
Стратегические расхождения
Операционные расхождения Фактические результаты
Н-------- 1------- 1------- 1------- 1------- 1-------------- »-
200O 2001 2002 2003 2004 2005 Годы
Рис. 35.3. Анализ расхождения фактических и плановых показателей в международном маркетинговом планировании
Контрольные вопросы
799
При обнаружении расхождений разрабатываются стратегии и меры по их ликвидации и оценивается вклад каждой меры в обеспечение достижения намеченных планом показателей.
Оперативность корректировки стратегического плана международной маркетинговой деятельности является необходимым условием эффективности системы стратегического планирования и стратегического управления компании. Корректировке подвергается план в соответствии с изменившимися обстоятельствами, если исполнение последующих мероприятий признается невозможным или нецелесообразным. В процессе контроля выявляют причины отклонения от плана, принимаются оперативные меры с целью исполнения последующих мероприятий в установленные сроки и осуществляют корректировку плана.
По ходу реализации корректируется не только план международного развития — пересмотру подвергается и общий стратегический план развития компании в целом. Корректировка плана может включать изменение сроков отдельных мероприятий, добавление новых к/или исключение некоторых старых мероприятий, признанных нецелесообразными. Чаще корректируются тактические методы текущей работы компании и реже происходит изменение задач и целей международного маркетинга, стратегических направлений развития, когда разрабатывается новая стратегия развития международной маркетинговой деятельности фирмы, а старая стратегия объявляется несостоятельной. В ряде случаев происходит признание всего плана утратившим силу.
Пересмотру подвергается организационная структура управления компанией, включая не только схему органов управления, но и принципы их построения. Если косная организационная структура не согласуется с требованиями международной среды и задачами и стратегией международного маркетинга компании, вряд ли приходится рассчитывать на успех в ее развитии.
Корректировка может предполагать внесение изменений в учебные планы переподготовки сотрудников, осуществление кадровых перестановок, предоставление на временной основе дополнительных ресурсов и т.д.
Контрольные вопросы
1. Какие виды контроля вам известны?
2. В чем заключается основная опасность чрезмерно жесткого и чрезмерно мягкого контроля?
3. Чем отличаются понятия «контроль», «контроллинг* и «мониторинг»?
800 Глава 35 Контроль и оценка эффективности международного маркетинга
4 Какие методы используются для оценки эффективности международной маркетинговой работы фирмы**
5 Какие формулы являются наиболее распространенными для оценки эффективности сбытовой деятельности компании9
6 Какие виды формального контроля и оценки эффективности международной маркетинговой деятельности компании вы могли бы предложить9
7 Какие виды неформального контроля и оценки эффективности международной маркетинговой деятельности компании вы могли бы предложить9
8 Какие цели преследует анализ расхождений плановых и фактических результатов международной деятельности компании и как он осуществляется*
Комментариев нет:
Отправить комментарий