Глава 30
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ, КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
И ИМИДЖИОЛОГИЯ КОМПАНИИ
В МЕЖДУНАРОДНОМ МАРКЕТИНГЕ
J. Паблик рилейшнз в .международном маркетинге • 2. Имидж и образ фирмы в международном маркетинге • 3, Матрица основных типов корпоративной культуры различных стран • 4. Псблик рилейшнзи корпоративная культура японских фирм
I. Паблик рилейшнз в международном маркетинге
В сфере отношений с общественностью (паблик рилейшнз) основное внимание уделяется созданию положительного образа фирмы, ее высокого престижа и имиджа на местном, общегосударственном, региональном и международном уровнях.
История развития паблик рилейшнз весьма продолжительна в США, являющихся родиной этой стратегии фирменного управления. Считается, что само понятие «паблик рилейшнз» было дано в начале XIX в. Президентом США Т. Джефферсоном, т.е. более 200 лет тому назад. Именно американские журналисты А. Ли и Дж. Паркер учредили первое в мире агентство, занимающееся вопросами формирования и повышения имиджа фирмы — паблисити.
Однако активное распространение политика укрепления и повышения престижа фирмы получила в большинстве развитых в экономическом отношении стран после Второй мировой войны, в частности в связи с образованием отделов по связям с общественностью. Происходило становление и развитие паблик рилейшнз в соответствии с условиями и спецификой каждой отдельной страны и в масштабах мирового рынка. За этот период такие понятия, как паблик рилейшнз и паблисити, укрепились в общественном сознании и стали важными инструментами международного маркетинга.
Анализ характера задач и структуры организационных подразделений фирм, занимающихся вопросами паблик рилейшнз, позволяет выделить три этапа:
Isman (1945— 1949 гг.) — формирование в организационной структуре фирм общих отделов специальных информационных секторов (по связям с общественностью).
\
.. Плблик рилейшнз в международном маркетинге 691
IIэтап (1950—1969 гг.) — развитие паблик рилейшнз и трансформация бывших информационных секторов в отделы информации со специальным сектором пропаганды или престижной рекламы.
III этап (1970- 1980гг.) — развитие отношений фирм с общественностью, подчинение специальных отделов по связям с общественностью непосредственно высшему уровню управления фирмы и выделение задачи повышения ее престижа в глазах общества.
Таким образом, в международных компаниях к началу 80-х гг. сложились влиятельные отделы по связям с общественностью, которые стали выполнять важные функции по созданию и поддержанию высокого имиджа компании (corporate identity) в международном и глобальном масипабе.
Эти специальные отделы определяют ракурсы, под которыми надлежит подавать информацию о фирме, ее содержание и тональность, с целью реализации заранее разработанной программы формирования фирменного имиджа и согласования с ним имиджа товарных групп, выпускаемых фирмой. Данные службы выпоняют роль цензоров информации о фирме, поступающей во вне, отвечают за организацию брифингов, пресс-конференций, готовят пресс-релизы, статьи в печати, организуют презентации, юбилейные торжества, благотворительные мероприятия и т.д.
В современных условиях для фирм характерно постоянное обновление организационной структуры управления, в том числе и подразделений, занимающихся вопросами связей с общественностью, а также формированием высокого авторитета компании и высокой лояльности к ней не только со стороны потребителей, но и со стороны всего общества. Компании стремятся быть «добропорядочными гражданами» наряду с другими членами общества. Специалисты по связям с общественностью определяют характер и акценты таких взаимоотношений, уровень предпринимательской ответственности перед обществом, вклад фирм в социальное развитие страны и мирового сообщества, общие условия и специфику корпоративной культуры, фирменной и внутрифирменной рекламы.
Значительное влияние на процессы развития паблик рилейшнз фирм большинства стран оказали рост благосостояния общества, повышение его культурного уровня, информатизация, обусловленная научно-техническим прогрессом в разработке средств передачи информации на фоне значительных достижений в области электроники. Потребители стали требовать больше знаний и информации о товаре и фирме и относиться к ним избирательно. В то же время человек в понимании маркетинга является не только объектом информационных потоков, но и его субъектом, В связи с этим компаниям в настоящее время
692 Глава 30 Пйблик рилейшнз, корпоративная культура
стало невозможно открыто манипулировать общественным мнением в отношении себя и своих товаров в точном соответствии со своими интересами, стремлениями и разработанными стратегическими направлениями Им приходится использовать завуалированные методы и учитывать то, что потребитель (член общества) взначительной степениприоб-рел информационную самостоятельность, автономен и независим и, более того, становится источником новой информации
Поэтому для международных маркетологов с особой остротой встает задача повышения компетентности в вопросе разработки имиджа и корпоративной культуры компании с тем, чтобы формировать пабликрилейшнз более утонченными и косвенными методами и добиваться повышения международных конкурентных позиций компании
2. Имидж и образ фирмы в международном маркетинге
Если имидж фирмы внутри и вне организации определяется впечатлением, которое создается сю с помошью сотрудников, покупателей, потребителей и общественного мнения, то корпоративная культура передает атмосферу или климат на фирме и отражает преобладающие в стиле се управления и работы обычаи, нравы и основные мотивации поведении персонала Руководство фирмы разрабатывает планы по повышению корпоративной культуры и имиджа фирмы, набирает на работу определенный, соответствующий им тип сотрудников и стимулирует их трудовое поведение в соответствии с принципами деловой культуры компаний. Высокий имидж и корпоративная культура являются стимулирующим средством для привлечения потребителей и покупателей к товарам данной фирмы
Имидж и корпоративная культура фирмы в значительной степени зависят от ее реггутации на рынке и в общественной среде. Имидж способствует дифференциации самих фирм и товарных знаков и определяет для них разные маркетинговые ниши. Например, японская косметическая фирма Shjseido имеет образ новатора и молодости и пропагандирует но вые товары, новые рецепты, новые методы продажи и т.д., а японская косметическая фирма КалеЬо имеет образ консервативности, стабильности и традиционности.
Мкзтоды паблик рилейтхгнз постоянно совершенствуются. Старые методы в современных условиях оказываются недейственными, и требуется не только поиск новых форм и методов, но и совершенствование и обновление предпринимательского образа компании.
Интересен пример совершенствования корпоративного образа японской фирмы по ггроизводству пива Asahi beer в середине 80-Х гг.
2 Имидж и образ фирмы в международном маркетинге 693
Прежде всего была поставлена задача добиться соответствия индивидуализации и диверсификации запросов потребителя как на внутреннем, так и на внешнем рынке В связи с этим проводилась политика позиционирования товара по качеству, назначению и функциональным свойствам Составители программы внедрения стратегии Corporate Identity (CI) понимали важность предоставления общественности предельно достоверной информации не только по самому товару, но и по позиции и мышлению руководства предприятия, выпускающего этот товар Также стояла задача приостановить падение рыночной доли, снизившейся до считающейся критической отметки в 10%, и восстановить прежние устойчивые позиции на рынке И наконец, ставилась задача сформировать у служащих фирмы сопричастность к делам фирмы и ответственность к выполняемой работе, благоприятный психологический микроклимат, повышенное чувство гордости за свою фирму. Подчеркивалось значение активного новаторского подхода к работе, поощрения обоснованного предпринимательского риска, отказа от легких и безопасных привычных направлений управленческой деятельности.
В качестве основного направления программы совершенствования и повышения эффективности работы фирмы была признана программа внедрения CI, включающая комплексность охватываемых мер и их стратегическую направленность-
• обновление сущности корпоративной культуры в результате воспитания у сотрудников соответствующего мышления, восприятия и поведения согласно избранному направлению и содержанию корпоративного образа среди общественности и потребителей,
• изменение стратегического развития коммуникационной политики (рекламы, средств стимулирования сбыта, сервисной политики и т д);
• создание нового имиджа фирмы
Фирма представляет собой не только экономическую целостность, но часть или ячейки общества и окружена множеством организаций и лиц, от которых зависит ее существование. Это могут быть не только потребители и пользователи ее товаров, поставщики и посредники, конкуренты и партнеры, но также средства массовой информации, группы общественного влияния, общественные организации, партии и союзы, ассоциации и объединения и другие контактные аудитории.
Многослойная общественная среда оказывает значительное влияние на деятельность компании, способствуя реализации поставленных целей или тормозя ее развитие. Экономические цели, как правило, соотнесены с общественными и социальными интересами отдельной страны или мирового сообщества в целом. Фирма социально ответст-
694 Глава 30 Паблик рилейшнз, корпоративная кул ьтурл
венна за свои действия и работает не только во имя достижения предпринимательских целей и обеспечения собственного разиития, но и во благо и совершенствование общества, добровольно откликаясь на его социальные проблемы, причем даже сверх определяемых законом или регулирующими органами требований, что в конечном итоге способствует ее развитию и расширяет горизонты предпринимательской деятельности (табл. ЗОЛ).
Табли на 30 I, Этапы развития связей с общественностью (public relations)
1 этап | Реклама компании (publicity) | Пропаганда достоинств компании |
И этап | Корпоративный образ компании (corporate identity) | Создание и укрепление корпоративного образа фирмы, имиджло- ЛОГ11Я |
III этан | Общественные отношения (public affairs) | Общественно достойное отношение компании к социальным и общечеловеческим проблемам |
IV этан | Корпоративные коммуникации (corporate communication) | Формирование коммуникационной позиции диалога между фирмой и обществом |
В США в начале 70-х гг. и с небольшим отставанием в других разви
тых государствах особое внимание стало уделяться не только задаче
развития паблих рилейшнз, но и задаче создания и укрепления корпо
ративного образа фирмы, а в середине 70-х it. — задаче общественно
достойного отношения фирм к социальным и общечеловеческим про
блемам (public affairs). В 80-х гг. возникла необходимость в коммуника
ционной политике в широком смысле этого слова, т.е. формирования
позиции диалога между фирмой и обществом (corporate communication).
Таким образом, способы установления <степлых» взаимоотношений
между фирмой и обществом, а также средства повышения престижа
фирмы в глазах существенности, являющиеся целью политики паблик
рилейшнз, менялись в соответствии с развитием социальных процессов
и трансформацией организационной структуры управления и деятель
ности компаний, в том числе и на мировых рынках. <
Что касается японских фирм, то здесь наблюдается некоторое отставание в разработке указанных направлений, и можно сказать, что' 80-е и начало 90-х гг. в Японии связывают с активизацией направления -создания «корпоративного образа». Однако это отнюдь не означает, что японские пглдприниматели отстают от американских в вопросах обеспечения высокого авторитета для своих фирм, Японские менедже»
3 Матрицы основных типов корпоративной культуры различных стрпн 695
ры меньше внимания уделяют вопросам методологии и теоретического обоснования и развития этих направлений, однако на практике делают все возможное для поддержания высокого авторитета своих компаний и, как правило, ставят его выше задач текущего обеспечения высоких финансовых прибылей. Высокий престиж японских фирм на внутреннем и внешнем рынках обеспечивается за счет специально разработанных мероприятий социальной направленности, а также отличного качества японских товаров, добросовестности выполнения взятых на себя перед партнером обязательств, высокой деловой морали персонала.
Высокому имиджу японских фирм способствуют исторически сложившиеся традиции патернализма во внутрифирменном управлении и гармоничность отношений с клиентурой, поставщиками и общественностью.
Большие задачи в области развития благоприятных отношений компаний и общества стоят в настоящее время в России.
3. Матрица основньгх типов корпоративной культуры
различных стран
Корпоративная культура в значительной степени обусловлена и формируется в зависимости от типа организации и управления компанией и в то же время сама оказывает существенное влияние на их развитие и совершенствование, повышая или ослабляя конкурентные преимущества компании, в том числе и в международном масштабе. Согласно модели Тромпенаарса — Хэпдэна — Тернера выделяется четыре разновидности корпоративной культуры в зависимости от степени централизации управления, его формализации и объекта управления. Эти четыре вида корпоративной культуры получили образные названия «семья», «управляемая ракета», «инкубатор» и «эйфелева башня» (рис. ЗОЛ).
Разные страны характеризуются различными корпоративными культурами и могут быть, отнесены к определенным квадрантам матрицы. Например, компании США и Канады находятся в квадранте «инкубатор», компании англосаксонских и североевропейских стран — в квадранте «управляемая ракета». В оргструктурах таких компаний степень централизации низкая и расстояние между верхним и нижним уровнями в схеме управления относительно невелико. Такие управленческие культуры получили название элитарных. При этом компании типа «инкубатор» имеют низкую степень формализации управления, а компании типа «управляемая ракета» — высокую. Кроме того,
>96
Пиша 30 ПабликрилсЙшмэ, корпоративная культура
Степень формализации организационной структуры к управления
§ С =1 I X е с |
3 О. |
4) О |
Низкая |
Высокая
Ц Высокая - |
I |
Неэлитарные культуры |
Элитарные культуры |
Низкая |
------ *-
Семья | Эйфелева башня |
Инкубатор | Упрапляемая ракета |
Рис ЗОЛ. Матрица корпорнтииных культур управления
компании корпоративной культуры «инкубатор» ориентированы на
развитие личности сотрудников и в качестве мотивации труда предоставляют возможности совершенствования и самореализации. Компании типа «управляемая ракета» ориентированы на решение конкретных задач и выражают собой максимальную степень делегирования полномочий от верхних эшелонов власти нижним.
Компании стран Юго-Западной и Центральной Европы находятся в квадранте «семья» и «эйфелева башня», которые характеризуются иерархичностью. высокой степенью централизации управления и ограниченностью делегирования власти. При этом степень формализации управления низка в квадранте «семья» и высока в квадранте «эйфелева башня».
Компаний корпоративной культуры типа «эйфелева башня» имеют ярко выраженную ролевую ориентацию. В этом случае сотрудникам, независимо от уровня вертикальной иерархии власти, детально и жестко определяют их функциональные обязанности, осуществляется тщательный контроль за качеством их исполнения; при этом не допускается несанкционированное перераспределение должностных обязанностей (табл. 30.2).
Корпоративная культура патерналистского типа («семья») свойственна мелким фирмам, а в Японии и средним и крупным компаниям. Такие компании строятся также на жестком иерархическом подчине-
3 Матрица основных типов корпоративной культуры различных стран 697
нии и необходимости строгого подчинения нижестоящих сотрудников вышестоящими неукоснительного исполнения их указаний. Но в этом случае обязанности нижестоящих уровней не отличаются четкой фор-мализованностью, сотрудники имеют определенную свободу действий в рамках полученных сверху заданий и вправе творчески решать поставленные задачи в рамках распоряжений своего руководителя, который ассоциируется с отцом семейства
Табли ца 30 2 Характеристика основных видов корпоративных
управленческих культур
Характеристика культур | Вилы культуры | |||
семья | управляемая ракета | инкубатор | Зйфслева башня | |
Степень цен- | Высокая | Низкая | Низкая | Высокая |
трализации |
|
|
|
|
управления |
|
|
|
|
Степень фор- | Низкая | Высокая | Низкая | Высокая |
мализации |
|
|
|
|
управления |
|
|
|
|
Объект | Реализация | Решение оп- | Развитие лич- | Определение |
ориентации | указаний | ределенной | ных способ- | ролевых |
| сверху | задачи | ностей | функций |
Страны | Азия,араб- | Северная | США, Канада | Германия, |
и ре тоны | ские страны, | Европа, |
| Центральная |
| Латинская | Англия |
| Европа |
— | Америка, Юг и Запад Евро- |
|
|
|
| пы, Россия и СНГ |
|
|
|
Корпоративная культура тесно связана с деловой и национальной культурой соответствующего географического регионаи страны, и при создании зарубежных филиалов в международном маркетинге необходимо учитывать и соотносить специфику требований каждой из них. В случае "игнорирования особенностей национальной деловой культуры соответствующего государства с определенными системами ценностей и менталитета или распространенного вида корпоративной культуры и организационной структуры управления возможны серьезные
просчеты и неудачи.
При этом, как правило, национальная культура превалирует над корпоративной. Однако корпоративная культура, хотя я не может пол-
ностью изменить личность сотрудника, все же способна оказывать серьезное влияние „а развитие национальной культуры работников
компании.
В качестве подтверждения этому можно привести примеры неудач
японских менеджеров по внедрению своей национальной корпоративной культуры в приобретенных компаниях США. Попытки заставить американских рабочих петь по утрам гимн компании, переобуваться в иехач в тапочки, почитать руководителя как отца своего не принесли успеха и осложнили психологический климат в коллективе.
Различия деловой и корпоративной культур разных стран предполагают адаптацию и вправилах международных деловых отношений.
Критерии различий национальных деловых культур
Различия в восприятии времени
Различия в восприятии пространства
Различия в восприятии жестов
Различия в технологии ведения переговоров и бизнеса
Прежде всего это относится к различиям во временных критериях. Немцам и японцам свойственно четкое соблюдение сроков, и опоздание воспринимается как знак неуважения по отношению к партнеру. В то же время в Латинской Америке бизнесмены приучены долго ожидать деловой встречи, в Испании длительная задержка с ответом на деловое письмо не означает пренебрежения к данному вопросу. Если в западных странах определение крайнего срока обычное дело, то на Среднем Востоке это может быть воспринято как личное оскорбление и означать потерю зарубежного партнера.
Различия в восприятии пространства. Так, в Японии или в арабском мире, где подчеркивается дух семейственности в компании, руководитель работает обычно в одном зале с подчиненными, а в западных странах отдельный кабинет и его величина символизируют Положение фирмы и ее руководителя.
В Западной Европе деловые партнеры на переговорах обычно удалены друг от яруга на расстояние двух и более метров> а при переговорах в Латинской Америке и странах Среднего Востока они находятся в нвя№»редственвой близости и могут дотянутся друг до друга рукой.
¥швчт в 0осмриятии жестов также обусловлены спецификой национальных культур соответствующих стран. Например, активная жеспжуздаш, обычная для итальянцев, абсолютно неуместна при велении дея еяведшами, у которых не приняты рукопожатия, а исполь-
4. Паблик рилсйшнз и корпоративная культура японских фирм 699
зуются приветствия в виде поклонов, которые отличаются по форме от поклонов бизнесменов из стран Ближнего Востока и т.д. Покачивание головы из стороны в сторону в Болгарии выражает знак согласия, в то время как в большинстве других стран такое поведение рассматривается как несогласие и отрицательный ответ. Например, принятый в России жест прощания, когда кисть руки поднимается вверх, а затем вниз, японцами воспринимается как просьба подойти.
Обычаи и особенности ведения переговоров и бизнеса. Если в Индии обсуждение деловых вопросов за ужином или обедом в доме одного из участников переговоров воспринимается как нарушение законов деловой этики, то иа Запале это вполне допустимо. В западных странах по каждой торговой договоренности принято заключать контракт в письменной форме, а в мусульманских странах это может быть расценено как знак недоверия к партнеру, поскольку там большой вес, равный документу, имеет данное слово, обещание.
Различается деловая культура и в самих западных странах. В Германии в переговорах активно применяется тактика навязывания товара. Во Франции для успеха сделки важны критерии схожести партнеров по происхождению, личным качествам и т.д. В Великобритании обычно более активную позицию иа переговорах занимает сторона покупателя.
Особая роль при выборе партнера и отборе товара принадлежит имиджу, не только компании, но и страны-экспортера. Положительный имидж страны, компании и ее представителя, ведущего переговоры, является своего рода катализатором делового процесса, а отрицательный может априори привести к негативному отношению покупателей к предлагаемой продукции.
4. Паблик рилейшнз и корпоративная культура японских фирм
Японские фирмы активно адаптируют и совершенствуют технологии паблик рилейшнз и имиджиологии, разрабатываемые крупнейшими ТНК, и добиваются больших успехов, побеждая конкурентов на мировом рынке. Можно сказать, что японские фирмы стали применять стратегию продвижения своих товаров на рынки в форме паблик рилейшнз еще в эпоху Тайсё (1912—1926 гг.), и пионерами в этом вопросе выступили такие компании, как Shiseido (крупнейшая косметическая компания) и Lion (крупнейшая фирма по производству моющих и чистящих средств).
Для повышения престижа японские фирмы активно проводят благотворительные акции, организуют посещение своих фирм покупателями, а также деловые визиты, дни открытых дверей, экскурсии
Глава 30. Пабликрилсйшнз. корпоративная культура
школьников и т.д., выступают спонсорами различных научных, культурных и спортивных мероприятий, организуют всевозможные конференции и семинары и т.д., развивая свою деятельность в таких сферах, как зашита окружающей среды, обеспечение безопасности человека, здравоохранение, защита прав потребителя, развитие культуры, науки, медицины.
Все более усиливается деятельность японских фирм по информированию общественности освоен работе и о целях и задачах фирмы на текущий и перспективный период н, в частности, по связям с прессой и другими средствами массовой информации. В организационной структуре крупной японской фирмы обычно представлен специальный орган — пресс-центр или пресс-группа, призванные обеспечивать содействие СМИ в подготовке материалов, рассказывающих о деятельности фирмы или касающихся вопросов ее деятельности. Обязанность ответственного за связь с прессой заключается в том, чтобы предоставлять соответствующий информационный материал, пресс-релизы средствам массовой информации, т.е. поставлять широкой общественности новости в выверенном ключе и проводить разовые или периодические брифинги.
Ответственный за связь со СМИ и общественностью сотрудник налаживает тесные отношения со средствами массовой информации, регулярно Высылает им пресс-релизы, организует интервью с работниками своей фирмы, готовит статьи, материалы и заявления для печати в соответствии с задачами и стратегическими направлениями корпоративной политики, организуети проводит пресс-конференции, приемы с приглашением журналистов, обеспечивает присутствие журналистов при проведении фирмой представительских, рекламных, выставочных, благотворительных, юбилейных и других мероприятий. Обычно пресс-центр или пресс-группа издают или руководят изданием специализированного информационного журнала о своей фирме, выпускают о ней престижные проспекты и видеоролики.
Используя возможности участия заинтересованных лиц в правительственных фракциях, делая взносы в организацию предвыборных кампаний, поддерживая политические партии, участвуя в представительных общественных организациях, ассоциациях и союзах предпринимателей, ассоциациях экспортеров или импортетров, японские фирмы лоббируют принимаемые парламентом и правительством страны решения и пытаются влиять на содержание разрабатываемых законов и направлений общегосударственной политики в своих собственных интересах.
Повышение престижа фирмы, тесно связанное с повышением социальной ответственности и роли фирмы в обществе, дает значитель-
4. Паблик рилейигнз и корпоративная культура японских фирм 701
ные преимущества в завоевании высокого конкурентного положения на рынке, особенно в долгосрочном стратегическом плане. Участие в жизни общества, меры по улучшению социальных и экономических условий развития страны соответствуют интересам фирмы, так как в обществе, более благополучном с социальной точки зрения, оказываются и более благоприятные условия для ведения и развития бизнеса. К тому же даже если краткосрочные расходы на социальную деятель-ностьдовольно высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль и оказаться экономически эффективными в связи с созданием у общественности, включая потребителей, положительного образа фирмы.
Престиж товара и фирмы имеют значительную инерционность. Его очень тяжело создавать, поддерживать и повышать, но в то же время он может долгое время работать сам на себя. Например, престижной маркой автомобиля всемирно признан Mercedes, и несмотря на то, что некоторые модели японских автомобилей по качеству могут не уступать ему, они не в состоянии в настоящее время завоевать такой же авторитет в той же рыночной нише, поскольку на рынке у потребителей, равно как и у общественности, сложилось представление о японских автомобилях как в большинстве своем машинах среднего класса, но высокого качества, в то же время относительно дешевых по стоимости, экономичных в эксплуатации, рассчитанных на массового потребителя.
Сложившиеся представления о престижности и авторитете отличаются крайней устойчивостью, но это не означает, что высокий престиж в случае серьезной ошибки со стороны руководства фирмы не может быть значительно подорван или его будет легко восстановить.
Неправильно также считать, что только новым фирмам следует тратить огромные суммы на создание своего имиджа. Каждая фирма, что подтверждает японская статистика, тратит большую долю средств, выделяемых на политику стимулирования спроса promotion на престижную рекламу и на создание и поддержание CI. Если в обществе укрепился авторитет фирмы и фирма известна и признана покупателями, то любой ее товар на рынке воспринимается как престижный, «купающийся в лучах славы создавшей его фирмы».
В связи со значительными изменениями потребностей и запросов мирового рынка японские фирмы осуществляют положительную социальную деятельность и в целях сокращения разрыва между новыми ожиданиями потребителей и реальным откликом фирмы все более вовлекаются в'решение социальных задач и активные отношения с общественностью, в том числе и на зарубежных рынках.
Фирмы имеют значительные людские, материальные и финансовые ресурсы и, передавая их часть на социальные нужды в целях повы-
702 Глапа 30 Пабликрилейшнз, корпоративная культура
шения своего авторитета в глазах общества, они, хотя и снижают краткосрочные прибыли, экономят на том, что сокращают выплаты налогов, те экономическое бремя затрат на CI несколько облегчается.
Затраты на повышение престижа фирмы являются высокоэффективными, они формируют положительное отношение к самой фирме, ее сотрудникам, ее деятельности и продукции, являются значительным и устойчивым стимулом расширения объемов продаж и увеличения рыночной доли фирмы и в-конечном итоге приводят к возрастанию ее финансовой доходности.
Японские фирмы большое внимание уделяют вопросам деловой морали и этики делового поведения. Фирма должна действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ обшества. Законы не могут охватить все случаи жизни и бизнеса, и японские фирмы исходят из обычаев деловой практики, социальной ответственности своего управленческого поведения и поддержания основ общества, базирующихся на упорядоченности и законности.
Примером социальной ответственности могут служить действия японской фирмы Toshiba, которая, выяснив опасность использования выпускаемого ею бытового керосинового обогревателя, откровенно заявила об этом в средствах массовой информации, попросила потребителей, купивших данную модель, вернуть ее за счет фирмы для обмена на новую, безопасную модель и выплатила всем пользователям денежную компенсацию за нанесенный ущерб.
Японская фирма, как правило, имеет свои гимн, флаг, фирменный лозунг (девиз), систему моральных ценностей в процессе труда, ярко индивидуализированный дизайн или стиль выпускаемой продукции, стиль одежды и нормативы поведения сотрудников фирмы, предусматривающие, например, обязательные совместные выезды на экскурсии, в загородные поездки для отдыха, совместные (включая и членов семей) праздники и общественные мероприятия. Все это преследует цель создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Японские фирмы, активно выступающие на мировых рынках товаров или капиталов, оказывают значительное влияние на формирование определенных этических норм ведения бизнеса компаний других стран, в том числе обусловливая их экономическое и социальное развитие. Они тщательно оценивают влияние деятельности своих филиалов на культуру, религию, социальные процессы в других странах, периодически устраивая ревизии, оценивая национальные особенности деловой этики стран-партнеров и планируя направления адаптации своей международной деятельности.
4 Паблик рилейшиз и корпоративная культура японских фирм 703
Японские менеджеры учитывают национальные особенности поведения партнеров из других стран и тем не менее сталкиваются с серьезными проблемами психографнческой специфики и особенностей деловых нормативов в международном плане. Поэтому, например, страны Юго-Восточной Азии, Китай, Южная Корея, имеющие с Японией значительную историческую и культурную общность, основывающие свое поведение на философии конфуцианства, более близки и понятны японскому бизнесу с точки зрения развития тесного сотрудничества и глубокого проникновения, чем европейские страны и США.
Японцы испытывают серьезные проблемы с подбором кадров для работы на рынках стран Западной Европы и Америки и вынуждены активизировать привлечение местного персонала из числа иностранцев для работы на своих филиалах в этих регионах и создавать специальную систему отбора и конкурсных экзаменов для будущих своих сотрудников.
В связи с этим крупные японские фирмы, выступающие в международном масштабе, установили на базе своих моральных традиций ведения бизнеса единые глобальные этические принципы предпринимательства во всех регионах мира и неукоснительно и сознательно следуют им. Солидные японские фирмы не уронят чести и достоинства и не вступят в сделку сомнительного содержания или с сомнительным контрагентом, даже если это и сулит им значительную прибыль. Если выгода от операции ожидается довольно большая, фирма, как правило, не вступает в сделку сама, а проводит ее через посредника: «Репутация и имя стоят дороже», — считают японские предприниматели. Японские фирмы взвешенно относятся к своим поступкам и тщательно анализируют все условия и обстоятельства дела до принятия окончательного решения. Они предпочитают уйти с сомнительного зарубежного рынка при возникновении крупных* неразрешимых этических проблем.
Японская фирма умеет адаптироваться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, в том числе и в зарубежной стране, чтобы сделать эту среду более благожелательной к фирме, повысить лояльность к ее торговой марке у покупателей. Японские фирмы анализируют свои возможности и результаты предпринимательских действий, а также окружающую маркетинговую среду с целью выбрать такие программы социальной ответственности, которые помогут этой среде совершенствоваться, а фирме решать насущные задачи развития бизнеса.
В отличие от американских, японские фирмы при этом не преследуют в качестве одной из главных целей задачу снижения уровня регулирующего вмешательства государства, а, наоборот, в результате своей
704 Глава 30." Паблик рилейшнз, корпоративная культура
ответственной социальной деятельности рассчитывают на определенную лояльность со стороны правительственных учреждений, что может дать дополнительные льготные условия и стимулы для развития фирмы и укрепления ее стабильного, процветающего положения.
Японские фирмы уделяют большое внимание обучению этике делового обшения и поведения руководителей и сотрудников как внутри компании, так и в отношениях с партнерами, особенно в отношениях с партнерами из зарубежных стран, для чего организуют специальные семинары, курсы, публикуют соответствующую литературу и т.д. Обращается большое внимание даже такому вопросу, как «голос фирмы», т.е. правилам ведения телефонных переговоров, манере устного обращения к контрагентам. .
Большое значение в международных маркетинговых мероприятиях стимулирующего характера имеет внутрифирменная, или внутрикорпоративная, реклама в зарубежных филиалах. Внутрифирменная реклама предполагает организацию паблик рилейшнз в рамках самой фирмы. Эта деятельность затрагивает не только вопросы начисления заработной платы и проведения политики в области экономического стимулирования труда сотрудников фирмы, но главным образом все, что будет содействовать максимизации их вклада в повышение эффективности труда, процветание компании и роста ее имиджа среди потребителей и самых широких слоев общественности. Сфера внитри-фирменной рекламной деятельности весьма многогранна и включает в себя вопросы управления персоналом, формирование внутри фирмы благоприятного социально-психологического климата, политику социального обеспечения, отношения администрации с профсоюзными и общественными организациями.
Особенностью внутрифирменной рекламы японских фирм является подчеркивание инновационных направлений ее деятельности: руководство фирмы, как правило, активно стимулирует новаторство, инициативу своих работников как в деле повышения эффективности производственного, сбытового процесса и улучшения качества производимых товаров и услуг, так и в области совершенствования организационной структуры и общей системы управления компании. Такая политика позволяет фирмам добиваться большей отдачи и высокой ЩХй*з*сшительности труда своих сотрудников, а также сокращает потери рабочего врешни, воспитывает ответственный и сопричастный с общими целями фирмы подход к труду и обеспечивает руководству фирмы наиболее благоприятные и конструктивные отношения со служащими на всех уровнях управления.
Высоко оценивается участие и: сопричастность каждого служащего фкдоы & решении основных стратегических задач компании, и при-
4. Пзблик рилеjtшиз и корпоративная культур2 японских фирм '°5
кладываются значительные усилия для создания духа единства, «единой семьи» управленческого и рабочего персонала компании. В связи с этим в японских фирмах развита практика проведения совместных консультаций и совещаний, организации работы таким образом, чтобы в принятии решений и разделении ответственности за их реализацию участвовали все сотрудники соответствующих подразделений (система «рингисэй»). В тоже время подобная политика предполагает развитие форм внутрифирменного соревнования и конкурсов, поскольку не только производственные рабочие, но и сбытовики, и управленцы получают конкретные, определенные в количественном и качественном выражении задания, которые они обязаны выполнить к концу отчетного периода (например, по объему продаж), что позволяет провести сопосоставление достигнутых результатов по итогам работы и отметить наилучших работников и структурных подразделений фирмы. Однако в этом вопросе одновременно проявляется чрезвычайная осторожность, чтобы не нанести ущерб характеру взаимоотношений коллег по работе и благоприятному климату в коллективе.
Большое значение в целях укрепления своего престижа японские компании в настоящее время придают вопросам совершенствования внутренней социальной политики, направленной на предоставление различного рода социальных льгот служащим, в частности, в виде компенсации расходов на медицинское обслуживание не только персонала фирмы, но и членов их семей, высокого уровня пенсионного обеспечения, предоставления на льготных условиях жилья и кредитов, организации оздоровительных и спортивных комплексов, проведения культурных мероприятий, высокопрофессиональной системы повышения квалификации и т.д.
Например, в практике строительных фирм Японии существует традиция проводить рабочие праздники, посвященные закладке нового дома, завершению определенных циклов работ, сдаче сооружения заказчику. Организуются спортивные праздники, пикники, отмечаются дни рождения, причем с приглашением всех рабочих и сотрудников стройплощадки, включая основные субподрядные организации. Отмечаются подарками и денежными премиями бригады, победившие в соревновании по производственным показателям. Фирмы направэшют лучших сотрудников в свои дома отдыха, предоставляют субсидии и льготные кредиты для приобретения квартир и т.д.
На японских фирмах обязательно совместно провожают старый и встречают Новый год. Руководители подразделений, в тон числе и высшее руководство, играюшее роль «отца семейства», подчеркивают демократический стильуправления, однако это не мешает им уволить нерадивого ра-
23-210
Глава 30. Пабликрилейшнз, корпоративная культура
ботника, нарушившего дисциплину или не справляющегося со своими обязанностями.
Престижность фирмы проверяется не только на рынке, при выборе потребителями товаров, но также при распределении выпускников учебных заведений на работу. Японская молодежь, естественно, отдаст предпочтение наиболее престижным фирмам,'способным обеспечить своим кадрам стабильную, высокооплачиваемую работу и богатый спектр социальных льгот и услуг. В свою очередь, руководители японских фирм, решая задачу повышения престижа своей фирмы, уделяют серьезное внимание подбору кадров и общей системе кадровой политики.
Спонсорство престижных учебных заведений, присутствие на выпускных экзаменах, встречи с молодежью, личные контакты и беседы, хорошо поставленная информационная и престижная рекламная работа в период выпуска студентов, повышение эффективности приемных экзаменов на работу, проводящихся в виде тестов, специальных письменных заданий типа кейс-стадии и личного интервьюирования, содействуют повышению уровня компетентности и профессионализма сотрудников фирмы. Работа с молодежью остается главной составляющей кадровой политики японских фирм по приему новых сотрудников. Японии, как правило, всю . жизнь работают на одной компании и редко переходят на другую работу, рассматривая такое изменение в своей жизни как революционный (если это происходит по собственной воле) или трагичный (при увольнении из компании) шаг.
Японские компании набирают молодежь и воспитывают высокопрофессиональных сотрудников, не переманивая уже готовых квалифицированных работников из других компаний. Например, работники кадров универсальных торговых фирм проводят периодические координационные совещания, на которых согласовывают вопросы кадровой политики и подтверждают принцип недопущения переманивания работников друг у друга.
Кадровая политика, и в частности система набора новых сотрудников на фирму, приобрела особое значение для управленческого звена японских фирм и общего менеджмента в связи с дефицитом рабочей силы в Японии, обострившимся к началу 90-х гг. Однако в 1992—1994 гт. эта проблема потеряла свою остроту в связи с депрессивным состоянием японской экономики, вызвавшим усиление безработицы в стране.
Японские фирмы прекрасно понимают, что в настоящее время для
;. обеспечения успеха предпринимательской деятельности недостаточно лишь проводить маркетинговые исследования, готовить маркетинговые программы, производить качественный товар и рекламировать его. Успех ■■ работы фирмы, а также ее сбытовой деятельности во многом определяется .-,' эффективностью общей стратегии фирмы и выбранного ею стратегического направления предпринимаемых усилии, а также тем, насколько близки и понятны задачи развития фирмы широкой, в том числе междуна-
4. Паблик рилейшнз и корпоративная культура японских фирм 707
родной, общественности, потребителям и собственному персоналу, насколько высоко признание обществом социальной ответственности и экономических усилий фирмы.
Именно это и призвана решать престижная реклама, реклама корпоративного образа и культуры, осуществляемая главным образом в двух направлениях: информирования общественности о том вкладе, который компания вносит в развитие общества и повышение благосостояния страны, а также предоставления информации относительно деятельности фирмы, интересующей общественность.
Престижную рекламу как составную часть паблик рилейшнз в Японии часто называют бесплатной рекламой, так как в ряде случаев она выступает п косвенной форме, когда внешне не прослеживается связь с оплатой компанией соответствующих мероприятий или когда название компании и информационные материалы о ней представляются в научной статье, художественном фильме, интервью с известными учеными, политическими деятелями или деятелями культуры и т.д,
Повышение фирменного престижа и пропаганда общественно значимых целей и задач фирмы играют большую роль в успешной организации ее экспортной и международной деятельности и проведении политики интернационализации и глобализации. Японскими фирмами ведется тщательнейшая разработка имиджа фирмы в международном плане: большое значение при этом приобретают такие понятия, как общечеловеческие ценности. В значительной степени в зарубежной деятельности японских фирм подчеркивается единство задач японской фирмы с социально-экономическими задачами общегосударственного значения страны — импортера японских товаров и капиталов.
Японские фирмы предпочитают не развивать паблик рилейшнз за рубежом через местных посредников, хотя те и могут более тонко понимать особенности проведения различного рода коммуникационных мероприятий в местных, национальных условиях. Формирование зарубежного имиджа — очень ответственное дело; чтобы японские бизнесмены могли передоверить его другим организациям. Японские фирмы стремятся самостоятельно разрабатывать единые подходы к формированию своего высокого имиджа в международном глобальном масштабе, с тем чтобы добиться дополнительных конкурентных преимуществ на мировых рынках. Дело в том, что посредники, как правило, представляют интересы целого ряда фирм из различных стран и поэтому обычно не могут обеспечить более высокого качества и эффективности проводимых мероприятий. Если японские фирмы и привлекают местные организации, то не на постоянной основе, а для проведения отдельных престижных мероприятий, стратегию и про-
гз*
708 Глава 30. Паблик рилейшнз, корпоративная культура
грамму которых разрабатывает сама японская фирма. Периодически руководство японских фирм может обращаться к услугам местных консультантов для решения конкретной задачи в сфере паблик рилейшнз и имиджиологии.
Контрольные вопросы
1. Что вы понимаете под паблик рилейшнз?
2. Какие этапы п развитии паблик рилейшнз вы можете выделить? Дайте их характеристику.
3. Чем бизнес-культура отличается от корпоративной культуры?
4. Как корпоративная культура различных стран оказывает влияние на управление компанией?
5. Назовите три основных параметра, позволяющих классифицировать типы корпоративной культуры компаний различных стран.
6. Какие типы корпоративной культуры вы знаете? Дайте краткую характеристику каждому из них.
7. К какому типу корпоративной культуры управления относится известная вам компания?
8. В чем вы усматриваете основные особенности паблик рилейшнз и корпоративной культуры японских или других зарубежных компаний?
Комментариев нет:
Отправить комментарий