Глава 23
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАНАЛОВ СБЫТА В МЕЖДУНАРОДНОМ МАРКЕТИНГЕ
/. Определении и сущност ь международной сбытовой политики • 2. Основные решения при формировании каналов сбыта для внешней торговли • 3. Многоступенчатость международных каналов сбыта и системы их контроля • 4 Стратегии международного сбыта • 5. Маркетинговая поддержка работы зарубежных торговых организаций
1. Определение и сущность международной сбытовой политики
Политика формирования каналов сбыта является ключевым моментом в общем комплексе международных маркетинговых мер воздействия на рынок — маркетинг-микс. Принято считать, что в 60-е гг. XX в. в центре внимания компаний был потребитель, в 70-е гг. формирование нового общественного мнения, в 80-е гг. конкурентная борьба, а в 90-е гг. маркетинговые каналы. Насколько велико значение этого элемента маркетинговой концепции в управлении международной деятельностью ТНК, например японских, свидетельствует тот факт, что, развивая международную деятельность и осуществляя прямые капиталовложения за рубежом, они основную их долю направляют в первую очередь на создание и совершенствование зарубежной сети сбытовых организаций и фирм, т.е. на подготовку системы сбыта и товародвижения на иностранном рынке, и только затем приступают к сооружению или приобретению производственных предприятий по выпуску того или иного вида продукции.
Маркетинг, в том числе и международный, — это прежде всего система каналов товародвижения, система товарообращения. Эта система имеет макро- и микроэкономическое толкование. В первом случае в социально-экономическом разрезе система обращения рассматривается с позиции общегосударственных и межгосударственных процес-
■
538 Глава 23. Особенности формирования каналов сбыта
сов, определяя основные функции торговых организаций в организации движения товаров, и не указывает на их физическое перемещение, т.е. не включает вопросы логистики. При таком понимании макросистема обращения не может быть контролируема со стороны отдельной фирмы или предприятия.
Во втором случае, а именно при маркетинговом подходе, с позиции отдельных предпринимателей, в рамках конкретной фирмы система обращения предстает как объект политики формирования оптимальных каналов товародвижения фирмы-продуцента, включая стратегии сбыта ее товаров конечному потребителю, подразделения и организации, призванные выполнять данную задачу, и оптимальный маршрут прохождения товаров, т.е. транспортные вопросы, атакже систему организации продаж и оперативно-коммерческую деятельность.
Чаще всего маркетологи склонны рассматривать в этой части маркетинга только саму политику формирования каналов товародвижения или маркетинговые каналы сбыта, которая определяет оптимальные сбытовые схемы движения товаров, методы и формы продажи, принципы выбора торговых посредников и торговых организаций, характер соглашений и договоров о сотрудничестве в сбыте продукции, систему подготовки и повышения квалификации торгового персонала.
Международная сбытовая политика (международное распределение товаров) включает следующие аспекты.
Аспекты международной сбытовой политики
• Формирование каналов сбыта в стране (для экономических отношений между странами) и за рубежом
• Международную коммерческую деятельность
• Физическое перемещение товаров в мировом масштабе
• Международную логистическую и информационную поддержку сбытовой деятельности в международном маркетинге
*-г*туг--------------------- .
;, , Международнуюсбытовую политику отличает определенная спе
цифика: ; ; ■■.;:-
■ Л. * сложность и многоступенчатосп. сбытовой сети в мировом масштабе, преимущественное использование косвенного метода сбыта; д^-..ф сложность выбора и псютроения оптимальной системы каналов
\Щрь Ш только на своей территории, но и за рубежом; ■ ,;^ А кгаогообразие, каналов сбыта, исаользуемых в международ»р|
практике; ■■-'.Щ'%^-Ф-.^.-}.:'^ф^^'1-^-.■■ г-ж. ■■■■;-
2. Основные решения при формировании каналов сбыта 539
• сложность стандартизации международных каналов сбыта и преимущественное использование при их построении стратегии адаптации — мультинациоиального подхода;
• различия в сложившейся международной практике и практике отдельных стран в отношении форм и методов организации торговли и построения сбытовых сетей;
• различия в уровнях требований со стороны покупателей в отношении организации сбытовых сетей в зарубежных странах;
• различия в квалификационных характеристиках-дистрибьютеров разных стран, что создаст дополнительные трудности в отношении сбыта;
■ сложности выбора посредников за рубежом;
• дополнительные требования в отношении подготовки и квали
фикации специалистов по международному сбыту данной компании
(знание маркетинговой внешней макро- микросреды зарубежных
стран, владение иностранными языками, навыки международной биз
нес-культуры и бизнес-культур зарубежных стран-партнеров для орга
низации и проведения международных переговоров и т.д.)-
*
2. Основные решения при формировании каналов сбыта
для внешней торговли
При конструировании каналов сбыта для обеспечения внешнеэкономической и международной деятельности компании ей приходится решать широкий спектр вопросов различного уровня и вида,
К первой группе вопросов (организация и технология международной сбытовой деятельности) относятся:
1. Выбор стратегии сбыта:
• сбытовые стратегии охвата рынка:
полного охвата (недифференцированного),
дифференцированного,
целевого, узкоспециализированного
• сбытовые стратегии эксклюзивного, селективного и интенсивного сбыта; .;
• сбытовые стратегии pull и push.
2, Построение международной сбытовой сети в своей стране и за
рубеЖОМ. ;:^И.*-
3. Международная сегментация каналов сбыта в соответствии с
географическими, культурными, демографическими и другими осо
бенностями макросреды зарубежного рынка.
4, Региональное и районированное распределение товарных пото
ков в зарубежных странах
540 Глава 23. Особенности формирования каналоо сбыта
5. Выбор метола международного сбыта (прямой экспорт/импорт,
косвенный экспорт/импорт и смешанный метод экспорта/импорта —
СП и другие формы международного сотрудничества).
. 6. Определение длины и ширины международного канала сбыта, 7. Выбор зарубежных посредников (особые требования и приемы):
—чтобы не был посредником конкурента,
—лучше специализированный посредник,
—лучше известный посредник, с длительной историей деятельности,
—с «крепкими» источниками финансирования, с оснащенной материально-технической базой,
—предпочтительнее старый партнер (который имел деловые
отношения с нашей компанией или компанией на Шей страны),
— для дополнительной проверки — личное посещение ком-
. паиии,
— на лерюм этапе развития деловых отношений рекоменду
ется заключить пробное соглашение на непродолжительный пе
риод времени.
" 8, Определение количества и видов зарубежных посредников.
9. Планирование степени конкуренции между зарубежными по
средниками.
10. Определение набора функций, возлагаемых на каналы сбыта (в отношении независимых и зависимых зарубежных посредников).
11. Оказание финансовой, управленческой, маркетинговой помощи международным сбытовым каналам (особенно по продвижению: методы и формы организации рекламы, прямых продаж, стимулирования сбыта).
12. Определение форм и методов расчета с посредниками. Расчетные отношения с посредниками.
Ко второй группе вопросов (управление международной сбытовой деятельностью) относятся: •
1. Планирование продаж в разбивке по зарубежным сбытовым территориям.
2. Организационное построение сбытовых служб в компании.
3. Координация работы по сбыту в региональном и страновом
разрезе.
> 4. Контроль за зарубежными системами сбыта, контроль работы
сбытовых служб и организаций в рамках мирового рынка (в том числе и по видам вертикальных систем сбыта).
.5; Оценка эффективности сбытовой деятельности (разработка ме
тодов расчета эффективности). . . >v|
6. Меры стимулирования сбытовых посредников и работников отг
дела сбыта (мотивация). ф; - --с .-.■>;Й
3. Многоступенчатость международных каналов сбыта 541
7. Информационная поддержка международной сбытовой деятельности, международные ифнормационные системы компании.
8. Воспитание кадров по международному сбыту.
9. Совершенствование работы лидера (руководителя) по сбыту.
3. Многоступенчатость международных каналов сбыта
и системы их контроля
Длина каналов международного сбыта определяется количеством уровней — видов посредников (зависимых или независимых), например: торговый посредник в стране экспортера, затем зарубежный торговый посредник первого уровня (крупная импортная или внешнеторговая компания) в стране импортера, зарубежный посредник второго уровня (крупный локальный оптовик), зарубежный посредник третьего уровня (локальный оптовик), зарубежный посредник четвертого уровня (локальная розничная торговая организация).
Ширина каналов международного сбыта характеризуется количеством однотипных сбытовых организаций одного уровня, например три крупных оптовика или пять мелких оптовиков или 25 розничных торговых точек.
Структура (длина и ширина) международных каналов сбыта, как правило, существенно усложняется по сравнению с торговлей на национальном рынке производителя: они становятся более длинными и широкими.
Каналы международного сбыта имеют различный характер деятельности и включают различные типы.
*
Основные типы международных сбытовых каналов
• Занятые внешнеэкономической деятельностью на территории страны зкспортера Л
• Занятые внешнеэкономической деятельностью на территории зарубежного государства, страны импортера
• Занятые внутренними продажами на территории зарубежного государства, страны импортера;
■ Занятые международной торговлей между компаниями треть-
■ ■",;;;;..: * их стран. ::;.;;,.,^ ^&^_________________ |
Ш -В организации междушф^^ зару-
бежных государств большого внимания заслуживает специфика на-диональных, локальнътх каналов .сбыта зарубежных стран. В качестве примера рассмотрим своеобразие японской системы распределения.
Глава 23 Особенности формирования каналов сбыта
Революция системы обращения в Японии произошла значительно позднее, чем в других развитых в экономическом отношении странах с рыночной системой хозяйствования, и не принесла значительных совершенствований, как это наблюдалось, например, в США, в Германии Несмотря на ряд изменений, японская система каналов товародвижения продолжает оставаться довольно консервативной и традиционной и характеризуется значительно сложной спецификой:
1) плотная сеть небольших, мелких розничных и оптовых магазинов и фирм, образующих так называемую двойственную структуру каналов сбыта на японском рынке и во внешнеэкономической деятельности японских фирм;
2) сложность и многоступенчатость системы каналов товародвижения;
3) существенное место в системе внутренней и внешней торговли крупнейших универсальных торговых фирм («сого еёся»);
4) тесная связь и взаимозависимость отдельных звеньев сбытовой цепочки, их единая стратегическая линия рыночного поведения, действующая как один мощный нетарифный торговый барьер, снижающий конкурентоспособность импортных товаров на японском рынке, или как активное средство стимулирование сбыта японских фирм, и в том числе японского экспорта;
5) ориентация каналов товародвижения на организацию сервиса и обслуживания покупателей и потребителей на самом высоком уровне;
6) низкая производительность и финансовая эффективность японской системы каналов товародвижения, существенно повышающей уровень цен на товары в Японии.
В результате вышеперечисленного японская система каналов товародвижения не только предстает весьма сложной и запутанной, требуя серьезной адаптации со стороны иностранного экспортера, но и представляет собой довольно значительное препятствие на пути проникновения иностранных товаров на японский рынок.
В международной практике значительно реже используются простые, традиционные, несвязанные каналы сбыта. Чаще товары экс-портируются по вертажальньммаркетинговым системам сбыта (ВМС), а также по горизонтальным и комбинированным, многоканальным международным каналам.
Традиционная сбытовая система состоит из независимого производителя и одного или нескольких посреднических торговых организаций. При этом все участники в данной распределительной системе яв-даобтея самостоятельными и неподконтрольными другим участникам сбытовой системы. В этом случае каждый из участников преследует цель добиться м^симаязацик прибыли только на своем участке сбыто* вой системы я не mm-ресуется вопросам» оптимизации прибыли об-
3. Многоступенчатость международных каналов сбыта 543
щей международной системы сбыта в целом. Такой тип построения сбытовой сети для компаний, занимающихся внешнеэкономической и международной деятельностью, является нетипичным.
Предпочтение в международной практике отдается сложным вертикальным маркетинговым системам сбыта, когда участники международной торговли связаны между собой теми или иными условиями и работают как единое целое или слаженный взаимообусловленный механизм в форме внутрикорпоративной торговли, или торговли между аффилированными компаниями, или компаниями, работающими на мировом рынке в рамках долгосрочных торговых соглашений и соглашений о сотрудничестве, и т.д.
Вертикальные маркетинговые системы сбыта, являющиеся относительно новыми формами построения каналов распределения, действуют как единая система, включая в себя производителя, одного или нескольких посредников, преследующих общие цели и интересы, согласно условиям построения данной системы сбыта. Как правило, один из участников выступает в главенствующей роли (например, владеет другими участниками, предоставляет им привилегии, оказывает доминирующее влияние и контролирует их деятельность).
Три вида международных вертикальных маркетинговых систем
• Международные корпоративные (в рамках единого владения, прав собственности)
• Международные договорные (в рамках договорных отношений и координирующих программ)
• Международные косвенного влияния (в рамках влияния, определяемого размером, мощью, авторитетом одного из участников, выполняющего роль лидера)
Международные корпоративные вертикальные системы выражены сбытовыми звеньями, принадлежащими по праву собственности одной компании. Такие системы позволяют реализовывагь единую международную маркетинговую программу (глобальную или мультина-циональную) для всех участников международного сбыта и осуществлять наиболее жесткий их контроль.
Договорные международные вертикальные системы в международном маркетинге представлены наиболее широко за счет заключения долгосрочных соглашений об экспортных/импортных поставках контрагентов различных стран на двусторонней основе (реже встречаются случаи заключения подобного рода соглашений на многосторонней основе). Контроль участников международного канала сбыта в
544 Глава 23 Особенности формирования каналов сбыта
этой ситуации ограничен условиями, зафиксированными в соответствующих правовых документах - соглашениях между участвующими сторонами.
Международные вертикальные системы косвенного влияния фактически не обеспечиваются формальными видами контроля, однакоспо-собны оказывать существенное воздействие на сбытовое поведение участвующих сторон. Такого рода системы могут формироваться под эгидой держателя привилегий (в результате финансовой, экономической, маркетинговой мощи, имиджа) международной торговой организации, экспортера, импортера, конечного потребителя в зарубежной стране и т д Например, в организации экспортно-импортных операций с японской стороной приходится учитывать ведущую роль крупных универсальных торговых фирм — торговых домов Японии в построении международной вертикальной системы косвенного влияния, а также неформальных отношений (кэйрэцу) между японскими компаниями, что представляет собой специфику построения систем связей в производственно-сбытовой сфере деятельности фирм на японском рынке
Международные горизонтальные системы сбыта представляют собой объединение международных каналов сбыта двух или более фирм в совместном освоении отрывающихся маркетинговых возможностей на мировом рынке, когда, например, у каждой отдельной компании недостаточно средств, знаний, опыта, маркетинговой силы, производственных и сбытовых мощностей для организации сбыта и маркетинговой работы или слишком велик риск освоения нового рынка
Такое построение систем сбыта характерно также для международной стратегии, когда решение глобальной стратегической задачи экспортной политики требует консолидации сил нескольких фирм и отодвигает на определенное время вопросы конкуренции между участниками или когда объединение международных сбытовых сетей и усилий обеспечивает участникам международной горизонтальной системы сбыта большие конкурентные преимущества относительно других компаний, работающих на мировом или данном зарубежном рынке.
Горизонтальные системы сбыта строятся на международных (дву-или многосторонних) соглашениях о сотрудничестве в области сбыта, атакже недобровольном объединении, например в форме консорциумов, что дает возможности договаривающимся сторонам совместно использовать не только определенные каналы, сбыта, но и другие производственные и маркетинговые ресурсы.
Международные многоканальные маркетинговые системы сбыта предполагают использование на мировом рынке компанией-экспортером одновременно п£я.мых и косвенных методов сбыта в различной
3 Многоступенчатость международных каналов сбыта 545
вариации и построение внешней торговли как через собственную сбытовую сеть, так и через независимых посредников. Если для розничного продавца лучше иметь дело с небольшим объемом сделки, то для фирмы-продуцента желательно расширение сферы торговли, поэтому данный тип построения каналов товародвижения через систему оптовой торговли является особенно эффективным при значительном числе и распыленности торговых территорий розничных торговцев.
Многоступенчатый, длинный и сложный канал международного сбыта (производитель — торговый посредник на рынке страны экспортера — первый торговый посредник на зарубежном рынке — второй торговый посредник на зарубежном рынке —.третий торговый посредник на зарубежном рынке и т.д — конечный локальный потребитель) обычно используется при организации продаж товаров с относительно низкой стоимостью на единицу продукции и высоким уровнем покупательского спроса, как правило, товаров первой необходимости или повседневного спроса. Такие товары для производителя желательно продавать через многочисленные торговые организации, расположенные на широкой торговой территории мирового рынка или по всей рыночной территории зарубежной страны.
Но в международном маркетинге вариант многоступенчатого, длинного и сложного канала сбыта свойствен втом числе и для товаров производственного назначения, правда, длина сбытовой цепочки в этом случае несколько укорачивается.
Каналы товародвижения компаний, занимающихся внешнеэкономической и международной деятельностью, как правило, отличаются многоступенчатостью, т.е. длиной или числом посреднических звеньев в общей сбытовой линии (числом уровней). Для таких компании в основном характерна сбытовая линия в два и более уровней сбыта, а также значительная ширина каналов товародвижения или большое число участников сбыта на каждом уровне сбытовой линии. При этом следует отметить, что такая система является не только данью исторически сложившимся традициям внешней торгоапи, увеличивая расходы на стадии обращения, но позволяет повышать качество обслуживания продаж, а беря на себя риск и осуществляя финансирование сбытовых операций, в результате повышает степень удовлетворения зарубежного потребителя и международную конкурентоспособность фирмы.
Международную сбытовую политику компаний отличает построение каналов товародвижения сложного и комбинированного типа, а также динамизм их развития, перманентное изменение, пересоставление и совершенствование организационной структуры. Выбор канала товародвижения зависит от вида товара, масштаба торговой территории, сложившихся торговых обычаев на мировом и зарубежных
18-210
546 Глава 23. Особенности фсрмирования каналов сбыта
рыкках, степени конкуренции, маркетинговой стратегии фирмы-продуцента, системы управления.
Однако следует отметить, что, несмотря на сложность, многоступенчатость и громоздкость, международные сбытовые сети являются гибкой и четко функционирующей системой, обеспечивающей тесную связь всех звеньев своей разветвленной и комбинированной структуры, по многом определяя общий успех международной маркетинговой деятельности фирм.
4, Стратегии международного сбыта
1, Разрабатывая основные направления международной сбытовой стратегии, компания прежде всего решает вопрос, какой стратегии придерживаться: стандартизации (глобального маркетинга) или адаптации (мультинационального маркетинга). Следует признать, что глобальный, недифференцированный подход к управлению международными каналами сбыта практически невозможен в связи с неоднородностью потребителей на рынках разных стран, различиями в макроэкономических и регулятивных условиях, факторах внешней среды, существованием экономических ограничений на получение выгод от глобализации, различиями в поведении партнеров по сбытовому каналу на разных рынках. В лучшем случае стандартный подход возможен в рамках определенной группы рынков. Например, снижение межнациональных барьеров в ЕС позволило компании Whirlpool согласовать и упростить организацию производства и сбыта по всей Европе, в связи с чем"число ее отделов сбыта сократилось с семнадцами до четырех, число-складов — с тридцати до шестнадцати и имеются планы снизить его до пяти-шести.
В подавляющем большинстве случаев используется стратегия международной адаптации, поскольку в каждой стране сложилась своя система распределения, вобравшая в себя культурные, экономические И правовые, особенности рынка.;: ^,1у.-
Например, в Англию нельзя поставить лес, не прибегая к услугам Щ<№&Щ:р&тн11стх брокеров. В ■ Германии основной формой поку-лктмт&Щ продажа по^ каталогам^ ВЯпонии. оптовые предприятия са>1ос&служшан**я для, розничныхмагазинов функционируют наус-ловйяхййяаты наяичнъшияне с^есйеч>п«ирт доставки. В Финляндии мало ма^Й^^йР.ас^е;'теНа 'ДУШУ населения из-за преобладания пря-мо^Щор^^^^&^фттаров надом-^Гшландии потребительские кек»пераЗДвьт йазтрямую связаны о тт|кшзводителями.
4. Стратегии международного сбыта
547
При этом даже если компания в международной деятельности использует подход глобального маркетинга и реализует стратегию стандартизации по основным составляющим маркетинг-микс: товару, продвижению, цене, то построение сбытовых сетей адаптируется к каждому конкретному зарубежному рынку. Практически только такая международная сбытовая сеть, как Интерент, может рассматриваться как единая, стандартная и глобальная, хотя условия торговли на различных сайтах могут также варьироваться.
В качестве примера специфики организации сбытовых сетей в различных странах несколько подробнее рассмотрим особенности сбытовой системы Японии. Традиции и обычаи рынка Японии предопределили высокие требования со стороны конечных потребителей в
отношении удобств, качества и структуры сбытовой системы, ее раз-ветвленности и приближенности к месту, конечного потребления, а также тот факт, что именно торговые фирмы исторически являлись центрами японских промышленно-финансовых групп «дзайбацу» и во многом определяли условия работы компаний-производителей.
Японские фирмы используют пять основных типов построения каналов товародвижения (рис. 23.1).
|
Ш---Н |
■ v н-г-э—а-нз-нз
Рис. 23.1. Основные типы построения каналов сбыта на японской рынке
М — фирма-производитель; Г— торговая фирма; Wx - первый оптовик;
W2 — второй оптовик; К- оптовый рынок; С — потребитель; R — розничный торговец
Первый тип является тоадиционным видом построения каналов товародвижения в Японии; он наиболее распространен среди японских фирм ' и может включать- в себя оптовика первого, второго и даже третьего уров-. ня. Наиболее.часто такую систему сбыта можно встретить при продаже
18'
Глава 23 Особенности формирования каналов сбыта
продовольственных товаров, товаров повседневного спроса и широкого потреблении.
Второй тип предполагает такое построение сбытовой сети, когда производитель непосредственно связан с розничным торговцем, минуя стадию оптовой торговли Такая система построения каналов товародвижения активно представлена в торговле через супермаркеты, универмаги и т.д
Третий тип — непосредственная доставка товара потребителю, исключая оптовую или розничную ступень торговли Он предполагает наи~ более короткий маршрут движения товара и поэтому называется прямым методом продаж или прямым маркетингом (direct marketing) Такое построение сбытовой* сети характерно для продажи товаров в форме посещен ния торговыми акентами домов потребителей или предприятий и офисов Этот метод в Японии не так развит, как в США, однако в последнее время находит все большее распространение при продаже товаров производственного назначения, поскольку позволяет поддерживать тесные контакты с конечным потребителем и учитывать изменения в их требованиях при планировании новой продукции Такая форма продажи чаще всего осуществляется в виде приема заказов на каждый выпускаемый вид продукции Кэтому типу торгопли относится и электронная торговля через Интернет
Третий тип построения каналов товародвижения в Японии отличается относительной простотой системы и маршрутов сбыта и главным образом представлен
• посылочной торговлей, которая имеет тенденцию к росту в связи с увеличением разнообразия потребительских свойств и повышения качества товаров и ростом объема информации для потребителей о товаре В Японии появились отдельные фирмы, специализирующиеся на посылочной торговле,
• торговлей в форме персональных продаже непосредственным посещением конечного потребителя или пользователя товара торговыми агентами. Таким методом некоторые японские фирмы продают косметические товары;
• торговлей через небольшие специализированные магазины, непосредственно подчиненные фирме-производителю и находящиеся в системе его прямого управления и контроля,
• торговлей товарами производственного назначения;
• торговлей через Интерент
Второй и третий тип построения каналов товародвижения принимается в Японии за прямой метод сбыта
При четвертом типе построения каналов сбыта на японском рынке осуществление торговых операций происходит через специальные торговые фирмы «хайся>, которые полностью вовлечены в систему связей «кэйрэцу» с фирмой-продуцентом. Такой метод особенно распространен при продажам автомобилей, поскольку включает в сбытовую схему специализированнук
4 Стратегии международного сбыта 549
или другую торговую фирму, которая по споим характеристикам и правовым условиям работы отличается от обычного оптовика Несмотря на то что товарная номенклатура таких торговых фирм ограничивается товарами данной
фирмы-продуцента, им приходится имев» дело с довольно широким ассортиментом продаваемых изделий
Японские производители бытовой электротехники используют очень схожий с этим типом вид сбытовой системы, когда после торговой фирмы товар попадает в связанный с ней специальным соглашением розничный магазин или к оптовику первого уровня
Пятый тип является примером построения каналов товародвижения, получившего наибольшее распространение при продажах в Японии свежих продую ов питания Его особенность заключается в том, что товары проходят через оптовый рынок, выполняющий функции аккумулирования, распределения и регулирования товарных потоков На рынке также осуществляются некоторые виды производственной функции, а также сортировка и уменьшение партий товара (например, распиловка тунца и т д) На рынках продажа может осуществляться через кооперативные организации, которые работают от имени нескольких производителей и частично ими контролируются (например, рыба, фрукты и т д)
В существенной степени для японского маркетинга свойственно п рименение не прямого (когда фирма-продуиент вступает в непосредственные отношения с конечным потребителем и не прибегает к услугам посредников), а косвенного метода торговли Несмотря на то что прямой метод торговли имеет свои преимуществ8» связанные с сокращением расходов на оплату услуг посреднических торговых звеньев и обеспечением непосредственного контакта с конечным потребителем, что дает возможность прямого изучения и анализа его запросов и требований и учета результатов полевых исследований в планах совершенствования товарной, сбытовой, рекламной и ценовой политики, японские фирмы предпочитают активно использовать именно косвенный метод торговли. Это не только не увеличивает издержки, но позволяет получать в итоге финансовые преимущества за счет специализации и универсализации операций торговых фирм-посредников, использовании эффекта синергии, атакже обеспечивать более качественное удовлетворение требований потребителей и высокий уровень их обслуживания за счет действенного анализа обратных связей. Длинные сбытовые сети удорожают конечную цену продукции, однако японцы согласны платить дороже за удобства сбытовой сети.
Такое своеобразие японских сбытовых сетей требует активной адаптации к ним систем сбыта иностранных компаний и в большинстве случаев создает серьезные барьеры для проникновения на рынок Японии товаров из-за рубежа.
1
550 Глаиа23 Особенности формирования каналов сбыта
Интересно, что первоначально систему сбыта, диалогичную японской внутренней сбытовой системе по видам продукции, японские фирмы старались конструировать и за рубежом, однако принципы высокой эффективности международного маркетинга потребовали значительной адаптации каждой составляющей маркетинг-микс, и прежде всего сбытовой политики, к условиям и требованиям зарубежного рынка
В связи с этим в последнее время японские фирмы осуществили переориентацию стратегии формирования зарубежной сбытовой системы и стараются использовать сложившиеся в странах-импортерах сбытовые сети в своих стратегических целях, осуществляя определенное их реконструирование, адаптацию и совершенствование
Таким образом, за рубежом японские фирмы стараются иметь менее разветвленные, менее дорогостоящие и более эффект ивные сбытовые сети, адаптированные к местным условиям и обычаям организации продаж При этом японские фирмы, приобретая в собственность зарубежные оптовые фирмы и магазины, предпочитают не менять их торговые наименования (знаки и логотипы), с тем чтобы завуалировать свое присутствие на зарубежных рынках и не вызывать антиягон-ские настроения. Аналогично они поступают и при осуществлении прямых капиталовложений в производственную сферу иностранных ( государств. Поэтому с экономической и финансовой точек зрения сбытовая система японских фирм за рубежом представляется более простой, рациональной и экономически эффективной, чем внутренняя, которую японские фирмы намерены постепенно модернизировать и совершенствовать
2. Международные компании при отборе типов построения оптимальных каналов товародвижения используюттри вида стратегии сбыта: стратегии интенсивного сбыта, стратегии селективного сбыта и стратегии эксклюзивного сбыта (рис. 23.2).
Стратегия свободного, интенсивного неограниченного сбытау предполагающая неограниченное число адресатов продаж на мировом и зарубежных рынках продукции данной фирмы, т.е свободную ее продажу на широкой торговой территории Такая политика применяется фирмами, экспортирующими товары массового спроса, так как они ставят своей целью добиться высокого уровня продаж и обеспечить для потребителя территориальнре удобство приобрести данный товар, т.е. как можно больше приблизить его к конечному потребителю.
В этом случае велико число зарубежных торговых посредников, с которыми фирма-производатель заключает соответствующие кон-
» тракта нд продажу товаров без жесткого дополнительного отбора. »
4 Стратегии международного сбыта 551
i
|
о
:
Интенсивный Селективный Эксклюзивный
сбыт сбыт сбыт
Рис 23 2 Международные стратегии интенсивного, селективного, эксклюзивного
сбыта
Обычно экспортеру не приходится рассчитывать на активное сотрудничество с их стороны по соблюдению маркетинговой программы. Кроме того, осложняется контроль за сбытом и анализ обратных рыночных связей
Стратегия селективного сбыта, предполагающая продажу товаров данной фирмы зарубежным торговым организациям, специально отобранным по определенным критериям, например, по их торговой силе, величине капитала, характеру отношений сотрудничества с фирмой-продуцентом, качеству системы управления, степенидобро-совестности, доле на рынке, условиям территориального размещения и т д
Данная стратегия свидетельствует о концентрации усилий фирмы-производителя на продаже товаров отобранными торговыми фирмами и требует от них преимущественного отношения к своим товарам при продажах по сравнению с товарами конкурентов, а также предполагает осуществление руководства и контроля за этими продажами в тех или иных рамках Как правило, в этом случае с ними заключаются долгосрочные рамочные соглашения о сотрудничестве по сбыту и маркетинговой поддержке.
Стратегия селективного сбыта в некоторой части схожа с политикой эксклюзивного, исключительного сбыта, однако здесь нет «специальной принадлежности* магазинов к фирме-продуценту и не предполагаются условия, когда торговый посредник может иметь дело только с товарами данной, специально оговоренной фирмы, а может свободно торговать и товарами фирм-конкурентов.
Стратегия эксклюзивного, исключительного сбыта предполагает продажу через торговые организации, принадлежащие или находящиеся в исключительном ведении фирмы-производителя или наделенные специальными исключительными правами. Данная политика определяет выбор торговых фирм и магазинов на специально оговоренной сбытовой территории в качестве единственных торговых филиалов или представителей фирмы-продуцента или связанных с ней
552 Глава 23. Особенности формирования каналов сбыта
специальным соглашением, предполагающим продажу товаров только именно данной фирмой на данной рыночной территории. При этом на одной и той же торговой территории может быть отобран один или уз-коограничеииос число сбытовых магазинов или торговых фирм, которые действуют согласно единой маркетинговой стратегии. Соглашения о сотрудничестве и представительстве товаров данной фирмы-экспортера на данной рыночной территории данной компанией заключаются в письменной форме на относительно длительный срок. Соглашение обычно оформляется в виде договора о предоставлении исключительного права, или права «первой руки».
Первый виддоговора предоставляет исключительное право продажи товаров данной фирмы на данной территории только для одной торговой фирмы. Такая форма торговли осложняется при продажах товара на широкой торговой территории, однако весьма удобна при относительно узкой рыночной территории. При соглашении о*продаже на условиях «первой руки» товар в первую очередь предлагается именно данной фирме для продажи на данной рыночной территории и только в случае ее отказа предлагается другим фирмам.
Возможно также заключение совместного договора о специализированной продаже. В этом случае соглашение предоставляетспециаль-ные права на продажу товаров для определенного Числа сбытовых фирм на одной совместной торговой территории. Такие договорные отношения имеют целью большее покрытие рынка, создание единой системы связи торговых фирм и повышение координации и эффективности их торговой политики и сбытовых усилий в системе маркетинговых мер, влияющих на конкурентные позиции фирмы-продуцента на зарубежном рынке.
В структуре связей фирм-продуцентов и торговых фирм важную роль играет характер и вид системы руководства каналами сбыта и формы установления правовых и организационных отношений между ними.
3. Следующей группой сбытовых стратегий в международном маркетинге являются стратегии рыночного охвата, которые наглядно можно представить в виде следующих схем:
■;р -О^стратегия полного (неощффег^Н1Г>фованн01^охвата — один-то
вар по Всему мировому рынку 'У'Т '' ,
■ |
|
|
• '■"' |
'Шь± |
_—— |
.'■■-.- ■. |
■■■-,:■/■ -.=-. '■;;■• yi
4. Стратегии международного сбыта 553
• стратегия дифференцированного охвата — различные виды дан
ного товара для различных сегмеитовмирового рынка
Товар А Товар Б Товар С |
*- Сегмент А ** Сегмент Б *- Сегмент С Рынок
• стратегия целевого, концентрированного охвата — один товар
(немногочисленные товары) для одного сегмента (немногочисленных
сегментов) мирового рынка
|
Сегмент А
Сегмент Б
Сегмент С
Рынок
Стратегия полного недифференцированного охвата мирового рынка предполагает массовую продажу одного неадаптированного товара на всем мировом рынке без его специальной сегментации. Такая стратегия создает конкурентные преимущества по издержкам производства и сбыта за счет ориентации на широкий рынок, а также производство и продажу товаров в большом количестве. В результате обеспечивается низкий уровень затрат и цен, повышается норма прибыли на единицу продукции и привлекаются широкие слои потребителей с высокой
эластичностью спроса.
Однако если подобную стратегию по аналогичным товарам проводят другие фирмы, то возможно обострение меэкдународной конкуренции (как, например, в случае с компаниями Coca-Cola и Pepsi Cola). Кроме того, при данной стратегии у компании оказываются не охваченными более мелкие сегменты мирового рынка.
Стратегия дифференцированного охвата мирового рынка предполагает продажу различных видов одного и того же товара, адаптированных к различным сегментам мирового рынка. В этом случае для каждого зарубеждного сегмента разрабатывается отдельное предложение. Такая стратегия ведет к более глубокому проникновению на зарубежные рынки за счет большого набора адаптированных к локальным рынкам видов товара. Издержки при таком подходе возрастают, цены тоже, однако для потребителей с низкой эластичностью спроса это не будет служить препятствием к приобретению товаров. Их привлекает чувство удовлетворения их свойствами и характеристиками товаров.''-..■ .. " ■■. v -
э54 Глава 23 Особенности формирования каналов сбыта
Стратегия целевого, концентрированного охвата мирового рынка предполагает продажу одного вида товара одному сегменту мирового рынка, причем этот сегмент может одновременно находиться в различных странах, поэтому нельзя упрощенно полагать, что такая стратегия неспособна обеспечить высокий уровень продаж. Издержки оказываются относительно невысокими за счет узкой специализации на одном зидс продукции, цены, как правило, тоже. Потребитель привлекается за счет уникального предложения. Такая стратегия довольно привлекательна для фирм с ограниченными ресурсами, малых предприятий. Однако она уязвима и рискованна, поскольку компания может не выдержать конкуренции в одной узко очерченной сфере или спрос в этом бизнесе может резко сократиться и т.д.
4. При организации международного сбыта компания также выбирает между стратегиями «тяни» (pull) и «толкай» (push).
Международная стратегия «толкай» (push) предполагает активную работу с международными торговыми посредниками, что выражается з различных формах поддежки их сбытовой деятельности, сервиса, рекламы и росте заинтересованности в увеличении продаж продукции данной компании-экспортера. При этом основные усилия направляются на торгового посредника первого уровня, с тем чтобы он 'заинтересовал в работе посредника следующего уровня и т.д. Таким образом происходит «выталкивание» и «проталкивание» товара конечному зарубежному потребителю (рис. 23.3).
Прямой метод сбыта
Производитель
Международный
посредник первого уровня
Международный
посредник второго уровня
Потребитель
Рис. 23.3. Метод «толкай» (push)
При использовании прямого экспорта компания-экспортер также напрямую активно работает с конечным потребителем» заинтересовывая его в приобретении товара, ^ •
Международная стратегия «тяни» (pull) предполагает направление основных сбытовых» сервисных и рекламных усилий непосредственно на конечных потребителей в зарубежных странах с целью заинтересовать их в приобретении товара и «вытанугь* его у торгового посредника последнего уровня, чтобы тот заказал его в связи с возросшим спросом у тортового посредника предыдущего уровня и т.д., и в конечном итоге бш,бЬ1 .обеспечен, рост заказов у компании-экспортера (рис. 23.4).-
5. Маркетинговая поддержка работы зарубежных торговых организаций 555
Усилия фирмы-продуцента
|
Международный посредник
первого уровня
Международный
посредник второго уровня
1
Потребитель
Рис. 23 4 Метод *тяни» (pull) (стрелки — запросы товара)
5. Маркетинговая поддержка работы зарубежных торговых организаций
Международные компании в рамках системы договорных или других связей типа аффилированных не только руководят деятельностью международных торговых посредников и контролируют процесс и результаты их работы, но и оказывают им значительную помощь в организации и расширении продаж, в области подготовки квалифицированного персонала, обеспечения финансовыми средствами, соотаетствующими бизнес- и маркетинговыми технологиями, научно-техническими ноу-хау.
«Оказывая помощь торговым посредникам и сбытовым филиалам, вы Оказываете помощь себе, так как это способствует укреплению каналов сбыта ваших товаров и повышает их эффективность», — наставляют опытные менеджеры фирм-продуцентов своих сотрудников.
Причем данная помощь развивается по сбытовой цепочке: фирма продуцент — международный посредник — зарубежный оптовик — зарубежный розничный торговец. Таким образом, не только фирма-продуцент-экспортер оказывает помощь международным посредникам и зарубежным оптовикам, но и они, в свою очередь, оказывают помощь зарубежным розничным торговым организациям в налаживании и совершенствовании сбытовой деятельности. .
Основные показатели для оценки работы международного торгового посредника следующие:
• фактический объем продаж и тенденции его роста;
• сопоставление плановых показателей с фактическими результат татми;
• сопоставление доходов с расходами по объемам, статьям (в динамике);
• уровень совпадения торговых целей торгового посредника с целями фирмы-экспортера;
• качество обращения с товаром фирмы-продуцента;
• реальный объем платежей за предоставляемые торговые и другие
услуги;
Комментариев нет:
Отправить комментарий