Глава 28: МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА

Глава 28

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА

/ Интегрированная логистика понятие, цели и принципы 2 Основные состав­ляющие международной интегрированной логистики • 3 Функциональный цикл как основа операционной структуры интегрированной логистики 4 Глобальная логистика и уровни глобальных логистических систем • 5 Особенности междуна­родной транспортной логистики и основные транспортные решения при организа­ции международной торговли б. Управление международной логистикой

1. Интегрированная логистика: понятие, цели и принципы

Термин «логистика» имеет происхождение от военного термина, понимаемого как «материально-техническое обеспечение армии» В дальнейшем термин «логистика» стал активно использоваться для обозначения широкого круга вопросов в рамках внутрифирменного управления в области материально-технического обеспечения функ­ционирования предприятия и организации запасов и транспортировки промежуточных изделий и готовой продукции. Дальнейшее расшире­ние трактовки этого термина затронуло сферу обеспечения запасами, формирование сбытовых каналов и информационное обеспечение, что в совокупности формирует снабженческо-сбытовую сеть

В международном маркетинге при организации логистической системы выстраивают логистические сети в материально-техни­ческом обеспечении и управлении запасами, организации произ­водственного процесса и его размещении, построении сбытовых ка­налов, организации транспортировки и перевозки, организации ин­формационных потоков обеспечения производства и сбыта в международном масштабе. Все это в комплексе образует междуна­родную интегрированную логистическую снабженческо-сбытовую сеть поддержки и обеспечения эффективной работы компании в пространстве и времени, которая взаимодействует в тесной увязан-ности целей, методов и расходов. В типичной компании все элемен­ты логистики пересекаются.

Цель интегрированной логистической поддержки — увеличивать потребительскую стоимость товара и соответствовать требованиям по­требителей, а также обеспечивать доступность всех средств независи­мо от их функциональной принадлежности, и наконец, создавать си-


1 Интегрированная логистика понятие, цели к принципы


635


иергические конкурентные преимущества. Логистику можно рассмат­ривать как сферу компетентности компании, связывающую ее с потребителями и поставщиками (рис. 28.1)

дйиасипс ^лладских Juuacuu

Постав­щики

Снабжение

Произ­водство

Каналы сбыта

-*-

Транспор­тировка

■*-) Потреби-■*-) тсли

Ml>/kA-l.»HF................................... К —______

lllUjJUJJIVllIUlll

ЛШЫЛ HUiUft

Рис 28 J Интегрированная логистика

Интегрированность операций по снабжению, складированию, транспортировке, информационному сопровождению поставок и т.д. образует ключевую сферу компетентности комлании, создает допол­нительные стратегические преимущества в конкурентной борьбе и обеспечивает повышение прибыльности бизнеса Международная ин­тегрированная логистика образует цепочку создания стоимости в меж­дународном масштабе

Расцвет логистики приходится на 80—90-е гг В США в этот период значительно росли расходы на логистику: если в 1974 г. на нее расходо­валось 244 млрддолл , то в 1991 Г. — 658, а ц 1994 г — 730 млрд долл , т.е за 20 лет их объем увеличился в три раза.

В отличие от существующей ранее практики, когда финансовые результаты оценивались на каждом отдельном этапе выполнения внешнеторговой сделки, при интегрированном логистическом подхо­де в целях достижения оптимального общего результата возможно уве­личение издержек в отдельно взятом звене логистической цепи, на­пример по транспортной составляющей, за счет экономии на других составляющих интегрированной логистической сети и получение в ко­нечном итоге значительного конкурентного выигрыша.

Логистическая схема на макроуровне предполагает организацию общей интегрированной схемы движения материальных и информа­ционных потоков. В то же время общая логистическая цепь разделяет­ся на отдельные функциональные элементы, такие как снабжение, производство товара, сбыт, транспортировка и т.д Локальная деятель­ность в рамках каждого из этих звеньев определяется как микрологи­стика.


636 Глава 28. Международная интегрированная логистика

Интегрированная логистическая система присуща не только про­изводственным компаниям, но и компаниям непроизводственной сферы бизнеса, государственным предприятиям и т.д.

Интегрированная логистика строится и функционирует на основа­нии следующих основных принципов.

Основные принципы построения и функционирования интегрированной логистической системы

Комплексность

Системность

Рациональность

Информационная обеспеченность

Комплексный подход предполагает увязанность и учет всей совокуп­ности факторов оптимизации каждого звена логистической цепочки, а также всей совокупности издержек логистической цепи и минимиза­цию совокупных затрат, в том числе и за счет эффекта синергии.

Системный подход определяет необходимость анализа каждого звена логистической цепочки в их логической последовательности. В этом случае различные функции логистики и все участники процесса товаро­движения (поставщики, посредники, транспортные компании) рас­сматриваются'как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы.

Рациональный подход предусматривает возможность взаимных ус­тупок и компромиссов по всей длине логистической цепи и снижения затрат в каждом ее звене.

Информационная поддержка обеспечивает эффективное функцио­нирование интегрированной логистической сети и является важней­шей ее составляющей.

Основная цель деятельности менеджеров-логистиков — найти и удержать оптимальный баланс затрат по всем звеньям интегрирован­ной логистической цепи в их взаимозависимости и взаимообусловлен­ности. Также вьщеляются и такие цели, как обеспечение быстрой реак­ции на запросы потребителей, минимизация неопределенности (не­предвиденных событий, нарушающих нормальную работу системы), м&кимизаодя объемов запасов (включая и повышение скорости, их ©Фо^чивашскти), повышение эффективности перевозок за счет их коакешндадиив виде объединения отдельных грУзов, непрерывное со-ве|^1е«ствование качества товаров и услуг, а также качества работы са-**©£ дготистической системы, поддержание жизненного цикла товара

зареработки я утилизации. . ..


2. Основные составляющие международной интегрированной логистики 637

2. Основные составляющие международной интегрированной логистики

Логистика имеет несколько важнейших функциональных областей (рис. 28.2).

Организация логистической инфраструктуры


Логистика

снабжения


Логистика производства


Логистика в обеспечении каналов сбыта


Сервисная

логистика

Транспортная логистика


Управление запасами и складами

Информационный логистический обмен (информационное сопровождение

или поддержка)

Рис. 28.2. Основные функциональные области интегрированной логистики

Анализ структуры логистических издержек развитых стран пока­зывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20—40%), транспортные расходы (15—35%) и расходы на ад-миниитративно-управленческие функции (9—14%). За последнее де­сятилетие заметен рост логистических издержек многих стран на такие комплексные логистические виды деятельности, как транспортиров­ка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, ад­министрирование.

Логистическая инфраструктура представляетеэбой каркас органи­зации логистической работы на фирме во всем ее интегрированном комплексе. Это склады, складское оборудование, компьютеризован­ные системы управления складскими мощностями и поиском товара, транегюртные средства, транспортные службы, информационные ре­сурсы и системы. На формирование логистической инфраструктуры влияет количество и местоположение каждого типа подразделения, обеспечивающего функции логистики, объем и виды необходимых за­пасов на каждом объекте компании, место размещения заказов клиен­тов на поставку товаров и др. В ряде олучаев компания может сама не создавать логистическую инфраструктуру, а обращаться к услугам сто­ронних организаций. . >


638 Глава 28. Международная интегрированная логистика

Управление снабжением преследует цель обеспечить бесперебойное производство за счет своевременной закупки и поставки необходимых Детапей и узлов точно в срок согласно условиям контрактов с внешни­ми поставщиками и избежать необоснованных издержек на содержа-н ие избыточных запасов материалов на складах. Логистическая страте­гия направлена на то, чтобы удержать финансовые активы в форме за­пасов на производственных плошадях на минимальном уровне ,и добиться скорейшей их оборачиваемости.

Снабжение связано с приобретением у поставщиков товаров, мате­риалов, деталей и узлов, требуемых для производства, планированием необходимых ресурсов, выбором источников поставок, ведением со­ответствующих переговоров, размещением заказов, транспортиров­кой, проверкой качества, хранением, обработкой и контролем за каче­ством сырьевых материалов.

Производственная логистика и материально-техническое обеспече­ние производства поддерживают эффективность управления запасами

незавершенного производства, эффективность производства за счет оптимизации схемы размещения производственного оборудования, конвейерных линий, внутрипроизводстверного движения запасов по­луфабрикатов, логичность и эффективности системы доставки деталей и узлов с одного рабочего места на другое, их перемещение в процессе производства, а также за счет оптимизации управления запасами полу­фабрикатов незавершенного производства. Производственная логи­стика направлена на достижение высокой степени взаимодействия всех подразделений производства с минимальными затратами сырья и рабочей силы. Закупка материалов и компонентов, создание и переме­щение запасов полуфабрикатов незавершенного производства в про­цессе производства готового изделия требуют пристального внимания со стороны специалистов в области логистики.

Рациональное размещение оборудования и механизмов в произ­водственных помещениях и планирование рабочих участков в виде U-образной кривой, внедрение системы «камбан» (поставки деталей и узлов строго па заказам в виде специальных карточек без страховых запасов), системы just-in-time (поставки деталей и узлов точно вовре­мя), системы быстрого реагирования, системы непрерывного попол­нения запасов, организация комплексных автономных участков на производстве и т.д. — все эти нововведения обусловлены повышени­ем эффективности производственной логистики и способствуют рос­ту к*№Ст» всегсг производственного процесса и прибылей компании.

Сбытовая логистика, физическое распределение и управление запасае­мы щютедегтой продукты замиткжя продвижением готовой тхро± дукдаш к вотрейителю, который представляет конечный пункт марке-


2 Основные состпвляю'.цие международной интегрированной логистики 639

тингового канала. Физическое распределение связывает маркетинго­вые каналы с потребителями.

Логистика построения оптимальных каналов сбыта в виде прямо­го, косвенного и смешанного типов их формирования, а также исполь­зование различных видов вертикальных, горизонтальных и комбини­рованных маркетинговых систем играют большую роль в снижении кумулятивных издержек и обеспечении высоких прибылей компаний, занятых в международной торговле и международном бизнесе.

Основная задача каждого участника канала сбыта — обеспечить

доступность товара для покупателей. Именно физическое распределе­ние, или сбыт, превращает место и время обслуживания потребителей в составной элемент маркетинга.

Логистика в управлении запасами в сфере сбыта обслуживает свое­временные и бесперебойные поставки потребителям произведенной продукции и связана с получением и обработкой заказов, хранением и обработкой запасов, продвижением продукции к потребителю по со­ответствующим каналам сбыта.

В этом случае управление запасами исходит из избирательной стратегии и принципа соответствия пяти основным требованиям.

Пять основных требований распределения ресурсов при управлении запасами

Сегментация рынка и прибыльность, которые дают потреби­тели

Требуемый ассортимент товаров

Интеграция и консолидация грузоперевозок

Требования времени и сроков
- Требования конкуренции

Компании предпочитают ориентироваться и в производстве, и в создании запасов на сегменты потребителей, которые приносят наи­большие прибыли. При этом ассортимент товаров также соответствует правилу Парето, или «правилу 80/20», когда 20% всей реализуемой продукции обеспечивает свыше 80% совокупных прибылей.

Складская сеть формируется в виде системы центральных, регио­нальных и периферийных или локальных складов, располагающихся в различных странах. В настоящее время нельзя вести международную торговлю без компьютеризированных и-оснащенных современным оборудованием складов, способных в короткий срок (как правило, в пределах 24 часов) доставить любой товар или запасные части к нему заказчикам-потребителям в любую точку земного шара.


640 Глава 28 Международная интегрированная логистика

Например, японские склады запасных частей расположены во всех регионах мира и представляют собой высокомехнизированные пред­приятия, оснащенные новейшими системами электронно-вычисли­тельной техники. Например, в Антверпене находится один из круп­нейших в Европе складов деталей и узлов к автомобилям компании Nissan общей площадью 50,4 тыс. ки.м, который является центральной базой поставок запасных частей более 100 наименований для автомо­билей этой компании в европейских странах Такой центр позволил сократить сроки поставки запасных частей местным сбытовым компа­ниям со 120 до 15 дней и уменьшить необходимый объем запасов у них с 7,5 до 2,5 мес. Склад занимается также и сбытовой деятельностью в отношении местных компаний — продуцентов автомобилей и запас­ных частей с участием японского капитала.

Сервисная логистика, или сервисная логистическая поддержка, свя­зана с обеспечением систем послепродажного обслуживания потреби­тельских товаров длительного пользования или промышленного обору­дования и обслуживанием жизненного циклатовара на всех его стадиях, включая и обеспечение возврата, переработки товара, его утилизации в соответствии с задачами охраны окружающей среды, с разрешением конфликтных ситуаций в связи с некачественностью товара и т.д.

Транспортная логистика и физическое перемещение товара привле­кают пристальное внимание менеджеров с точки зрения оптимизации процессов перемещения товаров и снижения транспортных издержек. При этом может быть использован собственный транспортный парк компании, или обращение к услугам специализированной транспорт­ной фирмы, или сочетание первого и второго варианта.

Важной характеристикой транспортной составляющей в междуна­родной торговле является время и скорость перевозки, Постоянство и бесперебойность перевозок — важная характеристика системы транс­портной логистики, которая призвана обеспечить наиболее короткие и выгодные транспортные маршруты движения грузов. Нарушение принципа бесперебойности перевозок и поставки может привести к необоснованному росту страховых запасов.

Большинство транспортных тарифов устанавливается исходя из объ­емов и размеров предназначенных для перевозки грузов. Экономия на комплектовании грузов под соответствующие транспортные средства мо­жет значительно перекрыть затраты на хранение грузов на складе. Компа­нии стремятся свести на нет количество единичных грузовых отравлений, которые увеличивают количество и частоту перевозок, а также их цену, и осуществлять эффективное комплектование поставляемых товаров.

Важное значение имеют грузообработка и упаковка груза. Грузы должны быть рассортированы и скомпонованы согласно требованиям


1 Основные состаоляющие международной интегрированной логистики 641

потребителей. При этом используются различные механизмы и виды автоматического оборудования, облегчающего и повышающего качест­во грузообработки. Упаковка осуществляется в несколько уровней. Первично упакованные в банки, бутылки, коробки и т.д. товары паку­ются в более крупные грузовые единицы — так называемые стандартные упаковочные модули, которые, в свою очередь, пакуются в еще более крупные грузовые единицы — пакеты на специальных поддонах, а затем в контейнеры различных типов. Такая упаковка не только защищает то­вар от повреждений, но и облегчает процедуру переработки грузов.

При этом достигается высокий уровень обслуживания потребите­лей: быстрота доставки товара с минимизацией общих издержек ком­пании и обеспечение соответствующего качества транспортировки (в одних случаях предпочтительна медленная и иизкозатратная транс­портировка, а в других — быстрая и с высокими затратами).

Информационная логистика позволила реализоваться межфункцио­нальной интегрированной логистике, ее координации, планированию и управлению. Она объединяет все логистические звенья в единую сеть.

Процесс развития интегрированной логистики происходил в тес­ной связи с развитием систем информатизации, компьютеризации и новейших средств связи и продолжает испытывать на себе влияние но­вых информационных технологий, совершенствующих, облегчающих и удешевляющих передачу видеоизображений, звуков и письменных текстов в режиме реального времени.

Электронный обмен данными в рамках подразделений компании, ее филиалов, расположенных в различных странах, межкомпьютерные связи с поставщиками, посредниками и потребителями, открывающие взаимный доступ к базам данных, передача документов с помощью электронных средств связи и т.д. обусловили активные процессы в раз­витии информационной логистики, поддерживающей всю интегриро­ванную сеть логистики в международном маркетинге.

Быстрый информационный поток, получение заказов непосредст­венно от заказчика и потребителя позволяет наладить равномерный рабочий процесс, обеспечить более быструю поставку, несмотря на ис­пользование более медленных транспортных'средств и с меньшими общими издержками.

В большей степени от информационного сопровождения логисти­ческих решений зависят прогнозирование и управление запасами.

Информационная логистика подразделяется на координационную

и оперативную.

Координационная информационная логистика направлена на плани­рование и координацию информационного обмена в рамках логисти­ческой цепи. Логистические планы определяют стратегические цел*

21-2Ю


642 Глава 28 Международная интегрированная логистика

обеспечения и сбыта, ограничения в связи с наличием производствен­ных мощностей, потребности логистики, размещение и объемы запа­сов, производственные потребности, потребности снабжения, прогно­зы на будущее

Оперативная информационная логистика связана с необходимостью организовать получение, обработку и доставку запасов и товаров в со­ответствии с требованиями заказчиков Оперативные информацион­ные потоки обслуживают управление заказами, обработку заказов, распределение продукции, управление запасами, транспортировку, снабжение производства.

Главная задача менеджера в сфере логистики — обеспечить баланс между элементами логистической системы

3. Функциональный цикл как основа операционной структуры

интегрированной логистики

Функциональный цикл исполнения заказа определяет операцион­ную структуру логистической системы, объединяющей временные и пространственные аспекты логистических операций и связывающей через интегрированную информационную сеть в единый процесс снабжение, внешние закупки ресурсов, производство и его материаль­но-техническое обеспечение, физическое распределение в форме оп­тимизации системы каналов сбыта, физическое перемещение товаров и их транспортировку и обслуживание.

Узлами функционального цикла логистики принято называть объек­ты, обслуживаемые логистической инфраструктурой, взаимосвязан­ные функциональным циклом. Это поставщики или источники сырье­вых материалов, производство компонентов, сборочное предприятие, распределительный склад, потребитель. Узлы функционального цикла логистики связывают информационные потоки, транспортные потоки и движение запасов (рис, 28.3).

Общий функциональный цикл подразделяется на цикл снабже­ния, цикл обеспечения производства и цикл сбыта, или физического распределения.

Цикл снабжения выражен в поступлении из внешних источников материальных ресурсов для компании и связан с выбором источников ресурсов, размещением и отправкой заказов, транспортировкой, полу­чением сырья и материалов,

Цикл материально-технического обеспечения производства обеспе­чивает логастинескую поддержку производства и заключается в фор­мировании с минимальными затратами регулярного потока материал-


4 Глобальная логистика и уровни глобальных логистических систем 643



































Информационные сети

Производи­тель


Цикл сбыта, физического распределе­ния


Цикл

материально-технического обеспечения производства


Складские сети Транспортные сети


---------------------- 1

Поставщики

Цикл снабжения


Потребитель


Рис 28 3 Функциональный цикл логистики него подвиды

лов и полуфабрикатов незавершенного производства в рамках уста­новленного производственного графика

Цикл физического распределения, или сбыта, предполагает обработ­ку и исполнение заказов, включая непосредственную поставку товара потребителю,

Разным функциональным циклам свойственна своя частота (ин­тенсивность), объемы и скорость реализации операций и сделок Функциональный цикл; логистики может находиться как в рамках од­ной компании, так и охватывать несколько компаний, причем распо­ложенных в различных странах, что, как правило, дает наивысший экономический и финансовый эффект. В случае с компанией между­народного масштаба, закупающей сырьевые материалы и продающей готовую продукцию на мировых рынках, трудно вычленить один функциональный цикл, связывающий между собой все операции. На­пример, весьма сложные логистические системы ТНК включают в себя огромное множество функциональных циклоз. Однако, несмотря на всю их сложность и запуганность, для выявления важнейших логи­стических взаимосвязей и линий контроля необходимо исследовать конфигурацию каждого отдельного функционального цикла. Функ­циональный цикл логистической цепи представляет собой основной объект планирования и оперативного управления в логистике.

4. Глобальная логистика и уровни глобальных логистических систем

В современных условиях вопросы успешной организации между­народного маркетинга связаны прежде всего с совершенствованием логистической деятельности и международного логистического пла-

21'


644 Глава 28 Международная интегрированная логистика

нирования. Международная логистика оказывается более сложной по сравнению с национальной в связи с большей степенью неопределен­ности из-за увеличения расстояний, спроса, разнообразия правил ре­гулирования и документации, протяженной логистической цепи и т.д. Межрегиональные различия требуют от международных логистиков многообразных дополнительных навыков и опыта. Глобализация ло­гистической работы в рамках международного маркетинга представля­ется весьма сложным делом, поскольку сбытовые сети, а также марке­тинговая среда отдельных стран весьма отличаются и трудно сводятся к однотипным схемам.

Создание устойчивых конкурентных преимуществ и получение максимальной экономии за счетзначительных масштабов производст­ва и стандартизации сбыта в мировом диапазоне требуют разработки скоординированных принципов глобальной логистики, не только учиты­вающей особенности отдельных стран, но и выявляющей общие под­ходы к сбыту и построению схем материального обеспечения.

В отличие от международной логистики на двусторонней основе глобальные системы транспортировки и хранения грузов, а также системы материально-технического обеспечения и формирования складских запасов создают экономию на объемах сделок и согласова­нии логистических усилий в глобальных масштабах и способны зна­чительно повысить международные конкурентные преимущества компании. При этом менее эффективным является перенос внутрен­ней или национальной схемы логистики на глобальный уровень: в глобальном масштабе более рациональной является разработка но­вых стандартных совершенных схем логистики, оптимально рабо­тающих в торговле между различными странами, а в ряде случаев и на их территории.

Необходимость развития глобальной логистики определяется сле­дующими факторами:

стремление к росту и выживанию в высококонкурентной среде;

. • экономический рост в промышленно развитых странах, рост до­ходов и прибылей компаний;

« развитие новых технологий в производстве и логистике, избы­точные производственные мощности;

ориентация на интегрированную логистику, единую логистиче­
скую цепочку в целом и развитие деловых связей внутри маркетинго­
вого канала;

- межгосударственные соглашения и регионализация, развитие Европейского союза;

развитие средств связи и информационных технологий;

дерегулирование сферы финансов, транспорта и др.


4 Глобальная логистика и уровни глобальных логистических систем 645

В то же время на пути развития глобальной логистики стоят такие барьеры, как ограничения для проникновения на зарубежные рынки, недостаточность информации, специфика ценообразования, характер и правила конкурентной борьбы, а также финансовые барьеры, разли­чия в каналах распределения. Например, особенности национальной логистики Китая, Японии и других стран требуют адаптивного подхода

в логистических решениях на их территории с учетом специфики этих

стран.

Глобальная система способна организовать эффективное движе­ние товаров в международный производственный комплекс, а от него — через множество внутринациональных распределительных се­тей — потребителям но всем мире. Таким путем формируется скоорди­нированная глобальная сеть интегрированной логистики, создать ко­торую в настоящее время оказалось для международных компаний до­вольно трудно (рис. 28.4).


Ораны - поставщики сырья


Стра н ы - потреб ител и





Страны-производители


Рис. 28.4. Глобальная логистика (глобальные стандартные сети и локальные адаптированные сети)

В настоящее время существуют отдельные национальные логисти­ческие системы, отличающиеся правовой и оперативной инфраструк­турой и специфическим стилем управления. Поэтому в отличие от гло-


646 [\'iuBti2S Международная ннтегрирооашгаялогисгнкл

бализации товарной политики или политики продвижения междуна­родная логистика с большим трудом поддается стандартизации глобализации

Международные маркетологи связывают пути развития процессов глобализации в области логистики с решением следующих задач;

все менеджеры международной компании должны руководство­ваться единой интегрированной схемой и логикой ведения логистиче­ских операций;

компания должна обеспечивать высокую степень централиза­ции управлении и контроля за международной логистикой,

должна быть разработана четкая система отчетности и ответст­венности по объемам и движению товарных запасов, тем более что для международных операций требуются большие, чем при внутренней деятельности, объемы запасов,

глобальная логистика требует унифицированности показателей оценки результатов логистической деятельности;

глобальная логистика требует особых методов учета логистиче­ских издержек в связи с тем, что компания, занимающаяся междуна­родным бизнесом, уделяет, как правило, больше внимания текущим расходам, чем капитализации логистических издержек, опасаясь, что ее капитал может быть взят под контроль местным правительством за­рубежной страны в национальных интересах.

Глобальная логистикасвязанастребованиями унификации и стан­дартизации товаросопроводительной документации и т,д

Становление глобальной логистики проходит следующие пять этапов

Первый этап — «сохранение дистанции» с международным дист­рибьютором, который берет на себя обязанности по организации меж­дународного маркетинга, управлению запасами, выставлению счетов и послепродажному обслуживанию

Второй этап — самостоятельный экспорт с использованием услуг зарубежного местного дистрибьютора.

Третий этап — самостоятельные зарубежные операции — связан с самостоятельным осуществлением за рубежом маркетинга, продаж, производства и распределения. Налицо присутствие на местном рын­ке. Методы работы чаще всего копируют методы работы материнской компании, а не местного рынка.

Четвертый этап — ускоренение бизнеса в зарубежных странах — предполагает использование местных менеджеров, маркетинговых и торговых организаций и даже местных бизнес-систем.

Пятый этап — денационализация деятельности. На этом этапе со­храняются предприятия в зарубежных странах, однако создаются ре-


4 Глобальная логистика и уровни глобальных логистических систем 647

гионапьные центры или штаб-квартиры, которые призваны коорди­нировать операции в соответствующем географическом регионе. Ком­пания, отказываясь от диктата единой хозяйственной политики, принятой в стране происхождения или в материнском головном офи­се, для всех остальных подразделений превращается в компанию без гражданства. Высшее руководство в таких компаниях имеет интерна­циональный состав. В то же время в лишенных национальности меж­дународных торговых операциях используются местные маркетинго­вые и торговые организации, опирающиеся на производственные и логистические процессы глобального уровня.

Как было сказано, глобальная логистика в большей степени связа­на с так называемыми компаниями без гражданства (Nestle — Швейца­рия, Philips — Нидерланды, ABB — Швейцария, ICI — Великобрита­ния и др), принимающими управленческие решения без учета нацио­нальных границ и ставшими «своими» в любом географическом регионе мира Но даже эти компании не могут осуществлять стандарт­ные логистические схемы в своей международной деятельности и от­личаются адаптацией к требованиям местного рынка и эффективной разработкой и внедрением гибких логистических систем и процедур. В то же время интегрированные логистические и информационные системы позволяют обеспечить потребителей информацией о товаре, который они заказали или собираются заказать

Глобальная логистическая цепочка характеризуется*

1) продолжительностью функционального цикла;

2) спецификой самих логистических операций,

3) развитием системной интеграции логистики,

4) особой ролью союзов или альянсов в современной международ­ной логистике

Первое отличие. Функциональные циклы в глобальной логистике отличаются по протяженности: если на внутреннем рынке они состав­ляют 4—10 дней, то на международном — недели и месяцы. Причина­ми этого являются более медленная связь, особенности финансирова­ния, упаковки, расписание транспортных средств, сроки транспорти­ровки, таможенные процедуры и тд. Кроме того, функциональные циклы логистики в международном масштабе отличаются большей не­равномерностью, что затрудняет логистическое планирование

Второе отличие. В отличие от национальной логистики междуна­родные логистические операции требуют;

сопровождения товаров, инструкций и документов на разных

языках;

большего разнообразия сопугствуютцих товаров, поддерживаю­
щих основные, что делает необходимым увеличение запасов;


648


Глав» 28 МежАунар°Д,1ая интегрированная логистика


роста объемов документации;

управление запасами не ограничивается владением запасами и их физическим размещением в местах хранения, а связано с индивиду­альным подходом к складированию, что делает необходимым увеличе­ние объемов запасов;

сложных международных грузоперевозок.

Третье отличие глобальной логистической цепочки — в необходи­мости ее скоординированности и системной интеграции за счет ис­пользования системы электронного обмена данными в режиме реаль­ного времени, что требует крупных капиталовложений и времени. По­этому немногие компании обладают интегрированными глобальными системами логистической информации.

Четвертое отличие международной и глобальной логистики про­диктовано особой ролью стратегических альянсов и союзов компаний с грузоперевозчиками, поставщиками, торговыми организациями и специализированными компаниями, предоставляющими логистиче­ские услуги, что снижает риски в международной деятельности и обес­печивает высокие позиции в международной конкурентной борьбе.

5. Особенности международной транспортной логистики

и основные транспортные решения при организации

международной торговли

При международном сбыте вопросы организации транспортиров­ки и физического перемещения товаров от производителя до конечно­го потребителя включают в себя комплекс технологических, организа­ционно-правовых и экономических мер по обеспечению транспорт­ных, складских, страховых и иных операций, которые в целом образуют систему товародвижения.

Транспортная логистика предполагает логическое и эффективное построение маршрута транспортировки, а также включает в себя все основные функции )тгравления транспортировкой товара, а именно: планирование, организацию рациональной доставки товаров от мест их гфоизводства или закупки до мест потребления, а также координа-шш транспортных вопросов со всеми другими составляющими интег­рированной логистической цепи и контроль за всеми операциями, связанными с перемещением товара, обмен соответствующей доку-меятвдаей и информацией между перевозчиком и грузовладельцем.

Транспортиая логистика на макроуровне занимается разработкой обашй концепции транспортного обеспечения движения товарных по­токов; выбором вида транспорта и способа транспортировки в зависи-


5. Особенности международной транспортной логистики 649

мости от характера товара, места его нахождения и возможности дос­тавки, а также выбором места размещения складов (как дистрибьютор-ских, так и для создания запасов) и т.д. -

Транспортная логистика на микроуровне определяет более деталь­ные вопросы: выбор перевозчика, подбор экономичных партий грузов и отгрузок, разработка взаимоувязанных и экономичных графиков от­грузок, погрузочно-разгрузочные работы, внутрискладские операции.

Основные характеристики транспортной составляющей в международной торговле

Издержки транспортировки

Скорость транспортировки

Бесперебойность транспортировки

Качество транспортных услуг

Обеспечение сохранности грузов

Оптимальность маршрутов транспортировки

' Интегрированность транспортной логистики в единую логи­стическую систему

Вышеперечисленные факторы являются также критериями при выборе соответствующих транспортных средств и фирм-перевозчи­ков. Из 145 опрошенных грузоотправителей в России 35% наибольшее значение придают стоимости доставки, 31% — срокам доставки, 14% — гибкости обслуживания и 10% — надежности доставки.

Издержки транспортировки связаны с затратами на сам транспорт и на складирование и хранение груза по пути следования, а также на обработку документации, сопровождающей груз. И именно транс­портная логистика направлена на минимизацию и оптимизацию этих затрат. Однако низкий тариф может стать причиной убытков в рамках всей системы сбыта, если дешевизна транспортировки обеспечивается за счет низкой скорости движения и ненадежности обслуживания или если выбранный вид транспорта потребует специальной дорогостоя­щей упаковки.

Международная транспортная логистика строится на базе реализа­ции маркетинговой программы и ее стратегической политики и, в свою очередь, требует предварительных маркетинговых исследований миро­вого транспортного рынка, рынка вспомогательных услуг и складского хозяйства, изучения международной конкурентоспособности транс­портных и экспедиторских компаний. Собирается информация по во­просам национального и международного транспортного законодатель-


650 Глава 28 Международная интегрированная логистика

ства, а также в отношении дефицитности транспортной или складской услуги, наличия альтернативных вариантов и маршрутов транспорти­ровки в рамках одного вида транспорта, создаются базы данных по мар­шрутам перевозки, транспортным средствам, тарифам, и т.д.

Каждая фирма-продуцент, если не передоверяет все транспортные вопросы транспортному посредническому агентству, создает сбалан­сированные и эффективные системы доставки своей продукции, тесно связанной с вопросами сбытовой политики, хранением и реализацией товара, которые формулируются в виде логистической транспортной модели или, как еще принято называть, «транспортного модуля».

Осуществление функций в области транспортной логистики на фирмах возложено на менеджера-логистика или менеджера по транс­портным операциям, которые возглавляют соответствующие транс­портные подразделения. Эти подразделения отвечают за подготовку и осуществление транспортных и вспомогательных операций; организа­цию скоординированного взаимодействия с сопряженными служба­ми — складскими, экспедиторскими, таможенными и т.д.; определение оптимального способа товародвижения, в том числе и при транзитном маршруте; определение рисков случайной гибели при наступлении форс-мажорных обстоятельств и возможные п^ти их урегулирования.

Одним из важнейших транспортных вопросов является определе­ние в контрактах купли-продажи базисных условий поставки, наибо­лее часто встречаемые из которых определены в специальном между­народном документе «Инкотермс-2000» — правилах толкования торго­вых терминов, разработанных Международной торговой палатой. Эти правила содержат 13 базисных условий, каждое из которых определяет свои особенности условий поставки, например; до какого пункта по­купатель свободен от ответственности нести расходы за погрузку-выгрузку, транспортировку, страхование, риски случайной гибели и т.д. Ранее число этих правил было значительно меньше, и они посте­пенно расширялись за счет добавления базисных условий, приближен­ных к месту положения покупателя, определяя условия, где обязанно­сти покупателя оказывались минимальными. Такой процесс в том чис­ле свидетельствует об усилении конкуренции на мировом рынке, более сложной для продуцента и продавца рыночной ситуации и о проявле­нии маркетинговых, с позиции интересов покупателя, подходов в ор­ганизации международной транспортной логистики,

Базисные условия поставки определяют для продавца и покупателя
I..................... ................... ———— ...................................... -...................... -.............................. ——

Момент перехода права собственности на товар

Все относящиеся к товару расходы

Момент перехода риска случайной гибели товара


5. Особенности международной транспортной логистики 651

Базисные условия поставки определяют право собственности на товар, т.е. в чьих руках находится грузопоток — продавца или покупа­теля — и до какого пункта, а также кто именно несет все относящиеся к товару расходы до момента передачи перевозчику или покупателю, а также определяют момент перехода риска случайной гибели товара (велела вие форс-мажорных обстоятельств) с продавца на покупателя:

EXW (Ex Works — свободно с завода) — покупатель несет все обязан­ности в отношении товара, принимая его с заводского склада продавца. Обязательства продавца минимальны;

FCA (Free Carner — свободно у перевозчика) — покупатель несет практически все обязанности в отношении товара, кроме подготовки его к отправке и передачи перевозчику, за что отвечает продавец;

FAS (Free Alongside Ship — свободно вдоль борта в порту отгрузки) — покупатель начинает нести ответственность с момента расположения то­вара вдоль борта судна, за что отвечает продавец. Судно фрахтуется поку­пателем;

FOB (Free on Board — свободно на борту в порту отгрузки) — покупа­тель начинает нести ответственность в отношении товара с момента его по­грузки на борт судна и вручения ему продавцом чистого бортового коноса­мента. Судно фрахтуется покупателем. Риск случайной гибели на покупате­ля переходит в момент перехода товара через поручни судна;

CFR (Cost and Freight — стоимость и фрахт) — покупатель свободен от расходов по оплате фрахта судна, хотя обязан застраховать за свой счет товар;

CIF (Cost, Insuranse and Freight — стоимость, страхование и фрахт) — в обязанности покупателя не входит страхование груза, за что, как и за фрахтование судна, по данному условию отвечает продавец. В этом случае в цену за товар входит оплата стоимости товара, стоимости страхования и стоимости фрахта;

СРТ (Carriage Paid То — свободно до пункта назначения) — покупа­тель свободен от всех обязанностей в отношении товара до его прибытия в пункт назначения. Заключение договора перевозки, оплата провозной платы перевозчику, осуществляющему прямую или смешанную перевоз­ку, осуществление экспортной таможенной очистки в этом случае осуще­ствляет продавец. Риск случайной гибели переходит на покупателя в мо­мент передачи товара первому перевозчику в пункте отправления;

CIP (Carriage and Insuranse Paid To — провозная плата и страхование оп­лачены до пункта назначения) — данные условия аналогичны предыдущим, однако покупатель освобождается и от страхования груза;

DAF (Delivered at Frontier — поставлено на границе) — покупатель принимает на себя обязанности в отношении товара с момента поставки его продавцом в указанном месте на границе до таможенной территории другой страны и сюуществлениетаможениых расходов по импортутовара и его выгрузке;


DES (Delivered Ex Ship — доставлено на судне в порт назначения) — покупатель принимает на себя обязательства в отношении товара, постав­ленного продавцом о порт назначения и расположенного на борту судна;

DEG (Delivered Ex Guay — поставлено на пристани в порту назначе­ния с оплатой пошлины) ~ покупатель принимает на себя обязательства в отношении товара, выгруженного продавцом на пристань в порту назна­чения и прошедшего импортную таможенную очистку;

DDU (Delivered Duty Unpaid — поставлено в место назначения без оп­латы пошлины) — покупатель принимает на себя обязательства в отноше­нии товара, поставленного продавцом в указанное место в стране импор­тера и оплачивает ввозные полшины,

DDP (Delivered Duty Paid — поставлено в место назначения с оплатой пошлины) — покупатель принимает на себя обязательства в отношении това­ра, поставленного продавцом в указанный пункт назначения в стране импор­тера и очищенного по таможенной импортной процедуре.

Особенно большое распространение в практике международной торговли имеют базисные условия FOB и CIF. При этом при расчете экспортной цены применяют условие FOB, а при расчете импортной цены применяют условие CIF.

Помимо базисных условий транспортные условия контрактов оп­ределяют порядок сдачи товара продавцом перевозчику и принятие его покупателем от транспортного средства, распределение расходов на оплат}' погрузочно-разгрузочных работ, связанных с международной перевозкой, виды и порядок предоставления транспортной информа­ции и документации продавцом и покупателем. При этом транспорт­ная документация свидетельствует не только о передаче товара покупа­телю или перевозчику и переходе риска случайной гибели, но и то, что товар находится в надлежащем состоянии. Развитие электронных средств связи позволяет использовать в международной торговле элек­тронные виды транспортных и других документов, что в значительной степени повышает оперативность международных операций.

Сотрудники транспортных служб компаний при заключении транспортных договоров с перевозчиками оговаривают время погруз­ки-выгрузки товара и норму грузовых работ, порядок размещения на транспортном средстве всех видов грузов, а также порядок компенса­ции потерь в случае опоздания или неприбытия транспортного средст­ва & в сяучяе простоя транспортного средства из-за неготовности груза к егавкдорным работам и т.д.

«Инкотермс-2000» носит индикативный, необязательный харак­тер н асяучаеего надолыювания в контракте должна стоять специаль­ная ссылка на этот документ. При этом в контракт можно вносить до-йагшения и изменения в толкования базисных условий и четко огова-


5 Особенности международной транспортной логистики


653


ривать их в письменной форме. Базисное условия поставки — основные условия внешнеторговой сделки, которые определяют обя­занности продавца и покупателя при исполнении контракта.

Сотрудники транспортных отделов занимаются определением транспортной специфики самого товара, вида транспорта, способадос-тавки груза. К транспортным вопросам относится также определение качества и распределение расходов на упаковку, а также требований к нанесению на транспортную упаковку маркировки груза (рис. 28.5).


Идентификационная маркировка


Предупредительная (специальная) маркировка


г \ ч

Товарная

Отпра- | витсльская

Транс­портная

Рис 28.5 Маркировка груза в международной торговле

Маркировка может быть идентификационной" товарной (наиме­нование товара, время выпуска, номер заказа и др.), отправительской (пункты отправления и назначения, наименования отправителя и по­лучателя, вес брутто и нетто) и транспортной (число мест в партии и порядковый номер места в партии), а также предупредительной или специальной (способ обращения с грузом). Идентификационная мар­кировка идентифицирует груз для перевозчика и получателя и указы­вает на определенный порядок доставки и хранения груза, а предупре­дительная маркировка предупреждает об опасности, которую может таить в себе груз в случае несоответствующего с ним обращения. Над­писи на маркировке принято переводить на язык страны-импортера.

В отношении упаковки и маркировки опасных грузов в междуна­родной торговле действуют Международное соглашение о транспор­тировке опасных грузов (ATR), Международное соглашение о марки­ровке опасньос грузов, перевозимых воздушными транспортными средствами (IATA), Международный морской коддля опасных грузов (IMDG).

Сотрудники транспортных отделов отвечают таюке за ведение транспортного документооборота, как внутреннего, так и внешнего; ре­шают задачу оптимизации и снижения расходов по всем звеньям транс­портной логистической сети на основе соблюдения баланса «стои­мость/эффективность»; выступают с инициативой создания и развития торговых складов и торговых региональных центров за рубежом.


654 Глава 28 Международная интегрированная логистика

Высокая степень международной конкуренции в области транс­портного обслуживания требует от перевозчиков, экспедиторов и опе­раторов высокого качества и широкого спектра предлагаемых услуг в любой момент и в любом сочетании, что в определенной степени об­легчает транспортную работу компаний-производителей по доставке товара зарубежным партнерам.

6. Управление международной логистикой

Меэдународная логистическая деятельность компании несет все основные функции управления, а именно: планирование, организа­цию, координацию, учет и контроль.

Планирование логистики предполагает разработку как стратегиче­ских, так и оперативных планов и текущих бюджетов логистики при согласовании показателей и данных. Логистический план координи­рует логистическую деятельность компании и описывает технологии управления системными изменениями и способы достижения постав­ленных целей, Большое значение при планировании логистики, осо­бенно для обеспечения долгосрочного размещения, использования и транспортировки логистических ресурсов, имеют стратегические пла­ны, выступающие как элементы проектирования всей логистической системы компании.

Текущие оперативные планы, рассчитанные обычно на один год, разрабатываются в рамках стратегических плановых заданий и уста­навливают порядок совершенствования и перестройки системы логи­стики компании, целевые показатели и календарные графики работ, а также логистические бюджеты, определяющие источники и порядок финансирования соответствующих статей расходов в рамках логисти­ки. Бюджетное планирование связано с необходимостью согласования разноречивых интересов и подходов. Постатейная разбивка расходов позволяет значительно облегчить такую работу. Большое распростра­нение в настоящее время в компаниях получило так называемое срав­нительное бюджетирование*, когда распределение ресурсов по отдель­ным функциям или процессам осуществляется по критериям для со­поставления результатов работы во времени (текущих и прошлых), пространстве (разных подразделений компании или по географии рынков) и относительно конкурентов.

TVp6yneHTHocrb и повышение степени неопределенности развития международной маркетинговой среды, а также возможные ошибки планирования делают необходимым корректировку оперативных пла­нов компании, в том числе и в разделе логистики, что может потребе-


6 Управление международной логистикой 655

ватЬся несколько раз в течение одного оперативного периода. При этом перед внесением поправки должны быть согласованы и соотнесе­ны с другими разделами плана компании (в случае необходимости со­ответствующие поправки вносятся и в них) и документально оформле­ны и одобрены руководством.

Организационные структуры управления логистическойдеятельно-стью Универсальной организационной структуры международной ло­гистики компании не существует, поскольку логистические операции географически разобщены и осуществляются в различных частях зем­ного шара многочисленными бизнес-единицами и филиалами компа­нии. Можно проследить эволюцию организационных структур управ­ления логистической деятельностью компании и выделить наиболее типичные и оптимальные виды организационного построения логи­стических служб международной компании.

Эволюция развития организационных структур управления логи­стической деятельностью в компании может быть представлена в та­кой последовательности: фрагментарность— агрегирование функций логистики в единой организационной структуре — интеграция функ­циональных процессов.

Первый этап (до 50-х гг.) — логистические операции рассматрива­лись как вспомогательные, и ответственность за их осуществление воз­лагалась на сотрудников различных подразделений. На рис. 28.6 пред­ставлены только функции, непосредственно связанные с логистиче­скими операциями.

Второй этап (50—80-е гг.) — объединение логистических функций

в рамках единой организационной структуры. Этот, этап в свою оче­редь насчитывает три стадии:

первая стадия (50—60-е гг.), на которой независимо друг от друга службы, занятые физическим распределением и управлением матери­альными ресурсами, объединяют родственные функции. На рис. 28.7, отражающем наиболее типичный вид организационной структуры данной стадии развития логистики, уже присутствуют два объединен­ных операционных блока; один включает управление поставками ма­териалов для производства, а второй — физическое распределение в рамках маркетинга. В то же время управление запасами осталось без изменения и не подверглось агрегированию.

Вторая стадия (конец 60-х — начало 70-х гг.) - усиливается значе­ние логистики, ее стратегическое влияние на деятельность компании в целом. Чаще всего физическое распределение продукции как функция выделяется из маркетинговых рамок в самостоятельный блок. Однако какая именно группа функций выделяется в качестве ключевой, эави-


656


Глава 28 Международная интегрированной логистика


ПишныЙ исполнительный директор

::


Финансы


Производство


Маркетинг



Управление запасами

Обработка заказов

Кредитование


Планирование пот­ребностей в матери­альных ресурсах

Закупки


Прогнозирование

Продажи*

обслуживание заказов клиентов



Информационная система управления

Планирование

мощностей инфраструктуры


Складирование сырья

Заводское склади­рование готовой

продукции

Транспортировка


Складирование

готовой продукции

на рынках сбыта


_ Промышленный инжиниринг


{


Планирование производства


Рис. 28 6. Фрагментарная организационная структура управления

логистической деятельное!"ьк>

сит от профиля деятельности компании. Например, может выделяться

и блок управления материальными ресурсами.

В то же время на данной стадии не происходит полной интеграции

логистического подразделения компании, что объясняется, во-пер­вых, отсутствием межфункциональных логистических информацион­ных систем, а во-вторых, акцентированием внимания на обработке за

казов и закупках.

Приведенный на рис. 28.8 вид организационного построения —

наиболее часто встречаемый в современных компаниях.

Третья стадия (80-е гг.) связана с объединением всех логистиче­ских функций в единую систему, ее сосредоточением под единым ру­ководством. Этому во многом способствовало стремительное развитие логистических информационных систем.

В этом случае каждая функциональная область логистики (закупки, материально-техническое обеспечение производства и физическое рас­пределение) выделены в отдельный бизнео-проиесс. Планирование и


5 Управление международной логистикой


657


Главный исполнительный директор


Финансы


г~ Производство


]


|— Маркетинг














































































































































г

Управление запасами,

кроме рынков сбыта

Кредитование

Информационная система управления

Планирование мощностей

инфраструктуры


Заводское склади­рование готовой продукции

Промышленный инжиниринг

Планирование производства

Управление постав­ками материалов


Прогнозирование

Физическое распределение

вка

—| Транспортира

Управление запасами

готовой продукции

Обработка заказов



Планирование пот­ребностей в матери­альных ресурсах


Продажи,

обслуживание заказов

клиентов



Закупки

*— Складирование сырья


Складирование

готовой продукции

на рынках сбыта


Рис 28 7 Организационная структура управления логистической деятельностью функциональное агрегирование (первая стадия)

координация всех логистических функций в интегрированной системе позволяет использовать синергический эо>фект от объединения усилий rjo организации логистических действий фирмы. Планирование и кон­троль за логистикой осуществляется на высшем уровне руководства компанией. Однако такой тип построения организационной схемы управления логистикой встречается довольно редко (рис. 28,9).

Третий этап (с середины 80-х гг.) — интеграция единого логистиче­ского процесса. Задача состоит не столько в том, как более качественно выполнять отдельные логистические функции^ а как повысить эффек­тивность руководства логистическим процессом в целом в целях сни­жения совокупных издержек и оптимизации деятельности компании. Управление в этом случае ориентируется на процесс, чему в большей степени соответствует процессо-ориентированная горизонтальная система управления — модель Острова-— Смита, получившая название по имени ее авторов — консультантов компании McKinsey (рис. 28.10).


658


Глава 28 Международная интегрированная логистика


Равный исполнительный директор





























































































































гС

Финансы


—[Упранле р-1 ками м

i

Информацион­ная система управления

Планирование

мощностей инфраструктуры


Планирование производства

Промышленный инжиниринг

ние постав-материалов

Планирование пот­ребностей в матери­альных ресурсах

Закупки


Физическое распределение

Транспортировка

Обработка заказов

Управление запасами готовой

продукции на рынках сбыта

и па производстве

Складирование готовой продук­ции на рынках сбыта


1

Маркетинг

Прогнозиро­вание



{


Складирование сырья

Управление запасами сырья


Заводское склади­рование ГОТОВОЙ продукции

Продажи,

обслуживание

заказов клиентов


Кредитование

Планирование системы

распределения

Рис. 28 8 Организационная структура управления логистической деятельностью: функциональное агрегирование (вторая стадия)

Интсфмрованность логистики означает ее объединение с марке­тингом и производством, предполагая интеграцию в единый хозяйст-ведошй процесс не функций, а процессов транспортировки, улравле-ЕЬН» расами, разработки новых товаров, гибкого производства я об-сауаашнда погубителей.

Прослеживаются тенденции частичного отказа от вертикальных с^глнизавдонных схем к схемам горизонтального типа, растушее влияние ннформационних технологий на организационное построе­ние шадраздаяеняй компаний, усиление процесса агрегированности


6 Управление международной логистикой


659


Главный исполнительный директор

Исполнительный директор по логистике


Планирование


Контроль



Логистическая поддержка


Планирование логистических ресурсов



i


Упаковка


Прогнозирование спроса



Инжиниринг грузоперсработки


Обработка заказов



Складирование


Функциональное планирование



Управление запасами


г- Планирование потребностей



Транспортировка и экспедиторское обслуживание грузов


Планирование производства


Планирование мощностей


{


Планирование потребностей в материальных ресурсах


Логистические операции












Материально-техническое обеспечение производства


Физическое распределение


Рис, 28 9 Организационная структура управления логистической деятельностью* полное функциональное агрегирование (третья стадия)

функций логистики, а в случае сложившейся интеграции логистиче­ской деятельности — его ослабление,

При командном типе организационного построения логистиче­ских служб отсутствует традиционный подход к структурным пропор­циям в виде деления функций по территориальному, товарному прин­ципу или по принципу группирования клиентов и потребителей.

Рассматривая возможные организационные структуры управления логистикой компании в будущем, можно предположить замену форма-


660


Глава 28. Международная интегрированная логистика


Руководство

Функциональные подразделения











Рук оподитс л и процесса

Команда

Команда I Команда Команда I ^Р^ечие функций* ^_|

----------- 1------------------------- f иального цикла

Привлечение и исполнение заказов


Руководители процесса


Команда


Команда


Команда


Команда Снижение издержек


Интегрированная логистика


Руководи гели Процесса

Команда

Команда Команда

Команда

\

Коммерциализация технологии
1 Ключевые процессы


Сокращение затрат времени


Рис 28.10. Модель Острова—Смита

лизованной административно-командной иерархии неформальной электронной сетью, получившей название виртуальной организации, су­ществующей, но не имеющей формальных очертаний. Виртуальные ор­ганизации прозрачны для формальной организационной структуры, в которую они входят. В этом случае многофункциональные команды (или рабочие группы) через электронные каналы способны сообща вы­полнять работу на интегрированной, объединенной основе. Организа­ционное построение логистических подразделений будушего будет стремиться к функциональной дезагрегированности и концентрации на рабочих процессах, а не на структуре. Однако в дезагрегированности ло­гистических процессов таятся серьезные угрозы, что следует учитывать при реформировании организационного построения служб логистики.

Контроль и оценка результатов логистической деятельности все более приобретают всеобъемлюпхий характер, ориентируются на единый логи­стический процесс и осуществляются на базе современных информаци­онных сетей. Уровень с>бслуживания и степень удовлетворенности це­левого потребителя ставятся во главу утла при оценке эфо>ективности работы компании. Контроль и оценка результатов логистической дея­тельности приобретают все большее значение в связи с сокращением раз­рыва межау выгодными и невыгодньими дотстическимн операциями.


6. Управление международной логистикой


661


Контроль и оценка результатов логистической деятельности ком­пании основываются на четко разработанной системе и структуре от­четности в рамках компании, в частности включающей отчеты об об­щем состоянии логистической деятельности (например, о состоянии запасов), отчеты о тенденциях развития логистической работы (для топ-менеджеров), специальные отчеты и доклады и т.д.

Контроль предполагает учет и оценку результатов и эффективно­сти логистической деятельности компании прежде всего путем сопос­тавления плановых и фактических результатов. Проводятся финансо­вый учет и калькуляция издержек, как общих, так и по видам логисти­ческих функций и процессов. При этом принимается во внимание, что ряд логистических функций может быть передан компанией независи­мой внешней организации.

Оценка эффективности логистической работы компании осущест­вляется на основе не только количественных, но и качественных пока­зателей, например: на базе норматива совершенного заказа, отражаю­щего степень общего удовлетворения нужд и запросов потребителя-Компании прибегают также к сравнительному анализу восприятия по­требителями типов логистических цепей. Эти показатели относятся к разряду внешних.

Удовлетворение потребителей





Своевременная

доставка

Продолжитель­ность исполне­ния заказа

Продолжитель­ность произ­водственного цикла

Время реакции цепи поставок

Выполнение производствен­ного плана


Совершенный

заказ

Реакция на рек­
ламации


Общие издержки

Рентабельность

Затраты на ис­полнение заказа, на закупку мате­риальных ресур­сов, на содержа­ние и управле­ние запасами, на финансиро­вание логистики


Цикл оборота

Запасы

Загрузка мощ­ностей


L

Конкурентные преимущества

Рис. 28.11 Комплексная оценка эффективности логистической работы компании


662 Глава 28 Международная интегрированная логистика

Внутренние оценочные показатели эффективности логистической деятельности компании представлены издержками, данными, свиде­тельствующими о качестве обслуживания потребителей, производи­тельностью, активами, показателями качества целостных процессов логистики (рис. 28.11).

Эффективность логистической деятельности компании определя­ется прежде всего соотношением издержек компании и уровня сервиса для потребителей. При этом интегрированная логистика предоставля­ет возможности перераспределения издержек о рамках соответствую­щих статей расходов с целью получения оптимального результата и со­вокупного синергического эффекта.

Контрольные вопросы

1. Что такое логистика и каковы основные области се функционирования?

2. Какие виды логистики составляют интегрированную логистическую сеть (цепь)?

3. Чем занимается логистика на макро- и микроуровне?

4. Как вы понимаете насущные задачи глобальной логистики?

5. Каковы задачи транспортной логистики на макро- и микроуровне?

6. Как построена транспортная модель (модуль) в известной вам компании'1

7. Какие из указанных задач менеджера фирмы в области транспортной логистики выполняются в известной вам компании'

8. Ночсму маркетинговая служба является необходимым звеном организа­ции движения товарных потоков?

9. Как базисные условия поставки контракта связаны с задачами транс­портной логастики?

10. Является ли применение «Инкотермс-2000» обязательным при опреде­лении базисного условия поставки в международной торговле?

11. Какие основные вопросы зависят от базиса поставки с точки зрения транспортной специфики?

12 Что является моментом перехода рисков и прав собственности продав­ца по большинству базисных условий поставки?

13. В чем особенности базисных условий CIF и FOB?

14. Что служит доказательством поставки при различньис базисных усло­виях?

15. Как осуществляется управление логистикой в компании?

Комментариев нет:

Отправить комментарий