Глава 28
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА
/ Интегрированная логистика понятие, цели и принципы • 2 Основные составляющие международной интегрированной логистики • 3 Функциональный цикл как основа операционной структуры интегрированной логистики • 4 Глобальная логистика и уровни глобальных логистических систем • 5 Особенности международной транспортной логистики и основные транспортные решения при организации международной торговли • б. Управление международной логистикой
1. Интегрированная логистика: понятие, цели и принципы
Термин «логистика» имеет происхождение от военного термина, понимаемого как «материально-техническое обеспечение армии» В дальнейшем термин «логистика» стал активно использоваться для обозначения широкого круга вопросов в рамках внутрифирменного управления в области материально-технического обеспечения функционирования предприятия и организации запасов и транспортировки промежуточных изделий и готовой продукции. Дальнейшее расширение трактовки этого термина затронуло сферу обеспечения запасами, формирование сбытовых каналов и информационное обеспечение, что в совокупности формирует снабженческо-сбытовую сеть
В международном маркетинге при организации логистической системы выстраивают логистические сети в материально-техническом обеспечении и управлении запасами, организации производственного процесса и его размещении, построении сбытовых каналов, организации транспортировки и перевозки, организации информационных потоков обеспечения производства и сбыта в международном масштабе. Все это в комплексе образует международную интегрированную логистическую снабженческо-сбытовую сеть поддержки и обеспечения эффективной работы компании в пространстве и времени, которая взаимодействует в тесной увязан-ности целей, методов и расходов. В типичной компании все элементы логистики пересекаются.
Цель интегрированной логистической поддержки — увеличивать потребительскую стоимость товара и соответствовать требованиям потребителей, а также обеспечивать доступность всех средств независимо от их функциональной принадлежности, и наконец, создавать си-
1 Интегрированная логистика понятие, цели к принципы
635
иергические конкурентные преимущества. Логистику можно рассматривать как сферу компетентности компании, связывающую ее с потребителями и поставщиками (рис. 28.1)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| дйиасипс ^лладских Juuacuu |
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Поставщики |
| Снабжение |
| Производство | Каналы сбыта | -*- | Транспортировка | ■*-) Потреби-■*-) тсли | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| Ml>/kA-l.»HF................................... К —______ |
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| lllUjJUJJIVllIUlll | ЛШЫЛ HUiUft |
|
|
|
|
Рис 28 J Интегрированная логистика
Интегрированность операций по снабжению, складированию, транспортировке, информационному сопровождению поставок и т.д. образует ключевую сферу компетентности комлании, создает дополнительные стратегические преимущества в конкурентной борьбе и обеспечивает повышение прибыльности бизнеса Международная интегрированная логистика образует цепочку создания стоимости в международном масштабе
Расцвет логистики приходится на 80—90-е гг В США в этот период значительно росли расходы на логистику: если в 1974 г. на нее расходовалось 244 млрддолл , то в 1991 Г. — 658, а ц 1994 г — 730 млрд долл , т.е за 20 лет их объем увеличился в три раза.
В отличие от существующей ранее практики, когда финансовые результаты оценивались на каждом отдельном этапе выполнения внешнеторговой сделки, при интегрированном логистическом подходе в целях достижения оптимального общего результата возможно увеличение издержек в отдельно взятом звене логистической цепи, например по транспортной составляющей, за счет экономии на других составляющих интегрированной логистической сети и получение в конечном итоге значительного конкурентного выигрыша.
Логистическая схема на макроуровне предполагает организацию общей интегрированной схемы движения материальных и информационных потоков. В то же время общая логистическая цепь разделяется на отдельные функциональные элементы, такие как снабжение, производство товара, сбыт, транспортировка и т.д Локальная деятельность в рамках каждого из этих звеньев определяется как микрологистика.
636 Глава 28. Международная интегрированная логистика
Интегрированная логистическая система присуща не только производственным компаниям, но и компаниям непроизводственной сферы бизнеса, государственным предприятиям и т.д.
Интегрированная логистика строится и функционирует на основании следующих основных принципов.
Основные принципы построения и функционирования интегрированной логистической системы
• Комплексность
• Системность
• Рациональность
• Информационная обеспеченность
Комплексный подход предполагает увязанность и учет всей совокупности факторов оптимизации каждого звена логистической цепочки, а также всей совокупности издержек логистической цепи и минимизацию совокупных затрат, в том числе и за счет эффекта синергии.
Системный подход определяет необходимость анализа каждого звена логистической цепочки в их логической последовательности. В этом случае различные функции логистики и все участники процесса товародвижения (поставщики, посредники, транспортные компании) рассматриваются'как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы.
Рациональный подход предусматривает возможность взаимных уступок и компромиссов по всей длине логистической цепи и снижения затрат в каждом ее звене.
Информационная поддержка обеспечивает эффективное функционирование интегрированной логистической сети и является важнейшей ее составляющей.
Основная цель деятельности менеджеров-логистиков — найти и удержать оптимальный баланс затрат по всем звеньям интегрированной логистической цепи в их взаимозависимости и взаимообусловленности. Также вьщеляются и такие цели, как обеспечение быстрой реакции на запросы потребителей, минимизация неопределенности (непредвиденных событий, нарушающих нормальную работу системы), м&кимизаодя объемов запасов (включая и повышение скорости, их ©Фо^чивашскти), повышение эффективности перевозок за счет их коакешндадиив виде объединения отдельных грУзов, непрерывное со-ве|^1е«ствование качества товаров и услуг, а также качества работы са-**©£ дготистической системы, поддержание жизненного цикла товара
зареработки я утилизации. . :Е..
2. Основные составляющие международной интегрированной логистики 637
2. Основные составляющие международной интегрированной логистики
Логистика имеет несколько важнейших функциональных областей (рис. 28.2).
Организация логистической инфраструктуры
Логистика
снабжения
Логистика производства
Логистика в обеспечении каналов сбыта
Сервисная логистика | Транспортная логистика |
Управление запасами и складами
Информационный логистический обмен (информационное сопровождение
или поддержка)
Рис. 28.2. Основные функциональные области интегрированной логистики
Анализ структуры логистических издержек развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20—40%), транспортные расходы (15—35%) и расходы на ад-миниитративно-управленческие функции (9—14%). За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих стран на такие комплексные логистические виды деятельности, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, администрирование.
Логистическая инфраструктура представляетеэбой каркас организации логистической работы на фирме во всем ее интегрированном комплексе. Это склады, складское оборудование, компьютеризованные системы управления складскими мощностями и поиском товара, транегюртные средства, транспортные службы, информационные ресурсы и системы. На формирование логистической инфраструктуры влияет количество и местоположение каждого типа подразделения, обеспечивающего функции логистики, объем и виды необходимых запасов на каждом объекте компании, место размещения заказов клиентов на поставку товаров и др. В ряде олучаев компания может сама не создавать логистическую инфраструктуру, а обращаться к услугам сторонних организаций. . >
638 Глава 28. Международная интегрированная логистика
Управление снабжением преследует цель обеспечить бесперебойное производство за счет своевременной закупки и поставки необходимых Детапей и узлов точно в срок согласно условиям контрактов с внешними поставщиками и избежать необоснованных издержек на содержа-н ие избыточных запасов материалов на складах. Логистическая стратегия направлена на то, чтобы удержать финансовые активы в форме запасов на производственных плошадях на минимальном уровне ,и добиться скорейшей их оборачиваемости.
Снабжение связано с приобретением у поставщиков товаров, материалов, деталей и узлов, требуемых для производства, планированием необходимых ресурсов, выбором источников поставок, ведением соответствующих переговоров, размещением заказов, транспортировкой, проверкой качества, хранением, обработкой и контролем за качеством сырьевых материалов.
Производственная логистика и материально-техническое обеспечение производства поддерживают эффективность управления запасами
незавершенного производства, эффективность производства за счет оптимизации схемы размещения производственного оборудования, конвейерных линий, внутрипроизводстверного движения запасов полуфабрикатов, логичность и эффективности системы доставки деталей и узлов с одного рабочего места на другое, их перемещение в процессе производства, а также за счет оптимизации управления запасами полуфабрикатов незавершенного производства. Производственная логистика направлена на достижение высокой степени взаимодействия всех подразделений производства с минимальными затратами сырья и рабочей силы. Закупка материалов и компонентов, создание и перемещение запасов полуфабрикатов незавершенного производства в процессе производства готового изделия требуют пристального внимания со стороны специалистов в области логистики.
Рациональное размещение оборудования и механизмов в производственных помещениях и планирование рабочих участков в виде U-образной кривой, внедрение системы «камбан» (поставки деталей и узлов строго па заказам в виде специальных карточек без страховых запасов), системы just-in-time (поставки деталей и узлов точно вовремя), системы быстрого реагирования, системы непрерывного пополнения запасов, организация комплексных автономных участков на производстве и т.д. — все эти нововведения обусловлены повышением эффективности производственной логистики и способствуют росту к*№Ст» всегсг производственного процесса и прибылей компании.
Сбытовая логистика, физическое распределение и управление запасаемы щютедегтой продукты замиткжя продвижением готовой тхро± дукдаш к вотрейителю, который представляет конечный пункт марке-
2 Основные состпвляю'.цие международной интегрированной логистики 639
тингового канала. Физическое распределение связывает маркетинговые каналы с потребителями.
Логистика построения оптимальных каналов сбыта в виде прямого, косвенного и смешанного типов их формирования, а также использование различных видов вертикальных, горизонтальных и комбинированных маркетинговых систем играют большую роль в снижении кумулятивных издержек и обеспечении высоких прибылей компаний, занятых в международной торговле и международном бизнесе.
Основная задача каждого участника канала сбыта — обеспечить
доступность товара для покупателей. Именно физическое распределение, или сбыт, превращает место и время обслуживания потребителей в составной элемент маркетинга.
Логистика в управлении запасами в сфере сбыта обслуживает своевременные и бесперебойные поставки потребителям произведенной продукции и связана с получением и обработкой заказов, хранением и обработкой запасов, продвижением продукции к потребителю по соответствующим каналам сбыта.
В этом случае управление запасами исходит из избирательной стратегии и принципа соответствия пяти основным требованиям.
Пять основных требований распределения ресурсов при управлении запасами
• Сегментация рынка и прибыльность, которые дают потребители
• Требуемый ассортимент товаров
• Интеграция и консолидация грузоперевозок
• Требования времени и сроков
- Требования конкуренции
Компании предпочитают ориентироваться и в производстве, и в создании запасов на сегменты потребителей, которые приносят наибольшие прибыли. При этом ассортимент товаров также соответствует правилу Парето, или «правилу 80/20», когда 20% всей реализуемой продукции обеспечивает свыше 80% совокупных прибылей.
Складская сеть формируется в виде системы центральных, региональных и периферийных или локальных складов, располагающихся в различных странах. В настоящее время нельзя вести международную торговлю без компьютеризированных и-оснащенных современным оборудованием складов, способных в короткий срок (как правило, в пределах 24 часов) доставить любой товар или запасные части к нему заказчикам-потребителям в любую точку земного шара.
640 Глава 28 Международная интегрированная логистика
Например, японские склады запасных частей расположены во всех регионах мира и представляют собой высокомехнизированные предприятия, оснащенные новейшими системами электронно-вычислительной техники. Например, в Антверпене находится один из крупнейших в Европе складов деталей и узлов к автомобилям компании Nissan общей площадью 50,4 тыс. ки.м, который является центральной базой поставок запасных частей более 100 наименований для автомобилей этой компании в европейских странах Такой центр позволил сократить сроки поставки запасных частей местным сбытовым компаниям со 120 до 15 дней и уменьшить необходимый объем запасов у них с 7,5 до 2,5 мес. Склад занимается также и сбытовой деятельностью в отношении местных компаний — продуцентов автомобилей и запасных частей с участием японского капитала.
Сервисная логистика, или сервисная логистическая поддержка, связана с обеспечением систем послепродажного обслуживания потребительских товаров длительного пользования или промышленного оборудования и обслуживанием жизненного циклатовара на всех его стадиях, включая и обеспечение возврата, переработки товара, его утилизации в соответствии с задачами охраны окружающей среды, с разрешением конфликтных ситуаций в связи с некачественностью товара и т.д.
Транспортная логистика и физическое перемещение товара привлекают пристальное внимание менеджеров с точки зрения оптимизации процессов перемещения товаров и снижения транспортных издержек. При этом может быть использован собственный транспортный парк компании, или обращение к услугам специализированной транспортной фирмы, или сочетание первого и второго варианта.
Важной характеристикой транспортной составляющей в международной торговле является время и скорость перевозки, Постоянство и бесперебойность перевозок — важная характеристика системы транспортной логистики, которая призвана обеспечить наиболее короткие и выгодные транспортные маршруты движения грузов. Нарушение принципа бесперебойности перевозок и поставки может привести к необоснованному росту страховых запасов.
Большинство транспортных тарифов устанавливается исходя из объемов и размеров предназначенных для перевозки грузов. Экономия на комплектовании грузов под соответствующие транспортные средства может значительно перекрыть затраты на хранение грузов на складе. Компании стремятся свести на нет количество единичных грузовых отравлений, которые увеличивают количество и частоту перевозок, а также их цену, и осуществлять эффективное комплектование поставляемых товаров.
Важное значение имеют грузообработка и упаковка груза. Грузы должны быть рассортированы и скомпонованы согласно требованиям
1 Основные состаоляющие международной интегрированной логистики 641
потребителей. При этом используются различные механизмы и виды автоматического оборудования, облегчающего и повышающего качество грузообработки. Упаковка осуществляется в несколько уровней. Первично упакованные в банки, бутылки, коробки и т.д. товары пакуются в более крупные грузовые единицы — так называемые стандартные упаковочные модули, которые, в свою очередь, пакуются в еще более крупные грузовые единицы — пакеты на специальных поддонах, а затем в контейнеры различных типов. Такая упаковка не только защищает товар от повреждений, но и облегчает процедуру переработки грузов.
При этом достигается высокий уровень обслуживания потребителей: быстрота доставки товара с минимизацией общих издержек компании и обеспечение соответствующего качества транспортировки (в одних случаях предпочтительна медленная и иизкозатратная транспортировка, а в других — быстрая и с высокими затратами).
Информационная логистика позволила реализоваться межфункциональной интегрированной логистике, ее координации, планированию и управлению. Она объединяет все логистические звенья в единую сеть.
Процесс развития интегрированной логистики происходил в тесной связи с развитием систем информатизации, компьютеризации и новейших средств связи и продолжает испытывать на себе влияние новых информационных технологий, совершенствующих, облегчающих и удешевляющих передачу видеоизображений, звуков и письменных текстов в режиме реального времени.
Электронный обмен данными в рамках подразделений компании, ее филиалов, расположенных в различных странах, межкомпьютерные связи с поставщиками, посредниками и потребителями, открывающие взаимный доступ к базам данных, передача документов с помощью электронных средств связи и т.д. обусловили активные процессы в развитии информационной логистики, поддерживающей всю интегрированную сеть логистики в международном маркетинге.
Быстрый информационный поток, получение заказов непосредственно от заказчика и потребителя позволяет наладить равномерный рабочий процесс, обеспечить более быструю поставку, несмотря на использование более медленных транспортных'средств и с меньшими общими издержками.
В большей степени от информационного сопровождения логистических решений зависят прогнозирование и управление запасами.
Информационная логистика подразделяется на координационную
и оперативную.
Координационная информационная логистика направлена на планирование и координацию информационного обмена в рамках логистической цепи. Логистические планы определяют стратегические цел*
21-2Ю
642 Глава 28 Международная интегрированная логистика
обеспечения и сбыта, ограничения в связи с наличием производственных мощностей, потребности логистики, размещение и объемы запасов, производственные потребности, потребности снабжения, прогнозы на будущее
Оперативная информационная логистика связана с необходимостью организовать получение, обработку и доставку запасов и товаров в соответствии с требованиями заказчиков Оперативные информационные потоки обслуживают управление заказами, обработку заказов, распределение продукции, управление запасами, транспортировку, снабжение производства.
Главная задача менеджера в сфере логистики — обеспечить баланс между элементами логистической системы
3. Функциональный цикл как основа операционной структуры
интегрированной логистики
Функциональный цикл исполнения заказа определяет операционную структуру логистической системы, объединяющей временные и пространственные аспекты логистических операций и связывающей через интегрированную информационную сеть в единый процесс снабжение, внешние закупки ресурсов, производство и его материально-техническое обеспечение, физическое распределение в форме оптимизации системы каналов сбыта, физическое перемещение товаров и их транспортировку и обслуживание.
Узлами функционального цикла логистики принято называть объекты, обслуживаемые логистической инфраструктурой, взаимосвязанные функциональным циклом. Это поставщики или источники сырьевых материалов, производство компонентов, сборочное предприятие, распределительный склад, потребитель. Узлы функционального цикла логистики связывают информационные потоки, транспортные потоки и движение запасов (рис, 28.3).
Общий функциональный цикл подразделяется на цикл снабжения, цикл обеспечения производства и цикл сбыта, или физического распределения.
Цикл снабжения выражен в поступлении из внешних источников материальных ресурсов для компании и связан с выбором источников ресурсов, размещением и отправкой заказов, транспортировкой, получением сырья и материалов,
Цикл материально-технического обеспечения производства обеспечивает логастинескую поддержку производства и заключается в формировании с минимальными затратами регулярного потока материал-
4 Глобальная логистика и уровни глобальных логистических систем 643
Информационные сети |
Производитель |
Цикл сбыта, физического распределения |
Цикл материально-технического обеспечения производства |
Складские сети Транспортные сети |
|
|
| ---------------------- 1 |
Поставщики |
| Цикл снабжения | |
|
|
|
|
|
|
Потребитель
Рис 28 3 Функциональный цикл логистики него подвиды
лов и полуфабрикатов незавершенного производства в рамках установленного производственного графика
Цикл физического распределения, или сбыта, предполагает обработку и исполнение заказов, включая непосредственную поставку товара потребителю,
Разным функциональным циклам свойственна своя частота (интенсивность), объемы и скорость реализации операций и сделок Функциональный цикл; логистики может находиться как в рамках одной компании, так и охватывать несколько компаний, причем расположенных в различных странах, что, как правило, дает наивысший экономический и финансовый эффект. В случае с компанией международного масштаба, закупающей сырьевые материалы и продающей готовую продукцию на мировых рынках, трудно вычленить один функциональный цикл, связывающий между собой все операции. Например, весьма сложные логистические системы ТНК включают в себя огромное множество функциональных циклоз. Однако, несмотря на всю их сложность и запуганность, для выявления важнейших логистических взаимосвязей и линий контроля необходимо исследовать конфигурацию каждого отдельного функционального цикла. Функциональный цикл логистической цепи представляет собой основной объект планирования и оперативного управления в логистике.
4. Глобальная логистика и уровни глобальных логистических систем
В современных условиях вопросы успешной организации международного маркетинга связаны прежде всего с совершенствованием логистической деятельности и международного логистического пла-
21'
644 Глава 28 Международная интегрированная логистика
нирования. Международная логистика оказывается более сложной по сравнению с национальной в связи с большей степенью неопределенности из-за увеличения расстояний, спроса, разнообразия правил регулирования и документации, протяженной логистической цепи и т.д. Межрегиональные различия требуют от международных логистиков многообразных дополнительных навыков и опыта. Глобализация логистической работы в рамках международного маркетинга представляется весьма сложным делом, поскольку сбытовые сети, а также маркетинговая среда отдельных стран весьма отличаются и трудно сводятся к однотипным схемам.
Создание устойчивых конкурентных преимуществ и получение максимальной экономии за счетзначительных масштабов производства и стандартизации сбыта в мировом диапазоне требуют разработки скоординированных принципов глобальной логистики, не только учитывающей особенности отдельных стран, но и выявляющей общие подходы к сбыту и построению схем материального обеспечения.
В отличие от международной логистики на двусторонней основе глобальные системы транспортировки и хранения грузов, а также системы материально-технического обеспечения и формирования складских запасов создают экономию на объемах сделок и согласовании логистических усилий в глобальных масштабах и способны значительно повысить международные конкурентные преимущества компании. При этом менее эффективным является перенос внутренней или национальной схемы логистики на глобальный уровень: в глобальном масштабе более рациональной является разработка новых стандартных совершенных схем логистики, оптимально работающих в торговле между различными странами, а в ряде случаев и на их территории.
Необходимость развития глобальной логистики определяется следующими факторами:
• стремление к росту и выживанию в высококонкурентной среде;
. • экономический рост в промышленно развитых странах, рост доходов и прибылей компаний;
« развитие новых технологий в производстве и логистике, избыточные производственные мощности;
• ориентация на интегрированную логистику, единую логистиче
скую цепочку в целом и развитие деловых связей внутри маркетинго
вого канала;
- межгосударственные соглашения и регионализация, развитие Европейского союза;
• развитие средств связи и информационных технологий;
• дерегулирование сферы финансов, транспорта и др.
4 Глобальная логистика и уровни глобальных логистических систем 645
В то же время на пути развития глобальной логистики стоят такие барьеры, как ограничения для проникновения на зарубежные рынки, недостаточность информации, специфика ценообразования, характер и правила конкурентной борьбы, а также финансовые барьеры, различия в каналах распределения. Например, особенности национальной логистики Китая, Японии и других стран требуют адаптивного подхода
в логистических решениях на их территории с учетом специфики этих
стран.
Глобальная система способна организовать эффективное движение товаров в международный производственный комплекс, а от него — через множество внутринациональных распределительных сетей — потребителям но всем мире. Таким путем формируется скоординированная глобальная сеть интегрированной логистики, создать которую в настоящее время оказалось для международных компаний довольно трудно (рис. 28.4).
Ораны - поставщики сырья
Стра н ы - потреб ител и
|
|
Страны-производители
Рис. 28.4. Глобальная логистика (глобальные стандартные сети и локальные адаптированные сети)
В настоящее время существуют отдельные национальные логистические системы, отличающиеся правовой и оперативной инфраструктурой и специфическим стилем управления. Поэтому в отличие от гло-
646 [\'iuBti2S Международная ннтегрирооашгаялогисгнкл
бализации товарной политики или политики продвижения международная логистика с большим трудом поддается стандартизации глобализации
Международные маркетологи связывают пути развития процессов глобализации в области логистики с решением следующих задач;
• все менеджеры международной компании должны руководствоваться единой интегрированной схемой и логикой ведения логистических операций;
• компания должна обеспечивать высокую степень централизации управлении и контроля за международной логистикой,
• должна быть разработана четкая система отчетности и ответственности по объемам и движению товарных запасов, тем более что для международных операций требуются большие, чем при внутренней деятельности, объемы запасов,
• глобальная логистика требует унифицированности показателей оценки результатов логистической деятельности;
• глобальная логистика требует особых методов учета логистических издержек в связи с тем, что компания, занимающаяся международным бизнесом, уделяет, как правило, больше внимания текущим расходам, чем капитализации логистических издержек, опасаясь, что ее капитал может быть взят под контроль местным правительством зарубежной страны в национальных интересах.
Глобальная логистикасвязанастребованиями унификации и стандартизации товаросопроводительной документации и т,д
Становление глобальной логистики проходит следующие пять этапов
Первый этап — «сохранение дистанции» с международным дистрибьютором, который берет на себя обязанности по организации международного маркетинга, управлению запасами, выставлению счетов и послепродажному обслуживанию
Второй этап — самостоятельный экспорт с использованием услуг зарубежного местного дистрибьютора.
Третий этап — самостоятельные зарубежные операции — связан с самостоятельным осуществлением за рубежом маркетинга, продаж, производства и распределения. Налицо присутствие на местном рынке. Методы работы чаще всего копируют методы работы материнской компании, а не местного рынка.
Четвертый этап — ускоренение бизнеса в зарубежных странах — предполагает использование местных менеджеров, маркетинговых и торговых организаций и даже местных бизнес-систем.
Пятый этап — денационализация деятельности. На этом этапе сохраняются предприятия в зарубежных странах, однако создаются ре-
4 Глобальная логистика и уровни глобальных логистических систем 647
гионапьные центры или штаб-квартиры, которые призваны координировать операции в соответствующем географическом регионе. Компания, отказываясь от диктата единой хозяйственной политики, принятой в стране происхождения или в материнском головном офисе, для всех остальных подразделений превращается в компанию без гражданства. Высшее руководство в таких компаниях имеет интернациональный состав. В то же время в лишенных национальности международных торговых операциях используются местные маркетинговые и торговые организации, опирающиеся на производственные и логистические процессы глобального уровня.
Как было сказано, глобальная логистика в большей степени связана с так называемыми компаниями без гражданства (Nestle — Швейцария, Philips — Нидерланды, ABB — Швейцария, ICI — Великобритания и др), принимающими управленческие решения без учета национальных границ и ставшими «своими» в любом географическом регионе мира Но даже эти компании не могут осуществлять стандартные логистические схемы в своей международной деятельности и отличаются адаптацией к требованиям местного рынка и эффективной разработкой и внедрением гибких логистических систем и процедур. В то же время интегрированные логистические и информационные системы позволяют обеспечить потребителей информацией о товаре, который они заказали или собираются заказать
Глобальная логистическая цепочка характеризуется*
1) продолжительностью функционального цикла;
2) спецификой самих логистических операций,
3) развитием системной интеграции логистики,
4) особой ролью союзов или альянсов в современной международной логистике
Первое отличие. Функциональные циклы в глобальной логистике отличаются по протяженности: если на внутреннем рынке они составляют 4—10 дней, то на международном — недели и месяцы. Причинами этого являются более медленная связь, особенности финансирования, упаковки, расписание транспортных средств, сроки транспортировки, таможенные процедуры и тд. Кроме того, функциональные циклы логистики в международном масштабе отличаются большей неравномерностью, что затрудняет логистическое планирование
Второе отличие. В отличие от национальной логистики международные логистические операции требуют;
• сопровождения товаров, инструкций и документов на разных
языках;
• большего разнообразия сопугствуютцих товаров, поддерживаю
щих основные, что делает необходимым увеличение запасов;
648
Глав» 28 МежАунар°Д,1ая интегрированная логистика
• роста объемов документации;
• управление запасами не ограничивается владением запасами и их физическим размещением в местах хранения, а связано с индивидуальным подходом к складированию, что делает необходимым увеличение объемов запасов;
• сложных международных грузоперевозок.
Третье отличие глобальной логистической цепочки — в необходимости ее скоординированности и системной интеграции за счет использования системы электронного обмена данными в режиме реального времени, что требует крупных капиталовложений и времени. Поэтому немногие компании обладают интегрированными глобальными системами логистической информации.
Четвертое отличие международной и глобальной логистики продиктовано особой ролью стратегических альянсов и союзов компаний с грузоперевозчиками, поставщиками, торговыми организациями и специализированными компаниями, предоставляющими логистические услуги, что снижает риски в международной деятельности и обеспечивает высокие позиции в международной конкурентной борьбе.
5. Особенности международной транспортной логистики
и основные транспортные решения при организации
международной торговли
При международном сбыте вопросы организации транспортировки и физического перемещения товаров от производителя до конечного потребителя включают в себя комплекс технологических, организационно-правовых и экономических мер по обеспечению транспортных, складских, страховых и иных операций, которые в целом образуют систему товародвижения.
Транспортная логистика предполагает логическое и эффективное построение маршрута транспортировки, а также включает в себя все основные функции )тгравления транспортировкой товара, а именно: планирование, организацию рациональной доставки товаров от мест их гфоизводства или закупки до мест потребления, а также координа-шш транспортных вопросов со всеми другими составляющими интегрированной логистической цепи и контроль за всеми операциями, связанными с перемещением товара, обмен соответствующей доку-меятвдаей и информацией между перевозчиком и грузовладельцем.
Транспортиая логистика на макроуровне занимается разработкой обашй концепции транспортного обеспечения движения товарных потоков; выбором вида транспорта и способа транспортировки в зависи-
5. Особенности международной транспортной логистики 649
мости от характера товара, места его нахождения и возможности доставки, а также выбором места размещения складов (как дистрибьютор-ских, так и для создания запасов) и т.д. -
Транспортная логистика на микроуровне определяет более детальные вопросы: выбор перевозчика, подбор экономичных партий грузов и отгрузок, разработка взаимоувязанных и экономичных графиков отгрузок, погрузочно-разгрузочные работы, внутрискладские операции.
Основные характеристики транспортной составляющей в международной торговле
• Издержки транспортировки
• Скорость транспортировки
• Бесперебойность транспортировки
• Качество транспортных услуг
• Обеспечение сохранности грузов
• Оптимальность маршрутов транспортировки
' Интегрированность транспортной логистики в единую логистическую систему
Вышеперечисленные факторы являются также критериями при выборе соответствующих транспортных средств и фирм-перевозчиков. Из 145 опрошенных грузоотправителей в России 35% наибольшее значение придают стоимости доставки, 31% — срокам доставки, 14% — гибкости обслуживания и 10% — надежности доставки.
Издержки транспортировки связаны с затратами на сам транспорт и на складирование и хранение груза по пути следования, а также на обработку документации, сопровождающей груз. И именно транспортная логистика направлена на минимизацию и оптимизацию этих затрат. Однако низкий тариф может стать причиной убытков в рамках всей системы сбыта, если дешевизна транспортировки обеспечивается за счет низкой скорости движения и ненадежности обслуживания или если выбранный вид транспорта потребует специальной дорогостоящей упаковки.
Международная транспортная логистика строится на базе реализации маркетинговой программы и ее стратегической политики и, в свою очередь, требует предварительных маркетинговых исследований мирового транспортного рынка, рынка вспомогательных услуг и складского хозяйства, изучения международной конкурентоспособности транспортных и экспедиторских компаний. Собирается информация по вопросам национального и международного транспортного законодатель-
650 Глава 28 Международная интегрированная логистика
ства, а также в отношении дефицитности транспортной или складской услуги, наличия альтернативных вариантов и маршрутов транспортировки в рамках одного вида транспорта, создаются базы данных по маршрутам перевозки, транспортным средствам, тарифам, и т.д.
Каждая фирма-продуцент, если не передоверяет все транспортные вопросы транспортному посредническому агентству, создает сбалансированные и эффективные системы доставки своей продукции, тесно связанной с вопросами сбытовой политики, хранением и реализацией товара, которые формулируются в виде логистической транспортной модели или, как еще принято называть, «транспортного модуля».
Осуществление функций в области транспортной логистики на фирмах возложено на менеджера-логистика или менеджера по транспортным операциям, которые возглавляют соответствующие транспортные подразделения. Эти подразделения отвечают за подготовку и осуществление транспортных и вспомогательных операций; организацию скоординированного взаимодействия с сопряженными службами — складскими, экспедиторскими, таможенными и т.д.; определение оптимального способа товародвижения, в том числе и при транзитном маршруте; определение рисков случайной гибели при наступлении форс-мажорных обстоятельств и возможные п^ти их урегулирования.
Одним из важнейших транспортных вопросов является определение в контрактах купли-продажи базисных условий поставки, наиболее часто встречаемые из которых определены в специальном международном документе «Инкотермс-2000» — правилах толкования торговых терминов, разработанных Международной торговой палатой. Эти правила содержат 13 базисных условий, каждое из которых определяет свои особенности условий поставки, например; до какого пункта покупатель свободен от ответственности нести расходы за погрузку-выгрузку, транспортировку, страхование, риски случайной гибели и т.д. Ранее число этих правил было значительно меньше, и они постепенно расширялись за счет добавления базисных условий, приближенных к месту положения покупателя, определяя условия, где обязанности покупателя оказывались минимальными. Такой процесс в том числе свидетельствует об усилении конкуренции на мировом рынке, более сложной для продуцента и продавца рыночной ситуации и о проявлении маркетинговых, с позиции интересов покупателя, подходов в организации международной транспортной логистики,
Базисные условия поставки определяют для продавца и покупателя
I..................... •................... —————■ ■...................................... ■ -■...................... -—.............................. —— —
• Момент перехода права собственности на товар
• Все относящиеся к товару расходы
• Момент перехода риска случайной гибели товара
5. Особенности международной транспортной логистики 651
Базисные условия поставки определяют право собственности на товар, т.е. в чьих руках находится грузопоток — продавца или покупателя — и до какого пункта, а также кто именно несет все относящиеся к товару расходы до момента передачи перевозчику или покупателю, а также определяют момент перехода риска случайной гибели товара (велела вие форс-мажорных обстоятельств) с продавца на покупателя:
EXW (Ex Works — свободно с завода) — покупатель несет все обязанности в отношении товара, принимая его с заводского склада продавца. Обязательства продавца минимальны;
FCA (Free Carner — свободно у перевозчика) — покупатель несет практически все обязанности в отношении товара, кроме подготовки его к отправке и передачи перевозчику, за что отвечает продавец;
FAS (Free Alongside Ship — свободно вдоль борта в порту отгрузки) — покупатель начинает нести ответственность с момента расположения товара вдоль борта судна, за что отвечает продавец. Судно фрахтуется покупателем;
FOB (Free on Board — свободно на борту в порту отгрузки) — покупатель начинает нести ответственность в отношении товара с момента его погрузки на борт судна и вручения ему продавцом чистого бортового коносамента. Судно фрахтуется покупателем. Риск случайной гибели на покупателя переходит в момент перехода товара через поручни судна;
CFR (Cost and Freight — стоимость и фрахт) — покупатель свободен от расходов по оплате фрахта судна, хотя обязан застраховать за свой счет товар;
CIF (Cost, Insuranse and Freight — стоимость, страхование и фрахт) — в обязанности покупателя не входит страхование груза, за что, как и за фрахтование судна, по данному условию отвечает продавец. В этом случае в цену за товар входит оплата стоимости товара, стоимости страхования и стоимости фрахта;
СРТ (Carriage Paid То — свободно до пункта назначения) — покупатель свободен от всех обязанностей в отношении товара до его прибытия в пункт назначения. Заключение договора перевозки, оплата провозной платы перевозчику, осуществляющему прямую или смешанную перевозку, осуществление экспортной таможенной очистки в этом случае осуществляет продавец. Риск случайной гибели переходит на покупателя в момент передачи товара первому перевозчику в пункте отправления;
CIP (Carriage and Insuranse Paid To — провозная плата и страхование оплачены до пункта назначения) — данные условия аналогичны предыдущим, однако покупатель освобождается и от страхования груза;
DAF (Delivered at Frontier — поставлено на границе) — покупатель принимает на себя обязанности в отношении товара с момента поставки его продавцом в указанном месте на границе до таможенной территории другой страны и сюуществлениетаможениых расходов по импортутовара и его выгрузке;
DES (Delivered Ex Ship — доставлено на судне в порт назначения) — покупатель принимает на себя обязательства в отношении товара, поставленного продавцом о порт назначения и расположенного на борту судна;
DEG (Delivered Ex Guay — поставлено на пристани в порту назначения с оплатой пошлины) ~ покупатель принимает на себя обязательства в отношении товара, выгруженного продавцом на пристань в порту назначения и прошедшего импортную таможенную очистку;
DDU (Delivered Duty Unpaid — поставлено в место назначения без оплаты пошлины) — покупатель принимает на себя обязательства в отношении товара, поставленного продавцом в указанное место в стране импортера и оплачивает ввозные полшины,
DDP (Delivered Duty Paid — поставлено в место назначения с оплатой пошлины) — покупатель принимает на себя обязательства в отношении товара, поставленного продавцом в указанный пункт назначения в стране импортера и очищенного по таможенной импортной процедуре.
Особенно большое распространение в практике международной торговли имеют базисные условия FOB и CIF. При этом при расчете экспортной цены применяют условие FOB, а при расчете импортной цены применяют условие CIF.
Помимо базисных условий транспортные условия контрактов определяют порядок сдачи товара продавцом перевозчику и принятие его покупателем от транспортного средства, распределение расходов на оплат}' погрузочно-разгрузочных работ, связанных с международной перевозкой, виды и порядок предоставления транспортной информации и документации продавцом и покупателем. При этом транспортная документация свидетельствует не только о передаче товара покупателю или перевозчику и переходе риска случайной гибели, но и то, что товар находится в надлежащем состоянии. Развитие электронных средств связи позволяет использовать в международной торговле электронные виды транспортных и других документов, что в значительной степени повышает оперативность международных операций.
Сотрудники транспортных служб компаний при заключении транспортных договоров с перевозчиками оговаривают время погрузки-выгрузки товара и норму грузовых работ, порядок размещения на транспортном средстве всех видов грузов, а также порядок компенсации потерь в случае опоздания или неприбытия транспортного средства & в сяучяе простоя транспортного средства из-за неготовности груза к егавкдорным работам и т.д.
«Инкотермс-2000» носит индикативный, необязательный характер н асяучаеего надолыювания в контракте должна стоять специальная ссылка на этот документ. При этом в контракт можно вносить до-йагшения и изменения в толкования базисных условий и четко огова-
5 Особенности международной транспортной логистики
653
ривать их в письменной форме. Базисное условия поставки — основные условия внешнеторговой сделки, которые определяют обязанности продавца и покупателя при исполнении контракта.
Сотрудники транспортных отделов занимаются определением транспортной специфики самого товара, вида транспорта, способадос-тавки груза. К транспортным вопросам относится также определение качества и распределение расходов на упаковку, а также требований к нанесению на транспортную упаковку маркировки груза (рис. 28.5).
Идентификационная маркировка
Предупредительная (специальная) маркировка
г \ ч
Товарная | Отпра- | витсльская | Транспортная |
Рис 28.5 Маркировка груза в международной торговле
Маркировка может быть идентификационной" товарной (наименование товара, время выпуска, номер заказа и др.), отправительской (пункты отправления и назначения, наименования отправителя и получателя, вес брутто и нетто) и транспортной (число мест в партии и порядковый номер места в партии), а также предупредительной или специальной (способ обращения с грузом). Идентификационная маркировка идентифицирует груз для перевозчика и получателя и указывает на определенный порядок доставки и хранения груза, а предупредительная маркировка предупреждает об опасности, которую может таить в себе груз в случае несоответствующего с ним обращения. Надписи на маркировке принято переводить на язык страны-импортера.
В отношении упаковки и маркировки опасных грузов в международной торговле действуют Международное соглашение о транспортировке опасных грузов (ATR), Международное соглашение о маркировке опасньос грузов, перевозимых воздушными транспортными средствами (IATA), Международный морской коддля опасных грузов (IMDG).
Сотрудники транспортных отделов отвечают таюке за ведение транспортного документооборота, как внутреннего, так и внешнего; решают задачу оптимизации и снижения расходов по всем звеньям транспортной логистической сети на основе соблюдения баланса «стоимость/эффективность»; выступают с инициативой создания и развития торговых складов и торговых региональных центров за рубежом.
654 Глава 28 Международная интегрированная логистика
Высокая степень международной конкуренции в области транспортного обслуживания требует от перевозчиков, экспедиторов и операторов высокого качества и широкого спектра предлагаемых услуг в любой момент и в любом сочетании, что в определенной степени облегчает транспортную работу компаний-производителей по доставке товара зарубежным партнерам.
6. Управление международной логистикой
Меэдународная логистическая деятельность компании несет все основные функции управления, а именно: планирование, организацию, координацию, учет и контроль.
Планирование логистики предполагает разработку как стратегических, так и оперативных планов и текущих бюджетов логистики при согласовании показателей и данных. Логистический план координирует логистическую деятельность компании и описывает технологии управления системными изменениями и способы достижения поставленных целей, Большое значение при планировании логистики, особенно для обеспечения долгосрочного размещения, использования и транспортировки логистических ресурсов, имеют стратегические планы, выступающие как элементы проектирования всей логистической системы компании.
Текущие оперативные планы, рассчитанные обычно на один год, разрабатываются в рамках стратегических плановых заданий и устанавливают порядок совершенствования и перестройки системы логистики компании, целевые показатели и календарные графики работ, а также логистические бюджеты, определяющие источники и порядок финансирования соответствующих статей расходов в рамках логистики. Бюджетное планирование связано с необходимостью согласования разноречивых интересов и подходов. Постатейная разбивка расходов позволяет значительно облегчить такую работу. Большое распространение в настоящее время в компаниях получило так называемое сравнительное бюджетирование*, когда распределение ресурсов по отдельным функциям или процессам осуществляется по критериям для сопоставления результатов работы во времени (текущих и прошлых), пространстве (разных подразделений компании или по географии рынков) и относительно конкурентов.
TVp6yneHTHocrb и повышение степени неопределенности развития международной маркетинговой среды, а также возможные ошибки планирования делают необходимым корректировку оперативных планов компании, в том числе и в разделе логистики, что может потребе-
6 Управление международной логистикой 655
ватЬся несколько раз в течение одного оперативного периода. При этом перед внесением поправки должны быть согласованы и соотнесены с другими разделами плана компании (в случае необходимости соответствующие поправки вносятся и в них) и документально оформлены и одобрены руководством.
Организационные структуры управления логистическойдеятельно-стью Универсальной организационной структуры международной логистики компании не существует, поскольку логистические операции географически разобщены и осуществляются в различных частях земного шара многочисленными бизнес-единицами и филиалами компании. Можно проследить эволюцию организационных структур управления логистической деятельностью компании и выделить наиболее типичные и оптимальные виды организационного построения логистических служб международной компании.
Эволюция развития организационных структур управления логистической деятельностью в компании может быть представлена в такой последовательности: фрагментарность— агрегирование функций логистики в единой организационной структуре — интеграция функциональных процессов.
Первый этап (до 50-х гг.) — логистические операции рассматривались как вспомогательные, и ответственность за их осуществление возлагалась на сотрудников различных подразделений. На рис. 28.6 представлены только функции, непосредственно связанные с логистическими операциями.
Второй этап (50—80-е гг.) — объединение логистических функций
в рамках единой организационной структуры. Этот, этап в свою очередь насчитывает три стадии:
первая стадия (50—60-е гг.), на которой независимо друг от друга службы, занятые физическим распределением и управлением материальными ресурсами, объединяют родственные функции. На рис. 28.7, отражающем наиболее типичный вид организационной структуры данной стадии развития логистики, уже присутствуют два объединенных операционных блока; один включает управление поставками материалов для производства, а второй — физическое распределение в рамках маркетинга. В то же время управление запасами осталось без изменения и не подверглось агрегированию.
Вторая стадия (конец 60-х — начало 70-х гг.) - усиливается значение логистики, ее стратегическое влияние на деятельность компании в целом. Чаще всего физическое распределение продукции как функция выделяется из маркетинговых рамок в самостоятельный блок. Однако какая именно группа функций выделяется в качестве ключевой, эави-
656
Глава 28 Международная интегрированной логистика
ПишныЙ исполнительный директор
::
Финансы
Производство
Маркетинг
Управление запасами
Обработка заказов
Кредитование
Планирование потребностей в материальных ресурсах
Закупки
Прогнозирование
Продажи*
обслуживание заказов клиентов
Информационная система управления
Планирование
мощностей инфраструктуры
Складирование сырья
Заводское складирование готовой
продукции
Транспортировка
Складирование
готовой продукции
на рынках сбыта
_ Промышленный инжиниринг
{
Планирование производства
Рис. 28 6. Фрагментарная организационная структура управления
логистической деятельное!"ьк>
сит от профиля деятельности компании. Например, может выделяться
и блок управления материальными ресурсами.
В то же время на данной стадии не происходит полной интеграции
логистического подразделения компании, что объясняется, во-первых, отсутствием межфункциональных логистических информационных систем, а во-вторых, акцентированием внимания на обработке за
казов и закупках.
Приведенный на рис. 28.8 вид организационного построения —
наиболее часто встречаемый в современных компаниях.
Третья стадия (80-е гг.) связана с объединением всех логистических функций в единую систему, ее сосредоточением под единым руководством. Этому во многом способствовало стремительное развитие логистических информационных систем.
В этом случае каждая функциональная область логистики (закупки, материально-техническое обеспечение производства и физическое распределение) выделены в отдельный бизнео-проиесс. Планирование и
5 Управление международной логистикой
657
Главный исполнительный директор
Финансы
г~ Производство
]
|— Маркетинг
г |
Управление запасами,
кроме рынков сбыта
Кредитование
Информационная система управления
Планирование мощностей
инфраструктуры
Заводское складирование готовой продукции
Промышленный инжиниринг
Планирование производства
Управление поставками материалов
— Прогнозирование
Физическое распределение
вка |
—| Транспортира
Управление запасами
готовой продукции
Обработка заказов
Планирование потребностей в материальных ресурсах
Продажи,
обслуживание заказов
клиентов
Закупки
*— Складирование сырья
Складирование
готовой продукции
на рынках сбыта
Рис 28 7 Организационная структура управления логистической деятельностью функциональное агрегирование (первая стадия)
координация всех логистических функций в интегрированной системе позволяет использовать синергический эо>фект от объединения усилий rjo организации логистических действий фирмы. Планирование и контроль за логистикой осуществляется на высшем уровне руководства компанией. Однако такой тип построения организационной схемы управления логистикой встречается довольно редко (рис. 28,9).
Третий этап (с середины 80-х гг.) — интеграция единого логистического процесса. Задача состоит не столько в том, как более качественно выполнять отдельные логистические функции^ а как повысить эффективность руководства логистическим процессом в целом в целях снижения совокупных издержек и оптимизации деятельности компании. Управление в этом случае ориентируется на процесс, чему в большей степени соответствует процессо-ориентированная горизонтальная система управления — модель Острова-— Смита, получившая название по имени ее авторов — консультантов компании McKinsey (рис. 28.10).
658
Глава 28 Международная интегрированная логистика
Равный исполнительный директор
гС |
— Финансы |
—[Упранле р-1 ками м |
i |
Информационная система управления
Планирование
мощностей инфраструктуры
Планирование производства
Промышленный инжиниринг
ние постав-материалов
Планирование потребностей в материальных ресурсах
Закупки
Физическое распределение
Транспортировка
Обработка заказов
Управление запасами готовой
продукции на рынках сбыта
и па производстве
Складирование готовой продукции на рынках сбыта
1
Маркетинг
Прогнозирование
{
Складирование сырья
Управление запасами сырья
Заводское складирование ГОТОВОЙ продукции
Продажи,
обслуживание
заказов клиентов
Кредитование
Планирование системы
распределения
Рис. 28 8 Организационная структура управления логистической деятельностью: функциональное агрегирование (вторая стадия)
Интсфмрованность логистики означает ее объединение с маркетингом и производством, предполагая интеграцию в единый хозяйст-ведошй процесс не функций, а процессов транспортировки, улравле-ЕЬН» расами, разработки новых товаров, гибкого производства я об-сауаашнда погубителей.
Прослеживаются тенденции частичного отказа от вертикальных с^глнизавдонных схем к схемам горизонтального типа, растушее влияние ннформационних технологий на организационное построение шадраздаяеняй компаний, усиление процесса агрегированности
6 Управление международной логистикой
659
Главный исполнительный директор
Исполнительный директор по логистике
Планирование
Контроль
Логистическая поддержка
Планирование логистических ресурсов
i
Упаковка
Прогнозирование спроса
Инжиниринг грузоперсработки
Обработка заказов
Складирование
Функциональное планирование
Управление запасами
г- Планирование потребностей
Транспортировка и экспедиторское обслуживание грузов
Планирование производства
Планирование мощностей
{
Планирование потребностей в материальных ресурсах
Логистические операции
|
Материально-техническое обеспечение производства
Физическое распределение
Рис, 28 9 Организационная структура управления логистической деятельностью* полное функциональное агрегирование (третья стадия)
функций логистики, а в случае сложившейся интеграции логистической деятельности — его ослабление,
При командном типе организационного построения логистических служб отсутствует традиционный подход к структурным пропорциям в виде деления функций по территориальному, товарному принципу или по принципу группирования клиентов и потребителей.
Рассматривая возможные организационные структуры управления логистикой компании в будущем, можно предположить замену форма-
660
Глава 28. Международная интегрированная логистика
Руководство
Функциональные подразделения
Рук оподитс л и процесса |
Команда |
Команда I Команда Команда I ^Р^ечие функций* ^_|
----------- 1------------------------- f иального цикла
Привлечение и исполнение заказов
Руководители процесса
Команда
Команда
Команда
Команда Снижение издержек
Интегрированная логистика
Руководи гели Процесса |
|
|
|
Команда | Команда Команда | Команда |
\ |
Коммерциализация технологии
1 Ключевые процессы
Сокращение затрат времени
Рис 28.10. Модель Острова—Смита
лизованной административно-командной иерархии неформальной электронной сетью, получившей название виртуальной организации, существующей, но не имеющей формальных очертаний. Виртуальные организации прозрачны для формальной организационной структуры, в которую они входят. В этом случае многофункциональные команды (или рабочие группы) через электронные каналы способны сообща выполнять работу на интегрированной, объединенной основе. Организационное построение логистических подразделений будушего будет стремиться к функциональной дезагрегированности и концентрации на рабочих процессах, а не на структуре. Однако в дезагрегированности логистических процессов таятся серьезные угрозы, что следует учитывать при реформировании организационного построения служб логистики.
Контроль и оценка результатов логистической деятельности все более приобретают всеобъемлюпхий характер, ориентируются на единый логистический процесс и осуществляются на базе современных информационных сетей. Уровень с>бслуживания и степень удовлетворенности целевого потребителя ставятся во главу утла при оценке эфо>ективности работы компании. Контроль и оценка результатов логистической деятельности приобретают все большее значение в связи с сокращением разрыва межау выгодными и невыгодньими дотстическимн операциями.
6. Управление международной логистикой
661
Контроль и оценка результатов логистической деятельности компании основываются на четко разработанной системе и структуре отчетности в рамках компании, в частности включающей отчеты об общем состоянии логистической деятельности (например, о состоянии запасов), отчеты о тенденциях развития логистической работы (для топ-менеджеров), специальные отчеты и доклады и т.д.
Контроль предполагает учет и оценку результатов и эффективности логистической деятельности компании прежде всего путем сопоставления плановых и фактических результатов. Проводятся финансовый учет и калькуляция издержек, как общих, так и по видам логистических функций и процессов. При этом принимается во внимание, что ряд логистических функций может быть передан компанией независимой внешней организации.
Оценка эффективности логистической работы компании осуществляется на основе не только количественных, но и качественных показателей, например: на базе норматива совершенного заказа, отражающего степень общего удовлетворения нужд и запросов потребителя-Компании прибегают также к сравнительному анализу восприятия потребителями типов логистических цепей. Эти показатели относятся к разряду внешних.
Удовлетворение потребителей
|
Своевременная
доставка
Продолжительность исполнения заказа
Продолжительность производственного цикла
Время реакции цепи поставок
Выполнение производственного плана
— Совершенный
заказ
— Реакция на рек
ламации
Общие издержки
Рентабельность
Затраты на исполнение заказа, на закупку материальных ресурсов, на содержание и управление запасами, на финансирование логистики
Цикл оборота
Запасы
Загрузка мощностей
L
Конкурентные преимущества
Рис. 28.11 Комплексная оценка эффективности логистической работы компании
662 Глава 28 Международная интегрированная логистика
Внутренние оценочные показатели эффективности логистической деятельности компании представлены издержками, данными, свидетельствующими о качестве обслуживания потребителей, производительностью, активами, показателями качества целостных процессов логистики (рис. 28.11).
Эффективность логистической деятельности компании определяется прежде всего соотношением издержек компании и уровня сервиса для потребителей. При этом интегрированная логистика предоставляет возможности перераспределения издержек о рамках соответствующих статей расходов с целью получения оптимального результата и совокупного синергического эффекта.
Контрольные вопросы
1. Что такое логистика и каковы основные области се функционирования?
2. Какие виды логистики составляют интегрированную логистическую сеть (цепь)?
3. Чем занимается логистика на макро- и микроуровне?
4. Как вы понимаете насущные задачи глобальной логистики?
5. Каковы задачи транспортной логистики на макро- и микроуровне?
6. Как построена транспортная модель (модуль) в известной вам компании'1
7. Какие из указанных задач менеджера фирмы в области транспортной логистики выполняются в известной вам компании'
8. Ночсму маркетинговая служба является необходимым звеном организации движения товарных потоков?
9. Как базисные условия поставки контракта связаны с задачами транспортной логастики?
10. Является ли применение «Инкотермс-2000» обязательным при определении базисного условия поставки в международной торговле?
11. Какие основные вопросы зависят от базиса поставки с точки зрения транспортной специфики?
12 Что является моментом перехода рисков и прав собственности продавца по большинству базисных условий поставки?
13. В чем особенности базисных условий CIF и FOB?
14. Что служит доказательством поставки при различньис базисных условиях?
15. Как осуществляется управление логистикой в компании?
Комментариев нет:
Отправить комментарий