Рентабельность продукции (виды). Пути повышения рентабельности продукции.

Захарченко:

Рентабельность = Прибыль / Затраты

Турецкий:

Рентабельность производства = Прибыль балансовая / Стоимость ОПФ

Рентабельность продукции = Прибыль / Себестоимость продукции

В условиях рыночных отношений, рентабельность является важной экономической характеристикой эффективности функционирования предприятия, а также экономической базой для решения текущих и перспективных задач.

Из учебного пособия «Экономика предприятия» (Захарченко, Филиппова)

В отличие от прибыли, показывающей абсолютный эффект деятельности, существует относительный показатель эффективности работы предприятия — рентабельность. В общем виде он исчисляется как отношение прибыли к затратам и выражается в процентах.

Рентабельность характеризует результативность деятельности предприятия, эффективность использования имеющихся ресурсов. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятия с каждой гривни средств, вложенных в имущество.

§ Эффективность производственно-хозяйственной деятельности отражает показатель балансовой (общей) рентабельности производства.

Rобщ = Пб / Кпр × 100% = Пб / (ОБСн + ОПФ) × 100%, где:

- Пб — прибыль балансовая;

- Кпр — капитал производственного назначения;

- ОБСн — среднегодовая величина нормируемых оборотных средств;

- ОПФ — среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

§ Расчетная рентабельность производства рассчитывается аналогично, но по планируемому значению прибыли.

§ Эффективность использования текущих затрат живого и овеществленного труда характеризует рентабельность продукции:

Rпр = Пр / Спр × 100%, где:

§ Пр — прибыль от реализации продукции;

§ Спр — полная себестоимость данной продукции.

Рентаб.-ть продукции может характеризовать затраты только живого труда:

Rпр = Пр / (Спр – Смат) × 100%, где:

§ Смат — прямые материальные затраты в себестоимости продукции.

В некоторых случаях может быть использован показатель рентабельности, исчисленный по выручке от реализации:

Rпр = Пч / В × 100%, где:

§ Пч — чистая прибыль от реализации данной продукции;

§ В — полная выручка от реализации.

§ Рентабельность собственного капитала, который характеризуется размером уставного фонда (акционерного капитала):

Рк = П / Кс × 100%, где:

§ П — чистая прибыль с учетом уплаты процентов за кредит;

§ Кс — собственный капитал, величина которого принимается по данным баланса и равна сумме активов за минусом долговых обязательств.

§ Рентабельность совокупных активов характеризует эффективность использования всего наличного имущества предприятия:

Ра = П / Ка × 100%, где:

§ Ка — средняя сумма активов баланса предприятия.

§ Рентабельность продаж показывает долю прибыли, приходящуюся на одну денежную единицу продаж (стоимость реализованной продукции Vр):

Рр = П / Vр × 100%, где:

§ Vр — стоимость реализованной продукции.

Пути повышения рентабельности продукции

Рентабельность = Прибыль / Затраты

Исходя из формулы выше, чтобы увеличить частное (т.е. Рентабельность) необходимо либо увеличить числитель (т.е. Прибыль) либо уменьшить знаменатель (т.е. Затраты).

Факторы повышения прибыли

§ внутренние:

- внепроизводственные;

- производственные:

o экстенсивные;

o интенсивные;

§ внешние.

К внешним факторам относятся природные условия и государственное регулирование цен, тарифов, процентов и пр. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказывают значительное влияния на величину прибыли.

К внутренним факторам относятся:

§ производственные, характеризующие наличие и использование природных ресурсов. Производственные интенсивные факторы характеризуют количественное использование ресурсов, а экстенсивные — качественное;

§ внепроизводственные, характеризующие использование непроизводственных ресурсов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий