Транспортно-логистический подход для организации ВЭД предприятия

Логистика может быть определена как наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырыя и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Логистическая схема на макроуровне предполагает организацию общей, интегрированной схемы движения материальных и информационных потоков. В то же врсемя общая логистическая цепь разделяется на отдельные функциональные элементы такие, как снабжение, производство това­ра, транспортировка и т.д. Локальная управленческая деятельность в рамках каждого из этих звеньев определяется как микрологистика.

Основными принципами построения и функционирования логистических систем в том числе в транспортном обеспечении ВЭД, являются:

-системный подход, при котором различные функции логистики и все участиики процесса товародвижения (поставщики, транспорт, посредники, потребители) рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы. Такой подход предполагает оптимизацию всей цепочки движения товарных потоков;

-учет всей совокупности издержек логистической цепи. Критерием эффективности при этом является минимизация суммарных издержек всех звеньев, т.е. получение внеотраслевого (синергетического) эффекта;

-компромисность как способ уравновешивания интересов участников логистического процесса .

Виды логистики

- снабженческая, включающая операции по планированию, кон­тролю и регулированию обеспечения производства сырьем и материалами, а также создания запасов;

- производственная, направленная на достижение высокой сте­пени взаимодействия всех подразделений производства с ми­нимальными затратами сырья и рабочей силы;

- распределительная, обеспечивающая сбыт и размещение това­ра у потребителя;

- транспортная;

- информационная, осуществляющая обмен данными внутри каждого звена логистической цепочки, а также в рамках сис­темы в целом. Информационная логистика является неотъемлемой частью всех видов логистики. В настоящее вре­мя существует большое количество различных информацион­ных систем и программ, позволяющих осуществлять слежение за грузом при транспортировке и передавать необходимые дан­ные грузовладельцам, экспедиторам, получателям внешнетор­говых грузов и другим участникам перевозки, а также предо­ставляющих возможность организовать обмен электронными сообщениями между этими компаниями.

Транспортная логистика — это планирование, организация и осуществление рациональной доставки товаров от мест их произ­водства или закупки до мест потребления, а также контроль за все­ми операциями, связанными с их перемещением, обмен соответст вующей информацией между грузовладельцем, перевозчиком и другими компаниями, участвующими в процессе доставки товара.

К задачам транспортной логистики на макроуровне относятся :

-разработка общей концепции транспортного обеспечения движения товарных потоков;

-изучение поставщиков в зависимости от места нахождения товара и возможности его доставки;

-определение канала товародвижения;

-выбор места размещения складов (как дистрибьюторских, так и для создания запасов) и т.д.
Транспортная логистика на микроуровне занимается более детальными вопросами:

организация погрузочно-разгрузочных работ;

внутрискладские операции;

выбор перевозчика;

разработка экономичных партий отгрузок;

разработка взаимоувязанных графиков отгрузок и др.

Цель построения транспортного модуля в управлении деятельностью производственной или торговой фирмы состоит в создании уравновешенной системы доставки, тесно связанной с закупкой (прокьюремент), распределением, складированием и контролем запасов, а также реализацией товара.

Управление доставкой товаров на всех этапах исполнения сделки на фирме может осуществляться:

- менеджером-логистиком, решающим общую задачу от налажи­вания контактов с партнерами до заключения контракта на поставку товара, его транспортировку и распределение;

- менеджером по транспортным и сопряженным операциям. В этом случае не исключается наличие специального функци­онального отдела в структуре фирмы.

В качестве основных задач менеджера фирмы в области транс­портной логистика могут быть выделены следующие операции:

- определение возможностей самой фирмы по организации и осу­ществлению всех транспортных и вспомогательных операций;

- выбор соответствующего базисного условия поставки и разработки транспортных условий контракта; - реализация условий контракта по транспортным вопросам пу­тем выбора перевозчика/экспедитора и заключение соответст­вующего соглашения;

- выполнение положений сделки, касающихся дополнительных и сопряженных операций (упаковка, маркировка, таможенные операции);

- осуществление выбора оптимального способа товародвижения как при складском, так и транзитном варианте;

- обеспечение скоординированного взаимодействия, транспорта с сопряженными отраслями (экспедирование, хранение, тамо­женные операции и т.д.);

определение рисков случайной гибели или повреждения това­ра, которым он подвергается во время доставки, и управление ими путем удержания, сокращения или страхования; ведение транспортного документооборота (внешнего и внутри­фирменного);

- расчет оптимальных расходов, связанных с доставкой товара, и эффективности сделки в целом, т.е. логистических издержек во всей цепочке;

- учет транспортных операций и анализ результатов транспорт­ного звена в каждой сделке;

- слежение за нахождением товара в пути, в том числе с помо­щью электронных средств связи;

- осуществление расчетов за транспортные и сопряженные опе­рации .

Менеджеру необходимо найти компромиссы между всеми функ­циями, чтобы получить общее действие системы на основе баланса «стоимость/эффективность».

Выбор перевозчика, экспедитора или оператора

Выбор фирмой оптимального перевозчика, экспедитора или оператора перевозки осуществляется на основе следующих крите­риев:

- виды и комплексность предоставляемых услуг (пакет услуг);

- качество услуг (обеспечение транспортировки в требуемое вре­мя, мобильность, т.е. выполнение срочных заказов, время реа­лизации текущих ордеров);

- уровень предлагаемых тарифов и условия перевозки;

- возможность организации доставки грузов по различным систе­мам «от двери до двери», КапВап и т.д.)

- опыт работы на рынке, наличие лицензии ;

- финансовое положение фирмы, кредитоспособность;

- надежность исполнения всех условий договора перевозки, по­ведение при возникновении претензионных дел;

- обеспечение сохранности груза при доставке;

- наличие страхования ответственности транспортной/экспеди­торской фирмы перед клиентом;

- характеристика подвижного состава;

- использование инноваций международного транспортного про­гресса;

- наличие развитой сети представительств фирмы в регионах стра­ны и за рубежом, особенно для экспедиторских/операторских компаний ;

- налаженная система информации о грузе.

Кроме этих общих параметров, могут быть специальные допол­нительные требования, связанные со спецификой товара и испол­нения торговой сделки.

1 комментарий:

  1. danube-river.info/ новости, перевозка, логистика, агентирование, экспедирование, фрахтование, по реке Дунай

    ОтветитьУдалить