Логистика может быть определена как наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырыя и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Логистическая схема на макроуровне предполагает организацию общей, интегрированной схемы движения материальных и информационных потоков. В то же врсемя общая логистическая цепь разделяется на отдельные функциональные элементы такие, как снабжение, производство товара, транспортировка и т.д. Локальная управленческая деятельность в рамках каждого из этих звеньев определяется как микрологистика.
Основными принципами построения и функционирования логистических систем в том числе в транспортном обеспечении ВЭД, являются:
-системный подход, при котором различные функции логистики и все участиики процесса товародвижения (поставщики, транспорт, посредники, потребители) рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы. Такой подход предполагает оптимизацию всей цепочки движения товарных потоков;
-учет всей совокупности издержек логистической цепи. Критерием эффективности при этом является минимизация суммарных издержек всех звеньев, т.е. получение внеотраслевого (синергетического) эффекта;
-компромисность как способ уравновешивания интересов участников логистического процесса .
Виды логистики
- снабженческая, включающая операции по планированию, контролю и регулированию обеспечения производства сырьем и материалами, а также создания запасов;
- производственная, направленная на достижение высокой степени взаимодействия всех подразделений производства с минимальными затратами сырья и рабочей силы;
- распределительная, обеспечивающая сбыт и размещение товара у потребителя;
- транспортная;
- информационная, осуществляющая обмен данными внутри каждого звена логистической цепочки, а также в рамках системы в целом. Информационная логистика является неотъемлемой частью всех видов логистики. В настоящее время существует большое количество различных информационных систем и программ, позволяющих осуществлять слежение за грузом при транспортировке и передавать необходимые данные грузовладельцам, экспедиторам, получателям внешнеторговых грузов и другим участникам перевозки, а также предоставляющих возможность организовать обмен электронными сообщениями между этими компаниями.
Транспортная логистика — это планирование, организация и осуществление рациональной доставки товаров от мест их производства или закупки до мест потребления, а также контроль за всеми операциями, связанными с их перемещением, обмен соответст вующей информацией между грузовладельцем, перевозчиком и другими компаниями, участвующими в процессе доставки товара.
К задачам транспортной логистики на макроуровне относятся :
-разработка общей концепции транспортного обеспечения движения товарных потоков;
-изучение поставщиков в зависимости от места нахождения товара и возможности его доставки;
-определение канала товародвижения;
-выбор места размещения складов (как дистрибьюторских, так и для создания запасов) и т.д.
Транспортная логистика на микроуровне занимается более детальными вопросами:
организация погрузочно-разгрузочных работ;
внутрискладские операции;
выбор перевозчика;
разработка экономичных партий отгрузок;
разработка взаимоувязанных графиков отгрузок и др.
Цель построения транспортного модуля в управлении деятельностью производственной или торговой фирмы состоит в создании уравновешенной системы доставки, тесно связанной с закупкой (прокьюремент), распределением, складированием и контролем запасов, а также реализацией товара.
Управление доставкой товаров на всех этапах исполнения сделки на фирме может осуществляться:
- менеджером-логистиком, решающим общую задачу от налаживания контактов с партнерами до заключения контракта на поставку товара, его транспортировку и распределение;
- менеджером по транспортным и сопряженным операциям. В этом случае не исключается наличие специального функционального отдела в структуре фирмы.
В качестве основных задач менеджера фирмы в области транспортной логистика могут быть выделены следующие операции:
- определение возможностей самой фирмы по организации и осуществлению всех транспортных и вспомогательных операций;
- выбор соответствующего базисного условия поставки и разработки транспортных условий контракта; - реализация условий контракта по транспортным вопросам путем выбора перевозчика/экспедитора и заключение соответствующего соглашения;
- выполнение положений сделки, касающихся дополнительных и сопряженных операций (упаковка, маркировка, таможенные операции);
- осуществление выбора оптимального способа товародвижения как при складском, так и транзитном варианте;
- обеспечение скоординированного взаимодействия, транспорта с сопряженными отраслями (экспедирование, хранение, таможенные операции и т.д.);
определение рисков случайной гибели или повреждения товара, которым он подвергается во время доставки, и управление ими путем удержания, сокращения или страхования; ведение транспортного документооборота (внешнего и внутрифирменного);
- расчет оптимальных расходов, связанных с доставкой товара, и эффективности сделки в целом, т.е. логистических издержек во всей цепочке;
- учет транспортных операций и анализ результатов транспортного звена в каждой сделке;
- слежение за нахождением товара в пути, в том числе с помощью электронных средств связи;
- осуществление расчетов за транспортные и сопряженные операции .
Менеджеру необходимо найти компромиссы между всеми функциями, чтобы получить общее действие системы на основе баланса «стоимость/эффективность».
Выбор перевозчика, экспедитора или оператора
Выбор фирмой оптимального перевозчика, экспедитора или оператора перевозки осуществляется на основе следующих критериев:
- виды и комплексность предоставляемых услуг (пакет услуг);
- качество услуг (обеспечение транспортировки в требуемое время, мобильность, т.е. выполнение срочных заказов, время реализации текущих ордеров);
- уровень предлагаемых тарифов и условия перевозки;
- возможность организации доставки грузов по различным системам «от двери до двери», КапВап и т.д.)
- опыт работы на рынке, наличие лицензии ;
- финансовое положение фирмы, кредитоспособность;
- надежность исполнения всех условий договора перевозки, поведение при возникновении претензионных дел;
- обеспечение сохранности груза при доставке;
- наличие страхования ответственности транспортной/экспедиторской фирмы перед клиентом;
- характеристика подвижного состава;
- использование инноваций международного транспортного прогресса;
- наличие развитой сети представительств фирмы в регионах страны и за рубежом, особенно для экспедиторских/операторских компаний ;
- налаженная система информации о грузе.
Кроме этих общих параметров, могут быть специальные дополнительные требования, связанные со спецификой товара и исполнения торговой сделки.
danube-river.info/ новости, перевозка, логистика, агентирование, экспедирование, фрахтование, по реке Дунай
ОтветитьУдалить