Проблема установления равновесия в экономике

Главным условием нормального развития националь¬ной экономики является равновесие двух основных ее составляющих: совокупного спроса (совокупных расхо¬дов) и совокупного предложения (созданного совокуп¬ного дохода). Этот закон называется законом макро-экономического равновесия.
В случае его нарушения возникает ситуация неравновесия:
1. если производство со¬здает продуктов больше, чем нужно потребителям, то это означает перепроизводство (предложение выше спроса),
2. если - меньше, то недопроизводство (предложение ниже спроса).
О наличии этих нарушений можно судить по показателям занятости, инфляции, уровня производства, уровня благосостояния граждан. Так, периоду кризиса характерна высокая безработица, низкие доходы населе¬ния, падение производства.
Сегодня экономической науке известно три регулятора экономики: рыночный, государственный и смешанный.
Современная экономика и смешанный механизм регулирования
Особенности смешанного регулятора состоят в том, что он объединяет устойчивость государственного регулиро¬вания и гибкость рыночного механизма. С помощью его можно достичь эффективного производства, социальной справедливости, стабильного экономического роста. На¬конец, попеременно ужесточая или ослабляя государствен¬ное вмешательство, становится возможным установить долгосрочное макроэкономическое равновесие.
Сегодня таким способом регулируется экономика всех высокоразвитых стран мира. Однако это не означает, что их экономические системы абсолютно одинаковые. Каж¬дой из них присущи свои границы государственного ре¬гулирования.
В целом выделяется два типа смешанных систем:
1. превалируют рыночные механизмы,
К первому типу принадлежит США, где только пятая часть национального производства выпускается государ¬ственными предприятиями. Здесь доминируют законы конкуренции, а роль государства сводится к установле¬нию законодательного поля для фирм, выпуску денег и финансированию производства общественных товаров(транспорта, связи и др.).
2. принципы государственного планирования.
В странах с максимально допустимым участием госу¬дарства (Швеция, Япония, Германия) государство произво¬дит около 40% товаров и услуг.
Государственные меры:
1. формиру¬ет основы налогообложения, правовую базу,
2. проводит ан¬тиинфляционную политику,
3. стимулирует конкуренцию,
4. разрабатывает и реализует национальные программы на¬учно-технического прогресса,
5. поощрения экспорта
6. и дру¬гие.
7. В периоды спадов государство про водит антикризис¬ную политику, помогая предприятиям и потребителям справиться с последствиями кризиса, а в периоды чрез-мерного подъема при меняет мероприятия по сдержива¬нию деловой активности, дабы не произошел кризис пере¬производства.
8. Особое внимание уделяется социальной сфере:
8.1 государство устанавливает минимальный уровень заработной платы,
8.2 перераспределяет доходы в пользу ма¬лоимущих,
8.3 реализует программы защиты окружающей среды,
8.4 здравоохранения и
8.5 образования.

Государственное регулирование применяется не во всех сферах, т.к. в некоторых оно является нецелесообразным и даже может быть пагубным. Поэтому определяются те области деятельности, в которых государственное учас¬тие жизненно необходимо (т.к. других способов разреше¬ния проблем нет), заранее просчитываются результаты применяемых мер, принимается во внимание вероятность негативных последствий вмешательства государства и предпринимаются соответствующие шаги. В целом ос¬новной принцип государственного регулирования заклю¬чается в том, что государство не должно ломать рыноч¬ный механизм, если тот в состоянии быть более эффек¬тивным в данной сфере или области хозяйствования.
Таким образом, сегодня в управлении экономической системой одинаково важными являются и государство, и рынок, которые только в совокупности способны обеспе¬чить долгосрочное макроэкономическое равновесие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий