7.1 Деньги
Деньги - экономическая категория, известная человеческому обществу с древних времен.
Деньги – это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость других товаров.
7.2 Причины появления
1. в отсутствии синхронности поступлений и платежей, затрудняющем прямой обмен;
2. в необходимости затрат труда и ресурсов для товарообменных сделок (деньги здесь выступают средством минимизации издержек);
3. в непредсказуемости хозяйственных ситуаций, вынуждающей иметь денежные остатки для страхования от неплатежей и других рисков;
4. во временном факторе, придающем деньгам роль «связующего звена» между настоящим и будущим.
7.3 Функции и виды
1. Мера стоимости – служат для измерения стоимости других товаров. Для выполнения этой функции деньги не нужны ( Пр. посмотрел на ценник, прайслист), эту функции деньги выполняют через определение цены товара.
2.Средства обращения:
3.Средство платежа.
Различают несколько видов кредитных денег: вексель, банкнота, чек, кредитная карточка.
4.Средства накопления – это функция следствие абсолютной ликвидности денег, деньги изымаются из процесса обращения и накапливаются.
5.Мировые деньги – в этой функции деньги обслуживают международную торговлю и другие международные экономические отношения.
7.4 Денежные системы и их эволюция
Критерии: Формы Виды
1. По характеру их функционирования саморегулирующиеся биметаллизма
монометаллизма
регулируемые
1система бумажного обращения
2 кредитного обращения
1. рыночного типа
2. нерыночного типа
2. По характеру регулирования валютных отношений в стране Открытые
Закрытые
7.5 Закон кругооборота денег
формула количества денег
кД =∑цен – К - ВП – КК – БЧ +П
V
∑цен - сумма цен V – скорость оборота одноименной денежной единицы. К – цены товаров проданных в кредит. ВП – взаимно погашающие платежи. КК – платежи кредитных карточек. БЧ – платежи банковских чековП – платежи срок оплаты по которым уже наступил.
Фишер:
М * v = Q * P, M — масса денег; v — скорость обращения; Q — количество товаров; P — цена.
Формула показывает, что количество товаров напрямую связано с уровнем цен.
ИНФЛЯЦИЯ представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Она ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.
Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где не балансируются государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики
Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода
Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.
К факторам денежного обращения относятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита; перенасыщение кредитом народного хозяйства; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движения и др.
К неденежным факторам инфляции относятся: факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве, с затратным механизмом хозяйствования, государственной экономической политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и т.д.
В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер, вызываемый не только денежными, но и неденежными факторами, часто политическими. Полностью исключить инфляцию даже в рыночных условиях хозяйствования невозможно, речь может идти только об управляемой инфляции.
Типичным проявлением инфляции выступает общее повышение товарных цен и понижение курса национальной валюты.
«Подавленная» инфляция может иметь место и в условиях рыночных отношений. Правительство пытается «подавить» инфляцию не путем развития производства, а зажимая денежную массу и фиксируя курс доллара. В этом случае инфляция проявляется в огромных неплатежах, в натурализации хозяйственных отношений, падении производства.
Социально-экономические последствия инфляции выражаются в:
• перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;
• обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
• постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
• неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
• искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;
• закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;
• сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;
• обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;
• возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;
• активном развитии теневой экономики, в ее «уходе» от налогообложения;
• снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;
• социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.
Для антиинфляционного регулирования используются 2 типа экономической политики:
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяются таргетирование (регулирование) темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВНП).
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост зарплаты с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен.
Регулирование доходов формируется и реализуется в ходе сложного взаимодействия государственной политики и интересов фирм. Непосредственное воздействие на рост зарплаты может быть реализовано 2 методами:
1. Законодательным контролем за ростом зарплаты и цен.
2. Договорным регулированием роста заработной платы при заключении коллективных соглашений.
Законодательный контроль за ростом цен и зарплаты может осуществляться по нескольким каналам. Один из них – налоговая система, которая может предусматривать наказания за повышение цен и зарплаты сверх установленного уровня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий