Эвристические методы, которые используются в практике принятия управленческих решений

Эвристика – совокупность приемов исследования, основанных на использовании творческого мышления, генерации новых идей и опыте лица, принимающего решение, и при этом основана на постановке вопросов и их решении.

Метод «Мозгового штурма»

Прямая "мозговая атака" является методом коллективного генерирования идей решения творческой задачи. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

Обратная "мозговая атака" предполагает не генерацию новых идей, а критику уже имеющихся.

Правила для участников

критикуется, обсуждается и оценивается каждая идея по критериям:

критика излагается лаконично, позитивно.

выступать каждому можно много раз, но лучше по кругу;

продолжительность выступления — 15-20 мин;

желательно проводить мероприятие в первой половине дня, в спокойной обстановке.

Обратная "мозговая атака" может быть проведена сразу после прямой, когда после коллективного генерирования идей формируются контридеи.

Метод ключевых вопросов

Метод целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся при решении проблемы.

Известно, что еще в Древнем Риме политикам рекомендовалось для сбора более полной информации о событии ставить перед собой ряд вопросов и отвечать на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

Принципиальные требования к использованию метода.

Проблемность и оптимальность. Искусно поставленными вопросами необходимо снижать Проблемность задачи до оптимального уровня или снижать неопределенность проблемы. Дробление информации. С помощью вопросов постараться разделить проблему на подпроблемы. Целеполагание. Каждый новый вопрос должен формировать стратегию, модель решения проблемы.

Метод ассоциаций

Основан на использовании в творческом процессе ассоциаций, метафор и случайно выбранных понятий.

Между любыми двумя разными понятиями можно осуществить логическую связь, т.е. переход в 4-5 этапов.

«Древесина» – «мяч»

«Древесина» – «лес»,

«лес» - «поле»,

«поле» – «футбольное»,

«футбольный» – «мяч».

В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей и возникают творческие идеи решения проблемы.

Метод аналогий (эмпатии)

В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные; ведутся поиски аналогии живой природы с неживой, например в области техники.

Виды аналогий:

Прямая – находится в биологических системах (Георг де Местраль – изобрел застежку липучку – аналог репейника, вертолет – аналог стрекозы).

Символическая (абстрактная) аналогия – это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого. Необходимо отрешиться от словесного описания задачи и создать ее зрительный образ.

Фантастическая аналогия – позволяет представить вещи в новой ипостаси, которую они не имеют или не получают (дельфины для охраны ВМФ баз, голуби для точного наведения ракет).

Личная аналогия – отождествляем себя с чем-либо или кем-либо. ЛПР должен поставить себя на место изучаемой проблемы.

Метод инверсии

Инверсия - изменение процедур деятельности на противоположные, обращение функций, взгляд на систему с противоположной точки зрения, нежели общепринятая, замена динамики статикой и наоборот.

Классический пример инверсии – изобретение ракеты. К. Циолковский думал, что придумал пушку, но летающую.

Метод Дельфи

Метод представляет собой многоуровневую процедуру анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим изолированно друг от друга. Экспертам предлагаются вопросы и формулировки ответов без аргументации. Например, в ответах могут быть числовые оценки параметров. Полученные оценки обрабатываются в целях получения средней и крайних оценок. Экспертам сообщаются результаты обработки первого тура опроса с указанием расположения оценок каждого. При отклонении оценки от среднего значения эксперт ее аргументирует.

В дальнейшем (во втором туре) эксперты изменяют свою оценку, объясняя причины корректировки. Результаты обрабатываются и сообщаются экспертам. При отклонениях оценок от среднего значения эксперты комментируют их. Туры повторяются, пока оценки не станут стабильными.

При опросе сохраняется анонимность ответов экс­пертов, что исключает конформизм (подавление одного мнения другим, более авторитетным).

Метод 635

Группа из шести участников анализирует и формулирует заданную проблему. Каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению проблемы (в течение 5 мин) и передает формуляр соседу.

Последний принимает к сведению предложения своего предшественника, а под ними в трех полях вносит еще три собственных предложения. Эти предложения могут использоваться в дальнейшей разработке записанных решений, но могут выдвигаться новые. Процесс заканчивается, когда участники обработали все формуляры.

Условия: рекомендуемое количество участников — 6. Время на ротационную фазу может увеличиваться на последующих фазах. Метод позволяет получить до 108 (6х3х6) предложений.

Метод синектики

Синектика (греч.) – совмещение разнородных элементов.

Метод синектики заключается в получении наиболее оригинальных идей за счет обучения участников использованию в процессе «мозговой атаки» методов аналогии, интуиции, абстрагирования, свободного размышления, применения неожиданных метафор, элементов игры, что позволяет привычную проблему в непривычной ситуации решить неожиданно и оригинально.

Условия и требования:

проблема формулируется в общем (образном) виде;

обсуждение следует начинать не с проблемы, а с анализа ее общих признаков, характеризующих сложившуюся ситуацию;

не рекомендуется останавливаться на одной, даже оригинальной идее решения;

при затруднениях в решении проблемы следует вернуться к анализу ситуации, в которой возникла проблема;

выдвижение идей и их отбор зависят от мастерства, такта, находчивости руководителя, его умения стимулировать творческое мышление участников;

2 комментария:

  1. Danube-River.Info
    создан для описания реки Дунай, как транспортной магистрали Европы, а так же предоставлять услуги информационного характера.
    Благодаря различным рубрикам сайт может привлечь внимание публики широкого спектра интересов. Рассмотрены основные понятия и термины важной части экономической науки — транспортная логистика (Агентирование, Технология грузовых работ и т.д.).
    В рубрике «Новости транспортной отрасли» Вы найдете последние новости, что позволит Вам находиться в свете новых событий мировой транспортной отрасли.
    В рубрике «Программы и пособия для моряков» есть возможность скачать бесплатно программы и электронные книги, которые позволят Вам закрепить свои знания в области морского транспорта.
    В данный момент сайт находиться в стадии активного развития. Планируется создать разделы, в которых будут охарактеризованы все порты находящиеся на берегах Дуная.
    www.danube-river.info дает современную информацию для активного развития Вашего бизнеса!
    экспедирование, агентирование, фрахтование, на Дунае.

    перевозка, экспедирование, агентирование, фрахтование, на Дунае.
    Так же наши партнеры помогут перевезти и рассчитать вам ставку фрахта до любого порта по реке Дунай, ставки портового экспедирование, железнодорожного экспедирования по СНГ и агентирования.

    ОтветитьУдалить
  2. Апартаменты с отделкой в Анапе- 1я линия= 300м до моря, аналогов нет! vk.com/apartanapa Бронирование и покупка напрямую от застройщика!

    ОтветитьУдалить