Менеджмент- система руководства деловым п/п с целью получения социально-экономического результата д-сти в рамках существующего законодательства. Этапы развития управленческой науки тесно связаны с формированием научных школ: I.Школа индустриального менеджмента (1886-1920)- Генри Таун. 1.Впервые поставлен вопрос о наличии на п/п организатора-экономиста.Его функции должны отличаться от функций инженера. Главным приоритетом управления Таун считал управление персоналом на п/п. 2.организатороской д-ти необходимо специально обучаться, для этого в специальных учебных заведениях того времени вводились определенные курсы по управлению предприятиями. 3.статус организатора-менеджера должен быть не меньше статуса инженера на п/п. 4.большинство исследований было связано с изучением контрольной функции мен-та,а также изучением различных рычагов воздействия на персонал. II. Школа научного мен-та (1920-1930) – Фредерик Тейлор,Витке,Гастев,Керженцев. 1.Заложение фундаментальных основ системы менеджмента. 2.Концентрация идей о принципах мен-та (принципы Тейлора: разделение труда,измерение труда,задачи-предписанния, программы стимулирования, труд как индивидуальная деят-сть,мотивация,роль индивидуальных способностей, роль менеджмента как науки,роль профсоюзов,развитие управленческого мышления ) III.Классическая школа мен-та (1920-1960) – Анри Файоль,Мейо, Гастев, Керженцев, Витке, Урвик. Данная школа совмещала в себе индустриальную и научную школу управления + психологические аспекты управленческой д-сти. Принципы Файоля:разделение труда,полномочия и ответственность, дисциплина, единоналичие, единство направления,подчиненность личных интересов общим,вознаграждение персонала,централизация,скалярная цепь,порядок,справедливость,стабильность рабочего места для персонала,инициатива,корпоративный дух. Происходит формирование : 1.школа теории человеческих отношений (Э.Мейо).Он провел хоторнский эксперимент,в результате серии данных экспериментов исследователи получали положительный эффект работы команды;ввел понятие «хоторнский эффект». Хоторнский эксперимент положительно влияет на организцию труда,но только в том случае,когда орг-ция достигает положительной экономической эффективности,т.е.социальные факторы воздействия идут вслед за экономическими,а не наоборот. 2.В то же время Д.Мак-Грегор разрабатывает школу поведенческих наук,теория «Х» и «У». Люди типа «Х»- не активен,ленив,не стремится к совершенству самого себя и предпочитает принуждение со стороны мен-ра (авторитарный тип управления) .Люди типа «У»- люди,стремящиеся к работе,к творчеству,к повышению производительности труда,таким образом людям дается больше свободы действий на п/п (либерально-демократический тип управления). Теория «Z» Оучи:совмещает в себе управление «Х» и «У»,но дает право сотруднику самостоятельно выбирать свой собственный стиль работы. IV.Школа инновационного мен-та (1960- …)- П.Друкер, Вейл. 1.60-80 г.-начинает развиваться предпринимательская экономика,развиваются тенденции инновационных технологий, инновационность подразумевается и со стороны м-та и со стороны товара. 2.Приблизительно в 70-е г.- начинает развиваться производственная экономика,происходит определенный сдвиг к произв.эк-ке посредством производства новых технологий,развития рабочих мест на п/п(специальное обучение персонала).3. происходит развитие техногенной революции.Это связ. С тем, что развиваются биотехногенные технологии,т.е. полная компьютеризация компаний,их автоматизация,но при усеченном человеческом факторе .4.растет количество производственных структур в непроизводственной сфере. Данный этап приводит человечество к развитию инновационного мен-та.
Исторические предпосылки современной системы м-та Управленческий континиум,кот.показывает непрерывность управленческой мысли на протяжении всего периода человеческой цивилизации не может рассматриваться как развитие теории м-та.Т.е. эти два процесса не явл.тождественными.Это связано с тем,что наука и практика м-та проходят процесс становления и развития при определенных соц-экон.условиях. Эти условия,в силу значимости для формирования современной системы м-та назыв. историческими предпосылками : 1.рыночный механизм хозяйствования 2.индустриальный способ организации производства. 3. Корпоратизация экономики. I.Рын. механизм хоз-ния с точки зрения управленческой специфики может быть показан через условия действия этого механизма: 1.Эк.самостоятельность хозяйствующих субъектов:
· в выборе направления д-ти;
· формирование уставного капитала п/п,с учетом минимальных пределов,определяемых гос-вом;
· свободный выбор партнеров и поставщиков;
· формирование фонда зарплаты и др.фондов п/п;
· свободное перемещение средств по статьям бюджета п/п.
Задача м-та обозначена границе экон.самостоятельности п/п, пределами контура управления.
2.Эк.ответственность за результаты своей д-ти. Данное условие предполагает орг-цию всех работ мен-та п/п на основе принципов жесткого бюджетного ограничения: все ресурсы п/п явл. возмездными и дефицитными (ограничены). 3.Достаточное количество производителей и потребителей на рынке. Задачами мен-та выступают решения проблемы оптимального соотношения структуры производства п/п и структуры потребления на рынке. (В экономически развитых странах – предложение превышает спрос) 4.Право контрагентов рынка(собственников товара) на назначение цены товара. Собственник товара быстрее реагирует на изменение цены с целью максимально быстрой реализации товара и возвращения ресурсов производителю. 5.Принципиальная неопределенность всех хозяйствующих субъектов рынка перед условиями,кот. возникают на этом рынке. Деловое условие явл. жестким и решается посредством орг-ции эффективной системы маркетинга.Все субъекты рынка не знают,что может произойти на рынке.Но реально найти возможность создания системы маркетинга. II.Индустриальный способ организации производства. Способ пр-ва – совокупность производительных сил и производственных отношений. Для мен-та- определенный способ комбинирования произв.сил и производств.отношений.Предполагает массовое использование более совершенных средств произ-ва,более подготовленную раб.силу и новые технологии в системе м-та. 1.Сущ. различный стадии инд.способа пр-ва (механизация,автоматизация,компьютеризация). Они предполагают различнный уровень производительных сил и отношений в обществе,что предполагает соответствующее управленческое сопровождение. 2.Управленческий анализ кругооборота капитала. Оборот капитала-это постоянный процесс кругоооборота капитала. Д – Т (средства пр-ва,раб.сила) – П…-- Т’ – Д’ Для м-та существенно важным явл. процесс оборота капитала,скорость оборота капитала,а также обеспечение расширенного воспроизводственного процесса. 3. По-скольку субъектно-объектное взаимодействие в м-те предполагает исключительно взаимодействие людей, необходимо рассматривать управленческие характеристики процесса расширенного воспроизводства рабочей силы. Воспроизводство рабочей силы предполагает восстановление рабочего ресурса персонала п/п (на простой основе-восстановление физ.возможностей,на расширенной основе-квалификация,стажировка). Для мен-та: формирование зарплаты,оплата из этого фонда в соответствии с количеством и качеством проделанной работы. 4.Экон.теория прибыли,основные способы ее производства,особенно механизмы расширенного воспроизводства чистой прибыли. Объем чистой прибыли и наличие механизма ее расширенного воспроизводства явл.главными показателями результативной д-ти мен-та. III. Корпоратизация экономики. 1.(конспект)Предполагает массовое использование в предпринимательстве акционерного капитала.Создаются благоприятные условия (фин.возможности) для организации современного производства.В условиях корпоратизации соединяется мотивация средних,крупных,мелких акционеров. С помощью эмиссии (выпуск акций) увелич.фин.ресурсы п/п. 2.(статья) Первые системно разработанные теории корпорации возникают только в 30-е г. ХХ ст. Именно в этот период проявляется такая черта мен-та как организационно-функциональная принадлежность к корпорации. Корпорация выступает как специфичная организационная форма функционирования крупного капитала (интенсивные процессы увеличения капитала,объемов производства и получаемой прибыли). Корпорации предполагали единство технологической и социальной подсистем и как реальное сообщество составляли основу индустриальной системы. Корпоративное самофинансирование-категория,показывающая возможность и необходимость принимать самостоятельно решения относительно источников обеспечения ден.средствами для простого и расширенного воспроизводства п/п. Предполагает возможность финансировать след.цикл произв-ва за счет собственных средств( прибыли и аммортизации).
Произ-во – распределение – обмен – потребление - Воспроизводство
Процессы диффузии (распыления) акций и использования механизма корпоративного самофинансированния радикально изменили структуру предпринимательства:
· профессиональные менеджеры заменили предпринимателей-собственников у руля корпорации;
· трансформируется понятие продуктивности труда,кот.определяется не столько квалификацией работника,сколько орг-цией его труда;
· корпорации приобщаются к политич.власти и общественной жизни в целом.
Появляется термин «техноструктура» - костяк корпорации,включающий менеджеров и ведущих специалистов.Техноструктура проявляет интерес к присвоению власти в корпорации,что может быть реальной угрозой для собственников. В таких обстоятельствах возрастает необходимость развития таких функций мен-та как организаация,координация,регулирование и контроль,где основная нагрузка падает на сохранение власти в управлении корпорацией путем использования различных форм контроля. В плане структуры профессионального управленческого труда система руководства корпорации распадается на основные части:администрация,менеджмент и организация. Орг-ция формирует аппарат,мен-т- управляющего,а администрация- высшее руководство(дирекцию) корпорации.
Перспективы развития системы менеджмента в условиях постиндустриального общества Постиндустриальное общество- это общество, которое развивается в условиях научно-технической революции. Повышение благосостояния людей приводит к увеличению спроса на личные услуги. Вместе с развитием технологий (изобретение ЭВМ, компьютеров и прочих интеллектуальных машин) информация становится ключевым фактором производства. «Интеллектуальные технологии» открывают невероятные возможности в поисках оптимальных приемов и методов рационально-технических решений не только в сфере экономики, но и в сфере социальной и политической. Информация становится ключевым фактором производства, который по значению превосходит все виды материального производства, производства энергии и услуг. На смену массового производства приходит гибкое мелкосерийное производство продукции, требующее высоко квалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат. Что касается перспективы ,то современные исследователи постиндустриального общества единодушны в том, что ключевую роль в этом обществе играет творческий человек, а это значит, что важность человеческого фактора, влияние человеческого капитала на суть происходящих перемен и функционирование новой экономической системы становится решающей. Исследование фундаментальных основ формирования и функционирования человеческого капитала становится важной научной задачей, решение которой позволяет разрабатывать эффективную национальную социально-экономическую политику. Ошибочные выводы и приоритеты в выборе направления постиндустриального развития могут привести и уже приводят к серьезным кризисам, как в отдельных странах, так и в сложной системе мирового.
Комментариев нет:
Отправить комментарий